Дело № 2-1059/2021 64RS0004-01-2021-001971-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14.05.2021 года город Балаково
Балаковский районный суд Саратовской области в составе судьи Комарова И.Е., при секретаре судебного заседания Жебревой Н.Б.,
прокурора Солопова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску первого заместителя прокурора города Балаково в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Лодочная станция» о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства,
установил:
прокурор обратился в суд и, с учетом уточнений кадастрового номера земельного участка, просит обязать ООО «Лодочная станция» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект освоения лесов земельного участка кадастровым номером № и обязать ООО «Лодочная станция» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить его на государственную экспертизу в установленном законом порядке для получения положительного заключения.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой города Балаково в соответствии с указанием прокурора Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об усилении надзора за соблюдением законодательством в сфере использования, охраны лесов и оборота древесины» проведена проверка в деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Лодочная станция» (далее по тексту - ООО «Лодочная станция») на предмет соблюдения лесного законодательства. В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и ООО «Лодочная станция» заключен ; оговор №/Р аренды лесного участка, общей площадью 0,8 га, имеющий месторасположение: <адрес>, кадастровый №.
Из положений статьи 9 Конституции Российской Федерации следует, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (Далее - Лесной кодекс РФ) земли лесного фонда относятся к федеральной собственности.
В соответствии со статьей 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, развития лесной промышленности, а также с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Согласно ст. 24 Лесного кодекса РФ использование лесов осуществляется с предоставлением на основании прав, одним из которых является право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.
В силу ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов. f>
Согласно п. 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В соответствии с п. 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки проект разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Согласно статье 51 Лесного кодекса РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от пожаров является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута или публичного сервитута.
Статьей 61 Лесного кодекса РФ также предусмотрено, что невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части воспроизводства лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками, прекращения сервитута, публичного сервитута.
Согласно ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится в течение не более чем тридцать дней со дня его поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
В нарушение вышеприведенных норм ООО «Лодочная станция» проект освоения лесов не разработан, государственная экспертиза проекта не проведена, что является грубым нарушением законодательства Российской Федерации, может повлечь причинение вреда лесному фонду, т.е. интересам Российской Федерации в сфере владения, пользования и распоряжения лесным фондом, а также нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия.
Прокурор в судебном заседании поддержал исковые требования.
Ответчик считает преждевременным обращение прокурора, поскольку из земельного участка кадастровым номером № был сформирован земельный участок кадастровым номером № и в настоящее время ответчик совершает действия по перезаключению договора аренды.Суд, изучив предоставленные материалы, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Из положений статьи 9 Конституции Российской Федерации следует, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (Далее - Лесной кодекс РФ) земли лесного фонда относятся к федеральной собственности.
В соответствии со статьей 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, развития лесной промышленности, а также с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Согласно ст. 24 Лесного кодекса РФ использование лесов осуществляется с предоставлением на основании прав, одним из которых является право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком.
В силу ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов. f>
Согласно п. 3 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69, проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В соответствии с п. 28 Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки проект разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Согласно статье 51 Лесного кодекса РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны лесов от пожаров является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута или публичного сервитута.
Статьей 61 Лесного кодекса РФ также предусмотрено, что невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части воспроизводства лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками, прекращения сервитута, публичного сервитута.
Согласно ст. 89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится в течение не более чем тридцать дней со дня его поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
В нарушение вышеприведенных норм ООО «Лодочная станция» проект освоения лесов не разработан, государственная экспертиза проекта не проведена, что является грубым нарушением законодательства Российской Федерации, может повлечь причинение вреда лесному фонду, т.е. интересам Российской Федерации в сфере владения, пользования и распоряжения лесным фондом, а также нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия.
Судом установлено, что установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и ООО «Лодочная станция» заключен ; оговор №/Р аренды лесного участка, общей площадью 0,8 га, имеющий месторасположение: <адрес>, кадастровый №.
В настоящее время площадь земельного участка составляет 6075 +/- 1565 кв.м. на ответчиком не предоставлено доказательств разработки и утверждения проекта освоения лесов земельного участка.
Таким образом, в действиях ответчика имеются нарушения вышеприведенных правых норм, а поэтому в целях устранения нарушений ответчика следует обязать разработать проект освоения лесов земельного участка кадастровым номером № и представить его на государственную экспертизу в установленном законом порядке для получения положительного заключения.
Суд считает, что запрошенный прокурором срок устранения нарушений в два месяца с даты вступления решения в законную силу является достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить исковое заявление первого заместителя прокурора города Балаково в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Лодочная станция» о возложении обязанности по устранению нарушений природоохранного законодательства.
Обязать ООО «Лодочная станция» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект освоения лесов земельного участка кадастровым номером №.
Обязать ООО «Лодочная станция» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить его на государственную экспертизу в установленном законом порядке для получения положительного заключения.
В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на решение может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд Саратовской области.
Судья И.Е. Комаров
Мотивированное решение изготовлено 17 мая 2021 года.
Судья И.Е. Комаров