ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1057/14 от 26.02.2014 Ленинскогого районного суда г. Омска (Омская область)

               Дело № 2-1057/14

    ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

  Ленинский районный суд города Омска в составе:

 председательствующего судьи Лозовой Ж.А.,

 при секретаре Малышевой Н.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске «26» февраля 2014 года гражданское дело № 2-1057/14 по иску Министерства имущественных отношений Омской области к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

 УСТАНОВИЛ:

 Истец Министерство имущественных отношений Омской области обратился в Ленинский районный суд города Омска с исковыми требованиями об освобождении от исполнительного сбора, указав, что судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Омской области П.А.П.  ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство № об обязании Министерства имущественных отношений Омской области предоставить К.С.О. . благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого фонда в соответствии с «Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области», утв. Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года № 284-П (далее-Порядок). В постановлении о возбуждении исполнительного производства приставом установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, указанное постановление получено Минимуществом ДД.ММ.ГГГГ г. В связи с неисполнением Минимуществвом требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Омской области П.А.П. . ДД.ММ.ГГГГ принято решение о взыскании с Минимущества исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей. Однако, исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Так, Порядком предусмотрено, что уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями являются Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области. Органами, обязанными приобрести жилые помещения, являются Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области. Законом Омской области от 25.12.2013 г. № 1500-ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Минимуществу предусмотрены денежные средства на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> млн.руб., на ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> млн.руб., на ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> млн.руб. В рамках исполнения обязательства по обеспечению жильем детей-сирот в соответствии с п. 3 Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п, поступила заявка на приобретение 63 квартир: 9 в Любинском районе, 4 в Одесском районе, 50 в городе Омске. Денежные средства для указанных целей Минимуществу выделены в апреле 2013 года, а 04.06.2013 г. истцом приобретены 2 квартиры в Одесском районе, 10.06.2013 г. 6 квартир в Любинском районе, 24.06.2013 г. еще 3 квартиры. По 2 квартирам в Одесском районе заключен предварительный договор купли-продажи до приведения жилых помещений в надлежащее состояние. Распоряжениями Минимущества жилые помещения предоставлены детям-сиротам в соответствии с перечнем лиц, представленным Министерством образования Омкой области в соответствии с п. 10 Порядка. Пятьдесят квартир в г. Омске приобретены Минимуществом 26.07.2013 г., чему предшествовала процедура выбора застройщика для строительства жилых помещений, введение им дома в эксплуатацию, оформление кадастровых паспортов жилых помещений, а также процедура регистрации права собственности застройщика на объекты недвижимости, а в дальнейшем - заключение Минимуществом договоров купли-продажи, а также регистрация права собственности Омской области на помещения. Распоряжением Минимущества от 31.07.2013 г. № 1412-р жилые помещения в г. Омске, приобретенные у застройщика, предоставлены детям-сиротам. Таким образом, за трехмесячный период Минимущества освоило денежные средства, выделенные для приобретения жилых помещений специализированного жилищного фонда в целях обеспечения жильем детей-сирот. Учитывая, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, а также то, что законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Минимущество осуществило приобретение жилых помещений с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по исполнению решений суда. Распоряжением Минимущества от ДД.ММ.ГГГГ № было предоставлено специализированное жилое помещение К.С.О.  в <адрес> по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, учитывая отсутствие виновных действий (бездействия) по исполнению решений суда, просил освободить Минимущество от уплаты исполнительского сбора, вынесенного постановлением судебного пристава-исполнителя МРО по ОИП УФССП России по Омской области П.А.П. . от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №

 В судебном заседании представитель истца - Министерства имущественных отношений Омской области Рейтер М.А. (по доверенности) не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

 Представители ответчиков - Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области, УФССП России по Омской области, третьих лиц - Министерства образования Омской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

 В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.

 Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

 Согласно положениям ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

 Из материалов дела следует, что на основании решения <данные изъяты> районного суда города Омска выдан исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ г. №, предмет исполнения: обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области в соответствии с Порядком обеспечения жилой площадью по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), утв. постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 г. № 284-п, предоставить К.С..О. жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда.

 ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Омской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № Из указанного постановления о возбуждении исполнительного производства следует, что должнику в пятидневный срок со дня получения настоящего постановления было предложено добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чем немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущего сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 31).

 В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Федеральным законом.

 Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

 Исполнительский сбор устанавливается в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере 500 руб., с должника-организации - 5000 рублей (в ред. Федерального закона от 27.09.2009 N 225-ФЗ).

 ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель МРО по ОИП УФССП России по Омской области П.А.П. вынесла постановление о взыскании с должника Министерства имущественных отношений Омской области исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, установила должнику новый срок для исполнения требований исполнительного документа - ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5-6).

 Законность вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора истцом, как должником по исполнительному производству, не оспаривается.

 Согласно ч. 7 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве», суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на 1/4 от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

 В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

 По смыслу ст. 55 Конституции РФ, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. При этом наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.

 Из содержания исполнительного документа видно, что на истца возложена обязанность предоставить К.С.О.  благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм в соответствии с порядком обеспечения жилой площадью по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 № 284-п.

 Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.

 Согласно п. 2 названного Порядка уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком являются Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.

 Приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области (далее соответственно - заявки, муниципальные образования). Цена приобретения жилых помещений устанавливается в соответствии с законодательством.

 В соответствии с п. 4 Порядка заявки формируются и направляются в Министерство имущества и Министерство строительства ежегодно не позднее 15 февраля текущего года пропорционально численности проживающих в соответствующем муниципальном образовании детей-сирот, состоящих в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - список), чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникнет в текущем году, по данным на 1 января текущего года с учетом расчетной стоимости жилого помещения.

 В соответствии с п.п. 7, 8, 9 указанного Порядка жилые помещения приобретаются Министерством имущества по договорам купли-продажи. Министерство строительства в течение 10 рабочих дней со дня получения документов о регистрации права собственности Омской области на каждое приобретенное жилое помещение направляет в Министерство имущества письмо о необходимости его включения в специализированный жилищный фонд Омской области в установленном законодательством порядке. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с решением Министерства имущества, принимаемым на основании сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования. В течение 2 рабочих дней со дня получения документов о регистрации права собственности Омской области на каждое приобретенное жилое помещение или письма Министерства строительства о необходимости включения приобретенного жилого помещения в специализированный жилищный фонд Омской области Министерство имущества направляет в Министерство образования информацию о количестве и месте нахождения указанных жилых помещений с запросом о предоставлении сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения.

 В соответствии с п. 9 вышеуказанного Порядка жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с решением Министерства имущества, принимаемым на основании сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования. В течение 2 рабочих дней со дня получения документов о регистрации права собственности Омской области на каждое приобретенное жилое помещение или письма Министерства строительства о необходимости включения приобретенного жилого помещения в специализированный жилищный фонд Омской области Министерство имущества направляет в Министерство образования информацию о количестве и месте нахождения указанных жилых помещений с запросом о предоставлении сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения.

 Согласно п. 10 Порядка сведения о детях-сиротах с учетом дат рождения детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества. В случае если несколько детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, имеют одинаковую дату рождения, то сведения о них представляются Министерством образования Министерству имущества с учетом дат принятия решений о включении их в список. В случае если фактическое место нахождения первого по списку лица неизвестно, после того как Министерством образования предприняты меры по его установлению, Министерство образования представляет в Министерство имущества сведения о следующем по списку ребенке-сироте для заключения с ним договора найма специализированного жилого помещения.

 В соответствии с п. 11 Порядка решение о предоставлении детям-сиротам жилого помещения принимается Министерством имущества в течение 10 рабочих дней (в редакции постановления Правительства Омской области от 20 мая 2013 г. N 108-п), а ранее - 5 дней, с момента получения сведений о детях-сиротах, представляемых в соответствии с пунктом 10настоящего Порядка.

 ДД.ММ.ГГГГ должник обращался к судебному приставу-исполнителю МРО по ОИП УФССП России по Омской области с заявлением об отложении совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения по исполнительному производству № в пользу взыскателя К.С.О.. до исполнения Минстроем Омской области заявки на приобретение жилых помещений в ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20-24).

 Распоряжением Министерства имущественных отношений Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение в <адрес> предоставлено взыскателю К.С.О. . (л.д. 7); ДД.ММ.ГГГГ между К.С.О.. и КУ «<данные изъяты> заключен договор № найма жилого помещения, расположенного по адресу: Омск, <адрес>, на срок <данные изъяты> лет (л.д. 12-15), сторонами подписан акт приема-передачи жилого помещения (л.д. 16).

 ДД.ММ.ГГГГ судебному приставу-исполнителю МРО по ОИП УФССП России по Омской области направлено заявление об исполнении исполнительных производств, в том числе в отношении взыскателя К.С.О.  (л.д. 25-26).

 ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением исполнительного документа (л.д. 32).

 Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года № 13-П, должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

 Со дня возбуждения исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора ДД.ММ.ГГГГ прошло более месяца. Соответственно, в установленный законом пятидневный срок требования исполнительного документа не исполнены. Указание на длительность процедуры предоставления жилых помещений, отсутствие, либо недостаточность средств бюджета для приобретения жилых помещений в количестве, достаточном для исполнения требований исполнительных документов, не свидетельствует об отсутствии вины Министерства имущественных отношений в неисполнении указанных требований. Имущественное положение должника может лишь служить основанием для отсрочки, рассрочки взыскания исполнительского сбора, либо уменьшения его размера.

 Однако, доказательств обращения в суд в установленном законом порядке для совершения вышеуказанных действий, истцом суду не представлено.

 Между тем, в соответствии со ст. 9 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.

 Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 г. N 284-п, регулирует отношения, связанные с предоставлением жилых помещений данной категории лиц, возлагая на каждого из уполномоченных органов исполнительной власти Омской области, в том числе и на Министерство имущественных отношений Омской области, совершить строго определенные Порядком действия в части исполнения данной меры социальной поддержки. Соответственно, неисполнение в установленный судебным приставом-исполнителем срок предусмотренных Порядком обязанностей по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями является законным основанием для применения к должнику ответственности за нарушение установленного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

 На основании изложенного суд считает, что правовые основания для освобождения должника - Министерства имущественных отношений Омской области от ответственности за нарушение установленного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа в виде исполнительского сбора, отсутствуют, поскольку указанные в исполнительном документе требования не исполнены, а убедительных доказательств отсутствия вины в этом Министерства имущественных отношений Омской области по делу не установлено.

 Оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает необходимым отказать Министерству имущественных отношений Омской области в удовлетворении требований об освобождении от взыскания исполнительского сбора

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении исковых требований Министерству имущественных отношений Омской области к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей по исполнительному производству №, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданного <данные изъяты> районным судом города Омска - отказать.

 Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об его отмене в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения, в случае, если их неявка в судебное заседание была вызвана уважительной причиной, о которой они не имели возможности своевременно сообщить.

 Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

        Судья

  Ж.А. Лозовая

 Мотивированное заочное решение суда изготовлено 03 марта 2014 года.

        Судья

  Ж.А. Лозовая