ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-105/18 от 27.09.2018 Тогульского районного суда (Алтайский край)

дело № 2-105/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27сентября 2018 года село Тогул

Тогульский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Фролова О.В., при секретаре Треповой И.В.,

с участием ответчика ФИО1,

представителя третьего лица КГБУ «Алтайприрода» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края к ФИО1 о признании строения самовольной постройкой, о возложении обязанности снести самовольную постройку, освободить земельный участок и произвести рекультивацию нарушенного хозяйственной деятельностью земельного участка согласно требованиям природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края обратилось в Тогульский районный суд с исковым заявлением (с учетом его уточнений) к ФИО1 о признании строения самовольной постройкой, о возложении обязанности снести самовольную постройку, освободить земельный участок и произвести рекультивацию нарушенного хозяйственной деятельностью земельного участка согласно требованиям природоохранного законодательства в виде приведения земельного участка в состояние пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путём очистки территории от строительного и бытового мусора, корректировки ландшафта (засыпка рвов, траншей, ям, впадин, провалов грунта, разравнивание).

В обоснование своих требований истец указывает на то, что <дата> при проведении осмотра территории государственного природного комплексного заказника краевого значения «Тогульский» в Тогульском и Ельцовском районах (далее - ГПКЗ «Тогульский»), егерем - государственным инспектором в области охраны окружающей среды на особо охраняемых территориях регионального значения ФИО2 в непосредственной близости с точкой имеющей географические координаты в.д. было обнаружено возведенное на бетонной основе строение.

Участок, на котором было обнаружено строение, имеет кадастровый .

Согласно договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от <дата> вышеуказанный земельный участок передан в аренду ФИО1, зарегистрированному по адресу <адрес>. Согласно договору ФИО1 передан в аренду земельный участок площадью га из земель сельскохозяйственного назначения, из них га сенокосов, расположенных примерно в <адрес>. Категория разрешенного использования данного земельного участка: для сенокошения и выпаса скота.

Согласно п. 6.2.1 договора аренды земельного участка ФИО1 обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земельному участку как природному объекту. Согласно п. 6.2.5. ФИО1 обязан не возводить строений и сооружений без согласования с отделом архитектуры и градостроительства администрации Тогульского района.

Согласно ответу Администрации Тогульского района Алтайского края от <дата> ФИО1 за разрешением на возведение каких-либо построек на арендуемом земельном участке в Администрацию Тогульского района не обращался.

Земельный участок, на котором возведено строение, входит в границы ГПКЗ «Тогульский». Данное строение следует рассматривать каксамовольнуюпостройку, поскольку, в соответствии с пп. 12 п. 23 Положения о государственном природном комплексном заказнике краевого значения «Тогульский» в Тогульском и Ельцовском районе, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от <дата> «Об утверждении положений о государственных природных комплексных заказниках краевого значения» (далее - Положение о ГПКЗ «Тогульский»): на территории заказника допускается строительство зданий и сооружений, назначение которых не противоречит целям и задачам заказника, при положительном заключении государственной экологической экспертизы. Государственная экологическая экспертиза регионального уровня по объекту капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером , расположенного на территории ГПКЗ «Тогульский», <адрес> не проводилась.

Представитель истца Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. Суд считает возможным на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело без участия представителя истца.

В судебном заседанииответчик ФИО1 исковые требования признал в полном объеме.

Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора КГБУ «Алтайприрода» ФИО2 просит удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора <адрес>ФИО5 в судебное заседание не явилась о времени и месте судебного заседания извещена. Суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя третьего лица.

Выслушав объяснение, лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Пунктом 2 ст. 59 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

В соответствии со ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

Статья 62 Земельного кодекса РФ предусматривает, что на основании решения суда, лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в частности, к сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений,

Согласно п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимыхразрешенийили с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Из материалов дела следует и установлено судом, что между Администрацией Тогульского района с одной стороны и ФИО1 с другой стороны заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от <дата> с кадастровым номером , площадью га, из них га сенокосов расположенных примерно в <адрес>. Категория разрешенного использования данного земельного участка: для сенокошения и выпаса скота.

Согласно п. 6.2.1, п. 6.2.5 договора аренды земельного участка ФИО1 обязан использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земельному участку как природному объекту. ФИО1 обязан не возводить строений и сооружений без согласования с отделом архитектуры и градостроительства Администрации Тогульского района.

<дата> при проведении осмотра территории государственного природного комплексного заказника краевого значения «Тогульский» в Тогульском и Ельцовском районах (далее - ГПКЗ «Тогульский»), егерем - государственным инспектором в области охраны окружающей среды на особо охраняемых территориях регионального значения ФИО2 в непосредственной близости с точкой имеющей географические координаты в.д., то есть в границах ГПКЗ «Тогульский» было обнаружено возведенное на бетонной основе строение.

Из ответа Администрации Тогульского района Алтайского края от <дата> следует, что ФИО1 за разрешением на возведение каких-либо построек на арендуемом земельном участке в Администрацию Тогульского района не обращался.

Из акта осмотра территории государственного природного комплексного заказника краевого значения «Тогульский» в Тогульском и Ельцовском районах от <дата> проведенного егерем - государственным инспектором в области охраны окружающей среды на особо охраняемых территориях регионального значения ФИО2 в границах ГПКЗ «Тогульский» было обнаружено возведенное на бетонной основе строение.

Строительство объекта в отсутствие необходимой разрешительной документации, не отвечающее требованиям законодательства об особо охраняемых природных территориях, на земельном участке, не отведенном для этих целей, в отсутствие заключения государственной экологической экспертизы свидетельствует о грубом нарушении экологических, природоохранных, строительных норм и правил и режима особо охраняемой природной территории.

Согласно п. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Согласно п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при проведении всех видов строительных и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Также, Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 № 525/67 утверждены и согласованы с заинтересованными ведомствами «Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», которые определяют общие для Российской Федерации требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, и являются обязательными для использования всеми юридическими, должностными и физическими лицами.

В силу п. 3 «Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», утвержденных Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 № 525/67, рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.

При изложенных обстоятельствах, проанализировав подлежащие применению нормы закона в совокупности с представленными доказательствами, установив, что возведенный в отсутствие разрешения на строительство объект капитального строительства размещен на земельном участке, не отведенном для целей капитального строительства, который не отвечает требованиям законодательства об особо охраняемых природных территориях, был возведен в отсутствие заключения государственной экологической экспертизы, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания вышеуказанного строения самовольной постройкой и возложении обязанности на ФИО1 снести самовольную постройку, а также освободить земельный участок и произвести рекультивацию земельного участка.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, п. 8 ст. 333.20 Налогового Кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, госпошлина уплачивается ответчиком. В связи с чем, с ответчика ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края ФИО1 о признании строения самовольной постройкой, о возложении обязанности снести самовольную постройку, освободить земельный участок и произвести рекультивацию нарушенного хозяйственной деятельностью земельного участка согласно требованиям природоохранного законодательства удовлетворить в полном объеме.

Признать строение, расположенное в непосредственной близости с точкой имеющей географические координаты в.д. на земельном участке с кадастровым номером самовольной постройкой.

Обязать ФИО1 снести самовольно возведенную постройку, расположенную на земельном участке с кадастровым номером , за свой счет. Освободить земельный участок и произвести рекультивацию нарушенного хозяйственной деятельностью земельного участка согласно требованиям природоохранного законодательства путем очистки территории от строительного и бытового мусора, корректировки ландшафта (засыпка рвов, траншей, ям, впадин, провалов грунта, разравнивание).

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тогульский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Окончательное решение изготовлено <дата>.

Судья: О.В. Фролов