ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1059/2021 от 13.01.2022 Зейского районного суда (Амурская область)

УИД 28RS0008-01-2021-001835-49

Дело № 2-29/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,

при секретаре Щербаковой А.И.,

с участием истца ФИО1, действующего в своих интересах, а также в интересах ФИО2, представителя истца ФИО1 - ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5, ФИО1, действующего также в интересах ФИО3, к обществу с ограниченной ответственностью «Сибирская Легкая Авиация» о взыскании денежной компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к ООО «Сибирская Легкая Авиация», с учетом уточнений просят взыскать с ответчика в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 10000 руб., в пользу ФИО5 компенсацию морального вреда в размере 10000 руб., в пользу ФИО3, года рождения, в лице его законного представителя ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 10000 руб., а также просят взыскать в их пользу штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в порядке ст.13 Закона «О защите прав потребителей».

В обоснование требований указано, что 21 июля 2021 года истцами в г.Зея были приобретены авиабилеты на рейс компании ООО «Сибирская Легкая Авиация» по маршруту Зея -Благовещенск рейс на 18 августа 2021 года и авиабилеты по маршруту Благовещенск - Зея рейс на 20 августа 2021 года, фактически был заключен договор перевозки пассажиров. Время вылета по маршруту Благовещенск - Зея рейс 20 августа 2021 года в билете было указано 12.00 часов. В 10.00 часов 20 августа 2021 года они прибыли в аэропорт г. Благовещенска для регистрации на авиарейс. Фактически регистрация на посадку была произведена только в 15.00 часов, а в 16.00 часов им по громкой связи аэропорта объявили об отмене рейса и его переносе на 21 августа 2021 года на 14.00 часов. При этом в аэропорту г.Благовещенска им объявили об отсутствии представителя ответчика в г.Благовещенске, никаких звонков и сообщений от авиакомпании им не поступало. Они всей семьей были вынуждены в срочном порядке приобретать билеты на автобус Благовещенск - Зея, отправляющийся в 18.10 часов 20 августа 2021 года. Деньги за авиабилеты по отмененному рейсу им были возвращены в кассе г.Зеи 21 августа 2021 года. При этом ответчик в установленном действующим законодательством порядке не обеспечил их питьем, едой, не предоставил место в гостинице и т.д., не было принесено даже элементарных извинений. Также ответчик не предоставил никакой информации о задержке рейса и о его отмене.

Истец ФИО5 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена, просит рассмотреть дело в её отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании истец ФИО1, действующий в своих интересах, а также в интересах ФИО3, и представитель истца ФИО1 ФИО4 в исковые требования, с учетом уточнений, поддержали.

Представитель ответчика ООО «Сибирская Легкая Авиация»в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Из представленного отзыва на иск следует, что ответчик с иском не согласен. В обоснование своей позиции ответчик указал, что авиарейс авиакомпании «Сибирская Легкая Авиация» по маршруту Благовещенск - Зея, запланированный на 12 часов 00 минут 20 августа 2021 года, был отложен по метеоусловиям аэропорта Зея. Метеоусловия являются обстоятельствами, не зависящими от перевозчика. Предварительное уведомление пассажиров о переносе авиарейса по метеоусловиям невозможно, поскольку решение о вылете либо о переносе рейса командир воздушного судна принимает непосредственно перед вылетом, исходя из текущих метеоусловий. При этом главной задачей авиаперевозчика является обеспечение авиационной безопасности. Именно исходя из этого командир воздушного судна принимает решение о выполнении полета либо о необходимости его переноса.

Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными Приказом Минтранса России от 28.06.2007 г. № 82 установлены обязанности перевозчика по оказанию пассажирам определенных услуг в случае возникновения перерыва в перевозке.

Иногда перевозчик сталкивается с такими ситуациями, когда пассажиры в момент предоставления определенных ФАП услуг (предоставление прохладительных напитков, горячего питания и т.д.) отсутствуют в помещении аэровокзала. Отследить место нахождения каждого пассажира не представляется возможным. Никаких претензий от других пассажиров отложенного 20 августа 2021 года авиарейса по маршруту Благовещенск - Зея не поступало. Претензия ФИО1 и ФИО5 поступила в юридический отдел 12 ноября 2021 года, 15 ноября 2021 года был подготовлен ответ на претензию, направленный Почтой России 19 ноября 2021 года. ООО «Сибирская Легкая Авиация» является региональной авиакомпанией, заявленная истцом ко взысканию сумма денежной компенсации морального вреда будет являться для ответчика значительной.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.01.1996 г. 315-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", пункту 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 23 "О защите прав потребителей", отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Согласно статье 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Статьей 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" предусмотрено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Пунктами 74, 76 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года N 82, предусмотрено, что перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, грузоотправителей, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом.

Согласно п. 99 Федеральных авиационных правил при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги: два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время; размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время; доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы; организация хранения багажа. Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы. Для целей настоящего пункта время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете.

В силу статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Судом установлено, что 21 июля 2021 года между сторонами был заключен договор воздушной перевозки пассажиров, согласно которому перевозчик ООО «Сибирская Легкая Авиация» обязался перевезти истцов ФИО5, ФИО1, ФИО3, года рождения, по маршруту Зея-Благовещенск-Зея, истцы произвели оплату стоимости проезда.

Данное обстоятельство подтверждается электронными билетами, в которых указано, что вылет рейса по маршруту Благовещенск-Зея 20 августа 2021 года состоится в 12-00 часов. Согласно посадочным талонам истцы прошли регистрацию на рейс, получили посадочные талоны.

Однако рейс по маршруту Благовещенск-Зея 20 августа 2021 года ответчиком был отмен вследствие неблагоприятных метеорологических условий, дата вылета рейса перенесена на 21 августа 2021 года.

Согласно представленным истцами трем автобусным билетам по маршруту Благовещенск-Зея, данные билеты приобретены в кассе ЗАО «Автовокзал» 20 августа 2021 года в 16 часов 29 минут, время отправления автобуса – в 18 часов 10 минут.

Как указано в исковом заявлении, стоимость авиабилетов истцам возвращена в кассе г.Зеи 21 августа 2021 года.

Претензия ФИО1 и ФИО5 о выплате денежной компенсации морального вреда в размере 30000 руб. и стоимости автобусных билетов в сумме 4400 руб. получена ООО «Сибирская Легкая Авиация» 28 октября 2021 года, ответ на претензию об отсутствии правовых оснований для удовлетворении заявленных требований направлен истцам 19 ноября 2021 года.

Истцы настаивают на том, что моральный вред причинен им в связи с тем, что ответчик в установленном порядке не обеспечил их питьем, едой, не предоставил место в гостинице, не предоставил никакой информации о задержке рейса и о его отмене.

Согласно сведениям, представленным ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск», причиной отмены рейса по маршруту Благовещенск-Зея 20 августа 2021 года по данным производственно-диспетчерской службы предприятия послужили неблагоприятные метеорологические условия города Зеи. По правилам пункта 76 Федеральных авиационных правил от 28.06.2007 № 82 данный рейс по указанным причинам был отменен авиакомпанией (перевозчиком), и дата вылета рейса перенесена на 21 августа 2021 г.

На основании п. 74 Федеральных авиационных правил от 28.06.2007 № 82 в случае изменения расписания движения ВС перевозчик, т.е. авиакомпания, должен принять возможные меры по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом.

Предприятие ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск», осуществляя в указанную дату аэропортовую деятельность, обеспечивало в аэровокзале информирование пассажиров об отмене указанного рейса и о причинах отмены, а также дате и времени вылета запланированного авиакомпанией рейса.

Обеспечение пассажиров дополнительными услугами в связи с задержкой (отменой) рейса осуществляется непосредственно перевозчиком, т.е. авиакомпанией по правилам п. 99 Федеральных авиационных правил от 28.06.2007 № 82. ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск» такой информацией не владеет.

Таким образом, судом установлено, что отмена рейса явилась следствием соблюдения перевозчиком условий безопасности полета воздушного судна в целях исключения риска угрозы жизни и здоровья пассажиров, ответчик, как авиаперевозчик, отменяя авиарейс, принял все возможные меры для надлежащего исполнения своих обязательств по договору перевозки, что соответствует положениям действующего законодательства.

Вопреки доводам истцов установлено, что информирование истцов об отмене указанного рейса и о причинах его отмены вследствие неблагоприятных метеорологических условий аэропорта прибытия, а также дате и времени вылета запланированного авиакомпанией рейса в г. Зею произведено ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск» надлежащим образом в соответствии с п. 74 Федеральных авиационных правил.

Вместе с тем, положениями п. 99 Федеральных авиационных правил на ООО «Сибирская Легкая Авиация», как авиаперевозчика, при отмене рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий возложена обязанность организовать для пассажиров а аэропорту г. Благовещенска обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время; размещение в гостинице.

Сведения о предоставлении истцам дополнительных услуг ответчиком и ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск» не представлены.

Истцы указывают на то, что в 16 часов 00 минут в аэропорту г. Благовещенска по громкой связи было объявлено об отмене рейса и его переносе на следующий день, в связи с этим ими было принято решение об отъезде в г. Зею на рейсовом автобусе, отправляющимся в 18 часов 10 минут от здания автовокзала г. Благовещенска.

Иные сведения о времени объявления по громкой связи об отмене рейса не представлены, однако в автобусных билетах указано время их приобретения в здании автовокзала г. Благовещенска за наличный расчет 20 августа 2021 года в 16 часов 29 минут.

При таких обстоятельствах, учитывая расстояние и необходимое время для передвижения от аэропорта до автовокзала, суд исходит из того, что здание аэропорта истцы покинули сразу после получения информации об отмене рейса, то есть в 16-00 часов.

Таким образом, ожидание отправления авиарейса в аэропорту г. Благовещенска составило более двух часов, однако в нарушение Федеральных авиационных правил истцы прохладительными напитками обеспечены не были.

Поскольку истцы добровольно отказались от договора авиаперевозки (от вылета в г. Зею на следующий день), очевидно, что они не намеревались воспользоваться услугами предоставления в аэропорту г. Благовещенска горячего питания и размещения в гостинице.

С учетом изложенного, суд находит подтвержденным нарушение ответчиком прав истцов только на обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Из смысла приведенных выше норм права следует, что установление факта нарушения прав потребителя, является обязательным условием для вынесения решения об удовлетворении исковых требований, что согласуется с общими положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

Как указано выше, юридически значимое обстоятельство - факт нарушения ответчиком прав истцов как потребителей, судом установлен.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает положения ст.151, 1099 ГК РФ, разъяснения, содержащиеся в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17, о том, что размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Степень нравственных и физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий. (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» от 20 декабря 1994 г № 10).

Принимая во внимание характер и степень причиненных истцам нравственных страданий, конкретные обстоятельства нарушения прав потребителей – необеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса в аэропорту с 12.00 часов до 16.00 часов в виду отмены рейса по неблагоприятным метеорологическим условиям, тот факт что несовершеннолетний ребенок ФИО3 находился в аэропорту вместе с родителями, в силу закона обязанными обеспечивать его интересы и потребности, суд определяет размер денежной компенсации морального вреда, причинённого каждому из истцов, в 200 рублей, считая названную сумму справедливой и разумной.

В соответствии со ст.1101 ГК РФ указанная сумма будет соответствовать задачам компенсационного иска, направленного на заглаживание негативных последствий, пережитых истцом.

В соответствии с п. 6 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей).

В связи с изложенным, с ответчика в пользу каждого из истцов подлежит взысканию штраф в сумме 100 руб. 00 коп. за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истцы освобождены, в размере 300 руб. 00 коп.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО5, ФИО1, действующего также в интересах ФИО3, удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сибирская Легкая Авиация» в пользу ФИО5 300 руб. 00 коп., в том числе денежную компенсацию морального вреда в размере 200 руб. 00 коп., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 100 руб. 00 коп.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сибирская Легкая Авиация» в пользу ФИО1 300 руб. 00 коп., в том числе денежную компенсацию морального вреда в размере 200 руб. 00 коп., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 100 руб. 00 коп.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сибирская Легкая Авиация» в пользу ФИО3 в лице ФИО1 300 руб. 00 коп., в том числе денежную компенсацию морального вреда в размере 200 руб. 00 коп., штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 100 руб. 00 коп.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сибирская Легкая Авиация» государственную пошлину в местный бюджет в размере 300 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий О.Б. Ворсина

Мотивированное решение составлено 14 января 2022 года

Судья О.Б. Ворсина