ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1058/20 от 31.12.9999 Канашского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2-1058/2020

УИД <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Никифорова С.В.,

при секретаре судебного заседания Энюховой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Игнатьева Ю.В. к Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики, администрации города Канаш Чувашской Республики, муниципальному казенному учреждению «Отдел образования и молодежной политики администрации города Канаш Чувашской Республики» о взыскании выплаты стимулирующего характера, «невыплаченной заработной платы (оклада) и разницы среднего заработка оплаты отпускных с денежной компенсацией за их несвоевременную выплату, компенсации морального вреда, к администрации города Канаш Чувашской Республики о взыскании доплаты к окладу, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

Игнатьев Ю.В. (с учетом последующих уточнений своих требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) обратился в суд с иском к Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики, администрации города Канаш Чувашской Республики, муниципальному казенному учреждению «Отдел образования и молодежной политики администрации города Канаш Чувашской Республики» о взыскании выплат стимулирующего характера и «невыплаченной заработной платы (оклада) и разницы среднего заработка оплаты отпускных» с денежной компенсацией за их несвоевременную выплату («неустойки»), с администрации города Канаш Чувашской Республики «доплаты к окладу за период с ДД.ММ.ГГГГ» с денежной компенсацией за несвоевременную выплату. Истец свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он был назначен на должность директора МБОУ «<данные изъяты>, на которой проработал до ДД.ММ.ГГГГ. Уволен распоряжением (приказом) администрации гор. Канаш от ДД.ММ.ГГГГ по пункту 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника). В соответствии с пунктами <данные изъяты> заключенного с ним ДД.ММ.ГГГГ срочного трудового договора ему полагалась доплата в размере трех окладов стимулирующего характера.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ с ним был заключен другой трудовой договор, пунктом <данные изъяты> раздела <данные изъяты> которого предусмотрены выплаты стимулирующего характера. Это - за качество выполняемых работ - выполнение утвержденных показателей эффективности и результативности деятельности учреждения за квартал, за календарный год – 1 должностной оклад и в таком же размере премиальные выплаты за выполнение утвержденных показателей оценки эффективности и результативности деятельности учреждения за квартал, за календарный год, по итогам выполнения особо важных и ответственных работ, по привлечению средств от приносящей доход деятельности.

Указанные выплаты стимулирующего характера ему либо вообще не выплачивались, как например три оклада, предусмотренные пунктами <данные изъяты> срочного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, на сумму <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. за период «ДД.ММ.ГГГГ», которые истец просит взыскать с администрации города Канаш, премиальные по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ или же выплачивались не в полном размере: это - выплаты, предусмотренные пунктом <данные изъяты> раздела <данные изъяты> трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ: стимулирующего характера за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рубля и «невыплаченная заработная плата (оклад) и разница среднего заработка оплаты отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, которые он просит взыскать с Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, администрации города Канаш Чувашской Республики, муниципального казенного учреждения «Отдел образования и молодежной политики администрации города Канаш Чувашской Республики» с денежной компенсацией за их несвоевременную выплату («неустойки») за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек соответственно. За счет средств ответчиков истец просит также компенсировать ему моральный вред в размере <данные изъяты> рублей и возместить судебные (почтовые) расходы.

Истец Игнатьев Ю.В. в суд не явился: дело просил рассмотреть в его отсутствии.

Не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание и ответчики Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, администрация города Канаш Чувашской Республики, муниципальное казенное учреждение «Отдел образования и молодежной политики администрации города Канаш Чувашской Республики», которые о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом. От них ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.

При этом ответчики муниципальное казенное учреждение «Отдел образования и молодежной политики администрации города Канаш Чувашской Республики» и администрация города Канаш Чувашской Республики предоставили письменные возражения - отзывы на исковое заявление Игнатьева Ю.В., в котором просили отказать в удовлетворении его требований, отметив, что полагающиеся выплаты ему были произведены своевременно и в полном объеме, что свидетельствует об отсутствии нарушений прав истца и, как следствие, отсутствие оснований для компенсации морального вреда, так и для возмещения судебных расходов. В своих отзывах ответчики также указали, что истцом Игнатьевым В.Ю. пропущен срок обращения в суд, установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

В обоснование своих доводов об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Игнатьева Ю.В. представителем ответчика муниципального казенного учреждения «Отдел образования и молодежной политики администрации города Канаш Чувашской Республики» так же указано, что с момента заключения ДД.ММ.ГГГГ между администрацией города Канаш Чувашской Республики и Игнатьевым Ю.В. трудового договора, действие срочного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ прекратило свое действие. Трудовым же договором от ДД.ММ.ГГГГ размер выплат стимулирующего характера, предусмотренных в пункте <данные изъяты> договора, определен «до одного должностного оклада», а не в размере «одного должностного оклада», как указывает истец в своем заявлении. Кроме того, данным договором не предусмотрены доплаты стимулирующего характера в размере трех должностных окладов.

Кроме того, ответчиком администрацией города Канаш Чувашской Республики указано, что согласно Положения муниципального казенного учреждения «Отдела образования и молодежной политики администрации города Канаш Чувашской Республики», утвержденного решением Собрания депутатов города Канаш от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ.) обязанность по осуществлению выплат стимулирующего характера руководителям муниципальных образовательных учреждений возложена на муниципальное казенное учреждение «Отдел образования и молодежной политики администрации города Канаш Чувашской Республики», вследствие чего администрация города Канаш по делу является ненадлежащим ответчиком.

При таких обстоятельствах суд, признав возможным рассмотрение дела в отсутствии неявившихся сторон и изучив представленные по делу письменные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со статьями 21, 22 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Канаш и Игнатьевым Ю.В. был заключен срочный трудовой договор, в соответствии с которым последний с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность директора <данные изъяты>) (том <данные изъяты>).

Согласно раздела <данные изъяты> указанного договора, в соответствии с постановлением администрации города Канаш от ДД.ММ.ГГГГ руководителю устанавливаются:

- должностной оклад в размере <данные изъяты> рублей (пункт <данные изъяты>);

- выплаты стимулирующего характера – вознаграждение за выполнение показателей эффективности и результативности деятельности учреждения в размере, устанавливаемом Учредителем в соответствии с Методикой заполнения приложения к трудовому договору с руководителем бюджетного учреждения города Канаш, оценки показателей эффективности и результативности деятельности бюджетного учреждения города Канаш и установления размера вознаграждения руководителя бюджетного учреждения города Канаш за их выполнение, утвержденной настоящим постановлением, в пределах фонда оплаты труда (не более трех должностных окладов в год) – п. <данные изъяты>

Ответчиком - администрацией города Канаш в этой части доказательств, как выплаты истцу указанного вознаграждения, так и оснований для невыплаты этого вознаграждения, суду не предоставлено.

Тем не менее, суд считает необходимым отказать в удовлетворении этих требований истца – о взыскании с администрации города Канаш «доплаты к окладу в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ год с денежной компенсацией за несвоевременную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек», так как, как было указано выше, с момента заключения ДД.ММ.ГГГГ между администрацией города Канаш Чувашской Республики и Игнатьевым Ю.В. трудового договора, действие срочного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ прекратило свое действие. И в данном случае, суд соглашается с доводами ответчиков о пропуске истцом срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии с действовавшей на спорный период редакции указанной нормы, работник имел право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ" вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

Признав причины пропуска срока уважительными, суд вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, суд принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ).

Оспариваемое истцом бездействие работодателя относится к периоду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Ввиду того, что действие срочного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ прекращено с заключением ДД.ММ.ГГГГ другого трудового договора, которым, выплата данного вознаграждения не предусмотрена, трехмесячный срок для обращения в суд с указанными требованиями (с учетом того, что доплата предусмотрена по итогам работы за год) истек ДД.ММ.ГГГГ. В суд же он обратился ДД.ММ.ГГГГ.

Истец и сам осознает, что в суд с иском обратился за пределами трехмесячного срока, ввиду чего им заявлено ходатайство о восстановлении этого срока, однако в исковом заявлении сведений, свидетельствующих об уважительном характере причин пропуска срока, не указано и соответствующих доказательств суду не представлено, когда как, согласно статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Таким образом, суд оснований для восстановления истцу срока для обращения в суд с требованием о взыскании с администрации города Канаш «доплаты к окладу в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек» не находит, что влечет отказ в удовлетворении этих требований.

По остальным требованиям истец в суд обратился в пределах установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации срока.

Требование же истца о взыскании доплат в виде трехмесячного оклада за период с ДД.ММ.ГГГГ по день увольнения ДД.ММ.ГГГГ является несостоятельным, поскольку, как было указано выше, положениями трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ данное вознаграждение не предусмотрено.

Трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ Игнатьеву Ю.В. был установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> рублей в месяц, а также предусмотрены выплаты поощрения в размере до <данные изъяты> должностного оклада за качество выполняемых работ, а также премиальные по итогам работы в размере до <данные изъяты> должностного оклада (<данные изъяты>).

Из представленных ответчиком муниципальным казенным учреждением «Отдел образования и молодежной политики администрации города Канаш Чувашской Республики» документов следует, что истцу Игнатьеву Ю.В. была выплачена премия в размере <данные изъяты> рублей по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), за ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), по результатам выполнения в ДД.ММ.ГГГГ показателей оценки и результативности деятельности образовательного учреждения (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты> рублей за организацию и качественное проведение мероприятий по благоустройству <данные изъяты> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты> рублей по результатам выполнения во ДД.ММ.ГГГГ показателей оценки эффективности результативности деятельности образовательного учреждения (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты> рублей за качественное проведение мероприятий по подготовке <данные изъяты> учреждений к <данные изъяты> году (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты> рублей по результатам выполнения в ДД.ММ.ГГГГ показателей оценки эффективности результативности деятельности <данные изъяты> учреждения (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере должностного оклада по результатам выполнения в ДД.ММ.ГГГГ показателей оценки эффективности результативности деятельности образовательного учреждения (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты>% от должностного оклада по результатам выполнения в ДД.ММ.ГГГГ утвержденных целевых показателей эффективности работы руководителей муниципальных учреждений (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), по результатам выполнения в ДД.ММ.ГГГГ утвержденных целевых показателей эффективности деятельности муниципальных учреждений (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), по итогам организации и проведения мероприятий, посвященных празднованию <данные изъяты> годовщины Победы в Великой Отечественной войне (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты>% от должностного оклада по результатам выполнения во ДД.ММ.ГГГГ утвержденных целевых показателей эффективности деятельности муниципальных учреждений (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере должностного оклада за обеспечение готовности <данные изъяты> учреждений к <данные изъяты> году (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты>% от должностного оклада по результатам выполнения в ДД.ММ.ГГГГ утвержденных показателей эффективности деятельности муниципальных учреждений (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере должностного оклада за обеспечение качественного проведения <данные изъяты> этапа всероссийской олимпиады <данные изъяты> - ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты>% от должностного оклада по результатам выполнения утвержденных целевых показателей эффективности работы руководителей муниципальных учреждений в ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), по результатам выполнения утвержденных целевых показателей эффективности работы руководителей муниципальных учреждений в ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты> рублей за обеспечение качественного проведения мероприятий, посвященных <данные изъяты> Победы (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты>% от должностного оклада по результатам выполнения утвержденных целевых показателей эффективности работы руководителей муниципальных учреждений во ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты>% от должностного оклада по результатам выполнения утвержденных целевых показателей эффективности работы руководителей муниципальных учреждений в ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты>% от должностного оклада по результатам выполнения утвержденных целевых показателей эффективности работы руководителей муниципальных учреждений в ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты>% от должностного оклада по приказу от ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты> рублей за обеспечение необходимых условий для подготовки и выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» <данные изъяты> (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты>% от должностного оклада по результатам выполнения утвержденных целевых показателей эффективности работы руководителей муниципальных учреждений в ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты> рублей за обеспечение качественного проведения мероприятий, посвященных <данные изъяты> годовщине Победы (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты>% от должностного оклада по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты>% от должностного оклада по результатам выполнения утвержденных целевых показателей эффективности работы руководителей муниципальных учреждений в ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты> рублей по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты>% от должностного оклада по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты> рублей по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты> рублей по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты> рублей по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты> рублей по результатам выполнения в ДД.ММ.ГГГГ утвержденных целевых показателей эффективности работы руководителей муниципальных учреждений (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), по итогам работы в ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты> рублей по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты> рублей по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты> рублей за подготовку образовательных учреждений к ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты> рублей по итогам работы в ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), по итогам работы в ДД.ММ.ГГГГприказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты> рублей по итогам выполнения показателей эффективности и результативности деятельности за ДД.ММ.ГГГГ год (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты> рублей за качественное проведение мероприятий, посвященных празднованию <данные изъяты> годовщины Победы в Великой Отечественной войне (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), в размере <данные изъяты> рублей по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) (<данные изъяты>).

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством, состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первой и второй части 1 статьи 5).

Трудовые отношения и иные непосредственно связанными с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правого регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральными законом минимального размере оплаты труда.

В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном размере выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей-физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативным актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Системы оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера, доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.

Ввиду изложенного при разрешении и споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем.

Как было указано выше, трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ Игнатьеву Ю.В. были предусмотрены выплаты поощрения в размере до <данные изъяты> должностного оклада за качество выполняемых работ и по итогам работы (<данные изъяты>).

Согласно пункта 19 трудового договора, одним из условий осуществления выплаты стимулирующего характера является достижение значений показателей, предусмотренных подпунктом «п» пункта 9 настоящего трудового договора.

Периодичность выплат стимулирующего характера устанавливается Положением об осуществлении выплат стимулирующего характера руководителей муниципальных образовательных учреждений, утвержденных приказом Муниципального казенного учреждения «Отдел образования и молодежной политики администрации города Канаш Чувашской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ (пункт <данные изъяты>).

Таким образом, трудовым договором не предусмотрена и не гарантирована Игнатьеву Ю.В. выплата в обязательном порядке какой-либо премии.

Как текущая, так и единовременная премия по результатам труда руководителям муниципальных образовательных учреждений города Канаш является стимулирующей выплатой, порядок ее начисления и выплаты предусмотрены локальным нормативным актом.

Так, на основании постановления администрации города Канаш от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений города Канаш Чувашской Республики» приказом муниципального казенного учреждения «Отдел образования и молодежной политики администрации города Канаш Чувашской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об осуществлении выплат стимулирующего характера руководителям муниципальных учреждений, подведомственных отделу образования и молодежной политики администрации города Канаш, согласно которого указанные выплаты производятся на основании решения отдела образования и молодежной политики администрации города Канаш по результатам оценки выполнения утвержденных показателей эффективности и результативности деятельности учреждений. Такие целевые показатели утверждены приказом отдела образования от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Отдела образования от ДД.ММ.ГГГГ утверждено новое Положение об осуществлении выплат стимулирующего характера руководителям муниципальных учреждений, подведомственных отделу образования и молодежной политики администрации г.Канаш.

Согласно пункту <данные изъяты> Положения, премиальные выплаты могут осуществляться по итогам работы за месяц, квартал, полугодие. Размер выплат неограничен.

Премиальные выплаты за качество выполняемых работ производятся по результатам оценки выполнения утвержденных показателей деятельности учреждения за календарный год. Максимальный размер этих выплат устанавливается договором с руководителем муниципального учреждения. Не производится начисление и выплата премиальных за тот период, в котором были выявлены упущения в работе.

Приказом Отдела образования от ДД.ММ.ГГГГ утверждены показатели эффективности деятельности руководителей муниципальных образовательных учреждений.

В указанных локальных нормативных актах отсутствует норма о том, что ежемесячная премия является обязательной частью заработной платы и гарантированной выплатой.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований по доводам истца о том, что ему незаконно не были выплачены премии по итогам работы за ДД.ММ.ГГГГ не находит, поскольку премия относится к стимулирующим выплатам, не входит в состав обязательной части заработной платы, ее выплата производится в порядке, на условиях и в размерах, которые предусмотрены в трудовом договоре и локальных нормативных актах работодателя, и является правом, а не обязанностью работодателя.

К такому же выводу пришла и Государственная инспекция труда в Чувашской Республике, не обнаружившая нарушений требований трудового законодательства при оплате труда Игнатьеву Ю.В. (<данные изъяты>).

При этом суд также принимает во внимание, что истцом в обоснование своих требований и в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каких-либо доказательств, свидетельствующих о незаконности невыплаты ему премий за спорные периоды, не представлено.

Вопреки доводам истца, размеры выплат стимулирующего характера, произведенных ему за весь период работы (<данные изъяты>) также соответствуют Положению об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений города Канаш Чувашской Республики, занятых в сфере образования, утвержденного Постановлением Администрации г. Канаша Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, согласно пункта <данные изъяты> которого, решение об осуществлении выплат стимулирующего характера за качество выполняемых работ руководителю учреждения принимается отделом образования и молодежной политики администрации города Канаш.

Размеры премиальных выплат по итогам работы могут определяться как в процентах к окладу (ставке) по соответствующим квалификационным уровням ПКГ работника, так и в абсолютном размере (пункт 7.5 Положения).

При таких обстоятельствах, имеющимися в материалах дела документами не нашел подтверждения факт наличия у работодателя перед истцом задолженности по заработной плате на дату его увольнения, а потому его требования о взыскании с ответчиков выплат стимулирующего характера, «невыплаченной заработной платы (оклада) и разницы среднего заработка оплаты отпускных», что также влечет отказ в удовлетворении остальных его требований о взыскании денежной компенсации за несвоевременную выплату, компенсации морального вреда и возмещении судебных расходов (почтовых расходов), поскольку эти требования являются производными от первых, согласно положений статьей 236, 237 Трудового кодекса Российской Федерации и статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации соответственно.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Отказать в удовлетворении исковых требований Игнатьева Ю.В. к Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики, администрации города Канаш Чувашской Республики, муниципальному казенному учреждению «Отдел образования и молодежной политики администрации города Канаш Чувашской Республики» о взыскании выплаты стимулирующего характера за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рубля с денежной компенсацией за несвоевременную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек, «невыплаченной заработной платы (оклада) и разницы среднего заработка оплаты отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с денежной компенсацией за их несвоевременную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 167649 рублей 96 копеек, компенсации морального вреда, к администрации <адрес> Республики о взыскании доплаты к окладу в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с денежной компенсацией за несвоевременную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов и в удовлетворении заявления о восстановлении срока на обращение в суд с вышеуказанными требованиями.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение19.01.2021