дело № 2–93/2019
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.
при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании «31» января 2019 года в с. Выльгорт гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», администрации муниципального образования сельского поселения «Озел» о возложении обязанности обеспечить население муниципального образования услугами торговли,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения «Озел» и администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности на администрацию сельского поселения «Озел» и администрацию МО МР «Сыктывдинский» создать условия для обеспечения жителей д. Сёйты услугами торговли, а именно, открыть на территории д. Сёйты неспециализированный магазин розничной торговли со смешанным ассортиментом. В обоснование заявленных требований истцом указано, что в д. Сёйты отсутствует стационарная торговая точка, что противоречит требованиям закона. Находя свои права как жителя д. Сёйты в указанной части нарушенными, ФИО1 обратилась в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Истец ФИО1 в судебном заседании настаивала на заявленных требования, дополнительно указала, что органы местного самоуправления в силу действующего законодательства обязаны обеспечить жителей д. Сейты стационарным магазином.
Представитель ответчика администрации сельского поселения «Озел» ФИО2, действующий на основании решения Совета, в судебном заседании возражал заявленным требованиям, пояснив, что органом местного самоуправления ведутся встречи и переписка с предпринимателями по вопросу открытия второй торговой торчи в с. Озёл, поскольку указанный населенный пункт более заселенный.
Представитель администрации МО МР «Сыктывдинский» ФИО3, действующая на основании доверенности, считая требования необоснованными, просила суд отказать в их удовлетворении, дополнительно пояснив, что с целью разрешения вопроса обеспечения жителей д. Сёйты услугами торговли, администрацией муниципального района предпринимаются меры, в том числе обсуждался вопрос подвоза продуктов питания жителям д. Сёйты, ведутся встречи с предпринимателями по вопросу обеспечения жителей деревни продуктами питания и товарами первой необходимости.
Заслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что в состав сельского поселения «Озёл» Сыктывдинского района Республики Коми входит с. Озёл и д. Сёйты.
Согласно представленных администрацией сельского поселения «Озёл» сведений на территории д. Сёйты зарегистрировано 77 человек, проживает – 36.
Ранее в д. Сёйты и с. Озёл функционировали 2 стационарных магазина ПО «Сыктывдин», вместе с тем, в августе 2018 года ввиду нерентабельности торговый объект ПО «Сыктывдин» в д. Сёйты прекратил свою деятельность.
Ссылаясь на отсутствие на территории д. Сёйты стационарного торгового объекта розничной торговли, ФИО1 обратилась в суд с рассматриваемыми требованиями, находя свои права нарушенными.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и гарантии его осуществления определены в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится помимо прочего создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Часть 2 статьи 6 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ называет единственное полномочие органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности - это создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Это положение согласуется с приведенными выше общими нормами Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
По вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты в случаях и в пределах, которые предусмотрены Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Указанные выше нормоположения корреспондируется с положениями п. 2 ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2009 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», согласно которым органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в области государственного регулирования торговой деятельности полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления разграничены. При этом федеральный законодатель уполномочил органы местного самоуправления только разрабатывать и утверждать схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Во исполнение возложенных законом полномочий администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» утвержден «Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории МО МР «Сыктывдинский» (постановление от 22.11.2016 № 11/1826)
Кроме того, судом установлено и подтверждается материалами дела, что администрацией сельского поселения «Озёл» и администрацией МО МР «Сыктывдинский» принимаются меры по созданию условий для обеспечения жителей д. Сёйты услугами торговли, что подтверждается пояснениями представителей ответчиков, а также материалами дела, а именно перепиской по вопросу организации услуг торговли в д. Сёйты, проведением встреч с предпринимателями, а также жителями д. Сёйты. Кроме того, сторонами не оспаривалось, что с целью обеспечения жителей д. Сёйты продуктами питания и товарами первой необходимости организован подвоз жителей в магазин с. Озёл.
Обращаясь в суд, ФИО1, ссылаясь на отсутствие стационарного магазина розничной торговли в д. Сёйты, просила возложить на органы местного самоуправления обязанность обеспечения жителей д. Сёйты услугами торговли, а именно, открыть на территории д. Сёйты стационарный неспециализированный магазин розничной торговли со смешанным ассортиментом.
Между тем, в рассматриваемом случае необходимо отметить, что законодателем на органы местного самоуправления не возложена обязанность по организации на территории поселений магазинов розничной торговли, поскольку открытие торговых точек является исключительно волеизъявлением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, оказывающих услуги в сфере торговли.
Учитывая полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 28.12.2009 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части создания условий для обеспечения жителей поселения услугами торговли, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований в заявленном виде.
При этом, само по себе отсутствие в д. Сёйты Сыктывдинского района магазина розничной торговли со смешанным ассортиментом товаров не является безусловным свидетельством неисполнения или ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления предусмотренной законом обязанности по созданию условий для обеспечения жителей услугами торговли.
Ссылки истца на постановление Правительства Республики Коми от 02.12.2016 № 553, которым утвержден норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Республики Коми, в том числе для входящих в ее состав муниципальных образований, согласно которому норматив минимальной обеспеченности населения сельского поселения «Озёл» составляет 2 торговых объекта, суд находит в рассматриваемом случае несостоятельными.
Действительно, как указывалось ранее, на территории сельского поселения «Озёл» в настоящее время функционирует 1 торговый объект ПО «Сыктывдин» в с. Озёл.
Вместе с тем, с учетом вышеуказанных положений закона, суд считает довод истца о том, что второй торговый объект должен быть открыт именно в д. Сёйты, несостоятельным, поскольку законодателем не конкретизировано, каким образом должна быть установлена дислокация торговых объектов, а лишь установлены нормативы минимальной обеспеченности населения торговыми объектами.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», администрации муниципального образования сельского поселения «Озёл» о возложении обязанности создать условия для обеспечения жителей д. Сёйты услугами торговли, а именно, открыть на территории д. Сёйты неспециализированный магазин розничной торговли со смешанным ассортиментом оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 05.02.2019.
Судья Ю.В. Рачковская