ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1057/2022 от 20.04.2022 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

УИД: 59RS0004-01-2022-000074-32

Дело № 2-1057/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 апреля 2022 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Чикулаевой И.Б.,

при секретаре судебного заседания Гнездиловой З.В.,

с участием представителя истцов адвоката Меновщиковой Л.Н., действующей по ордеру,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску ФИО1 в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ПДВ, ПВА к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми, Департаменту социальной политики администрации г. Перми о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности,

установил:

ФИО1 действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ПДВПВА обратилась с иском к управлению жилищных отношений администрации г. Перми, в котором просит признать незаконным распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ об исключении семьи в составе трех человек, включая ФИО1, несовершеннолетних ПДВПВА из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» в рамках участия Пермского края в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; восстановить молодую семью ФИО1 в составе трех человек, в списке молодых семей участников подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» с ДД.ММ.ГГГГ по направлению реализации подпрограммы предоставления участникам Подпрограммы социальных выплат на условиях софинансирования мероприятий Подпрограммы в рамках участия Пермского края в реализации мероприятий ведомственной целевой программы, предусматривающее привлечение средств федерального бюджета, средств бюджета Пермского края и средств местных бюджетов (предоставление социальной выплаты в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья).

В обоснование требований указано, что в ДД.ММ.ГГГГ молодая семья ФИО1 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поставлена в очередь на получение выплаты как на 35%, так и на 10% расчетной (средней) стоимости жилья. В 2020 году до истца дошла очередь на получение выплаты в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья, но ДД.ММ.ГГГГ истцом написано заявление об отказе от ее получения, так как принято решение ждать 35%. В 2021 году молодая семья вновь включена в список семей-претендентов на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья, но истец продолжила ожидание выплаты вразмере 35%. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением молодая семья истца в составе трех человек исключена из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме в связи с непредставлением в установленный срок документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Истец считает, что распоряжение управления жилищных отношений администрации г. Перми является незаконным и необоснованным, поскольку непредставление документов, как участником на получение социальной выплаты за счет средств бюджета Пермского края в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья не должно нарушать законные права на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья.

Определением судьи от 15.03.2022 в порядке ст. 40 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент социальной политики администрации г. Перми (л.д. 58).

Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, где указала, что на исковых требованиях настаивает.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам искового заявления.

Представитель ответчика управления жилищных отношений администрации г. Перми ФИО2 в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, где указала, что исковые требования не признает, поддерживает доводы ранее представленного отзыва, согласно которому, семья ФИО1. в составе двух человек ДД.ММ.ГГГГ была признана участниками долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. В период ожидания очереди изменился состав семьи, в связи с рождением ребенка. Семья была включена в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в размере 10% в 2020 году, было представлено заявление об отказе в получении социальной выплаты в размере 10% в 2020 году, с правом дальнейшего участия в программе. В 2021 году семья вновь была включена в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в размере 10%. Семья была уведомлена о необходимости представления документов на получение социальной выплаты телефонограммой от ДД.ММ.ГГГГ, а также по электронной почте ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок семьей ФИО1. документы представлены не были. На основании пункта 4.16.1 Порядка распоряжением управления жилищных отношений администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ семья истца исключена из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме. С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований ответчик просит отказать.

Представитель ответчика Департамента социальной политики администрации г. Перми ФИО3 в судебное заседание не явилась, направила письменный отзыв, из которого следует, что семьи истца исключена из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме распоряжением управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 4.16.1 Порядка. Также у Департамента нет оснований, для восстановления семьи в очереди, поскольку семья истцов исключена из числа участников подпрограммы распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми.

Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края ФИО4 в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, где указала, что поддерживает доводы ранее представленного отзыва, где изложены нормы действующего законодательства, регулирующего возникшие между сторонами правоотношения, обстоятельства дела, а также указано, что принятие решения об исключении молодых семей из списка, состоящих на учете для участия в подпрограмме, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, материалы учетного дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Постановлением Правительства РФ №1050 от 17.12.2010 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждена целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила) (Приложение №1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»).

В соответствии с п. 1 Правил, настоящие Правила устанавливают порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - жилой дом, социальная выплата), а также использования таких выплат.

В силу п. 3 Правил, право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - мероприятие ведомственной целевой программы) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.

Согласно п. 6 Правил, участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с п. 10 Правил, социальная выплата предоставляется в размере не менее:

а) 30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, не имеющих детей;

б) 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, имеющих одного ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка или более.

В силу п. 31 Правил для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 15 рабочих дней после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления, принявший решение о признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы, заявление о выдаче такого свидетельства (в произвольной форме) и документы:

В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 №1321-п «Об утверждении государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», Постановлением Правительства Пермского края от 21.10.2016 № 962-п «Об утверждении Правил предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края», Правительство Пермского края утвердило Порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» (Постановление Правительства Пермского края от 01.04.2014 №215-п) (далее – Порядок).

В силу п. 1.1 Порядка, настоящий Порядок определяет механизм реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей в рамках участия Пермского края в реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 (далее - мероприятия ведомственной целевой программы), в том числе за счет средств бюджета Пермского края, а также мероприятий, предусмотренных подпрограммой 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1321-п (далее соответственно - мероприятия Подпрограммы, Подпрограмма).

Согласно п. 2.1 Порядка реализация мероприятий Подпрограммы осуществляется по двум направлениям:

2.1.1. предоставление участницам Подпрограммы социальных выплат на условиях софинансирования мероприятий Подпрограммы в рамках участия Пермского края в реализации мероприятий ведомственной целевой программы, предусматривающее привлечение средств федерального бюджета, средств бюджета Пермского края и средств местных бюджетов;

2.1.2. предоставление участницам Подпрограммы социальных выплат за счет средств бюджета Пермского края в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.

Пунктом 2.5 Порядка установлено, что в случае постановки на учет для участия в Подпрограмме молодая семья может претендовать на получение социальной выплаты, указанной в пункте 2.1.2 настоящего Порядка. Сохраняют право на получение социальной выплаты, указанной в пункте 2.1.2 настоящего Порядка, молодые семьи, указанные в пункте 1.5 настоящего Порядка.

В соответствии с положениями пункта 4.2.6 Порядка заявление о согласии на получение социальной выплаты, указанной в пункте 2.1.2 настоящего Порядка, не является основанием для отказа молодой семье в предоставлении социальной выплаты, указанной в пункте 2.1.1 настоящего Порядка, при условии соответствия молодой семьи требованиям Правил предоставления молодым семьям социальных выплат.

В силу положений п. 4.13 Порядка в рамках предоставления участницам Подпрограммы социальных выплат, указанных в пункте 2.1.2 настоящего Порядка, органы местного самоуправления с учетом бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Пермского края на соответствующий год и плановый период, уведомляют потенциальных участниц Подпрограммы о возможности получения социальных выплат, указанных в пункте 2.1.2 настоящего Порядка. Социальная выплата предоставляется с учетом даты постановки на учет для участия в Подпрограмме.

В случае изменения сведений о количественном составе семьи, месте жительства (регистрации), семейного положения, контактной информации, а также при совершении молодой семьей сделок гражданско-правового характера с недвижимым имуществом потенциальная участница Подпрограммы в течение 30 календарных дней со дня изменения сведений обязана подать в орган местного самоуправления по месту подачи заявления на участие в Подпрограмме документы и (или) их копии, подтверждающие изменение указанных сведений.

Орган местного самоуправления обязан принять вышеуказанные документы и в 10-дневный срок со дня принятия вышеуказанных документов учесть полученные сведения и внести изменения в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме.

Пунктом 4.16.1 Порядка установлено, если молодая семья в срок, установленный в пункте 5.5 настоящего Порядка, не представила или представила не в полном объеме пакет документов для получения свидетельства в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства, а также в случае выявления органом местного самоуправления недостоверных сведений, содержащихся в представленных документах, орган местного самоуправления исключает молодую семью из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме, в свою очередь молодая семья вправе вновь на общих основаниях подать документы на участие в Подпрограмме.

Как установлено п. 5.4 Порядка орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета Пермского края, предназначенных для предоставления социальных выплат способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, оповещает молодые семьи, претендующие на получение социальных выплат, о необходимости представления документов для получения свидетельства в установленный пунктом 5.5 настоящегоПорядка срок и в течение 1 месяца после получения уведомления о лимитах бюджетных ассигнований из бюджета Пермского края, предназначенных для предоставления социальных выплат, производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальной выплаты в порядке очередности, определенной основными списками, утвержденными приказом Министерства в соответствии с пунктом 4.10 настоящего Порядка.

В силу п. 5.5 Порядка для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 15 рабочих дней после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты направляет в орган местного самоуправления, принявший решение о признании молодой семьи участницей мероприятий Подпрограммы, заявление о выдаче такого свидетельства (в произвольной форме) и необходимые документы.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства. ФИО1 является ПДВДД.ММ.ГГГГ года рождения, ПВА. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 14-19).

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми семья ФИО1 с составом семьи из двух человек, в том числе ПДВ признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 31-32).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в адрес управления жилищных отношений администрации г. Перми с заявлением о включении в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2011-2015 годы, представив необходимый пакет документов (материалы учетного дела).

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми семья ФИО1 с составом семьи из двух человек, в том числе ПДВ, включена в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2011-2015 годы (л.д. 33).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в управление жилищных отношений администрации г. Перми с заявлением о внесении изменений в состав семьи, в связи с рождением ребенка (материалы учетного дела).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в адрес управления жилищных отношений администрации г. Перми с заявлением о согласии на получение социальной выплаты за счет краевого бюджета в размере 10% расчетной средней стоимости жилья (л.д. 34).

ДД.ММ.ГГГГ управление жилищных отношений администрации г. Перми в адрес ФИО1 направило уведомление о включении семьи в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья за счет средств 2020 года. Для получения свидетельства необходимо в течение 15 рабочих дней с момента получения уведомления представить полный пакет документов, подтверждающих право на получение социальной выплаты (л.д. 35).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в адрес управления жилищных отношений администрации г. Перми с заявлением об отказе от получения социальной выплаты в размере 10% в 2020 году, в связи с намерением воспользоваться правом на получение выплаты в размере 10% в последующие годы (л.д. 36).

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми молодая семья ФИО1 в составе трех человек исключена из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» в рамках участия Пермского края в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в связи с непредставлением в установленный срок документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Соответствующее уведомление направлено в адрес ФИО5 (материалы учетного дела).

ДД.ММ.ГГГГ управление жилищных отношений администрации г. Перми в адрес ФИО1 направило ответ на заявление, в котором сообщило, что в связи с отказом от получения социальной выплаты в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья в 2020 году, за семьей ФИО1 сохраняется право на дальнейшее участие в программе при условии, что молодая семья включается в список молодых семейсостоящих на учете для участия в программе, по дате подачи заявления об отказе от участия в программе (л.д. 37).

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ отменено, молодая семья ФИО1 в составе трех человек с ДД.ММ.ГГГГ восстановлена в списке молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» в рамках участия Пермского края в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в связи с непредставлением в установленных срок пакета документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Соответствующее уведомление было направлено в адрес ФИО5 (материалы учетного дела).

ДД.ММ.ГГГГ управление жилищных отношений администрации г. Перми в адрес ФИО1 направило уведомление о включении семьи в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья за счет средств 2021 года. Для получения свидетельства необходимо в течение 15 рабочих дней с момента получения уведомления представить полный пакет документов, подтверждающих право на получение социальной выплаты (материалы учетного дела).

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением начальника управления жилищных отношений администрации г. Перми молодая семья ФИО1 в составе трех человек исключена из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» в рамках участия Пермского края в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в связи с непредставлением в установленных срок документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Соответствующее уведомление направлено в адрес ФИО1. (л.д. 38, 39).

Таким образом, в судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что семья ФИО1 в составе двух человек, в том числе ПДВ была включена в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

В период нахождения в очереди состав молодой семьи изменился в связи рождением ПВАДД.ММ.ГГГГ.

Также в судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что ФИО1 получив уведомление о включении в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья за счет средств 2021 года и о необходимости предоставления пакета документов в течение 15 дней, документы, необходимые для получения свидетельства, в орган местного самоуправления не представила.

Из позиции ответчика следует, что связи с непредставлением в установленный срок документов, молодая семья ФИО1 исключена из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме, следовательно, также утратила право на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья.

Вместе с тем, суд не может согласиться с позицией ответчика на основании следующего.

В силу положений п. 2.1 Порядка предоставление участницам Подпрограммы социальных выплат на условиях софинансирования мероприятий Подпрограммы в рамках участия Пермского края в реализации мероприятий ведомственной целевой программы, предусматривающее привлечение средств федерального бюджета, средств бюджета Пермского края и средств местных бюджетов, а также предоставление участницам Подпрограммы социальных выплат за счет средств бюджета Пермского края в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья являются направлениями реализации одной Подпрограммы, а именно Подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1321-п.

В случае постановки на учет для участия в Подпрограмме молодая семья может претендовать на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья (п. 2.5 Порядка).

ФИО6 воспользовалась своим правом и дала согласие на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья.

Пунктом 2.9 Порядка установлено, что право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты имеют семьи, которые ранее не воспользовались правом на предоставление государственных социальных выплат, компенсаций, субсидий и прочих выплат, связанных с приобретением (строительством) жилья и обслуживанием кредита (займа) за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Из изложенного следует, что получение социальной выплаты по обоим направлениям Подпрограммы (35% и 10%) не представляется возможным.

Положениями Правил и Порядка четко не регламентированы действия молодой семьи и органа местного самоуправления при тех обстоятельствах, которые сложились в рассматриваемом случае.

Вместе с тем, из системного толкования положений Правил и Порядка, следует, что законодателем предусмотрен ряд случаев, когда молодая семья утрачивает право на получение социальной выплаты по одному направлению, но сохраняет аналогичное право по другому направлению (пункты 1.5, 4.16.6 Порядка).

Указанное выше позволяет прийти к выводу, что с точки зрения законодательства, утрата молодой семьёй права на получение социальной выплаты по одному направлению Подпрограммы безусловно не влияет на право молодой семьи продолжать состоять в очереди на получение социальной выплаты по другому направлению, равно как и не свидетельствует об утрате права на получение выплаты по другому направлению.

Желание молодой семьи далее состоять в очереди на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья вместо получения социальной выплаты в размере 10% логично и объяснимо необходимостью получения большей выплаты в денежном выражении, что соответствует условиям, а также целям и задачам Подпрограммы по обеспечению доступности жилья.

Управление жилищных отношений администрации г. Перми верно пришло к выводу, что не предоставив необходимый пакет документов для получения социальной выплаты, в силу положений Порядка, ФИО1 утратила право на получение социальной выплаты в размере 10% расчетной (средней) стоимости жилья.

Вместе с тем, решение органа местного самоуправления о том, что одновременно с утратой права на получение 10% молодая семья ФИО1 лишилась права состоять в очереди на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья, не основано на нормах действующего законодательства и противоречит целям и задачам Подпрограммы. При этом суд обращает внимание на то, что Порядок реализации мероприятий по обеспечению молодых семей не содержит в себе обязанности по предоставлению заявления об отказе от получения социальный выплаты в размере 10% в 2021 году с целью дальнейшего участия в подпрограмме для получения социальной выплаты в размере 35%.

Доводы ответчиком о том, что согласно пункту 4.16.2 Порядка, если у молодой семьи, включенной согласно пункту 4.12 в основной список, возникли обстоятельства, не позволяющие ей участвовать в Подпрограмме, молодая семья направляет в орган местного самоуправления заявление с указанием причин отказа от участия в Подпрограмме и сроков дальнейшего участия, к настоящему спору неприменима, поскольку истец от участия в Подпрограмме для получения социальной выплаты в размере 35% не отказывалась, обстоятельств, не позволяющие ей участвовать в Подпрограмме, не выявлено.

Каких-либо иных доводов относительно отсутствия у молодой семьи ФИО1 права состоять на учете для участия в Подпрограмме ответчиком не приведено.

При указанных обстоятельствах оспариваемое распоряжение управления жилищных отношений администрации г. Перми не может быть признано судом законным и обоснованным.

Поскольку молодая семья ФИО1 без правовых оснований исключена из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в Подпрограмме, суд приходит к выводу, что имеются основания для восстановления молодой семьи ФИО1 в списке молодых семей участников Подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» с ДД.ММ.ГГГГ по направлению реализации подпрограммы предоставления участницам Подпрограммы социальных выплат на условиях софинансирования мероприятий Подпрограммы в рамках участия Пермского края в реализации мероприятий ведомственной целевой программы, предусматривающее привлечение средств федерального бюджета, средств бюджета Пермского края и средств местных бюджетов (предоставление социальной выплаты в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья).

Решением Пермского городской от 22.06.2021 № 149 внесены изменения в положение об управлении жилищных отношений администрации г. Перми, утвержденное решением Пермского городской Думы от 12.09.2006 № 213, так согласно пункту 3.1.4 Положения об управлении жилищных отношений администрации г. Перми на управление жилищных отношений постановка на учет, снятие с учета и предоставление жилых помещений гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, за исключением граждан из числа ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, реабилитированных лиц, имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами, и проживающих совместно с указанными лицами членов их семей, молодых семей. Создание, ведение и актуализация базы данных о жителях города Перми, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан из числа ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, реабилитированных лиц, имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами, и проживающих совместно с указанными лицами членов их семей, молодых семей.

В соответствии с пунктом 3.1.8.1. Положения о Департаменте социальной политики администрации г. Перми, Департамент социальной политики администрации г. Перми организует постановку на учет, ведение учета и снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, из числа ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, реабилитированных лиц, имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами, и проживающих совместно с указанными лицами членов их семей, молодых семей.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что на Департамент социальной политики администрации г. Перми следует возложить обязанность восстановить семью ФИО1 в составе трех человек в списке молодых семей участников подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» с ДД.ММ.ГГГГ по направлению реализации подпрограммы предоставления участникам Подпрограммы социальных выплат на условиях софинансирования мероприятий Подпрограммы в рамках участия Пермского края в реализации мероприятий ведомственной целевой программы, предусматривающее привлечение средств федерального бюджета, средств бюджета Пермского края и средств местных бюджетов (предоставление социальной выплаты в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья).

руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

признать незаконным распоряжение начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ об исключении семьи в составе трех человек, включая ФИО1, несовершеннолетних ПДВ, ПВА из списка молодых семей, состоящих на учете для участия в подпрограмме 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» в рамках участия Пермского края в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;

возложить обязанность на Департамент социальной политики администрации г. Перми восстановить семью в составе трех человек, включая ФИО1, несовершеннолетних ПДВ, ПВА, в списке молодых семей участников подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края» с ДД.ММ.ГГГГ по направлению реализации подпрограммы предоставления участникам Подпрограммы социальных выплат на условиях софинансирования мероприятий Подпрограммы в рамках участия Пермского края в реализации мероприятий ведомственной целевой программы, предусматривающее привлечение средств федерального бюджета, средств бюджета Пермского края и средств местных бюджетов (предоставление социальной выплаты в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья).

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий - подпись - И.Б. Чикулаева

Копия верна

Судья И.Б. Чикулаева

Мотивированное решение изготовлено 27.04.2022

Подлинное решение вшито в материалы гражданского дела № 2-1057/2022

Ленинского районного суда г. Перми