ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1056/19 от 16.04.2019 Первомайского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 2-1056/2019 (43RS0003-01-2019-001283-11)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Киров 16 апреля 2019 года

Первомайский районный суд г.Кирова Кировской области

в составе председательствующего судьи Ординой Н.Н.,

при секретаре Голубевой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мясникова Виталия Геннадьевича к УМВД России по Кировской области, МВД России по Кировской области об оспаривании решения комиссии УМВД России по Кировской области,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику об оспаривании решения комиссии. В обоснование требований указал, что в период с {Дата} по настоящее время истец проходит службу в органах внутренних дел. В 2014 году истец поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно выписке из распоряжения от {Дата}{Номер} УМВД РФ по Кировской области утвержден протокол комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты от {Дата}{Номер} о принятии истца на учет для получения единой социальной выплаты в составе двух человек с {Дата} под {Номер}. {Дата} у истца родилась дочь, в учетное дело истца внесены изменения, он поставлен на учет с семьей в составе трех человек. {Дата} по договору дарения в общую долевую собственность семьи истца перешла квартира, расположенная по адресу: {Адрес}, общей площадью 48,9кв.м. {Дата} у истца родилась дочь ФИО8 Об изменении жилищных условий, а так же об увеличении членов семьи истец уведомил ответчика. {Дата} истец получил письмо о снятии с учета для получения единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пп.б п.19 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от {Дата}{Номер}. На дату принятии Комиссией решения, семья истца состояла из 4 человек и нуждалась в улучшении жилищных условий. Не согласившись с действиями ответчика, истец просит признать недействительным решение комиссии по предоставлению единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УМВД России по Кировской области от {Дата} о снятии с учета истца; обязать ответчика восстановить истца в очереди на предоставление единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с {Дата} с составом семьи четыре человека.

В ходе производства по делу к участию в деле привлечены в качестве соответчика МВД России, в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Мясникова О.А.

Представитель ответчиков на основании доверенности Телицына С.В. исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях.

Истец, третье лицо, не заявляющая самостоятельных требований относительно предмета спора, Мясникова О.А., извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным законом 19.07.2011 № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 19.07.2011 № 247-ФЗ), который закрепляет как право сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и условия реализации этого права.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона 19.07.2011 № 247-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

По смыслу нормативных положений ч. 2 ст. 4 Федерального закона 19.07.2011 № 247-ФЗ применяемых в системной взаимосвязи с пунктом 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что в период с {Дата} по настоящее время истец проходит службу в органах внутренних дел.

На основании заявления истец поставлен на учет в составе двух человек для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о чем свидетельствует выписка из распоряжения УМВД РФ по Кировской области от {Дата}{Номер} об утверждении протокола комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты от {Дата}{Номер}.

Из выписки из протокола {Номер} заседания комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты УМВД России по Кировской области от {Дата}, утвержденного распоряжением от {Дата}{Номер}, усматривается, что при постановке на учет истец был зарегистрирован в жилом доме (общая площадь 70 кв. м.), расположенном по адресу: {Адрес}.

Кроме истца по данному адресу были зарегистрированы: брат сотрудника (истца) - ФИО10, брат сотрудника (истца) - ФИО11, отец сотрудника (истца) - ФИО12, мать сотрудника (истца) - ФИО13

Указанный жилой дом являлся собственностью колхоза «Знамя Ленина» и согласно представленной справке от {Дата} приватизации не подлежит.

Жена истца - ФИО2 при постановке на учет была зарегистрирована в муниципальной квартире (общая площадь 49,2 кв. м.), ответственный наниматель - отец жены истца ФИО3. Квартира расположена по адресу: г{Адрес}. Кроме жены сотрудника в данной квартире были зарегистрированы: отец жены ФИО3, мать жены ФИО4, брат жены ФИО14 Всего 4 человека (49,2 : 4 = 12,3 кв.м. - обеспеченность жилой площади на каждого).

Фактически истец с женой проживал по договору найма жилого помещения в 2-х комнатной квартире (общей площадью 52 кв.м.) по адресу г. {Адрес}.

Таким образом, обеспеченность истца с женой на момент постановки на учет составила менее 15 кв. м., а именно 6,15 кв.м. на каждого.

Распоряжением {Номер} от {Дата} в учетное дело истца по его заявлению, были внесены изменения по составу семьи - считать очередниками на получение ЕСВ семью в составе 3-х человек (он, жена и дочь) в связи с рождением ребенка - ФИО16 Дарьи, 2015 года рождения.

В декабре 2018 года истцом в комиссию по предоставлению единой социальной выплаты подано заявление о внесении изменений в его учетное дело в связи с рождением второй дочери – ФИО16ФИО6, {Дата} года рождения и в связи с появлением в собственности квартиры по адресу {Адрес}.

После поступления в комиссию заявления истца, проведена проверка, в результате которой выявлено следующее.

Комиссией установлено, что с {Дата} собственником квартиры по адресу г{Адрес} результате приватизации стал ФИО3 (отец жены истца) 1/2 доля в праве и ФИО4 (мать жены истца) 1/2 доля в праве (договор безвозмездной передачи квартир в собственность граждан от {Дата}{Номер}).

Жена истца отказалась от участия в приватизации, тем самым ухудшив жилищные условия семьи.

Согласно частям 2 и 4 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, равные права с нанимателем жилого помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, в том числе право пользования этим помещением, имеют члены семьи нанимателя.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Так же при принятии оспариваемого решения комиссия учла, что дочь истца - ФИО16 Дарья, {Дата} года рождения была зарегистрирована в квартире (общей площадью 48,9 кв.м.) по адресу {Адрес}, {Адрес}{Дата} у посторонних. Собственником данной квартиры с {Дата} стал отец жены истца - ФИО3.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 ЖК РФ).

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ.

Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума ВС РФ по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства, при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи.

Поэтому указанное жилое помещение подлежало учету при определении обеспеченности на одного члена семьи.

Таким образом, на {Дата}, при условии, что дочь истца ФИО18 была зарегистрирована в данной квартире одна, обеспеченность на одного члена семьи составляла 16,3 кв.м. (48,9 кв.м : 3 чел.), то есть более 15 кв.м. на одного члена семьи.

С {Дата} и по настоящее время, истец, его жена и двое детей зарегистрированы и проживают в двухкомнатной квартире (общей площадью 48,9 кв.м.) по адресу {Адрес}. о чем свидетельствует копия поквартирной карточки.

Указанная квартира с {Дата} принадлежит на праве собственности истцу -1/10 доли в праве, жене истца - 7/10 доли в праве, дочери истца ФИО19 - 2/10 доли в праве (л.д.16-18).

В нарушение п. 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1223, истец об изменении жилищных условий в жилищную комиссию своевременно не сообщил, правоустанавливающие документы, подтверждающие отсутствие нуждаемости не представил.

Вторая дочь истца - ФИО6, родилась {Дата}, то есть в период с {Дата} по {Дата} обеспеченность семьи составляла 16,3 кв.м (48,9 кв.м : 3 чел.), что составляло более 15 кв. м на одного члена семьи.

В соответствии с п. 29 Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223 (редакция от 12.12.2014) "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" в случае, если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений.

В соответствии со статьей 7 Закона № 247-ФЗ норма предоставления площади жилого помещения на семью из 2 человек составляет 42 кв.м.

Из данной нормы подлежали бы исключению квадратные метры полагающиеся на семью в муниципальной квартире, а это по имеющимся данным 12,3 кв.м., то есть 42 - 12,3 = 29,7 кв.м.

То есть при первоначальной постановке на учет для получения единой социальной выплаты, семье полагалась бы единая социальная выплата исходя из 29,7 кв.м.

Таким образом, добровольный отказ жены от права пользования (приватизации) жилым помещением по адресу {Адрес} феврале {Дата} года привели к ухудшению им своих жилищных условий, к искусственному созданию предпосылок к получению ЕСВ в большем размере, поскольку, не участвовав в приватизации, данная семья стала претендовать на выплату из расчета 42 кв.м.

Так, частью 7 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ предусмотрено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей.

Согласно приведенной норме, Правилам предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1223 и нормам жилищного законодательства (ст. 53 ЖК РФ) перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.

Кроме того, как указывалось ранее, истец с семьей в последствии еще дважды превысили обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров, о чем истец своевременно не сообщил в комиссию.

В связи с вышеизложенным, Протоколом {Номер} заседания комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты УМВД России по Кировской области от {Дата}, утвержденного распоряжением от {Дата}{Номер} заявитель с семьей снят с учета для предоставления единовременной социальной выплаты на основании пп. «б» п.19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от {Дата}{Номер} (л.д. 59), в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более 15 кв.м.

Судом установлено, что добровольный отказ члена семьи истца от права пользования (приватизации) жилым помещением, расположенным по адресу: г.Кирово-Чепецк, {Адрес} привел к ухудшению жилищных условий, к искусственному созданию предпосылок к получению единой социальной выплаты в большем размере, поскольку, снявшись с регистрационного учета и не участвовав в приватизации, данная семья стала претендовать на выплату из расчета 42 кв.м.

Так же в ходе судебного заседания подтвердились доводы ответчика относительно того, что в период с {Дата} по {Дата} обеспеченность семьи составляла 16,3 кв.м., что составляло более 15 кв.м. на одного члена семьи.

В соответствии с пунктом 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 №1223 (далее – Правила предоставления единовременной социальной выплаты), сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае изменения (улучшения) жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты.

В пункте 24 названных Правил указано, что если основания для получения сотрудником единовременной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учета.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что протокол комиссии от {Дата} о снятии истца с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с обеспеченностью общей площадью более 15 кв.м. на одного члена семьи отвечает требованиям Федерального закона 19.07.2011№ 247-ФЗ, а так же Правилам предоставления единовременной социальной выплаты.

На основании вышеизложенного в удовлетворении исковых требований суд отказывает в полностью.

Руководствуясь ст.ст.194, 198, 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Первомайский районный суд г.Кирова в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись Н.Н. Ордина

Решение суда в окончательной форме принято {Дата}.