УИД 78RS0011-01-2022-007221-55 <данные изъяты>
Дело № 2-1058/23 29 мая 2023 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Кузовкиной Т.В.
при секретаре Рудиковой К.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Центрального района Санкт-Петербурга в защиту неопределенного круга лиц к ФИО5 об обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального района города Санкт-Петербурга обратился с иском к ФИО6, просил обязать ответчика в срок не позднее 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести обследование и категорирование торгового объекта, расположенного по адресу: <адрес>, а также взыскать с ответчика в доход бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.
В обоснование требований указано, что Прокуратурой района в рамках осуществления надзора за обеспечением антитеррористической защищенности объектов массового пребывания граждан по информации Комитета по промышленной политике, инновациям торговле Санкт-Петербурга, а также в порядке контроля за устранением нарушений по ранее внесенному представлению, проведена проверки антитеррористической защищенности указанного торгового объекта, принадлежащего ответчику, и включенного в Перечень торговых объектов, расположенных на территории Центрального района Санкт-Петербурга и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защищенности. Указывая, что до настоящего времени категорирование указанного объекта не проведено, ответчиком не выполнены установленные законом мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов, что создает угрозу безопасности и защищенности неопределенного круга граждан и общества.
Представитель истца иск поддержал, просил об удовлетворении требований.
Представитель ответчика иск не признал, возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что обязанность по категорированию объектов у ответчика, арендующего помещение <адрес>, не возникла, ввиду того, что площадь данного помещения составляет 99,9 кв.м, в связи с чем, объект не подпадает под Критерии включения торговых объектов в перечень торговых объектов, расположенных в пределах территории Санкт-Петербурга и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, утвержденные Постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 28.12.2022 № 104-пг. К материалам дела ответчиком приобщены письменные возражения (л.д.32-33).
Представитель третьего лица Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, реорганизованного путем присоединения к нему Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.04.2019 № 269) в суд явился, высказался в поддержку иска, ссылаясь на то, что ответчик с указанным арендованным помещением включен в соответствующий перечень торговых объектов и ДД.ММ.ГГГГ уведомлен в установленном порядке о необходимости категорирования объекта.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, третьего лица, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) (далее - Требования), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)», разработаны на основе требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», так как места массового пребывания людей, в том числе торговые объекты, являются потенциально опасными с точки зрения террористических посягательств.
Действие постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года № 1273 распространяется на предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 3 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на правообладателей торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий).
Представители уполномоченных органов субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления включаются в состав комиссии по согласованию. Учитывая значительное количество торговых объектов в субъектах Российской Федерации, подлежащих обследованию и категорированию, и значительно меньшее количество специалистов уполномоченных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления Минпромторг России полагает целесообразным обязать правообладателя торгового объекта (территории) информировать уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления о присвоенной комиссией торговому объекту (территории) категории. Данное предложение учтено вносимыми в постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года № 1273 изменениями.
Согласно пункту 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и масштаба возможных последствий совершения на них террористического акта осуществляется категорирование торговых объектов (территорий).
В соответствии с пунктом 13 указанного Постановления всем торговым объектам (территориям) присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 12 настоящих требований.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» на каждый торговый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности, представляющий собой информационно-справочный документ постоянного действия, отражающий состояние антитеррористической защищенности торгового объекта (территории) и содержащий перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов на торговом объекте (территории).
Паспорт безопасности составляется руководителем объекта на основании акта обследования и категорирования торгового объекта (территории) с учетом данных, предоставляемых членами комиссии в соответствии с их компетенцией, и утверждается правообладателем торгового объекта (территории) либо уполномоченным им должностным лицом.
Из материалов дела усматривается, что нежилое помещение № в <адрес>, общей площадью 99,9 кв.м, на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, предоставлено во временное владение и пользование ФИО7 на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22-25, 54-61). По указанному адресу находится принадлежащий ФИО8 торговый объект — магазин, который в соответствии с п.7 Требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, включен в Перечень торговых объектов, расположенных в пределах территории Санкт-Петербурга, подлежащих категорированию и паспортизации в интересах их антитеррористической защищенности (л.д.62-64).
ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ФИО9 было получено уведомление о включении в указанный Перечень и необходимости проведения мероприятий по категорированию объекта торговли, принадлежащего ФИО10 также руководитель был уведомлен о возможности применения мер прокурорского реагирования при отказе или уклонении от проведения указанных мероприятий (л.д.9-13).
Прокуратурой Центрального района Санкт-Петербурга в рамках осуществления надзора за обеспечением антитеррористической защищенности объектов массового пребывания граждан проведена проверка антитеррористической защищенности торгового объекта (ФИО11 расположенного по вышеуказанному адресу. По результатам проверки установлено не выполнение требований о категорировании торгового объекта, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении в течение месяца со дня вынесения представления нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов торговли (л.д.14-16).
До настоящего времени категорирование указанного объекта ответчиком не проведено, паспорт антитеррористической защищенности не оформлен, представление Прокуратуры не оспорено, мер по исключению магазина, находящегося по адресу: <адрес> из Перечня торговых объектов, расположенных в пределах территории Санкт-Петербурга, подлежащих категорированию и паспортизации в интересах их антитеррористической защищенности, не предпринято.
Оценивая вышеизложенные обстоятельства и правовые регламенты, суд считает, что выявленные нарушения свидетельствуют о невыполнении ответчиком установленных законом мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности торговых объектов, что создает угрозу безопасности и защищенности граждан, непринятие мер в области антитеррористической защищенности функционирующих торговых объектов нарушает права неопределенного круга лиц и представляет существенную угрозу для граждан и общества, в связи с чем имеются основания для удовлетворения исковых требований.
Возражения ответчика о том, что объект торговли подлежит исключению из Перечня, ввиду применения критериев, установленных Постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 28.12.2022 № 104-пг, суд находит неубедительными.
Согласно указанному нормативно-правовому акту одним из критериев включения торговых объектов (территорий) в перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Санкт-Петербурга и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты (далее - Перечень), является площадь торговых объектов (территорий), которая должна быть не менее 153 кв. м.
Поскольку площадь вышеуказанного помещения менее данного значения, представитель ответчика полагает, что на ФИО12 не может возлагаться обязанность по категорированию указанного выше торгового объекта.
Суд не может согласиться с данной правовой позицией.
Сведения об ответчике и принадлежащем ему торговом объекте включены в Перечень до утверждения упомянутых Критериев и до настоящего времени сведения о данной организации и предоставленном ей для торговли помещении, находятся в Перечне. В ходе рассмотрения дела не оспорено, что ответчик не провел категорирование в порядке и в сроки, установленные Требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года № 1273, не исполнил изложенное в представлении Прокуратуры. При этом суд считает заслуживающим внимания, что правовых оснований для неисполнения требований о категорировании магазина у ответчика не имелось. В настоящий момент, несмотря на несоответствие занимаемого ответчиком под магазин помещения Критериям, в силу которых категорированию подлежат определенные торговые помещения, законодательством не установлены ни основания для освобождения правообладателя помещения от данной обязанности, ни соответствующий порядок, в частности, по исключению торгового объекта из Перечня.
Ответчик никакими действиями не выразил несогласие с возложением данной обязанности, включение в соответствующий Перечень им не оспорено, меры по урегулированию сложившегося положения не приняты.
До исключения из Перечня суд не находит оснований для освобождения ответчика от исполнения требований антитеррористического законодательства.
Утверждение представителя ответчика о наличии у Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга обязанности привести Перечень в соответствие с Критериями не подтверждено соответствующими правовыми предписаниями. При отсутствии соответствующих регламентов, исходя из принципов добросовестности и разумной заинтересованности хозяйствующих субъектов, суд считает, урегулирование имеющегося противоречия не может быть переложено на профильный государственный орган.
Таким образом, возражения ответчика суд считает несостоятельными и не влекущими отказ в удовлетворении исковых требований.
Удовлетворяя требования иска, при подаче которого истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, суд на основании ст.103 ГПК РФ считает подлежащей взысканию с ответчика в пользу местного бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты>.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать ФИО13 в срок не позднее 2 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести обследование и категорирование объекта, расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с ФИО14 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Санкт-Петербургский городской суд.
Судья –