Дело № 2-105/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Северо-Курильск «26» ноября 2018 года
Северо-Курильский районный суд Сахалинской области
в составе: председательствующего судьи Кондратьева Д.М.,
с участием: истца ФИО1 и его представителя ФИО2
представителя ответчика - ФИО3
при секретаре Кулик Э.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделу Пенсионного фонда России по Северо-Курильскому району Сахалинской области о признании решений ОПФР по Северо-Курильскому району Сахалинской области №125297/17 от 23 ноября 2017 года и №121852/18 от 05 сентября 2018 года об отказе в назначении пенсии незаконными, о признании периодов работы в ООО ТК «Эбеко», ООО «Статус», у ИП «ФИО4.» как работу в должности Кочегар производственных печей, занятый в хлебопекарном производстве как кочегарам технологических печей, занятым в производствах, где основные рабочие пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение согласно Списка №2 от 26 января 1991 года №10, обязании включить периоды работы в ООО ТК «Эбеко», ООО «Статус», у ИП «ФИО4.» как работу в должности Кочегар производственных печей, занятый в хлебопекарном производстве как кочегарам технологических печей, занятым в производствах, где основные рабочие пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение согласно Списка №2 от 26 января 1991 года №10, обязании назначить страховую пенсию по старости с 23 сентября 2017 года и взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
05 октября 2018 года ФИО1 обратился в суд с иском к государственному учреждению Отделу Пенсионного фонда России по Северо-Курильскому району Сахалинской области о признании решений ОПФР по Северо-Курильскому району Сахалинской области №125297/17 от 23 ноября 2017 года и №121852/18 от 05 сентября 2018 года об отказе в назначении пенсии незаконными, о признании периодов работы в ООО ТК «Эбеко», ООО «Статус», у ИП «ФИО4.» как работу в должности Кочегар производственных печей, занятый в хлебопекарном производстве как кочегарам технологических печей, занятым в производствах, где основные рабочие пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение согласно Списка №2 от 26 января 1991 года №10, обязании включить периоды работы в ООО ТК «Эбеко», ООО «Статус», у ИП «ФИО4.» как работу в должности Кочегар производственных печей, занятый в хлебопекарном производстве как кочегарам технологических печей, занятым в производствах, где основные рабочие пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение согласно Списка №2 от 26 января 1991 года №10, обязании назначить страховую пенсию по старости с 23 сентября 2017 года и взыскании судебных расходов.
В обоснование исковых требований указал, что 28 августа 2017 года он обратился в Отдел ПФР по Северо-Курильскому району Сахалинской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии с 23 сентября 2017 года в связи с достижением 52 лет и наличия специального стажа более 7 лет и 6 месяцев. К заявлению приложил необходимые документы, подтверждающие наличие специального стажа работы. Решением Отдела ПФР по Северо-Курильскому району Сахалинской области № 125297/17 от 23.11.2017 года ему было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, при этом в решении не были указаны причины отказа. 24 августа 2018 года он повторно обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, предоставив дополнительные документы. Решением Отдела ПФР по Северо-Курильскому району Сахалинской области № 121852/18 от 05.09.2018 года ему было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа на работах с тяжёлыми условиями труда. В заявлении указал, что у него имеется специальный стаж, так как он фактически работал в должности «кочегар хлебопекарни» печи ФТЛ (ФТЛ-2), 1958 года ввода в эксплуатацию, которая работала в непрерывном режиме на каменном угле. Доставка угля и его загрузка в топку производилась кочегарами вручную при помощи ручной тачки и лопаты. Чистка топок от золы и шлака также производилась вручную. Работа производилась посменно, полный рабочий день, круглогодично в непрерывном режиме. Записи в его трудовой книжке произведены неточно, в связи с чем им в адрес ответчика были предоставлены соответствующие архивные справки и иные копии архивных документов. Указал, что подтверждением его специального трудового стажа являются справки ООО «Статус» и ООО ТК «Эбеко», а также справка из КУМС СК ГО от 11 декабря 2017 года №777. Просил иск удовлетворить.
Ответчик с исковым заявлением не согласился. В отзыве на исковое заявление указали, что при определении права на досрочную страховую пенсию истца было установлено, что подтверждающих данных, что истец занимал указанные им должности, дающие право на пенсию на льготных условиях, не имеется, работодатель данных о работе истца в тяжелых условиях, дающих право на досрочную пенсию, в ОПФ РФ не предоставлял. Справки, предоставленные истцом, являются недостоверными, в том числе выданными неуполномоченными органами. По этим причинам истцу было отказано во включении периодов работы для назначения пенсии. Просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика указал, что оснований для назначения досрочной трудовой пенсии ФИО1 не имеется.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска ФИО1 по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
Статьёй 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу пункта 2 статьи 3 указанного выше Федерального закона страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Частью 2 указанной выше нормы определено, что при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 данной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», проработавшие 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, имеющие страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравосоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. №258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Статьёй 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой пенсии в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Так, из дела видно, что ФИО1 зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с 11 февраля 2000 года (л.д.107), следовательно, при определении страхового стажа необходимо руководствоваться именно сведениями его индивидуального учёта.
Как видно из лицевого счёта ФИО1 периоды его работы: у ИП «ФИО4.», в ООО «Статус» и в ООО ТК «Эбеко» отражены как работа в должности кочегара хлебопекарни и как работа в условиях Районов Крайнего Севера, при этом графа «Особые условия труда» не заполнена, из чего следует, что работодатель не обозначил в качестве сведений о работе ФИО1 его работу в качестве кочегара хлебопекарни, а именно кочегаром технологических печей, занятых в производстве с правом на льготное пенсионное обеспечение, как особые условия труда, дающие право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Поскольку требуемый стаж работы истца – специальный стаж на работах с тяжелыми условиями труда (Список №2), предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» - у истца отсутствует, постольку ответчик правомерно отказал в установлении ФИО1 досрочной страховой пенсии.
К доводам ФИО1 и его представителя о том, что его трудовой стаж подтверждается трудовой книжкой и справками ООО ТК «Эбеко» от 16 октября 2000 года, ООО «Статус» от 16 октября 2000 года и письмом КУМС СК ГО от 22 мая 2018 года №265, суд относится как к необоснованным, поскольку данные документы не подтверждают периодов работы ФИО1, как занятого на работах с тяжелыми условиями труда и даны без учета периодов отпусков, периодов нетрудоспособности, периодов отгулов и непосредственных периодов занятости ФИО1 на работах с тяжелыми условиями труда – т.е. работы кочегаром технологических печей, занятых в производстве с правом на льготное пенсионное обеспечение.
В силу части 7 статьи 67 ГПК РФ, суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.
Представленные сторонами справки ООО ТК «Эбеко» от 16 октября 2000 года, ООО «Статус» от 16 октября 2000 года являются незаверенными копиями, имеющими приписки и исправления, кроме того даты, указанные в данных справках не совпадают с датами периодов работы ФИО1, имеющихся в иных материалах дела.
Подлинники указанных справок сторонами суду представлены не были.
В связи с вышеизложенным суд признает указанные справки ненадлежащими доказательствами по делу.
К справке, выданной КУМС СК ГО 22 мая 2018 года за №265 суд также относится критически, поскольку указанный документ не подтверждает и не опровергает периодов работы ФИО1 как занятого на работах с тяжелыми условиями труда, а, следовательно, указанный документ отношения к делу не имеет.
На основании изложенного, суд считает, что оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 к Отделу Пенсионного фонда России по Северо-Курильскому району Сахалинской области о признании решений ОПФР по Северо-Курильскому району Сахалинской области №125297/17 от 23 ноября 2017 года и №121852/18 от 05 сентября 2018 года об отказе в назначении пенсии незаконными, о признании периодов работы в ООО ТК «Эбеко», ООО «Статус», у ИП «ФИО4.» как работу в должности Кочегар производственных печей, занятый в хлебопекарном производстве как кочегарам технологических печей, занятым в производствах, где основные рабочие пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение согласно Списка №2 от 26 января 1991 года №10, обязании включить периоды работы в ООО ТК «Эбеко», ООО «Статус», у ИП «ФИО4.» как работу в должности Кочегар производственных печей, занятый в хлебопекарном производстве как кочегарам технологических печей, занятым в производствах, где основные рабочие пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение согласно Списка №2 от 26 января 1991 года №10, обязании назначить страховую пенсию по старости с 23 сентября 2017 года и взыскании судебных расходов, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Отделу Пенсионного фонда России по Северо-Курильскому району Сахалинской области о признании решений ОПФР по Северо-Курильскому району Сахалинской области №125297/17 от 23 ноября 2017 года и №121852/18 от 05 сентября 2018 года об отказе в назначении пенсии незаконными, о признании периодов работы в ООО ТК «Эбеко», ООО «Статус», у ИП «ФИО4.» как работу в должности Кочегар производственных печей, занятый в хлебопекарном производстве как кочегарам технологических печей, занятым в производствах, где основные рабочие пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение согласно Списка №2 от 26 января 1991 года №10, обязании включить периоды работы в ООО ТК «Эбеко», ООО «Статус», у ИП «ФИО4.» как работу в должности Кочегар производственных печей, занятый в хлебопекарном производстве как кочегарам технологических печей, занятым в производствах, где основные рабочие пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение согласно Списка №2 от 26 января 1991 года №10, обязании назначить страховую пенсию по старости с 23 сентября 2017 года и взыскании судебных расходов, ОТКАЗАТЬ в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Северо-Курильский районный суд.
Председательствующий Д.М. Кондратьев
Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2018 года.