ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10582/2016 от 27.01.2017 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

Дело № 2- 890/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 января 2017 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Тимошкиной Т.Н.

при секретаре Климчук Ю.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вегас К. С., Николаева С. Д. к Правительству Республики Карелия о признании распоряжений незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

Вегас К.С. и Николаев С.Д. обратились в суд по тем основаниям, что они ранее обращались в Администрацию Прионежского муниципального района за предоставлением земельных участков для ведения дачного хозяйства в районе <адрес>, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м.; ДД.ММ.ГГГГ составлены акты выбора и обследования земельных участков, утвержденные постановлением Администрации Прионежского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ соответственно, предварительно согласовано место размещения земельного участка для ведения дачного хозяйства. С учетом названных документов земельные участки были сформированы, им присвоены кадастровые номера и , оба участка отнесены к категории земли запаса, право собственности на которые не разграничено. В дальнейшем истцы обратились в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок с заявлениями о переводе земельных участков из состава категории земель «земли запаса» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения». Распоряжением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ истцу Вегас К.С. отказано в удовлетворении заявления о переводе земельного участка из одной категории в другую, ввиду ограничений использования прибрежной защитной полосы реки Томицы, установленными в ст.65 Водного кодекса РФ. Аналогичное распоряжение ответчика об отказе в удовлетворении заявления Николаева С.Д. вынесено ДД.ММ.ГГГГ за . Истцы полагают, что установленные в ст.4 ФЗ от 21.12.2014 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» основания для отказа в переводе земельных участков отсутствуют. С учетом изложенного, истцы просят признать незаконным распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ Главы Республики Карелия, обязать орган исполнительной власти Республики Карелия осуществить перевод земельного участка с кадастровым номером , площадью 1500 кв.м., местоположение: <адрес>, из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения, признать незаконным распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ Главы Республики Карелия, обязать орган исполнительной власти Республики Карелия осуществить перевод земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., местоположение: <адрес>, из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, Администрация Нововилговского сельского поселения, Администрация Прионежского муниципального района.

Истцы в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направили в суд представителя.

Представитель истца Ральман Д.Б., действующий по доверенностям, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и письменных объяснениях, указав, что в установленном законом порядке река Томица не признана водным объектом, имеющим особо ценное рыбохозяйственное значение, в связи с чем нет доказательств о применении ширины прибрежной защитной полосы реки Томица в 200 метров. Кроме того, сама река как водный объект в настоящее время не существует, ближе чем за 1000 м. от спорных участков отсутствуют русло, водоток реки. Обращает внимание, что в настоящее время преждевременно говорить о возможном нарушении истцами действующего законодательства в части использования земельных участков в соответствии с установленным видом разрешенного использования в случае осуществления перевода.

Представитель ответчика Правительства Республики Карелия Ратчина М.И., действующая по доверенности, представляя одновременно по доверенности интересы третьего лица Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Просит учесть, что оспариваемые распоряжения изданы в соответствии с заявлениями истцов при указании конкретного вида использования земельного участка – для ведения дачного хозяйства. Испрашиваемые земельные участки расположены в прибрежной защитной полосе водного объекта.

Иные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела без участия представителей, позиции изложены в письменных отзывах.

Суд, заслушав прибывших лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст.36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Названые земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В ст. 103 ЗК РФ установлено, что к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.

Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.

Порядок перевода земель и земельных участков из одной категории в другую установлен в ст.8 ЗК РФ и Федеральным законом «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 № 172-ФЗ (далее – Федеральный закон, ФЗ).

Так, в ст.2 названного Федерального закона указано, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: 1) кадастровый номер земельного участка; 2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; 3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; 4) права на земельный участок.

В силу ч.ч. 4, 8 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.2004 по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.

Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд.

В соответствии со ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

С учетом положений ч.1 ст.3, ч.2 ст.15 вышеуказанного ФЗ, п/п 15 п.9 Положения о Государственном комитете Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, утвержденного Постановлением Правительства РК от 25.11.2010 № 274-П, ст.54 Конституции Республики Карелия иск истцами заявлен к надлежащему ответчику.

Из материалов дела следует, что постановлениями от 08.09.2011 № 2363 и от 08.09.2011 № 2364 Администрации Прионежского муниципального района были утверждены схемы расположения земельных участков, ориентировочной площадью 1500 кв.м., прилагаемые к актам о выборе земельных участков для ведения дачного хозяйства в районе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Категория земель – земли запаса.

Из актов о выборе земельных участков следует, что комиссия, оценив преимущества рассмотренных участков, считала целесообразным использовать земельные участки для ведения дачного хозяйства в районе <адрес>, и ходатайствовать перед Государственным Комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд о переводе указанных земельных участков из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения.

В настоящее время спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет, им присвоены кадастровые номера (по Вегас К.С.) и (по Николаеву С.Д.).

ДД.ММ.ГГГГВегас К.С. обратилась в Государственный Комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номерам из состава категории «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения», в своем заявлении, с учетом требований вышеуказанных нормативных актов, истец обосновала необходимость перевода в целях возможности использования земельного участка для ведения дачного хозяйства и проживания в дачном доме.

Николаев С.Д.ДД.ММ.ГГГГ обратился в Государственный Комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номерам из состава категории «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения», в своем заявлении, с учетом требований вышеуказанных нормативных актов, истец обосновал необходимость перевода в целях возможности использования земельного участка для ведения дачного хозяйства.

Распоряжениями Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГВегас К.С. и Николаеву С.Д. соответственно отказано в названном переводе, в связи с ограничениями по заявленному в ходатайстве использованию прибрежной защитной полосы реки Томицы, установленными ст.65 Водного кодекса РФ, на основании ч. 4 ст. 3, п. 1 ст.4 Федерального закона «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую».

Истцы полагают данные распоряжения незаконными, нарушающим их права на получение земельных участков.

Судом установлено, что оспариваемые распоряжения приняты ответчиком в пределах имеющихся у Правительства Республики Карелия полномочий.

В соответствии с ч. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ принятие решения органами государственной власти о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, допускается при наличии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).

Решением XXXV сессии II созыва Совета Нововилговского сельского поселения от 24.07.2013 № 2 утвержден генеральный план Нововилговского сельского поселения. Решениями Совета Прионежского муниципального района от 22.03.2016 № 3 и от 05.05.2016 № 8 утверждены изменения в генеральный план и Правила землепользования.

Согласно таблице 2.1.10 Генерального плана поселения река Томица имеет протяженность 16 км. и отнесена к Перечню наиболее крупных водотоков на территории поселения. В соответствии с таблицей 2.1.48 Генерального плана поселения ширина водоохранной и прибрежной защитной зоны реки Томица составляет 200 м.

Согласно карте Функциональных зон Генерального плана Нововиговского сельского поселения спорные земельные участки расположены в границах прибрежной защитной полосы, водоохранной (рыбоохранной) зоны водного объекта, данная зона входит в Перечень зон ограничений градостроительной и хозяйственной деятельности (таблица. 1.1 Правил землепользования и застройки поселения).

По данным актов выбора и обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ истребуемый Вегас К.С. земельный участок находится в <данные изъяты> м. от наиболее приближенной к нему границы участка от водного объекта – реки Томица, истребуемый Николаевым С.Д. земельный участок – в <данные изъяты> м.

С учетом изложенного, доводы стороны истца об отсутствии как такового водного объекта – реки Томица и о произвольном отнесении реки Томица к водным объектам, имеющим особо ценное рыбохозяйственное значение, необоснованны. Кроме того, сами истцы в акте выбора земельных участков своей подписью подтвердили место расположения испрашиваемых земельных участков на установленном расстоянии от реки Томица.

Согласно ч.ч. 1, 2, 5, 11, 13 и 17 ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются: 1) распашка земель; 2) размещение отвалов размываемых грунтов; 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

В ст. 3 Водного кодекса РФ указано, что водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав, а также на принципе приоритета охраны водных объектов перед их использованием.

По сведениям Отдела водных ресурсов по Республике Карелия Невско-Ладожского бассейнового водного управления река Томица впадает в оз.Логмозеро, протяженность 16 км. Из информации ФГБУ «Карелрыбвод» следует, что река Томица, протекающая по территории Прионежского района, впадающая в залив Камышовый Затон озера Логмозеро, является местом нагула, зимовки и нереста (размножения) рыб и других водных биологических ресурсов. Река Томица, с учетом изложенного, имеет особо ценное рыбохозяйственное значение.

В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.2004 перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;

В силу ст. 1 Федерального закона № 66-ФЗ от 15.04.1998 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» под дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

В п. 1 ст. 34 этого же закона указано, что возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом планировки территории и (или) проектом межевания территории, а также градостроительным регламентом.

Таким образом, земельный участок для ведения дачного хозяйства предусматривает возможность строительства дачного дома на таком участке.

Изложенное свидетельствует о том, что ведение дачного хозяйства в прибрежной защитной полосе реки Томица, предполагающем использование земли, в том числе в сельскохозяйственных целях, по своему назначению не исключает возможности осуществления гражданином, которому предоставлен земельный участок, запрещенных водным законодательством действий, в том числе распашку земли, что может повлечь нарушение установленных законом ограничений по использованию прибрежной защитной полосы водного объекта, при этом использование земель не по назначению противоречит ст.7 ЗК РФ.

Суд также учитывает, что в соответствии картой градостроительного зонирования и градостроительных регламентов спорные земельные участки расположены в настоящее время в зоне СХ (С), при этом индивидуальные садовые (дачные) дома со встроенными, пристроенными и отдельно стоящими хозяйственными (дворовыми) пристройками отнесены к условно разрешенным видам использования.

Согласно ч. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.

Истцами соответствующее разрешение не получено, при обращении в уполномоченный орган с заявлением о переводе земельных участков из одной категории в другую ими не указывалось на использование земельных участков в соответствии с условно разрешенными видами использования. В пределах истребуемого обоснования для перевода действия ответчика правомерны, соответствуют нормам действующего законодательства.

Суд полагает ошибочными доводы стороны истца о том, что целевое назначение определяется исключительно категорией земельного участка, в соответствии со ст.7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории, а также разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения требований истцов отсутствуют, в связи с чем суд Вегас К.С. и Николаеву С.Д. в иске полностью отказывает.

Иные доводы сторон выводы суда не опровергают.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Вегас К. С., Николаева С. Д. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.Н. Тимошкина

Решение принято в

окончательной форме 31.01.2017.