Дело № 2-1056/2022
Уникальный идентификатор дела 37RS0007-01-2022-001367-36
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Заволжск Ивановской области 16 мая 2022 г.
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи И. Н. Беляковой
при секретаре Н. Е. Кудряшовой,
с участием заместителя Кинешемского городского прокурора А. Б. Ильина,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия Кинешемского городского суда в г. Заволжске Заволжского района Ивановской области гражданское дело по исковому заявлению Кинешемского городского прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью "АМИС" о возложении обязанности выполнения мероприятий гражданской обороны,
установил:
Кинешемский городской прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил обязать ответчика в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу: разработать план основных мероприятий организации ООО «АМИС» на год, согласовать его с администрацией городского округа Кинешма; разработать программу вводного инструктажа по гражданской обороне, осуществить подготовку работников ООО «АМИС» в области гражданской обороны путём проведения вводного инструктажа в области гражданской обороны, учений и тренировок; утвердить программу курсового обучения в области гражданской обороны с учётом особенностей деятельности ООО «АМИС» для работников организации; создать и организовать работу комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования организации в военное время.
В обоснование исковых требований указано на неисполнение ответчиком вышеуказанной обязанности, что влечёт за собой неготовность сил и средств гражданской обороны к применению их по назначению, необеспечению своевременной защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах, вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В судебном заседании заместитель Кинешемского городского прокурора А. Б. Ильин подержал заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом, в направленном суду заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, указал, что согласен с заявленными исковыми требованиями.
С учётом мнения прокурора, положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав объяснения прокурора, учитывая мнение ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск прокурора подлежит удовлетворению.
В ст. 2 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" предусмотрено, что организация обороны включает в себя планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне, оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны.
Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» (далее - Положение о гражданской обороне в Российской Федерации), приказом МЧС России от 14 ноября 2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (далее - Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях), Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны» (далее - Положение о подготовке населения в области гражданской обороны).
Так, в соответствии с п. 2 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации мероприятия по гражданской обороне в Российской Федерации организуются и проводятся на всей территории страны на федеральном, региональном, местном уровнях и в организациях.
Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального или местного уровня по гражданской обороне.
На организации, наряду с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями возложены обязанности создавать и содержать силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планировать и осуществлять мероприятия по гражданской обороне.
Порядок подготовки к ведению гражданской обороны в организации утверждается руководителем этой организации (п. 4 Положения).
Ведение гражданской обороны осуществляется на основе соответствующих планов гражданской обороны (п. 5 Положения).
Перечень основных мероприятий для организаций, необходимых в целях решения задач в области гражданской обороны, закреплён в п. 16 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях и содержит в себе, среди прочего: осуществление курсового обучения работников организаций в области гражданской обороны; пропаганду знаний в области гражданской обороны; разработку программы проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне; организацию и проведение вводного инструктажа по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы; планирование и проведение учений и тренировок по гражданской обороне; создание и организацию работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в военное время.
Кроме того, п. 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны предусматривает для организаций следующие обязанности: разрабатывать программы курсового обучения работников организаций в области гражданской обороны; осуществлять курсовое обучение работников организаций в области гражданской обороны; создавать и поддерживать в рабочем состоянии соответствующую учебно-материальную базу; разрабатывать программу проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне; организовать и проводить вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы; планировать и проводить учения и тренировки по гражданской обороне.
Судом установлено, что постановлением администрации городского округа Кинешма от 15 июня 2021 г. № 694-п «О создании сил гражданской обороны городского округа Кинешма и поддержании их в готовности к действиям» ООО «АМИС», как коммунально-техническая служба, имеющая санитарно-обмывочный пункт и станцию специальной обработки одежды, включено в перечень служб, отвечающих за выполнение мероприятий гражданской обороны и защиты населения на территории городского округа Кинешма (л. д. 5-10).
Между тем, по результатам проведения по поручению прокуратуры Ивановской области проверки обеспечения и укрепления законности в сфере исполнения законодательства о гражданской обороне Российской Федерации Кинешемской городской прокуратурой выявлены следующие нарушения требований законодательства о гражданской обороне со стороны ООО «АМИС»:
отсутствие плана основных мероприятий, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, согласованного с администрацией городского округа Кинешма;
отсутствие разработанной программы вводного инструктажа по гражданской обороне, а также документов, подтверждающих проведение с работниками вводного инструктажа по гражданской обороне, в том числе с вновь принятыми в течение первого месяца их работы в соответствии с разработанной программой;
отсутствие утвержденной программы курсового обучения в области гражданской обороны с учётом особенностей деятельности организации для работников организации;
факт не проведения учений и тренировок по гражданской обороне;
отсутствие комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования в военное время (л. <...>).
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения прокурором представления в адрес руководителя ООО «АМИС» об устранении выявленных нарушений (л. д. 12-13).
Совокупный анализ вышеуказанных норм права и представленных доказательств позволяет прийти к выводу о том, что ответчик как организация, на которую действующим законодательством возложены обязанности по выполнению мероприятий гражданской обороны, до настоящего времени не обеспечил выполнение этих мероприятий.
С учётом изложенного заявленные прокурором исковые требования подлежат полному удовлетворению, поскольку невыполнение ответчиком вышеуказанных мероприятий влечет за собой неготовность сил и средств гражданской обороны к применению их по назначению, необеспечению своевременной защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах, вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Предлагаемый прокурором срок для исполнения ответчиком возлагаемой на него обязанности суд считает разумным и достаточным.
На основании Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Кинешемского городского прокурора Ивановской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью "АМИС" о возложении обязанности выполнения мероприятий гражданской обороны удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «АМИС» в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу:
разработать план основных мероприятий организации ООО «АМИС» на год, согласовать его с администрацией городского округа Кинешма;
разработать программу вводного инструктажа по гражданской обороне, осуществить подготовку работников ООО «АМИС» в области гражданской обороны путём проведения вводного инструктажа в области гражданской обороны, учений и тренировок;
утвердить программу курсового обучения в области гражданской обороны с учётом особенностей деятельности ООО «АМИС» для работников организации;
создать и организовать работу комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования организации в военное время.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий судья И. Н. Белякова
В окончательной форме решение изготовлено 23 мая 2022 г.