Дело № 2-1058/2013
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
16 сентября 2013 года Северский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Лариной Е.Е.
при секретаре Марковой В.В.,
с участием заместителя начальника отдела правового обеспечения УФССП России по Томской области П., действующей на основании доверенности от **.**.**** № **,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «**» об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Северску Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области от 02.08.2013 об оценке вещи или имущественного права (с учетом отчета специалиста),
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «**» (далее – ООО «**») обратилось в суд с указанным заявлением, в котором просит суд признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Северску Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области (далее – УФССП России по Томской области) от 02.08.2013 № ** об оценке вещи или имущественного права (с учетом отчета специалиста) – дебиторской задолженности ООО «**» к ООО «**» на основании договора уступки права требования № ** от 27.01.2012, вынесенное судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по г. Северску УФССП России по Томской области С. в рамках сводного исполнительного производства от 24.05.2012 №**; приостановить сводное исполнительное производство от 24.05.2012 №** в части реализации дебиторской задолженности ООО «**» к ООО«**», возникшего на основании договора уступки права требования № ** от 27.01.2012 и определения Арбитражного суда Томской области по делу № ** от 13.04.2012, в связи с оспариванием результатов оценки арестованного имущества.
Представитель заявителя ООО «**» - З., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, не представил сведений о причинах неявки.
Представитель заявителя - временный управляющий ООО «**» - А., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, не представил сведений о причинах неявки.
В судебном заседании заместитель начальника отдела правового обеспечения УФССП России по Томской области П. считает заявленные ООО «**» требования не подлежащими удовлетворению, поддержала доводы, изложенные в отзыве судебного пристава-исполнителя С.
Судебный пристав-исполнитель отдела по г. Северску Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области С. (далее судебный пристав-исполнитель) в судебное заседание не явилась, ранее представила письменный отзыв на заявление, в котором указала, что в отделе судебных приставов по г. Северску в отношении должника ООО «**» 24.05.2012 возбуждено сводное исполнительное производство № ** в пользу различных организаций и физических лиц на общую сумму 38 120 860 руб. 04 коп. В ходе совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем произведен арест дебиторской задолженности ООО «**» к ООО «**», составлены восемь актов описи-ареста. Поскольку стоимость предварительной оценки вещи превышает 30 000 руб., на основании ст. 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве» было вынесено постановление об участии специалиста в исполнительном производстве с целью проведения оценки арестованной дебиторской задолженности. 30.07.2013 в отдел судебных приставов по г. Северску от оценщика поступили отчеты об определении рыночной стоимости дебиторской задолженности, 01.08.2013 были вынесены постановления об оценке дебиторской задолженности должника с учетом отчета специалиста-оценщика. Судебный пристав-исполнитель не вправе признавать оценку недостоверной, поскольку Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» такое право предоставлено только суду. Для судебного пристава-исполнителя рыночная стоимость арестованного имущества, указанная в отчете специалиста оценочной организации, является обязательной. Сам судебный пристав-исполнитель рыночную стоимость арестованного имущества не определял. Таким образом, определение рыночной стоимости объектов, оценки, произведенное специалистами ООО «**», не может свидетельствовать о незаконности постановлений судебного пристава-исполнителя.
Заслушав заместителя начальника отдела правового обеспечения УФССП России по Томской области П., изучив, материалы дела и исполнительного производства, суд считает заявленные ООО «**» требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В силу ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.07.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ст. 441 ГПК РФ постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены таким постановлением, действиями (бездействием). Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 ГПК РФ, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Для признания судом постановления судебного пристава-исполнителя незаконным необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В судебном заседании установлено, что 24.05.2012 судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного Арбитражным Судом Томской области, возбуждено исполнительное производство № ** в отношении должника ООО «**» в пользу взыскателя ОАО «**» о взыскании денежной суммы в размере 19 464 857 руб. 38 коп., что подтверждается соответствующим постановлением (л.д. 70).
Как следует из материалов исполнительного производства, на исполнении у судебного пристава-исполнителя имеется ряд исполнительных производств в отношении ООО «**» в пользу других взыскателей, возбужденных на основании исполнительных листов Арбитражного Суда Томской области, Северского городского суда Томской области, мировых судей Северского судебного района Томской области, а также постановлений комиссии по трудовым спорам ООО «**». Все указанные исполнительные производства объединены в сводное исполнительное производство с производством № **.
Также судом установлено, что 27.01.2012 между ООО «**» и ООО «**» был
заключен договор уступки права требования (цессии) № **, по условиям которого ООО «**» уступило ООО «**» право требования задолженности к ОАО «**» в размере 263207, 60 руб. Копия указанного договора содержится в отчете от 13.06.2013 № ** об определении рыночной стоимости дебиторской задолженности ООО «**» (л.д. 88-90).
В определении Арбитражного Суда Томской области от 13.04.2012 по делу № ** имеется ссылка на вышеуказанный договор, указанным определением ООО «**» заменено на ООО «**» в реестре требований кредиторов ОАО «**» в составе третьей очереди (л.д. 92-97).
Статьей 76 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что обращение взыскания на дебиторскую задолженность состоит в переходе к взыскателю права должника на получение дебиторской задолженности. Обращение взыскания на дебиторскую задолженность производится: 1) при наличии согласия взыскателя путем внесения (перечисления) дебитором дебиторской задолженности на депозитный счет подразделения судебных приставов; 2) при отсутствии согласия взыскателя или невнесении (неперечислении) дебитором дебиторской задолженности на депозитный счет подразделения судебных приставов путем продажи дебиторской задолженности с торгов.
В материалах исполнительного производства имеются заявления взыскателя ОАО «**» в лице представителя конкурсного управляющего У. с просьбой наложить арест на дебиторскую задолженность, оценить и передать на реализацию дебиторскую задолженность ООО «**».
Таким образом, с учетом позиции взыскателя у судебного пристава-исполнителя имелись основания для реализации дебиторской задолженности с торгов.
Как следует из постановления судебного пристава-исполнителя от 05.06.2012, по заявлениям ОАО «**» судебным приставом-исполнителем был наложен арест на дебиторскую задолженность ООО «**» к ООО «**», возникшую на основании ряда договоров уступки права требования, в том числе от 27.01.2012 № ** в размере 263207, 60 руб. (л.д. 87).
На основании указанного постановления 05.06.2012 судебным приставом-исполнителем был составлен акт о наложении ареста на указанную дебиторскую задолженность (л.д. 7-9).
В соответствии с ч. 1 ст. 85 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки имущественных прав, в том числе дебиторской задолженности, реализуемой на торгах (п. 3 ч. 2 ст. 85 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 85 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель:
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 28.05.2013 № ** привлечен специалист-оценщик ООО «**» для определения рыночной стоимости арестованного имущества - дебиторской задолженности ООО «**» к ООО «**» на основании договора уступки права требования от 27.01.2012 № ** в размере 263207, 60 руб. (л.д. 98).
Основанием для проведения оценки явился договор на оказание услуг по оценке арестованного имущества от 01.06.2013 № **, заключенный между Управлением Федеральной службы судебных приставов по Томской области и ООО «**».
Согласно отчету ООО «**» об определении рыночной стоимости дебиторской задолженности ООО «**» от 13.06.2013 № ** рыночная стоимость дебиторской задолженности ООО «**» к ООО «**» на основании договора уступки права требования от 27.01.2012 № ** в размере 263207, 60 руб. на 13.06.2013 составляет 28952, 84 руб. (л.д. 72-101).
Указанный отчет оценщика поступил в Управление Федеральной службы судебных приставов по Томской области 24.07.2013, что подтверждается соответствующим штампом на отчете (л.д. 72).
Согласно штампу на сопроводительном письме о направлении отчета из Управления ФССП России по Томской области судебному приставу-исполнителю отчет в отдел судебных приставов по г. Северску УФССП России по Томской области поступил 30.07.2013 (л.д. 71).
Отчет был принят судебным приставом-исполнителем путем принятия постановления об оценке вещи или имущественного права (с учетом отчета специалиста) от 01.08.2013 и разослан сторонам исполнительного производства за исходящим № ** от 02.08.2013 (л.д.5).
В названном постановлении содержатся разъяснения о праве сторон исполнительного производства в случае несогласия со стоимостью объекта оценки, указанной оценщиком в отчете, в срок не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке оспорить оценку, а также обжаловать постановление.
Копия данного постановления получена ООО «**» посредством почтовой связи не ранее 08.08.2013, что подтверждается почтовым конвертом (л.д. 6).
В установленный ч. 2 ст. 441 ГПК РФ срок взыскатель обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия всилу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать, целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Оценивая установленные судом обстоятельства на предмет соблюдения приведенных требований закона, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от 01.08.2013 об оценке вещи или имущественного права (с учетом отчета специалиста), поскольку требования законодательства, регулирующего вопросы деятельности судебного пристава-исполнителя при оценке арестованного при совершении исполнительных действий имущества, должностным лицом соблюдены. Действия судебного пристава по назначению независимого оценщика и вынесению постановления об оценке вещи или имущественного права после получения отчета произведены в соответствии с положениями ст. 85 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», право судебного оспаривания оценки, установленной оценщиком, сторонам исполнительного производства в оспариваемом постановлении разъяснено.
Положений о том, что величина стоимости объекта оценки, названная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя, Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не содержит. В то же время законодатель не наделил судебного пристава-исполнителя полномочиями по изменению величины стоимости оценки, указанной оценщиком в отчете, а также не предусмотрел порядок внесения подобных изменений. Судебный пристав-исполнитель, не обладающий необходимыми специальными знаниями для оценки рыночной стоимости отдельной вещи или имущественного права и привлекающий для таких целей специалиста-оценщика, не может самостоятельно и обоснованно установить достоверность произведенной специалистом оценки.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Исходя из системного толкования приведенной нормы с положениями ст. 85 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»: об обязательности привлечения оценщика для оценки недвижимого имущества, на которое обращается взыскание (ч. 2); о вынесении постановления об оценке имущества не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика (ч. 4), оценка имущества, указанная в отчете оценщика, назначенного судебным приставом-исполнителем, является обязательной для судебного пристава-исполнителя.
ООО «**», заявляя требования об оспаривании постановления об оценке вещи или имущественного права (с учетом отчета специалиста) от 01.08.2013, фактически выражает несогласие со стоимостью арестованного имущества, определенной оценщиком.
Как установлено в п. 3 ч. 4 ст. 85 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.
В силу ч. 7 ст. 85 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с настоящим Федеральным законом или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или порядке, установленном законодательством РФ, регулирующим оценочную деятельность.
Сравнительный анализ приведенных положений закона свидетельствует о том, что путем обжалования постановления судебного пристава-исполнителя может быть оспорена только оценка имущества, произведенная самим приставом-исполнителем без привлечения оценщика. При несогласии с оценкой, установленной судебным приставом-исполнителем в постановлении на основании отчета оценщика, оспариванию в суде подлежит оценка, указанная оценщиком в отчете, а не постановление судебного пристава-исполнителя, и этот спор, по итогам которого только судом может быть сделан вывод о достоверности либо недостоверности произведенной оценщиком оценки и установлена иная стоимость имущества, не подлежит рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ в рамках обжалования постановлений судебного пристава-исполнителя.
Изложенное согласуется и с позицией Верховного Суда РФ, выраженной в ответе на вопрос 17 Обзора судебной практики за первый квартал 2004 года от 23.06.2004, 30.06.2004, где указано, что предъявление и рассмотрение судом самостоятельных требований об оспаривании достоверности величины стоимости объекта оценки, указанной в отчете независимого оценщика, возможно в том случае, если заключение независимого оценщика является обязательным при совершении сделок для определенных лиц в соответствии с законодательством РФ.
Поскольку оценка имущества должника, проведенная оценщиком, не оспорена заявителем в установленном порядке, каких-либо оснований для признания постановления судебного пристава-исполнителя об оценке вещи или имущественного права (с учетом отчета специалиста) от 01.08.2013 недействительным у суда не имеется.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым отказать ООО «**» в удовлетворении заявления об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке вещи и имущественного права (с учетом отчета специалиста).
Суд приостанавливает исполнительное производство в соответствии со ст. ст. 436, 437 ГПК РФ полностью или частично в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Основания приостановления исполнительного производства судом предусмотрены ст. 39 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство подлежит приостановлению судом полностью или частично в случаях: предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу; оспаривания результатов оценки арестованного имущества; оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора; в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно п. 2 ст. 39 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, полностью или частично в случаях: оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ; оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях; нахождения должника в длительной служебной командировке; принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий; обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения; в иных случаях, предусмотренных статьей 40 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления исполнительного производства и расширительному толкованию не подлежит.
Суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя о приостановлении исполнительного производства, поскольку оспариваются не результаты оценки арестованного имущества, а постановление судебного пристава-исполнителя, тогда как приостановление исполнительного производства в связи с принятием судом к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве» является правом, но не обязанностью суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258, 441 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «**» об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по городу Северску Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области от 02.08.2013 об оценке вещи или имущественного права (с учетом отчета специалиста) и приостановлении исполнительного производства.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Северский городской суд Томской области.
Председательствующий Е.Е. Ларина