ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД г. НОВОСИБИРСКА
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД г. НОВОСИБИРСКА — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Российская федерация
Центральный районный суд города Новосибирска
630099, г. Новосибирск, ул. Горького, д.89
Дело № 2-1057/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 мая 2011 года г. Новосибирск
Центральный районный суд г. Новосибирска в составе
Председательствующего судьи С.Л. Малахова
При секретаре С.И. Нестеровой
Заявителя ФИО1
Представителя заявителя ФИО2
Представителя заинтересованного лица ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий ФГУП «Ростехинвентиризация-Федеральное БТИ»,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по отказу в выдачетехнической документации на нежилые помещения, общей площадью 994,2 кв.м. расположенные по адресу : <...>, обязать ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» выдать техническую документацию.
Как указал в заявлении заявитель, он являясь собственником квартиры №00 в многоквартирном доме по адресу: <...>, обратился в ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» с заявлением в выдаче технической документации: выписку из Единого государственного реестра объектов капитального строительства, технический паспорт, кадастровый паспорт на перечисленные в заявлении нежилые помещения общей площадью 994, 2 кв.м. расположенные по адресу: Красный проспект, 49, поскольку данные помещения являются общим имуществом собственников многоквартирного дома. Однако, ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» отказало в выдаче указанных документов со ссылкой, что указанные документы формируются по результатам технической инвентаризации и технического учета объектов, в отношении которых такой учет предусмотрен законодательством, а учет общего имущества собственников многоквартирного дома отдельно от многоквартирного дома в настоящее время отсутствует.
Заявитель ФИО1, его представитель ФИО2 заявленные требования поддержали в полном объеме, дали соответствующие пояснения.
Представитель заинтересованного лица ФИО3, действующий на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.60-61), а также просил оставить заявление без рассмотрения, поскольку оно не подлежит рассмотрению в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ (л.д.89-91).
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что заявитель является собственником квартиры №00 в многоквартирном доме по адресу: <...>. (л.д.7).
30.03.2010 г. ФИО1 обратился с заявлением в ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» о подготовке технической документации на помещения площадью 994,2 кв.м., расположенные по адресу: Красный проспект,49 и выдаче выписки из Единого государственного реестра объектов капитального строительства, поэтажные планы с экспликациями к ним (технический паспорт), кадастровый паспорт. Целью обращения ФИО1 указано использование документации при текущей эксплуатации и ремонте помещений (л.д.33).
Как следует из содержания ответа ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» за № 00-00-0000 от 14.04.2010 г. выписку из Единого государственного реестра объектов капитального строительства, технический и кадастровый паспорт формирует БТИ по результатам технической инвентаризации и технического учета объектов, в отношении которых такой учет предусмотрен законодательством. Однако, изготовление выписки из Единого государственного реестра объектов капитального строительства, технический и кадастровый паспорт на помещения общего пользования, отдельно от многоквартирного дома, в котором они находятся, не производится, поскольку отсутствует нормативно правовой акт, предусматривающий технический учет общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, в том числе и помещений общего пользования, отдельно от многоквартирного дома, также отсутствует и форма документа технического учета.
В связи с этим, БТИ предложило заявителю заключить договор на изготовление «выписки из технического паспорта» изготовленного по данным последней инвентаризации всего дома, и позволяющая для наглядности иметь план и экспликацию, на которых будут обозначены только помещения общего пользования (л.д.34-35).
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» является лицом, уполномоченным частями 2,3 статьи 43 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», постановлениями Правительства от 13.10.1997 г. № 1301 от 04.12.2000 № 921 на выдачу технических документов, в связи с чем, его действия как юридического лица, которому переданы конкретные государственно-властные полномочия подлежат обжалованию в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ (л.д.56).
Таким образом, доводы представителя заинтересованного лица о том, что настоящее заявление не подлежит рассмотрению в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд во внимание не принимает.
Исходя из смысла положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Вместе с тем, как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ по существу суду надлежит выяснять:
- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 28 апреля 2006 г. № П/0092 утвержден Устав федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости".
Как следует из пункта 1.3 Устава ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" является коммерческой организацией, целью и деятельностью которой является в частности:
- деятельность по технической инвентаризации и учету объектов капитального строительства,
- оказание услуг по подготовке необходимых документов для перевода жилых помещений в нежилые и нежилых в жилые, а также документов, требуемых для проведения перепланировок, реконструкции помещений,
- деятельность по обеспечению хранения и систематизации источников формирования баз данных единого государственного реестра объектов недвижимости - архивных фондов учетно-технической документации организаций технического учета и инвентаризации (включая технические паспорта, оценочную и иную учетно-техническую документацию по объектам учета, в том числе регистрационные книги, реестры, копии зарегистрированных документов), относящихся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являющихся федеральной собственностью.
Уставом определено, что предприятие не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные настоящим Уставом.
Также пунктом 4.1 Устава определено, что предприятие свободно в выборе предмета и содержания договоров и обязательств, любых форм хозяйственных взаимоотношений, которые не противоречат законодательству Российской Федерации и настоящему Уставу.
Таким образом, одним из видов деятельности ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" является технический учет и техническая инвентаризация объектов капитального строительства.
Приказом Минземстроя России от 04.08.1998г. № 37 утверждена Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, согласно которой технической инвентаризации подвергаются все помещения здания (пункт 1.3).
Заявитель просит выдать техническую документацию на помещения, являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме по Красному проспекту, 49, общей площадью 994,2 кв.м. При этом, заявитель указывает общую площадь помещений, номера на поэтажных планах и этажи, включая кровлю.
Однако, организациями технической инвентаризации не учитывается какие из помещений входят в состав общего имущества собственников дома, поскольку определение таких помещений и какой-либо их учет не входят в их компетенцию.
В приложении № 12 (обязательное) вышеуказанной Инструкции предъявляются единые требования к форме технического паспорта на здания. Указания в техническом паспорте многоквартирного дома помещений общего пользования производится на основании указанных требований.
Поскольку действующее законодательство РФ не устанавливает перечня помещений общего пользования, то и невозможно отождествить помещения общего пользования, указанные в техническом паспорте, с общим имуществом многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 1 раздела I Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, состав общего имущества определяется не органами технической инвентаризации, а собственниками помещений в многоквартирном доме, либоорганами государственной власти или органами местного самоуправления.
Порядок определения состава общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и форму документа технического учета такого имущества должно было утвердить до 1 октября 2006 г. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (пункт 5 постановления Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»).
Однако, до настоящего времени форма такого документа не утверждена, в связи с этим технический учет общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме не производится (письмо Минрегионразвития РФ за № 6037-РМ/07 от 04.04.2007г.)
Также, согласно абзацу 3 пункта 7 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000г. №921 по результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее - Единый государственный реестр).
Таким образом, в случае если техническая инвентаризация объекта не проводилась, то и отсутствует и технический паспорт объекта, поскольку техническая документация на объект капитального строительства изготавливается только по результату технической инвентаризации самого объекта, которая осуществляется по заявлению заинтересованных лиц (пункт 6).
Как следует из пояснений представителя заинтересованного лица, БТИ не проводило техническую инвентаризацию по отдельности от многоквартирного дома каждого из указанных в заявлении помещений, являющихся общим имуществом.
Приказом Министерства Юстиции РФ от 18.02.2008 г. № 32 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка» утверждены формы кадастровых паспортов. Однако среди утвержденных форм отсутствует форма кадастрового паспорта на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
Поскольку как указано выше ни формы кадастрового паспорта на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, ни формы технического паспорта на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, ни состава включаемых в него сведений действующее законодательство РФ в настоящее время не содержит, то и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" не имело возможности выдать техническую документацию в отношении общего имущества многоквартирных домов, а правовых оснований и полномочий, согласно Уставу и нормами жилищного законодательства и нормами о государственном техническом учете, для самостоятельной разработки такой документации предприятие не предоставлено и не имеет.
Пунктом 17 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000г. №921 предусмотрено, что сведения (документы) об объектах капитального строительства, находящихся в общей (совместной или долевой) собственности, предоставляются по заявлению любого из собственников в течение месяца с даты получения заявления (запроса), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Указанный пункт положения предоставляет право любого из собственников общей (совместной или долевой) собственности подать заявление о предоставлении документов об объектах капитального строительства находящихся в общей (совместной или долевой) собственности и получить их в течение установленного срока.
Доводы заявителя о нарушении заинтересованным лицом пункта 17 Положения, суд полагает несостоятельными, поскольку действия ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" № 00-00-0000 от 14.04.2010 г. выраженные в виде ответа, соответствует Уставу и законодательству о техническом учете и инвентаризации, предоставлен в установленном нормами сроки, и не нарушает права и свободы заявителя, ФИО1 было разъяснено о невозможности выдать документы в связи с отсутствием для них нормативной базы, и предложено, на основании заявления собственников и соответствующего заключения договора, предоставить интересующую информацию из имеющегося в БТИ технического паспорта здания по адресу Красный проспект,49.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 98, 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления ФИО1 – отказать.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи кассационной жалобы через суд, вынесший решение.
Судья С.Л. Малахов
Мотивированное решение изготовлено 03.06.2011 г.