ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1056/14 от 06.03.2014 Ульяновского районного суда (Ульяновская область)

 № 2-1056/14

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 06 марта 2014 года      г. Новоульяновск

 Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе

 председательствующего судьи Карасевой И.И.

 при секретаре Разиной В.В.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства стратегического развития и инноваций ** к ФИО1 о взыскании денежных средств,

                  У С Т А Н О В И Л:

 Министерство стратегического развития и инноваций ** обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств. В обоснование иска указало, что ** между Министерством экономики ** и индивидуальным предпринимателем ФИО1 был заключен договор о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства ** целевых бюджетных ассигнований в форме субсидии (гранта). По условиям договора ФИО1 была предоставлена субсидия в размере 300000 руб. на финансирование проекта «Открытие цеха по обработке зеркал и производству изделий из стекла». Указанная сумма перечислена на банковский счёт ответчика платежным поручением *** от ** года. В соответствии с п.п. 3.2.1. и 3.2.3 договора, ФИО1 обязался до ** использовать полученные бюджетные средства по целевому назначению в соответствии со сметой расходов; обеспечить в период с ** по ** выполнение предусмотренных Проектом мероприятий, осуществить финансирование Проекта за счет собственных средств в размере 310000 руб. По условиям договора (п.п. 5.2, 5.3) ответчик обязался представить отчет о расходовании бюджетных средств не позднее ** года; а так же предоставлять ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчет о расходовании бюджетных средств с подтверждающими документами о выполнении предусмотренных Проектом мероприятий. Пунктом 6.2 договора предусмотрено, что в случаях нецелевого использования бюджетных средств, а так же непредставления отчетов в установленный срок, ФИО1 обязан возвратить полученные средства в бюджет области и уплатить неустойку в размере двойной ставки рефинансирования ЦБ РФ.

 До декабря 2013 года ответчик представлял отчёты о выполнении им мероприятий в соответствии с Проектом, в то время как деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, как было установлено в ходе проведенной в августе 2013 года проверки, была прекращена им еще в декабре 2011 года, а по указанному в бизнес-плане адресу осуществления деятельности, хозяйственная деятельность фактически не осуществляется. Таким образом, ответчиком представлялись отчеты с не соответствующими действительности сведениями. Направленное ответчику требование о возврате денежных средств оставлено без исполнения. Просит взыскать с ответчика ФИО1 в пользу Министерства стратегического развития и инноваций ** средства в сумме 300000 руб., неустойку за период со ** по ** в размере 105212 руб. 50 коп.

     Истец - Министерство стратегического развития и инноваций ** и третье лицо – Министерство финансов ** о месте и времени рассмотрения дела извещены, их представители в судебное заседание не явились, заявлениями в адрес суда просили рассмотреть дело без их участия.

 Ответчика ФИО1 известить о месте и времени рассмотрения дела не представляется возможным, поскольку по месту регистрации по адресу: **, он фактически не проживает, место его пребывания судом не установлено.

     Суд считает возможным рассмотреть дело без участия сторон и представителя третьего лица на основании ст.ст.119, 167 ГПК РФ.

      Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии с п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг, предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

 Согласно п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

 В целях реализации финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства Ульяновской области, в соответствии с областной целевой программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» на 2011-2015 годы, Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.03.2009 года № 120-П утвержден Порядок предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области на открытие собственного дела.

 Из материалов дела следует, что ответчик ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с **. (л.д.***) Между Министерством экономики ** и индивидуальным предпринимателем ФИО1 заключен договор *** от ** года, в соответствии с которым ему предоставлены целевые бюджетные средства в форме субсидии в размере 300000 руб. на финансирование проекта «Открытие цеха по обработке зеркал и производству изделий из стекла» (далее Проект). (л.д.***) Указанная сумма перечислена на банковский счет ответчика платежным поручением №2357879 от 01.12.2011 года.(л.д.***)

 Как следует из распоряжений Правительства Ульяновской области от №517-пр от 01.08.2012 года и № 888-пр от 24.12.2012 года, полномочия в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области с 01 января 2013 года переданы от Министерства экономики Ульяновской области Министерству стратегического развития и инноваций Ульяновской области. (л.д.***)

 В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

 В силу пункта 8.3 Порядка предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства ** на открытие собственного дела, субъект малого предпринимательства обязан возвратить бюджетные средства в областной бюджет ** при выявлении факта их нецелевого использования или ненадлежащего исполнения договора.

     Пунктом 3.2.1 договора *** от ** предусмотрено, что ФИО1 обязался в срок до ** использовать полученные бюджетные средства по целевому назначению в соответствии со сметой расходов. Неиспользованные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет ** на лицевой счёт Министерства. Согласно п. 3.2.3 договора ответчик обязался обеспечить в срок с ** по ** выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных Проектом, в том числе обеспечить достижение социально-экономических показателей реализации проекта, предусмотренных бизнес-планом, осуществлять финансирование проекта за счет собственных средств в размере не менее 310000 рублей; в соответствии с п 3.2.4 договора, ответчик обязался представлять Министерству отчетность, предусмотренную п. 5.2. п. 5.3 раздела 5 договора.

 Согласно п. 5.2 договора, индивидуальный предприниматель ФИО1 обязался не позднее ** предоставить отчет о расходовании бюджетных средств по установленной форме, а согласно п. 5.3- ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставлять отчет с подтверждающими документами о выполнении мероприятий, предусмотренных Проектом; отчет представляется до окончания реализации Проекта в соответствии с показателями бизнес-плана.(л.д.***)

 Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ФИО1 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с **, что подтверждается выданной ** выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д.***

     Из материалов дела следует, что ответчиком ФИО1, несмотря на прекращение в декабре 2011 года деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, представлялись в феврале 2012 года финансовый отчет об использовании бюджетных денежных средств, а так же предоставлялись до декабря 2013 года ежеквартальные отчёты о выполнении им комплекса мероприятий, предусмотренных Проектом. Исходя из вышеизложенного, имеются основания полагать, что ответчиком представлялись отчеты о расходовании бюджетных средств, а так же ежеквартальные отчеты с несоответствующими действительности сведениями, поскольку в действительности предпринимательская деятельность ответчиком не осуществлялась. По результатам проведенной в августе 2013 года на основании распоряжения Министерства стратегического развития и инноваций ** от ** №121, выездной проверки деятельности ответчика и исполнения договорных обязательств, было установлено, что по адресу, указанному в бизнес-плане в качестве адреса осуществления деятельности хозяйственная деятельность фактически не осуществляется. (л.д.***)

     Министерством стратегического развития и инноваций ** ** ответчику ФИО1 направлялось требование о возврате средств в сумме 300000 руб. в бюджет ** и уплате неустойки, которое ответчиком получено не было и отделением почтовой связи корреспонденция была возвращена в адрес Министерства в связи с истечением срока ее хранения. (л.д. 118-122)

     Поскольку в суде установлено, что ответчиком ФИО1 не исполнялись обязательства по договору *** от ** года; полученные по договору средства по целевому назначению не использовались; представлялись отчеты с несоответствующими действительности сведениями, то суд находит требования истца о взыскании с ответчика полученной субсидии в размере 300000 руб. подлежащими удовлетворению. Требования истца о взыскании договорной неустойки являются правомерными. Вместе с тем, заявленный размер неустойки в 105212,5 руб. является явно несоразмерным последствиям нарушения обязательств. С учетом этого, а так же принимая во внимание то, что ответчиком предпринимательская деятельность прекращена, суд, на ст. 333 ГК РФ, считает возможным снизить размер подлежащей взысканию неустойки до 30000 руб. В удовлетворении остальной части иска о взыскании неустойки следует отказать.

 В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 6500 руб.

 Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

                  Р Е Ш И Л:

     Исковые требования Министерства стратегического развития и инноваций ** к ФИО1 о взыскании денежных средств удовлетворить частично.

 Взыскать с ФИО1 в пользу Министерства стратегического развития и инноваций ** целевые бюджетные средства в форме субсидии в размере 300000 руб. и неустойку в размере 30000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований Министерства стратегического развития и инноваций ** о взыскании неустойки отказать.

 Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6500 руб.

 Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд Ульяновской области.

 Судья                                 Карасева И.И.