ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1059 от 23.04.2012 Кировского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

                                                                                    Кировский районный суд г. Красноярска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Кировский районный суд г. Красноярска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-1059/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 апреля 2012 года г. Красноярск

Кировский районный суд г. Красноярска

в составе председательствующего – судьи Литвинова О.А.

с участием помощника прокурора Кировского района г. Красноярска Ковязина М.Д.,

представителя ответчика – Орг 1 по доверенности Петтай И.В.

при секретаре Бурдиной С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Орг 1 о признании бездействия незаконным и возложении обязанности

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Кировского района г. Красноярска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Орг 1 о признании бездействия Орг 1 по не введению в эксплуатацию общедомового прибора учета потребляемой энергии незаконным. Обязании Орг 1 в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, ввести эксплуатацию общедомовой прибор учета потребляемой энергии в . Свои требования мотивировал тем, что  в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляется надзор за соблюдением прав граждан в жилищно-коммунальной сфере. Управляющей компанией Орг 1 с собственниками жилых помещений в  заключены договоры на управление многоквартирными домами. В соответствии с п. 1.1. договора на управление вышеуказанного дома Орг 1 взяла на себя обязанность предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся жилыми и нежилыми помещениями, по перечню и в порядке, которые установлены договорами. В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 2 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. В соответствии с п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила) коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии предназначен для обслуживания более одного жилого помещения в многоквартирном доме и относится к общему имуществу собственников жилья. Подпунктом «д» пункта 10 Правил установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома постоянную готовность приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. В ходе проверки установлено, что в 2008 году в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ осуществлено финансирование мероприятий по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа). Расходование бюджетных средств осуществлялось в соответствии с Региональной адресной программой капитального ремонта в 2008 году, утвержденной Постановлением Совета администрации Красноярского края от 08.05.2008 N 224-п. Согласно пункту 3.1 Региональной адресной программы срок ее реализации рассчитан на 2008 год, по его истечению в силу пункта 2.1 должна быть достигнута цель - внедрение ресурсосберегающих технологий в домах перечисленных в программе. Муниципальному образованию город Красноярск, в соответствии с перечисленными нормативными распорядительными документами, выделено 1 087 268, 80 тыс. рублей, в том числе на ремонт внутридомовых инженерных систем, включающий установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов (тепловой энергии, горячей воды, холодной воды, электрической энергии) в . В силу статьи 15 Федерального закона № 185-ФЗ, между муниципальным образованием - Орг 2 и Орг 1 28.08.2008 г. заключен договор № 509 на предоставление субсидий на капитальному ремонту многоквартирных домов. Орг 1 в том числе и на осуществление работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов (тепловой энергии, горячей воды, холодной воды, электрической энергии) в  содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и бюджета в размере 979, 450 тыс. рублей. Согласно условиям договора, Орг 1 получив средства субсидии, заключило договор подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, в том числе установку общедомовых приборов учета потребления электроэнергии, оформив акты приемки выполненных работ. Однако с момента установки (т.е. с 2008 года) и до настоящего времени Орг 1 не обеспечило прохождение прибора процедуры государственной поверки, а также не осуществило введение его в эксплуатацию. Как следствие получателем субсидии - Орг 1 созданы препятствия для достижения цели, определенной в Региональной адресной программе - «внедрение ресурсосберегающих технологий» в  Таким образом, в нарушение ст.ст. 34, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получателем бюджетных средств не обеспечено эффективное и результативное расходование бюджетных средств, не обеспечено достижение целевых результатов бюджетного субсидирования. Как следствие, несмотря на принятие государством и органом местного самоуправления мер по оптимизации учета и оплаты коммунальных услуг, бездействие Орг 1 привело к нарушению жилищных прав собственников жилых помещений в  - граждан и муниципального образования , поскольку размер платы за коммунальные услуги по-прежнему, рассчитывается не исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (ст. 157 ЖК РФ). Довод Орг 1 о том, что прибор учета потребляемой электрической энергии до настоящего времени не введен в эксплуатацию из-за отсутствия заключенного договора с энергоснабжающей организацией является несостоятельным, поскольку вышеприведенные нормы указывают, что ответственность за обеспечение надлежащей эксплуатации коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии возложена исключительно на управляющую компанию, как на получателя субсидий, которая в сроки реализации программы, обязана была обеспечить фактическое использование установленного оборудования. В этой связи ссылка Орг 1 на отсутствие заключенного с Орг 3 договора на оплату электроэнергии мест общего пользования, лишь подтверждает абсолютное бездействие управляющей компании. Таким образом, Орг 1 не оспаривает тот факт, что прибор не введен в эксплуатацию. Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств в силу части 2 статьи 68 ГПК РФ. Необходимость предъявления настоящего заявления в интересах неопределенного круга лиц - жителей спорных домов (нанимателей, собственников и членов их семей), иных лиц, пользующимися помещениями в этих домах, обусловлена тем, что численность жителей в связи с постоянной ротацией определить и привлечь для участия в деле всех граждан, проживающих в домах и получающих коммунальные услуги, не возможно. Кроме того, собственником жилых помещений, чьи права нарушены, является муниципальное образование г. Красноярск. Помимо изложенного, бездействие Орг 1 связанное с не введением в эксплуатацию коллективных приборов учета, нарушает права муниципального образования и Красноярского края, поскольку цели, на которые выделены бюджетные средства не достигнуты, собственникам жилых помещений не предоставлены благоприятные условия для оплаты услуг энергоснабжения.

Просил признать бездействие Орг 1 по не введению в эксплуатацию общедомового прибора учета потребляемой энергии незаконным. Обязать Орг 1 в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, ввести эксплуатацию общедомовой прибор учета потребляемой энергии в .

В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г. Красноярска поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Орг 1 по доверенности Петтай И.В. исковые требования прокурора Кировского района г. Красноярска признала в полном объеме.

Представители третьих лиц: Орг 4 извещенный надлежащим образом о дате и месте проведения судебного заседания, в суд не явился; Орг 5 - представило отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, находит иск прокурора Кировского района г. Красноярска подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 2 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов, субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила) коллективный (общедомовой) прибор учета электроэнергии предназначен для обслуживания более одного жилого помещения в многоквартирном доме и относится к общему имуществу собственников жилья. Пунктом д. ч.10 Правил установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома постоянную готовность приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Кировского района г. Красноярска в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляется надзор за соблюдением прав граждан в жилищно-коммунальной сфере. В ходе проверки установлено, что в 2008 году в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ осуществлено финансирование мероприятий по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа). Расходование бюджетных средств осуществлялось в соответствии с Региональной адресной программой капитального ремонта в 2008 году, утвержденной постановлением Совета администрации Красноярского края от 08.05.2008 №224-п. Согласно пункту 3.1 Региональной адресной программы срок ее реализации рассчитан на 2008 год, по его истечению в силу пункта 2.1 должна быть достигнута цель - внедрение ресурсосберегающих технологий в домах перечисленных в программе. Муниципальному образованию город Красноярск, в соответствии с перечисленными нормативными распорядительными документами, выделено 1087268,80 тыс. рублей, в том числе на ремонт внутридомовых инженерных систем, включающий установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов (тепловой энергии, горячей воды, холодной воды, электрической энергии) в .

В силу статьи 15 Федерального закона № 185-ФЗ, между муниципальным образованием - Орг 2 и Орг 1 28.08.2008 г. заключен договор № 509 на предоставление субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов. Орг 1 на осуществление работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов (тепловой энергии, горячей воды, холодной воды, электрической энергии) в  перечислены средства субсидии в размере 979,450 тыс. рублей. Согласно условиям договора, Орг 1 получив средства субсидии, заключило договор подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, в том числе установку общедомовых приборов учета потребления электроэнергии, оформив акты приемки выполненных работ. Однако с момента установки (т.е. с 2008 года) и до настоящего времени Орг 1 не обеспечило прохождение прибора процедуры государственной поверки, а также не осуществило введение его в эксплуатацию. Как следствие получателем субсидии - Орг 1 созданы препятствия для достижения цели, определенной в Региональной адресной программе - «внедрение ресурсосберегающих технологий» в .

Таким образом, в нарушение ст.ст. 34, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получателем бюджетных средств не обеспечено эффективное и результативное расходование бюджетных средств, не обеспечено достижение целевых результатов бюджетного субсидирования.

Бездействие Орг 1 привело к нарушению жилищных прав собственников жилых помещений в  - граждан и муниципального образования г. Красноярск, поскольку размер платы за коммунальные услуги по-прежнему, рассчитывается не исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (ст. 157 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора Кировского района г. Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Орг 1 о признании бездействия незаконным и возложении обязанности – удовлетворить.

Признать бездействие Орг 1 по невведению в эксплуатацию общедомового прибора учета потребляемой энергии незаконным.

Обязать Орг 1 в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ввести эксплуатацию общедомовой прибор учета потребляемой энергии в .

Решение может быть обжаловано в Красноярский Краевой суд через Кировский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий: О.А. Литвинов