ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1057/18 от 19.07.2018 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-1057/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 июля 2018 года г. Хабаровск

Кировский районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой, при секретаре Т.И. Булыгиной, с участием представителя ответчика по ОСП по Кировскому <адрес> г.Хабаровска по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации г.Хабаровска к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Кировскому <адрес> г.Хабаровска ФИО2 ОСП по Кировскому <адрес> г.Хабаровска, УФССП России по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора или уменьшении его размера,

установил:

Администрация г.Хабаровска обратилась в Кировский районный суд г.Хабаровска с исковым заявлением к СПИ Отдела судебных приставов по Кировскому <адрес> г.Хабаровска ФИО1 об освобождении от взыскания исполнительского сбора или уменьшении его размера, в обоснование указав, что решением Центрального районного суда г.Хабаровска, вступившим в законную силу ДАТА по гражданскому делу на администрацию города возложена обязанность по обустройству ливневой канализацией по <адрес> и прилегающей к ней <адрес> в г.Хабаровске. ДАТА администрацией г.Хабаровска в Центральный районный суд г.Хабаровска было подано заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, что подтверждается штампом входящей корреспонденции на заявлении. ДАТА в адрес администрации г.Хабаровска поступило постановление СПИ ОСП по Кировскому <адрес> г.Хабаровска ФИО1 о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. по исполнительному производству -ИП. Вместе с тем, в силу ч.6 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Также ссылаясь на ч.7 ст.112 вышеуказанного ФЗ указал, что основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный СПИ для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого исполнения. Уважительной причиной для неисполнения требования СПИ в установленный срок, явилось то обстоятельство, что муниципальное казенное учреждение Администрация г.Хабаровска, является специальным субъектом правоотношений и осуществляет определение подрядчика на выполнение вышеуказанных работ, в строгом соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» № 44-ФЗ. Который предполагает соблюдение ряда обязательных процедур, таких как включение работ в план – график на соответствующий год, определение источника финансирования, проведение электронного аукциона, заключение контракта и т.д. Учитывая вышеизложенное, просили освободить администрацию г.Хабаровска от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб. или уменьшить его размер.

Определением судьи от ДАТА по данному гражданскому делу в качестве соответчиков привлечены ОСП по Кировскому <адрес> г.Хабаровска и УФССП России по <адрес>.

В судебное заседание представитель истца администрации г.Хабаровска не явился, о месте и времени слушания дела был уведомлен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Ответчик, представитель ответчика ОСП по Кировскому <адрес> г.Хабаровска по доверенности ФИО1 в судебном заседании указал, что им в соответствии с нормами ФЗ «Об исполнительном производстве» проводятся исполнительные действия в рамках исполнительного производства -ИП, вопрос об уменьшении исполнительского сбора или освобождения от его уплаты Администрацию г. Хабаровска оставил на усмотрение суда, отдельно указав, что до настоящего времени исполнительский сбор Администрацией г. Хабаровска не оплачен.

Представитель ответчика УФССП России по <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей истца, ответчика.

Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, судом установлено следующее.

Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от ДАТА (вступившим в законную силу ДАТА) на администрацию г.Хабаровска возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к соблюдению требований безопасности дорожного движения, а именно оборудовать улично-дорожную сеть, расположенную по <адрес> и прилегающей к ней <адрес> г.Хабаровска ливневой канализацией, а также привести указанные улицы в соответствии с требованиями ГОСТ р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» путем устранения выбоин и просадок.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому <адрес> г.Хабаровска ФИО1 от ДАТА, по рассмотрению исполнительного документа: исполнительный лист № ФС от ДАТА, выданный Центральным районным судом г.Хабаровска по делу , вступившим в законную силу ДАТА, предмет исполнения: обязать в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к соблюдению требований безопасности дорожного движения, а именно оборудовать улично-дорожную сеть, расположенную по <адрес> и прилегающей к ней <адрес> г.Хабаровска ливневой канализацией, а также привести указанные улицы в соответствии с требованиями ГОСТ р 50597-93 путем устранения выбоин и просадок, в отношении должника Администрация г.Хабаровска, в пользу взыскателя Прокуратура Кировского <адрес> г.Хабаровска, возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении Администрации г.Хабаровска. Установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения с момента получения копии постановления.

Постановление получено должником ДАТА, что подтверждается входящим штампом за от ДАТА.

ДАТА судебным приставом-исполнителем ОСП по Кировскому <адрес> г.Хабаровска ФИО1 с согласия начальника отдела ФИО3 вынесено постановление о взыскании с должника Администрации г.Хабаровска исполнительского сбора в размере 50000 руб.

ДАТА администрацией г.Хабаровска в адрес ОСП по Кировскому <адрес> г.Хабаровска направлена копия искового заявления об освобождении от взыскания исполнительского сбора поданная в Кировский райсуд г.Хабаровска.

Постановлением СПИ ОСП по Кировскому <адрес> г.Хабаровска ФИО1 от ДАТА исполнительное производство -ИП приостановлено полностью с ДАТА до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления исполнительного производства, по причине принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

ДАТА судебным приставом-исполнителем ОСП по Кировскому <адрес> г.Хабаровска ФИО1 в адрес администрации г.Хабаровска вынесено требование о предоставлении в срок до 18-00 час. ДАТА информации об исполнении решения, за невыполнение которого должник будет привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.

Вышеуказанные требование было получено администрацией г.Хабаровска ДАТА, на которое последней ДАТА дан ответ, что в силу объективных и независящих от администрации причин данное требование не может быть исполнено в установленный срок. В силу положений ч.1 ст.37 ФЗ от ДАТА № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», администрация г.Хабаровска как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления осуществляет выполнение работ за счет средств местного бюджета с привлечением подрядных организаций в строгом соответствии с положениями ФЗ от ДАТА № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который устанавливает процедуру для обеспечения государственных и муниципальных нужд: планирование закупок, обоснование закупок, нормирование закупок, обязательное общественное обсуждение закупок, размещение извещения о закупках в единой информационной системе, определение подрядчика, заключение муниципального контракта на выполнение работ, выполнение работ в установленный контрактом срок. Таким образом, для исполнения требований необходимо, утвердить лимит бюджетных обязательств в объеме необходимом для выполнения работ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, и определить подрядчика в рамках Федерального закона № 44-ФЗ. Поскольку денежные средства в объеме необходимом для выполнения указанных работ не были учтены при формировании бюджета на 2018 год, их выполнение в текущем финансовом году невозможно. Из изложенного следует, что исполнение решения суда в указанные сроки невозможно в силу обстоятельств чрезвычайного характера. В связи с чем, администрация г.Хабаровска в Центральный райсуд г.Хабаровска подано заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда (вх.штамп от ДАТА). На основании изложенного, Управление дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска просит отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по исполнительному производству до принятия судебного акта.

Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от ДАТА в удовлетворении заявления администрации г.Хабаровска о предоставлении отсрочки исполнения решения Центрального районного суда г.Хабаровска от ДАТА по гражданскому делу по иску прокурора Кировского <адрес> г.Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Хабаровска о возложении обязанности к совершению определенных действий -отказано.

В силу положений ст.ст.30, 64 Федерального закона от ДАТА № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель, в ходе принудительного исполнения действует в соответствии с требованиями исполнительного документа.

В соответствии со ст.112 Федерального Закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не предъявил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непреодолимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДАТА-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2 ст.401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Судом установлено, что по вступившему в законную силу решению Центрального районного суда г.Хабаровска от ДАТА по делу постановлением СПИ ОСП Кировского <адрес> г.Хабаровска от ДАТА возбуждено исполнительное производство, должнику установлен 5-тидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. ДАТА судебным приставом-исполнителем ОСП по Кировскому <адрес> г.Хабаровска в отношении администрации г.Хабаровска вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб., данное постановление получено должником ДАТА.

Между тем, как следует из материалов дела, во исполнение решения Центрального райсуда г.Хабаровска от ДАТА, администрация г.Хабаровска как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, в силу положений ч.1 ст.37 ФЗ от ДАТА № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», осуществляет выполнение работ за счет средств местного бюджета с привлечением подрядных организаций в строгом соответствии с положениями ФЗ от ДАТА № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который устанавливает процедуру для обеспечения государственных и муниципальных нужд: планирование закупок, обоснование закупок, нормирование закупок, обязательное общественное обсуждение закупок, размещение извещения о закупках в единой информационной системе, определение подрядчика, заключение муниципального контракта на выполнение работ, выполнение работ в установленный контрактом срок.

Таким образом, для исполнения требований необходимо, утвердить лимит бюджетных обязательств в объеме необходимом для выполнения работ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, и определить подрядчика в рамках Федерального закона № 44-ФЗ.

Поскольку денежные средства в объеме необходимом для выполнения указанных работ не были учтены при формировании бюджета на 2018 год, их выполнение в текущем финансовом году невозможно.

Из изложенного следует, что исполнение решения суда в указанные сроки невозможно по уважительным причинам.

Вместе с тем, согласно ч.6, 7, 8, 10 ст.112 «Об исполнительном производстве», должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению. Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены: постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

В пунктах 74, 75 Постановления от ДАТАг. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" Пленум Верховного Суда России разъяснил, что суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ). Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечёт за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается изменённым соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве). При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Согласно п.1 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации, указано, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Суд учитывает, что Администрация г.Хабаровска является органом местного самоуправления, финансируемой за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Согласно ст.239 Бюджетного кодекса РФ, иммунитет бюджетов бюджетной системы РФ представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242, 242.6 настоящего Кодекса.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ. Тогда как судебный пристав-исполнитель не наделен Бюджетным кодексом РФ полномочиями по взысканию исполнительского сбора за счет средств местного бюджета без наличия судебного акта.

Тем самым исполнительский сбор может быть взыскан в федеральный бюджет за счет средств федерального бюджета, тогда как должник является органом местного самоуправления. При этом, должник, являясь органом местного самоуправления, обязан исполнять возложенные на него функции по исполнительному документу.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что административный истец подлежит освобождению от уплаты исполнительского сбора, при отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого постановления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Освободить Администрацию города Хабаровска от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому <адрес> г.Хабаровска УФССП России по <адрес> и ФИО4 Гасанага оглы от 22.05.2018г. .

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме вынесено ДАТА.

Судья (подпись)

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна, судья Т.В. Брязгунова

Подлинник решения подшит в дело и находится в Кировском районном суде г. Хабаровска

Секретарь судебного заседания _____________________