дело № 2-7/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2019 года с. Лесное
Лесной районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Москалева Ю.Н.,
при секретаре Малиновской Т.В.,
с участием:
помощника прокурора Лесного района Сурыгиной Л.П.,
представителя ответчика – МОУ Алексейковская СОШ ФИО1,
представителя третьего лица – администрации Лесного района ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Лесное Тверской области материалы гражданского дела № 2-7/2019 по исковому заявлению прокурора Лесного района Тверской области к МОУ Алексейковская СОШ о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лесного района обратился в суд исковым заявлением к МОУ Алексейковская СОШ о понуждении к совершению действий.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Лесного района 06.12.2018 г. проведен мониторинг работы сайтов образовательных учреждений Лесного района, выявлены нарушения требований законодательства об образовании в части несоблюдения требований о доступности и информационной открытости МОУ Алексейковская СОШ – вход на сайт с адресом http://schoolaleks.ru был недоступен. Аналогичная ситуация имела место 17.01.2018 г., 25.01.2018 г. Из информации РОО администрации Лесного района от 23.11.2018 г. следует, что на текущую дату работают только два сайта дошкольных образовательных учреждений. Прокурор, анализируя законодательство Российской Федерации в сфере доступности информации о деятельности образовательных учреждений, делает вывод о том, что сайт образовательного учреждения и размещенная на нем информация должны быть доступны в любое время. Отсутствие такой возможности приводит к нарушению права на получение необходимой информации, на образование. Прокуратурой района также проведен мониторинг сведений, размещенных в сети Интернет на сайте www.bus.gov.ru, в ходе которого установлено, что МОУ зарегистрировано на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях www.bus.gov.ru, размещенном в сети Интернет. Вместе с тем, в нарушение законодательства в свободном доступе на сайте www.bus.gov.ru не размещена следующая информация: действующий устав МОУ (на сайте размещен Устав в старой редакции, недействующей); решение учредителя о создании учреждения МОУ; сведения о контрольных мероприятиях и их результатах размещены не в полном объеме (сведения за 2018 год отсутствуют, за 2017 год размещен только 1 акт по проведенной проверке). На указанном сайте в общей информации об образовательном учреждении указан адрес сайта, отличающийся от официального сайта МОУ. Выявленные нарушения влекут за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на доступ к информации о деятельности МОУ в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации. Просит суд: признать незаконным бездействие МОУ Алексейковская СОШ в непринятие мер по ведению сайта образовательной организации в сети "Интернет", по обеспечению непрерывного доступа к информации, размещенной на сайте образовательной организации в сети "Интернет"; обязать МОУ Алексейковская СОШ обеспечить ведение официального сайта образовательной организации в сети "Интернет" и непрерывный доступ к информации, размещенной на сайте образовательной организации в сети "Интернет" в течение 3 дней с момента вступления в законную силу решения суда; обязать МОУ Алексейковская СОШ разместить на сайте, имеющим сетевой адрес: www.bus.gov.ru, следующую информацию: действующий устав МОУ; решение учредителя о создании учреждения МОУ; сведения о контрольных мероприятиях за 2017-2018 г.г., а также достоверную информацию о сайте учреждения в течение 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании помощник прокурора Лесного района Сурыгина Л.П. поддержала иск по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика – МОУ Алексейковская СОШ ФИО1 исковые требования прокурора признала частично, не согласилась с тем, что учреждение бездействовало, а также со сроком, в течение которого необходимо исполнить решение суда в части обеспечения непрерывного доступа и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет".
Представитель третьего лица – администрации Лесного района Тверской области ФИО2 в судебном заседании согласился с мнением представителя ответчика, пояснил, что руководитель муниципального учреждения не бездействовала, а принимала меры для того, чтобы сайт функционировал, обращалась в ООО «Реклама-Тверь» как по телефону, так и посредством направления писем. Пояснил, что в сроки, указанные в исковом заявлении прокурора об обеспечении непрерывного доступа к официальному сайту учреждения, проведения процедуры заключения нового контракта с другой организацией, предоставляющей услуги по созданию и обслуживанию сайта муниципального учреждения, исполнить решение суда невозможно.
Представитель третьего лица ООО «Реклама-Тверь» в судебное заседание не прибыл, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, уважительных причин неявки не представил, своего мнения относительно предмета спора не выразил.
Свидетели Свидетель №2, Свидетель №1 подтвердили факт некорректной работы официального Интернет-сайта МОУ Алексейковская СОШ, а также отсутствие доступа на этот сайт в период с ноября 2018 года по настоящее время. Указали, что руководитель муниципального учреждения ФИО1 принимала меры, направленные на возобновление работы Интернет-сайта общеобразовательного учреждения, путём направления писем, осуществления телефонных звонков руководителю ООО «Реклама-Тверь», взаимодействия с районным отделом образования.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Уставом, принятым решением общего собрания трудового коллектива 28.11.2011 г. МОУ Алексейковская СОШ осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», иными федеральными законами, НПА РФ и Тверской области, НПА Министерства образования и науки Российской Федерации, нормативными актами органов местного самоуправления, является юридическим лицом с момента государственной регистрации; 25.12.2015 г. постановлением администрации Лесного района Тверской области № 187-па внесены изменения и дополнения в Устав МОУ; 03 октября 2017 г. в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации изменений в учредительные документы учреждения (л.д. 22-29).
Согласно контракту от 21 мая 2018 года № 89 ООО «Реклама-Тверь» обязуется в период с 21.05.2018 г. по 21.05.2019 г. по заданию МОУ Алексейковская СОШ оказывать услуги по продлению доменного имени, осуществлять обслуживание официального интернет-сайта; учреждение обязуется оплачивать оказанные услуги, в размере, порядке и на условиях, предусмотренных контрактом (л.д. 30-32).
Как следует из акта мониторинга от 06.12.2018 г., а также представления прокурора Лесного района от 06.02.2018 г., направленного в адрес главы Лесного района и руководителя РОО администрации Лесного района, сайт МОУ Алексейковская СОШ недоступен (л.д. 10-13, 16).
Согласно акту мониторинга от 06.12.2018 г. на сайте www.bus.gov.ru зарегистрировано МОУ Алексейковская СОШ; не размещена следующая информация об учреждении: действующий устав МОУ (на сайте размещен устав в старой редакции), решение учредителя о создании учреждения, сведения о контрольных мероприятиях и их результатах размещены не в полном объеме (сведения за 2018 год отсутствуют, за 2017 год размещен 1 акт) (л.д. 16-21).
В информации от 20.12.2018 г. № 35, представленной руководителем МОУ Алексейковская СОШ прокурору, указаны контрольные мероприятия в 2017-2018 гг., проведенные в отношении учреждения (л.д. 40-42).
Судом исследованы: переписка руководителя МОУ Алексейковская СОШ с представителем ООО «Реклама-Тверь» (л.д. 43-47), документы, подтверждающие факт оплаты услуг по обслуживанию интернет-сайта МОУ Алексейковская СОШ (л.д. 62-65), распечатки с сайта www.bus.gov.ru об учреждении (л.д. 68-70).
Рассматривая исковые требования прокурора, суд исходит из следующих положений законодательства Российской Федерации и собственных выводов.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
В соответствии с п. 21 ч. 3 ст. 28 указанного Федерального закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет».
Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" (ст. 29 Федерального закона).
В части второй ст. 29 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ указан перечень информации, который образовательные организации обеспечивают в открытом доступе. В судебном заседании установлено, что между МОУ Алексейковская СОШ и ООО «Реклама-Тверь» заключен контракт, по условиям которого ООО «Реклама-Тверь» обязуется по заданию МОУ Алексейковская СОШ осуществлять обслуживание официального интернет-сайта, а учреждение обязуется оплачивать оказанные услуги, в размере, порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Услуги, оказываемые исполнителем, муниципальным учреждением оплачены в соответствии с условиями контракта.
В период действия контракта до сентября 2018 года имели место случаи непродолжительных сбоев в работе официального Интернет-сайте дошкольного учреждения. С сентября 2018 года, периоды, в течение которых работа сайта МОУ Алексейковская СОШ прерывалась, увеличились.
При осуществлении мониторинга сайта, прокуратурой Лесного района 06 декабря 2018 года установлен факт отсутствия доступа на официальный сайт муниципального учреждения.
Полностью доступ на указанный сайт прекращен с ноября 2018 года.
На момент рассмотрения дела доступ на официальный Интернет-сайт МОУ Алексейковская СОШ отсутствует.
Таким образом, муниципальным общеообразовательным учреждением не выполняются требования, установленные ст.ст. 28, 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ в части обеспечения создания и ведения официального сайта образовательной организации.
Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления, применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В п. 3.3 ст. 32 указанного Федерального закона указан перечень документов, подлежащих размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе учредительные документы государственного (муниципального) учреждения, внесенные в них изменения, свидетельство о государственной регистрации государственного (муниципального) учреждения, решение учредителя о создании государственного (муниципального) учреждения, решение учредителя о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения, сведения о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах.
Порядок предоставления и размещения информации об учреждениях установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2011 №86 н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещение на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта».
В соответствии с п. 4 указанного Порядка на официальном сайте размещается информация, в том числе о муниципальных бюджетных учреждениях и их обособленных структурных подразделениях.
В судебном заседании установлено, что на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях www.bus.gov.ru имеются сведения о МОУ Алексейковская СОШ.
В нарушение п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» действующий устав муниципального общеобразовательного учреждения, решение учредителя о создании учреждения, сведения о контрольных мероприятиях за 2017-2018 г.г., а также достоверная информация о сайте учреждения, не размещены.
Прокурор в исковом заявлении просит суд признать незаконным бездействие МОУ Алексейковская СОШ в непринятии мер по обеспечению непрерывного доступа и ведения сайта образовательной организации в сети "Интернет".
Требование о признании незаконным бездействия МОУ Алексейковская СОШ не может быть удовлетворено, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что руководителем муниципального учреждения ФИО1 предприняты меры, направленные на восстановление нормальной работы официального Интернет-сайта МОУ Алексейковская СОШ.
Доводы представителя прокуратуры Лесного района, изложенные в судебном заседании от 25 декабря 2018 года, о том, что ответчиком в адрес ООО «Реклама-Тверь» не направлялась претензия, не свидетельствует о бездействии муниципального учреждения, поскольку в п. 7.1 контракта, указано, что стороны принимают все меры к тому, чтобы любые спорные вопросы, разногласия, претензии, касающиеся исполнения контракта, были урегулированы путем переговоров.
В пункте 7.2 указано, что в случае наличия претензий, споров, разногласий относительно исполнения одной из сторон своих обязательств, другая сторона может направить претензию.
Таким образом, в п. 7.2 контракта изложено право, а не обязанность стороны по направлению претензий.
Как установлено в судебном заседании, подтверждено свидетелями Свидетель №2, Свидетель №1 муниципальное учреждение предпринимало и предпринимает меры для выполнения требований Федерального закона, направленные на обеспечение работы официального Интернет-сайта.
Кроме того, представление прокурора от 06.02.2018 года внесено не в адрес самостоятельного юридического лица, каковым является МОУ Алексейковская СОШ, а в адрес главы Лесного района и заведующей РОО администрации Лесного района.
Как указала в судебном заседании помощник прокурора Лесного района Сурыгина Л.П., проверки сайта образовательного учреждения осуществляются с периодичностью один раз в полугодие.
Такая периодичность проверок не может свидетельствовать о бездействии руководителя муниципального общеобразовательного учреждения, поскольку установить достоверно когда, в каком объёме, в течение какого периода отсутствовал доступ на официальный сайт муниципального учреждения, невозможно.
С требованиями прокурора о возложении на МОУ Алексейковская СОШ обязанности обеспечить непрерывный доступ и ведение официального сайта образовательной организации в сети "Интернет" в течение 3 дней с момента вступления в законную силу решения суда, суд согласиться не может, поскольку в судебном заседании установлено, что в указанный прокурором срок выполнить такое решение суда невозможно.
Представитель третьего лица – администрации Лесного района ФИО2, свидетели Свидетель №2, Свидетель №1 пояснили, что исходя из предыдущего опыта для выполнения всех предусмотренных законом процедур по созданию, наполнению официального Интернет-сайта необходимо не менее трех месяцев.
Кроме того, прокурором не принят во внимание тот факт, что доступ на официальный Интернет-сайт муниципального учреждения невозможен не по вине МОУ Алексейковская СОШ, для прекращения отношений и расторжении контракта от 21 мая 2018 года с ООО «Реклама-Тверь», поиск и проведение процедур для заключения нового контракта с иной организацией, предоставляющей услуги по созданию Интернет-сайтов, муниципальному учреждению необходимо времени более, чем три дня.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Лесного района Тверской области к муниципальному общеобразовательному учреждению Алексейковская средняя общеобразовательная школа подлежат частичному удовлетворению.
Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 45 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Лесного района Тверской области, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному общеобразовательному учреждению Алексейковская средняя общеобразовательная школа о понуждении к совершению действий удовлетворить частично.
Обязать МОУ Алексейковская СОШ в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить ведение официального сайта образовательной организации в сети "Интернет" и непрерывный доступ к информации, размещенной на сайте образовательной организации в сети "Интернет".
Обязать МОУ Алексейковская СОШ в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу разместить на сайте, имеющим сетевой адрес: www.bus.gov.ru, следующую информацию: действующий устав муниципального общеобразовательного учреждения, решение учредителя о создании учреждения; сведения о контрольных мероприятиях за 2017-2018 г.г., а также достоверную информацию о сайте учреждения.
В удовлетворении исковых требований прокурора Лесного района Тверской области к муниципальному общеобразовательному учреждению Алексейковская средняя общеобразовательная школа о признании незаконным бездействия по непринятию мер по ведению сайта образовательной организации в сети "Интернет", по обеспечению непрерывного доступа к информации, размещенной на сайте образовательной организации в сети "Интернет" отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Лесной районный суд Тверской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Ю.Н. Москалев
Решение в окончательной форме принято 21 января 2019 года.