ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1057/2011 от 25.05.2011 Каменского районного суда (Ростовская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Каменский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Курилова А.Е.,

с участием представителя заявителя - Журавской А.С.,

<данные изъяты>ФИО8.,

заместителя <данные изъяты> - ФИО7

при секретаре Митрофановой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Межрайонной инспекции ФНС России № 21 по Ростовской области на постановление от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты><данные изъяты>ФИО4 о предоставлении информации, вынесенное по исполнительному производству - о взыскании с ФИО1 в пользу <данные изъяты>» задолженности по кредитному договору в сумме <данные изъяты>, взыскании государственной пошлины,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция ФНС России № 21 по Ростовской области обратилась в суд с жалобой на постановление от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>ФИО4 о предоставлении информации, вынесенное по исполнительному производству о взыскании с ФИО1 в пользу <данные изъяты>» задолженности по кредитному договору в сумме <данные изъяты>, взыскании государственной пошлины, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного <данные изъяты> о взыскании с ФИО1 в пользу <данные изъяты>» долга в размере <данные изъяты>, <данные изъяты>ФИО4 возбуждено исполнительное производство . ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> вынесено Постановление о предоставлении информации о доходах должника ФИО1. В постановлении содержалась информация о месте работе ФИО1 - <данные изъяты>», в связи с чем, в ДД.ММ.ГГГГ срок <данные изъяты> были запрошены справки <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ за период работы в <данные изъяты>». В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Подпунктами 2, 17 пункта 1 ст. 64 Закона «Об исполнительном производстве» судебному приставу-исполнителю предоставлено право запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов. Указанное право предполагает, что при истребовании судебным приставом-исполнителем сведений должны соблюдаться требования действующего законодательства. В соответствии с законодательством о налогах и сборах Справка 2-НДФЛ является документом, содержащим сведения о размере полученного дохода в рублях физическим лицом за определенный период. В соответствии со статьей 102 НК РФ, налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением, в том числе сведений, разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия. Статья 102 НК РФ предусматривает также не разглашение указанных сведений за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 152-ФЗ от 27.06.2006 г. «О персональных данных», запрошенные судебным приставом сведения являются персональными данными, поскольку относятся к определенному физическому лицу и содержат в себе сведения о доходах ФИО1 Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона № 152-ФЗ от 27.06.2006 г. «О персональных данных», конфиденциальность персональных данных - это обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания. Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-Ф3 «О судебных приставах» и статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачей судебных приставов является исполнение судебных актов и актов других органов, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве. В соответствии с пунктом 9 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения: 1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; 2) о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте; 3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях. Указанный перечень предоставляемых сведений является закрытым. Информация о размере дохода, полученного физическим лицом, не относится к вышеуказанным сведениям, поскольку не определяется как сведения об имеющихся счетах должника, а также не соответствует понятию о ценностях должника, находящихся на хранении в банках. С учетом правовой позиции Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 14.05.2003 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах», судебный пристав-исполнитель вправе получать в банках, иных кредитных организациях необходимые сведения о вкладах физических лиц в размере и пределах, которые определены судом, и необходимы для исполнения исполнительного документа. Налоговый орган не располагает сведениями о лицевых счетах ФИО1, а также сведениями о том, находятся ли полученные денежные средства на счетах должника в банках и иных кредитных организациях, в силу того, что не является банком или иной кредитной организацией. Из совокупности приведенных выше норм следует, что Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не содержит условий получения персональных данных о размере дохода физического лица, являющихся одновременно налоговой тайной, в нем отсутствуют основания, определяющие возможность передачи указанных сведений третьим лицам без согласия субъекта, следовательно, не является федеральным законом, предусматривающим возможность получения указанной информации судебным приставом. При таких обстоятельствах следует, что требование <данные изъяты>ФИО4 о предоставлении запрашиваемой информации не основано на законе. Межрайонная ИФНС России № 21 по Ростовской области считает, что <данные изъяты>ФИО4, запросив у МРИ ФНС России № 21 по Ростовской области сведения о полученных доходах (<данные изъяты>) ФИО1 вышел за пределы полномочий, предоставленных статьей 69 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

На основании изложенного, заявитель просил суд признать незаконным Постановление о предоставлении информации от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное <данные изъяты>ФИО4, обязать <данные изъяты>ФИО4 отменить Постановление о предоставлении информации от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель заявителя Журавская А.С. требования уточнила, просила суд признать незаконным и отменить Постановление о предоставлении информации от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное <данные изъяты>ФИО4 Суду пояснила, что согласно п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Из указанных конституционных гарантий вытекают, как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14 мая 2003 года, право каждого на сохранение в тайне сведений, виды и объем которых устанавливаются законом, и соответствующая обязанность государства обеспечивать это право, а также налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну. Налоговая тайна означает защиту налоговым органом в силу требования закона сведений, разглашение которых может нарушить права налогоплательщика. Будучи своей природе и назначению публично-частным правовым институтом, она служит обеспечением основных прав граждан и защищаемых Конституцией Российской Федерации интересов физических и юридических лиц. По смыслу п. 1 ст. 102 НК РФ, налоговую тайну составляют сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, милицией, органом
государственного внебюджетного фонда и таможней. Как прямо следует из абз. 2 п. 3 ст. 102 Налогового кодекса РФ, доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительней власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. То есть, установлен конкретный перечень органов, должностные лица которых, при исполнении обязанностей, возложенных на них федеральным законом, имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну и служба судебных приставов в нем не упомянута. При исполнении своих обязанностей судебный пристав действует в пределах предоставленных ему законом полномочий. При этом право на получение информации об имущественном положении должника не является абсолютным, его реализация имеет ряд ограничений, связанных с необходимостью соблюдения права на налоговую тайну, предоставленную должнику статьей 102 НК РФ. Кроме того, есть специальная норма закона № 229 -ФЗ согласно которой у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения: 1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; 2) о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и валюте; 3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях. Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Те же самые полномочия судебного пристава-исполнителя указаны в совместном Приказе МНС РФ № ВГ-3-10/265, Минюста РФ № 215 от 25.07.2000 года «Об утверждении Порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов». Кроме того, вышеуказанное право пристава-исполнителя может быть реализовало только при отсутствии необходимой для принудительного исполнения информации. Согласно материалам исполнительного производства приставу-исполнителю самим взыскателем <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ была представлена информация о том, что должник работает в <данные изъяты>» с просьбой о наложении взыскания на его заработную плату. Уже ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом вынесено Постановление об обращении взыскания на доходы должника в размере <данные изъяты> то есть к моменту направления запроса в налоговый орган судебный пристав-исполнитель обладал информацией о месте работы должника, имел возможность самостоятельно запросить у <данные изъяты>» данные о зарплате их работника, которые в свою очередь, не нарушая никаких норм Закона, обязаны были и могли представить все необходимые сведения судебному приставу-исполнителю.

В судебном заседании <данные изъяты>ФИО4 возражал против доводов жалобы, возражения на жалобу, указанные в письменном отзыве поддержал в полном объеме. Суду дополнил, что запрашиваемые справки по форме <данные изъяты> ему были необходимы для написания рапорта о наличии признаков состава преступления, предусмотренного ст. <данные изъяты> УК РФ, а также для выявления места работы и дохода должника и обращения на него взыскания.

В письменных возражениях на жалобу <данные изъяты>ФИО4 указал, что у него на исполнении находится исполнительный лист <данные изъяты> о взыскании с ФИО1 в пользу <данные изъяты>» расходов по государственной пошлине и исполнительный лист <данные изъяты> о взыскании с ФИО1 суммы долга по кредиту в размере <данные изъяты> в пользу <данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ им вынесено постановление об объединении исполнительных производств в сводное исполнительное производство - в отношении должника ФИО1ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> поступило заявление от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> Согласно информации, указанной в данном заявлении, должник ФИО1 работает в <данные изъяты>» в <адрес>. Им было вынесено постановление об обращении взыскания на доходы должника. В данном постановлении он постановил обратить взыскание на заработную плату должника ФИО1 в <данные изъяты> удержания производить ежемесячно в размере <данные изъяты> из заработной платы. В целях недопущения нарушения ч<данные изъяты> ГПК РФ и для установления других доходов должника, с целью последующего обращения на них взыскания (то есть, обращения взыскания на денежные средства должника, на периодические выплаты, получаемых должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений), им ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о предоставлении информации. В вышеуказанном постановлении он постановил руководителю ИФНС № 21 по Ростовской области предоставить в ДД.ММ.ГГГГ срок с момента получения настоящего постановления следующую информацию в отношении должника ФИО1: 1) Справку 2 НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1; 2) Справку <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1; 3) Справку <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 за период работы в <данные изъяты>; 4) Справку <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 за период работы в <данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> из Межрайонной ИФНС № 21 по Ростовской области поступили согласно запросу документы: копии справок <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ г. на ФИО1 за период работы в <данные изъяты>», то есть постановление было исполнено заявителем. С доводами жалобы не согласен, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 6 ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Ссылка Заявителя на ФЗ «О персональных данных» не подтверждается никакой правовой нормой, которая бы регламентировала отказ в предоставлении запрашиваемых сведений службе приставов. Поскольку в рамках исполнения требований исполнительного документа судебный пристав-исполнитель, в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 12 ФЗ «О судебных приставах», имеет право получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки. Согласно п. 1 ст. 12 ФЗ «О судебных приставах», судебные приставы получают и обрабатывают персональные данные при условии, что эти сведения нужны для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов в необходимом объеме. Кроме того, пристав имеет право заниматься обработкой полученных данных с учетом требований, установленных ФЗ «О персональных данных». Это означает, что судебный пристав-исполнитель наделен правом истребования персональных данных в отношении должников в процессе исполнения судебного акта. Ссылка Заявителя на п. 9 ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве» относится лишь к порядку обращения взыскания на имущество должника и указанный в ней перечень не является исчерпывающим, поскольку в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки, что в контексте с абз. 2 п. 2 ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» предоставляет право судебному приставу-исполнителю запрашивать информацию указанную в обжалуемом постановлении о предоставлении информации. Кроме того, на основании п. 3.1 Порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов, приведенного в Приложении 1 к Приказу МНС России № ВГ-3-10/265, Минюста России № 215 от 25.07.2000 г., в случае отсутствия необходимой для принудительного исполнения информации о должнике судебный пристав направляет мотивированный письменный запрос в налоговый орган. Право судебных приставов на запрашивание необходимых сведений, в том числе персональных данных, было установлено ФЗ от 27.07.2010 года № 213-ФЗ.

В судебном заседании заместитель начальника <данные изъяты> - ФИО5 возражал против доводов жалобы, суду дополнил, что обжалуемый запрос <данные изъяты>ФИО4 является законным, получение указанной в запросе информации необходимо <данные изъяты> для исполнения судебного акта, судебный акт не исполнен в течение ДД.ММ.ГГГГ, возможно должник ФИО1 имеет другое место работы, необходимо было определить является работа в <данные изъяты> основным местом работы или работой по совместительству, установить другие возможные доходы должника от трудовой деятельности, определить доходы от других работодателей. Данные запросы не нарушают права ФИО1, он является должником на сумму <данные изъяты>, обязан исполнить судебный акт. Согласно ФЗ «Об исполнительном производстве», с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. При этом конкретный размер удержания определяется исходя из имущественного положения должника, в первую очередь исходя из размера заработной платы. Поэтому, в том числе в целях установления размера заработной платы и определения размера удержаний, был сделан обжалуемый запрос. Кроме того, судебный пристав-исполнитель при исполнении судебного акта обязан выявить наличие признаков преступления, предусмотренного ст. <данные изъяты> УК РФ - <данные изъяты> и подать рапорт дознавателю о наличии признаков данного состава преступления. При этом, такой рапорт должен быть мотивированным и обоснованным, так как <данные изъяты> при подаче рапорта предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Без данных о доходе по месту работы подать такой рапорт невозможно.

Должник ФИО1 в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте судебного заседания. Согласно ст. 257 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия должника ФИО1 в судебном заседании.

Представитель взыскателя <данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был надлежащим образом извещен, направил суду отзыв на жалобу, в которой просил в удовлетворении жалобы отказать. Согласно ст. 257 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя взыскателя в судебном заседании.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, материалы исполнительного производства, считает, что в удовлетворении жалобы следует отказать по следующим основаниям.

Согласно ст. 441 ГПК РФ, постановление судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

При этом, проверка законности и правомерности действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя, предполагает выяснение и исследования вопроса о том, нарушают и затрагивают ли обжалуемые действия (бездействия) судебного пристава - исполнителя охраняемые законом права сторон исполнительного производства, других лиц, чьи права и интересы нарушены такими постановлением.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ на исполнение <данные изъяты> поступил исполнительный документ: исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, предмет исполнения: взыскать расходы по государственной пошлине в размере <данные изъяты> в отношении должника ФИО1 в пользу взыскателя <данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства .

ДД.ММ.ГГГГ на исполнение <данные изъяты> поступил исполнительный документ: исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, предмет исполнения: взыскать долг по кредиту в размере <данные изъяты> в отношении должника ФИО1 в пользу взыскателя <данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем также вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства .

ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> вынесено постановление об объединении исполнительных производств в сводное исполнительное производство - отношении должника ФИО1

Из материалов исполнительного производства следует, что <данные изъяты> были приняты меры к розыску имущества и доходов должника, сделаны необходимые запросы в регистрирующие органы, получены ответы на данные запросы, произведен выход по месту жительства должника. Имущество должника, на которое возможно обратить взыскание, не установлено.

ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> поступило заявление взыскателя <данные изъяты>» об обращении взыскания на заработную плату должника, согласно которому должник ФИО1 работает в <данные изъяты>».

ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>ФИО4 вынесено постановление об обращении взыскания на доходы должника ФИО1, на заработную плату должника ФИО1 в <данные изъяты>» - удержания производить ежемесячно в размере <данные изъяты> из заработной платы должника.

Также, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>ФИО4 вынесено постановление о предоставлении информации. В данном постановлении <данные изъяты> постановил: руководителю Межрайонной ИФНС № 21 по Ростовской области предоставить в семидневный срок с момента получения настоящего постановления в <данные изъяты> следующую информацию в отношении должника ФИО1: Справку <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1; Справку <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1; Справку <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 за период работы в <данные изъяты> Справку <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 за период работы в <данные изъяты>».

Данное постановление <данные изъяты> о предоставлении информации было исполнено, Межрайонной ИФНС № 21 по Ростовской области были представлены <данные изъяты> справки <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 за период его работы в <данные изъяты>».

Согласно ст. 230 НК РФ, налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии со ст. 226 НК РФ, российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Указанные в абзаце первом настоящего пункта лица именуются в настоящей главе налоговыми агентами.

Таким образом, Справка по форме 2НДФЛ отражает полученные от налоговых агентов сведения о доходах физических лиц, полученных от российских организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающиеся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, а также обособленных подразделений иностранных организаций в Российской Федерации, а также доходы, полученные в результате отношений налогоплательщика с данными лицами.

В соответствии с Федеральным Законом от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», на судебных приставов возлагаются задачи по:

- осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц;

- исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов.

Права и обязанности судебных приставов-исполнителей предусмотрены ст. 12 данного Закона, согласно которой в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, судебный пристав-исполнитель:

- принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

- получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого.

Согласно ст. 12 указанного Закона, судебный пристав-исполнитель имеет право получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки; при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск.

В соответствии со ст. 14 ФЗ от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.

Информация, в том числе персональные данные, в объеме, необходимом для исполнения судебным приставом служебных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, предоставляется по требованию судебного пристава в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок.

Федеральный Конституционный Закон от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации», в статье 6 определяет, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную Федеральным законом.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального Закона «О судебных приставах» в связи с запросом <данные изъяты> городского суда <адрес>», признан не противоречащим Конституции Российской Федерации п. 2 ст. 14 Закона «О судебных приставах» в его нормативном единстве с положениями п. 2 ст. 12 данного Закона.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в указанном Постановлении, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется. Не противоречит Конституции возложение ответственности за эффективное исполнение решений судов на тот или иной орган либо должностное лицо, причем данная публичная функция предполагает адекватные и соразмерные средства и способы ее реализации, в том числе наделение такого органа или должностного лица определенными полномочиями и установление соответствующих обязанностей для иных участников процесса исполнения судебного решения. Поэтому предписание п. 2 ст. 14 в нормативном единстве с абз. 2 п. 2 ст. 12 Закона, закрепляющим право судебного пристава-исполнителя получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки, имеет под собой объективные и не противоречащие Конституции Российской Федерации основания и распространяется на все органы, организации, должностных лиц и граждан. Объем же полномочий судебного пристава-исполнителя и коррелирующих с ним обязанностей, будучи обусловлен функцией исполнения судебных актов, конкретизируется в подлежащем исполнению постановлении суда и выдаваемом на основании этого решения исполнительном документе.

Конституционный Суд РФ в данном Постановлении также отменил, что именно Федеральным законом "О судебных приставах" определяются их основные статусные характеристики, обязанности и права во взаимоотношениях с иными государственными органами, а также другими организациями, должностными лицами и гражданами. Поэтому предписание пункта 2 его статьи 14 о том, что информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами-исполнителями своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок, в нормативном единстве с абзацем вторым пункта 2 статьи 12, закрепляющим право судебного пристава-исполнителя получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки, имеет под собой объективные и не противоречащие Конституции Российской Федерации основания и распространяется на все органы, организации, должностных лиц и граждан, в том числе, следовательно, на банки, иные кредитные организации и их служащих. Правовой механизм принудительного исполнения судебных актов приводится в действие в случае отказа должника от добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе и является гарантией от неисполнения или несвоевременного исполнения постановления суда и вытекающих из него обязанностей должника - физического лица либо от злоупотребления должником правом в ущерб правам и свободам других лиц.

Таким образом, своевременное и эффективное исполнение исполнительных документов способствует стабильности гражданского оборота и предотвращает нарушение прав и законных интересов его участников.

Право судебного пристава-исполнителя запрашивать необходимые сведения у организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации также предусмотрено ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которой в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки.

Кроме того, в соответствии с пунктом 8 статьи 69 ФЗ «Об исполнительном производстве», если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи (статьи 69).

Согласно ч. 2 ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве», взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

При этом данное условие призвано защитить права и законные интересы должника и содержит запрет на получение информации о финансовом положении должника за пределами размера взыскиваемого долга.

Таким образом, суд считает, что установление возможного дохода должника ФИО1, определение его места работы, установление наличия иных мест работы и возможного дохода по данному месту работы, на что было направлено обжалуемое постановление <данные изъяты>, выявившего отсутствие у должника ФИО1 иного имущества, соответствуют цели деятельности <данные изъяты> по исполнению исполнительного документа.

Суд считает, что при наличии неисполненного решения суда о взыскании с ФИО1<данные изъяты> обжалуемое постановление <данные изъяты> о предоставлении информации соответствует также ч. 2 ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве», так как судебным приставом запрошены сведения в пределе, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Суд считает, что обжалуемое постановление <данные изъяты>ФИО4 о предоставлении информации соответствует пункту 8 статьи 69 ФЗ «Об исполнительном производстве». В данном пункте прямо указаны субъекты, в том числе и налоговые органы, у которых судебный пристав-исполнитель вправе запросить информацию об имуществе, включая доходы, должника.

Действительно, согласно п. 9 ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве», у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения:

1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;

2) о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;

3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.

Однако, с доводами заявителя о том, что судебный пристав-исполнитель не праве запрашивать у налогового органа информацию, не предусмотренную п. 9 ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве», суд не согласен, так как в соответствии с пунктом 8 статьи 69 данного Закона, если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

Таким образом, сведения об имуществе должника, включая сведения о доходе, получаемом должником по трудовому договору, могут быть запрошены судебным приставом-исполнителем у налогового органа в порядке ч. 8 ст. 69 ФЗ «Об исполнительном производстве», о чем прямо указано в норме данной части стати.

Кроме того, Порядок взаимодействия налоговых органов РФ и Служб судебных приставов органов Юстиции субъектов РФ по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов, утвержден Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства юстиции Российской Федерации от 25 июля 2000 г. № ВГ-3-10/265/215.

Согласно п. 3.1 данного Порядка, судебный пристав-исполнитель в случае отсутствия необходимой для принудительного исполнения информации о должнике направляет мотивированный письменный запрос в налоговый орган об идентификационном номере налогоплательщика, о номерах расчетных, текущих и иных счетов, о наименовании и месте нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета, о финансово-хозяйственной деятельности по установленным формам отчетности.

Таким образом, данным Порядком также предусмотрено право судебного пристава-исполнителя запросить у налогового органа сведения о финансово-хозяйственной деятельности должника.

Суд считает, что запрос сведений по форме 2 НДФЛ по существу является запросом о финансово-хозяйственной деятельности должника, так как информация по форме 2 НДФЛ отражает доходы должника, позволяют установить источник дохода, место работы должника, сведения о которых необходимы судебному приставу-исполнителю исключительно для исполнения вступившего в законную силу судебного акта, для обращения взыскания на данные доходы.

Суд считает, что, несмотря на то, что согласно части 2 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о доходе и месте работы должника, запрашиваемые судебными приставами-исполнителями, отнесены к налоговой тайне, они должны им предоставляться с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2003 N 8-П., а также в соответствии со ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве», согласно которой судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные.

На основании изложенного, суд считает, что постановление <данные изъяты> о предоставлении информации от ДД.ММ.ГГГГ являются законным и обоснованным, направленным на исполнение судебного акта, данным постановлением судебным <данные изъяты> были запрошены сведения в пределе, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, данное постановление прав должника ФИО1 не нарушает, а поэтому оснований для отказа в предоставлении указанных в нем сведений, не имеется, в связи с чем, в удовлетворении жалобы следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 441, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении по жалобы Межрайонной инспекции ФНС России № 21 по Ростовской области на постановление от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>ФИО4 о предоставлении информации, вынесенное по исполнительному производству - о взыскании с ФИО1 в пользу <данные изъяты>» задолженности по кредитному договору в сумме <данные изъяты>, взыскании государственной пошлины, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: подпись.

Копия верна.

Судья:

Секретарь: