ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1056/2012Г от 24.08.2012 Ленинградского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-1056/2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Ленинградская 24 августа 2012 года

Ленинградский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Калниной М.Ю.,

при секретаре Сидак А.А.,

с участием представителя прокуратуры Гузенко В.С.,

представителя администрации МО Ленинградский район Лыгиной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Ленинградского района о признании Решения Совета муниципального образования от 30.05.2012 года № 32 «Об уполномоченном органе на осуществление контроля в сфере размещения заказов» противоречащим требованиям федерального законодательства и недействующим полностью,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой Ленинградского района проведена проверка соблюдения законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В ходе проверки установлено, что Решением Совета муниципального образования Ленинградский район от 28.10.2011 № 60 утверждено Положение о Контрольно-счетной палате муниципального образования Ленинградский район.

30.05.2012 Советом муниципального образования Ленинградский район принято Решение №32, которым установлен уполномоченный орган на осуществление контроля в сфере размещения заказов.

Установлено, что указанными правовыми актами на Контрольно-счётную палату возложены полномочия по осуществлению контроля в сфере размещения муниципальных заказов.

Предоставление Контрольно-счётной палате полномочий по осуществлению контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд противоречит действующему федеральному законодательству.

18.06.2012 г. прокуратурой района на решение Совета муниципального образования Ленинградский район от 30.05.2012 №32 «Об уполномоченном органе на осуществление контроля в сфере размещения заказов» принесен протест, с требованием об отмене акта.

12.07.2012 г. протест прокурора рассмотрен на очередной сессии Совета муниципального образования Ленинградский район. По результатам рассмотрения протеста прокурора района депутатами Совета принято решение об отказе в удовлетворении требований прокурора

Прокурор Ленинградского района не согласился с решением Совета депутатов, поэтому обратился с заявлением в суд и просит признать Решение Совета муниципального образования от 30.05.2012 года № 32 «Об уполномоченном органе на осуществление контроля в сфере размещения заказов» противоречащим требованиям федерального законодательства и недействующим полностью.

Представитель прокуратуры Ленинградского района Гузенко В.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель администрации МО Ленинградский район Лыгина Ю.А. пояснила, что она не согласна с заявленными требованиями прокурора по следующим основаниям.

Статья 17 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусматривает осуществление контрольных мероприятий при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, а также нужд муниципальных бюджетных учреждений уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом местного самоуправления муниципального района. Такой орган определяют органы местного самоуправления муниципального района самостоятельно, исходя из установленной, в соответствии с Федеральным законом от 6.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуры органов местного самоуправления и их полномочий.

В соответствии со статьей 38 вышеуказанного закона правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов происходит в соответствии Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате муниципального образования Ленинградский район на Контрольно-счетную палату возложены организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального образования Ленинградский район. В целях осуществления эффективного контроля в сфере размещения заказов для муниципальных нужд муниципального образования Ленинградский район решением Совета муниципального образования Ленинградский район от 30.05.2012 года № 32 определен уполномоченном органом на осуществление контроля в сфере размещения заказов Контрольно - счетная палата муниципального образования Ленинградский район. В связи с выше изложенным, считает, что оспариваемое решение Совета вынесено законно и обосновано и не подлежит отмене.

Ходатайств о приобщении, либо об истребовании дополнительных доказательств в судебном заседании заявлено не было, в связи с чем суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Ленинградского района проведена проверка соблюдения законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В ходе проверки установлено, что Решением Совета муниципального образования Ленинградский район от 28.10.2011 № 60 утверждено Положение о Контрольно-счетной палате муниципального образования Ленинградский район.

30.05.2012 Советом муниципального образования Ленинградский район принято Решение №32, которым установлен уполномоченный орган на осуществление контроля в сфере размещения заказов.

Указанными правовыми актами на Контрольно-счётную палату возложены полномочия по осуществлению контроля в сфере размещения муниципальных заказов.

Предоставление Контрольно-счётной палате полномочий по осуществлению контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд противоречит действующему федеральному законодательству.

18.06.2012 г. прокуратурой района на решение Совета муниципального образования Ленинградский район от 30.05.2012 №32 «Об уполномоченном органе на осуществление контроля в сфере размещения заказов» принесен протест, с требованием об отмене акта.

12.07.2012 г. протест прокурора рассмотрен. Депутатами Совета принято решение об отказе в удовлетворении требований прокурора

Статьями 157, 265, 266 Бюджетного Кодекса Российской Федерации установлены следующие виды финансового контроля: финансовый контроль.

осуществляемый законодательными (представительными) opганами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образовании: финансовый контроль, осуществляемый органами федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями муниципальных образований.

В силу положений ч. 1 ст. 152, ч. 1-3 ст. 157, ч.ч. 1. 2 ст. 265, ст. 266 Бюджетного Кодекса Российской Федерации законодательные (представительные) органы осуществляют следующие формы финансового контроля предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам: текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов па заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в холе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами: последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Контроль законодательных (представительных) органов предусматривает право соответствующих законодательных (представительных) органов на: получение от органов исполнительной власти, местных администраций муниципальных образований необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета: получение от финансовых органов оперативной информации об исполнении соответствующих бюджетов; утверждение (не утверждение) отчета об исполнении соответствующего бюджета: создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов); вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Органы муниципального финансового контроля, созданные представительными opганами муниципальных образований, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации. Полномочия органа муниципального финансового контроля, созданного законодательным (представительным) органом, определяются законом (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования).

Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» установлено, что Контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.

Подпунктами 1-10 части 2 ст. 9 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетным органам муниципальных образований предоставлены следующие полномочия: контроль за исполнением местного бюджета; экспертиза проектов местного бюджета; внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета; организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию: оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящеюся в муниципальной собственности: финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ: анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование; подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования: участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции.

Бюджетным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.201 1 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» контрольно-счетным органам, создаваемым представительными opганами муниципальных образований, полномочий по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов не предоставлено.

Создание муниципального органа, уполномоченного на осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, её компетенция, порядок осуществления деятельности (проведения плановых и внеплановых проверок) регламентируется Федеральным законом от 21.07.2003 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ), содержащим специализированные нормы, регламентирующие правоотношения в области размещения заказов с учетом их особенностей и специфики.

В связи с этим, законодателем в статьях 17. 57-62 Закона № 94-ФЗ предусмотрен специальный порядок проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения законодательства о размещении заказов, обжалования действий государственных и муниципальных заказчиков, федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления муниципального района, городского округа, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов.

Более того, в соответствии со ст. 17 Закона № 94-ФЗ порядок проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов - Министерством экономического развития РФ и. в частности Приказом Минэкономразвития РФ oт 28.01.201 1 №30 «Об утверждении Порядка проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков».

Согласно и. 11 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.201 1 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетные органы, создаваемые представительными органами местного самоуправления, помимо полномочий, установленных п.п. 1-10 ч. 2 ст. 9 Закона могут осуществляться иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Полномочия органов местного самоуправления муниципального района (городского округа), уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов, в том числе порядок проведения ими проверок (плановые, внеплановые), установлены ст. 17 Закона № 94-ФЗ, правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов и, соответственно, не мот регламентироваться законами субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В соответствии со ст. 2 Закона № 94-ФЗ законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. При этом, правом на принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов, наделены Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречии, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Предоставление Контрольно-счётной палате муниципального образования Ленинградский район полномочий по осуществлению контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание ycлуг для муниципальных нужд противоречит требованиям ч.1 ст. 152, ч. 1-3 ст. 157, ч.ч. 1, 2 ст.265, ст.266 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, ст. ст.2, 17 Закона № 94-ФЗ, ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.201 1 №6-ФЗ в связи с чем. Решение Совета муниципального образования Ленинградский район от 30.05.2012 № 32 «Об уполномоченном органе на осуществление контроля в сфере размещения заказов», подлежит отмене, как противоречащее требованиям действующего федерального законодательства.

Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов граждан является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории РФ в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

В силу требований ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом согласно ст. 60 ГК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Судом, с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, дана оценка всем предоставленным сторонами доказательствам, которые свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 45, 194-198, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Ленинградского района о признании Решения Совета муниципального образования от 30.05.2012 года № 32 «Об уполномоченном органе на осуществление контроля в сфере размещения заказов» противоречащим требованиям федерального законодательства и недействующим полностью удовлетворить.

Признать Решение Совета муниципального образования Ленинградский район от 30.05.2012 №32 «Об уполномоченном органе на осуществление контроля в сфере размещения заказов» противоречащим требованиям федерального законодательства и недействующим полностью со дня вступления данного решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Ленинградский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья: М.Ю. Калнина