Дело №2-10589/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Якутск 25 декабря 2013 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Удаловой Л.В. единолично, при секретаре Юдиной М.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ивановой Т.Д. об оспаривании решений органа местного самоуправления,
установил:
Иванова Т.Д. обратилась в суд с заявлением, указывая на то, что отказ в предоставлении ей земельного участка под индивидуальный жилой дом в связи с нахождением на водоохраной зоне водного объекта общего пользования незаконен, указывая на то, что обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства жилого дома как гражданин, имеющий детей-инвалидов. Заявитель полагает, что заключение Управления муниципального контроля Окружной администрации города Якутска от ____ 2013 года о водоохранной зоне не соответствует фактическому расположению земельного участка, с испрашиваемым земельным участком расположены другие участки и постройки, водный объект расположен в другой местности, просит признать решения незаконными и обязать предоставить ей в собственность земельный участок.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Кириллина Н.Г. заявление поддержала и просила удовлетворить, суду пояснила, что запрета на строительство жилого дома в водоохранной зоне не имеется, необходимы очистные сооружения, земельный участок от береговой линии находится на расстоянии 28 метров. Заявитель Иванова Т.Д. извещена о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, дело рассмотрено судом в ее отсутствие с участием ее представителя в соответствии со ст.ст. 48, 257 ГПК РФ.
Представители Окружной администрации города Якутска по доверенности Ю В.Ш., Егорова А.М. с заявлением не согласились, просили в его удовлетворении отказать, испрашиваемый земельный участок расположен на водоохранной зоне водного объекта, не подлежит предоставлению.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Из преамбулы вышеуказанного закона следует, что он определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Судом установлено, что заявитель Иванова Т.Д. обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим детей-инвалидов, земельного участка, расположенного по адресу: ____, под индивидуальный жилой дом. Из материалов дела следует, что в семье заявителя действительно дети-инвалиды, Иванова Т.Д. стоит в очереди на получение жилого помещения, номер очереди №.
Комиссией по принятию предварительных решений о предоставлении земельных участков для ведения садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства на территории ГО «Город Якутск» ____ 2013 года принято решение о согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с инвалидностью ребенка.
В соответствии с пунктом 17 Правил Предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года и принятых во исполнение вышеуказанного федерального закона, инвалид и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, для реализации права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен предоставить в органы местного самоуправления заявление и копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы. Предоставление иных документов, в том числе подтверждающих нуждаемость инвалида в улучшении жилищных условий, Правилами не предусмотрено.
Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, порядок и особенности предоставления таких земельных участков для жилищного строительства урегулированы статьями 28, 30 и 30.1 Земельного кодекса РФ.
Согласно части 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ, по общему правилу, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются за плату; для жилищного строительства - предоставляются в собственность или в аренду, продажа таких участков или продажа права на заключение договоров аренды осуществляется на аукционах, за исключением некоторых случаев указанных в законе (ч. 1 и ч. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ). Таким образом, указанными нормами Земельного кодекса РФ закреплена возмездность получения инвалидом земельного участка для жилищного строительства в собственность или в аренду. При этом реализация инвалидом права на первоочередное получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство предусматривает заключение договора купли-продажи или договора аренды без проведения торгов.
По сведениям ИСГД от ____ 2013 года испрашиваемый Ивановой Т.Д. земельный участок расположен в зоне Ж-1А Зона индивидуальной жилой застройки, то есть соответствует по функциональному использованию объекта.
____ 2013 года Управлением муниципального контроля Окружной администрации города Якутска дано заключение о том, что земельный участок не пригоден по природоохранным условиям, расположен на водоохранной зоне ____. На основании данного заключения Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска ____ 2013 года Ивановой Т.Д. направлено сообщение об отказе в предоставлении в собственность под жилой дом испрашиваемого земельного участка в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. В частности, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в пределах которых расположены водные объекты. Таким образом, земельные участки, ограниченные в обороте, могут быть предоставлены в собственность только в случаях, когда закон прямо разрешает передачу такого рода земель из государственной или муниципальной собственности в частную собственность.
Согласно ч. 6 и ч. 7 ст. 6 Водного кодекса РФ полоса вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет 5 метров. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.
В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч.1). Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока (ч.6).
Из содержания ст. 27 Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки в пределах водоохранной полосы и прибрежной защитной полосы не изъяты из оборота, а значит, могут находиться в частной собственности при условии соблюдения владельцами специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности. Сам же по себе факт нахождения земельного участка в пределах водоохранной зоны (в состав которой не входит береговая полоса) не означает, что данный земельный участок не может быть предоставлен в частную собственность.
Согласно ответу Якутского комитета охраны природы на запрос суда от ____ 2013 года проведено комиссионное обследование испрашиваемого земельного участка по адресу: ____, в водоохранной зоне ____. В ходе обследования установлено, что от уреза воды ____ до границы испрашиваемого земельного участка 28 метров. Как пояснил суду представитель Якутского комитета охраны природы по доверенности Иванов А.Н. испрашиваемый земельный участок не расположен на береговой полосе водного объекта общего пользования, по природоохранным условиям пригоден для индивидуального жилищного строительства, запрета на предоставление земельных участков в водоохранной зоне не имеется.
В ч.15 ст. 65 Водного кодекса РФ определен перечень объектов, размещение которых запрещено в границах водоохранной зоны. Объекты жилищного строительства в данном перечне не поименованы. В силу ч.16 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В нарушение вышеуказанной нормы закона представителями Окружной администрации города Якутска суду не представлено доказательств нахождения земельного участка в границах береговой линии общего пользования (ч. 6 и ч. 7 ст. 6 Водного кодекса РФ), а также изъятия земельного участка из оборота и невозможность его предоставления в частную собственность по индивидуальное жилищное строительство.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в водоохранной зоне водного объекта, по природоохранным условиям соответствует, участок не органичен в обороте, не изъят из оборота, не расположен на землях общего пользования (береговая полоса), доказательств обратного представителями Окружной администрации города Якутска суду не представлено. Поэтому оспариваемые заявителем заключение Управления муниципального контроля Окружной администрации города Якутска от ____ 2013 года, отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска от ____ 2013 года, а также вынесенное в ходе разбирательства данного дела решение Комиссии по принятию предварительных решений о предоставлении земельных участков для ведения садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства на территории ГО «Город Якутск» ____ 2013 года об аннулировании решения от ____ 2013 года, ввиду нахождения земельного участка в водоохранной зоне водного объекта, не основаны на законе и нарушают права заявителя.
В судебном заседании не установлено наличие определенных законом оснований для отказа заявителю Ивановой Т.Д. в предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома и возврата представленных документов, поэтому суд полагает в силу положений ст. 258 ГПК РФ обязать уполномоченное лицо рассмотреть вопрос о предоставлении в собственность Ивановой Т.Д. испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: ____, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Оснований для обязания уполномоченный орган предоставить земельный участок в собственность суд не усматривает, поскольку все требуемые законом процедуры для предоставления земельного участка в собственность на день рассмотрения дела судом не соблюдены, в том числе и на предмет проверки иных оснований, препятствующих передаче земельного участка в частную собственность. Суд полагает доводы представителя Управления муниципального контроля Окружной администрации города Якутска, изложенные в возражениях на заявление, о нахождении земельного участка рядом с линией электропередачи несостоятельными, поскольку в нарушение ст. 249 ГПК РФ суду не представлено доказательств соблюдения порядка установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон». В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд рассматривает действие должностных лиц с точки зрения соответствия совершенного и оспариваемого действия закону. При этом действие рассматривается и оценивается судом в том объеме, в котором оно было осуществлено соответствующим органом (должностным лицом), то есть судом рассмотрено действие по отказу в предоставлении заявителю земельного участка по основанию, изложенному в оспариваемых заключении Управления муниципального контроля Окружной администрации города Якутска от ____ 2013 года, отказе Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска от ____ 2013 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 255-258 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконными заключение Управления муниципального контроля Окружной администрации города Якутска от ____ 2013 года, отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска от ____ 2013 года в предоставлении в собственность Ивановой Т.Д. земельного участка, расположенного по адресу: ____, под жилой дом.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска рассмотреть вопрос о предоставлении в собственность Ивановой Т.Д. испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: ____, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РС(Я) в течение одного месяца со дня изготовления в мотивированном виде.
Судья: Л.В. Удалова