ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-105/19 от 08.05.2019 Алтайского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-105/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Алтайское 08 мая 2019 года

Алтайский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Кунтуева Д.Б.,

при секретаре Кочтыговой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края к ФИО2 о взыскании задолженности по договору водопользования и встречному иску ФИО2 о признании дополнительного соглашения к договору водопользования недействительным, применении последствий недействительности сделки,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края обратилось в суд с иском, в котором просит взыскать с ФИО2 в пользу федерального бюджета задолженность по договору водопользования от ДД.ММ.ГГГГ за 3 квартал 2018 года в размере 12 859 рублей 56 копеек.

В обоснование своих требований представитель истца указывает, что по договору водопользования от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному в государственном водном реестре ДД.ММ.ГГГГ за -ДД.ММ.ГГГГ. (далее – Договор водопользования), Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края предоставляет, а гражданин РФ ФИО1 принимает в пользование пруд на реке <данные изъяты>»).

Цель водопользования: использование акватории пруда на <данные изъяты> для рекреационных целей, отстоя маломерных судов и других плавательных средств.

Согласно Указа Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре органов исполнительной власти Алтайского края», постановления Администрации Алтайского края от 26.08.2016 «Об органах исполнительной власти Алтайского края» Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края переименовано в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края переименовано в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее – Минприроды Алтайского края).

По договору о передаче прав и обязанностей по договору водопользования от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному в государственном водном реестре ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ.003. П-ДРБВ-С-2017-01161/00 водопользователь ФИО1 по согласованию с Минприроды Алтайского края передал права и обязанности по договору водопользования ФИО2.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2017 № 1690 «О внесении изменений в ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» в ставки платы за пользование водными объектами внесены изменения в сторону увеличения, которые вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.п. 11,14 Договора водопользования при изменении в установленном порядке ставок платы за пользование водным объектом размер платы за пользование водным объектом может изменяться уполномоченным органом не чаще 1 раза за платежный период с предварительным уведомлением об этом Водопользователя в 10-ти дневный срок.

В этой связи между Минприроды Алтайского края и ФИО2 заключено дополнительное соглашение к Договору водопользования от 3ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано в государственном водном реестре ДД.ММ.ГГГГ за -ДД.ММ.ГГГГ..

Согласно пп. «д» п. 6 договора о передаче прав и обязанностей по договору водопользования правопреемник обязан вносить плату за пользование водным объектом в размере, на условиях которые установлены настоящим Договором.

ДД.ММ.ГГГГ между Минприроды Алтайского края и ФИО2 подписано соглашение о расторжении договора передачи прав и обязанностей по договору водопользования, зарегистрировано в государственном водном реестре ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ., а также соглашение с ФИО7 о расторжении договора водопользования, зарегистрировано в государственном водном реестре ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ..

В соответствии с п. 2 соглашения о расторжении договора передачи прав и обязанностей по договору водопользования соглашение о расторжении договора о передачи прав и обязанностей не освобождает водопользователя от обязательств уплаты за платежный период, в котором происходит расторжение договора, по действующим ставкам платы за пользование водным объектом.

Согласно нормам Водного кодекса РФ, постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.2006 , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, разъяснениям Федерального агентства водных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ, исчисление платежного периода исходя их фактического количества дней водопользования нормами действующего законодательства не предусмотрено.

В нарушение указанных требований ответчик не внес плату за пользование водным объектом за 3 квартал в размере 12 859 руб. 56 коп.

В адрес ответчика направлялось досудебное уведомление от ДД.ММ.ГГГГ/П/11787 с требованием об оплате задолженности, однако до настоящего времени требования истца не исполнены.

В свою очередь ответчик ФИО2 обратился в суд со встречным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края, в котором с учетом уточнений просит: признать дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированное в отделе водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ ДД.ММ.ГГГГ в государственном водном реестре за -ДД.ММ.ГГГГ недействительным, применить последствия недействительности сделки; отказать Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края в требованиях, изложенных в иске к ФИО2 в полном объеме.

В обоснование своих требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края и ФИО7 был заключен договор водопользования . Согласно указанному договору Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края передает ФИО1, в пользование пруд на реке Айчонок, для рекреационных целей, отстоя маломерных судов и других плавательных средств.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 передал права и обязанности по договору использования истцу ФИО2 по договору о передаче прав и обязанностей .

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края и ФИО2 было заключено дополнительное соглашение об изменении размера арендной платы.

ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные договор водопользования , договор о передаче прав и обязанностей , заключенные между сторонами, были расторгнуты соглашением .

В соответствии со ст. 1 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

В силу ч. 1,2 ст. 5 ВК РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты, подземные водные объекты. К поверхностным водным объектам относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие), водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы I озера пруды, обводненные карьеры, водохранилища), болота, природные выходы подземных вод (родники, гейзеры), ледники, снежники.

В соответствии со ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности РФ (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Федерации, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу. Пруды и обводненные карьеры находятся в собственности субъекта Федерации, муниципального образования, физического или юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Соответственно, собственность на эти водные объекты определяется через собственность на земельные участки.

В соответствии с ч. 3 данной статьи право собственности на указанные водные объекты прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок.

Для отнесения того или иного водного объекта к прудам необходимо учитывать, что согласно ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» прудом является мелководное водохранилище площадью не более 1 кв. км; небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.

Водный кодекс РФ определяет пруд как поверхностный водный объект, созданный искусственно и обладающий признаками изолированности и обособленности.

Таким образом, заключение дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении ставок за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности», а также применение ставок указанных в Постановлении к арендуемому пруду на <адрес> является недействительным, так как земельный участок, расположенный под прудом, и сам пруд не являются федеральной собственностью.

Кроме того ФИО2 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами , являющихся береговой линией вышеуказанного пруда, данный пруд ФИО2 использует для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан, использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, которые в соответствии со ст. 333.9. НК РФ не признаются объектами налогообложения.

На основании ст. 7 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.

Данная норма допускает нахождение земельных участков с прудами и обводненными карьерами, в том числе в собственности муниципальных районов, если указанные водные объекты располагаются на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки располагаются на территориях муниципальных районов вне границ поселений, а также не находятся в собственности РФ, субъектов РФ, граждан, юридических лиц.

Также считает необходимым отметить, что ст. 31 ВК РФ предусматривает ведение Государственного водного реестра, который представляет собой систематизированный свод документальных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, а также в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах и бассейновых округах

Однако в договоре водопользования от ДД.ММ.ГГГГ, согласно ответу Федерального агентства водных ресурсов Верхне-Обское бассейновое водное управления сведения в водном реестре о водном объекте (пруд на <адрес>) отсутствуют.

Таким образом, ФИО2 освобождается от обязанности заключать договор водопользования, оплачивать плату за пользование водным объектом, так как является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: , а также плательщиком налога на землю из земель сельхозназначения, являющимся береговой линей пруда на <адрес>. Данный вывод основан на системном толковании норм Водного кодекса и соответствует сложившейся арбитражной практике (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ВАС- 3810/12, постановление Федерального Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу N АЗ9-3302/2011, постановление Федерального Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу N А55-16513/2013, постановления Федерального Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу N А63-11989/2011 и от ДД.ММ.ГГГГ по делу N А53-24181/2012).

Соответственно у Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края отсутствуют основания для взыскания с ФИО2 задолженности по договору водопользования.

Вместе с тем согласно части 3 статьи 614 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.

Как разъяснено в пункте 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" при применении пункта 3 статьи 614 ГК РФ судам необходимо исходить из того, что в течение года должно оставаться неизменным условие договора, предусматривающее твердый размер арендной платы либо порядок (механизм) ее исчисления.

Таким образом, соглашение от ДД.ММ.ГГГГ заключено в нарушение императивного требования статьи 614 Гражданского кодекса РФ, не допускающего изменение размера арендной платы чаще одного раза в год, что также свидетельствует о ничтожности указанного дополнительного соглашения в силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ.

Истец по первоначальному иску и ответчик по встречному иску явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещён, представитель ФИО8 в письменных отзывах на встречный иск от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ просил отказать ФИО2 в удовлетворении его требований полном объёме.

Ответчик по первоначальному иску и истец по встречному иску ФИО2 в судебном заседании поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям, дал аналогичные пояснения, в удовлетворении иска Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края просил отказать.

На основании ст. 167 ГПК РФ, с учётом мнения участвующих в деле лиц, суд находит возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав ответчика по первоначальному иску и истца по встречному иску, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (п. 1 ч. 1 ст. 8 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

В силу п. 14 ст. 1 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ) использование водных объектов (водопользование) - это использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 ВК РФ право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. 11 ВК РФ на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях:

1) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса;

2) использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи;

3) производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Согласно ч.ч. 1-3 ст. 12 ВК РФ по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

В силу ч. 1 ст. 19 ВК РФ водопользователь с согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе передавать свои права и обязанности по договору водопользования другому лицу, за исключением прав и обязанностей по договору водопользования в части забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

В силу п.1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.

В соответствии с п. 3 ст. 614 ГК РФ если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.

В силу абзаца второго п. 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно п. 2 ст. 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором,

законом либо в установленном законом порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 ВК РФ договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 ВК РФ ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Правила расчета и взимания платы за пользование поверхностными водными объектами или их частями, находящимися в федеральной собственности (далее - плата), предоставляемыми на основании договоров водопользования утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правила расчета и взимания платы)

Согласно п.п. 3, 4, Правил расчета и взимания платы платежным периодом признается квартал. Расчет размера платы, предусматриваемой договором водопользования, производят физические и юридические лица, приобретающие право пользования поверхностными водными объектами или их частями (далее - плательщики). Размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы.

Согласно п. 5 Правил расчета и взимания платы платежная база устанавливается в договоре водопользования по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части.

В соответствии с пп. «в» п. 6 Правил расчета и взимания платы платежной базой для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их частей, является площадь предоставленной акватории водного объекта или его части.

В соответствии с п. 9, п. 10 Правил расчета и взимания платы Плата вносится по месту пользования водным объектом или его частью не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом. Плата подлежит зачислению в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Кроме того, постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 876 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» утверждены ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ по результатам открытого аукциона от ДД.ММ.ГГГГ между Главным управлением природных ресурсов и экологии Алтайского края (уполномоченный орган) и ФИО7 заключен договор водопользования (далее – Договор водопользования), по условиям которого уполномоченный орган, действующий в соответствии с водным законодательством, предоставляет, а водопользователь принимает в пользование пруд на <адрес> (далее – водный объект) (л.д. 7-31).

Согласно пункту 2 Договора водопользования цель водопользования – использование акватории пруда на <адрес> для рекреационных целей, отстоя маломерных судов и других плавательных средств.

Согласно пункту 3 Договора водопользования виды водопользования: осуществление совместного водопользования, водопользование без забора водных ресурсов из пруда на <адрес>.

Согласно пункту 4 Договора водопользования предоставляемый в пользование водный объект расположен на расстоянии <адрес>. Площадь акватории, назначаемой к использованию – 0,0972 км2. Плотина на <адрес> является гидротехническим сооружением.

Как следует из представленной Минприроды Алтайского края выписки из государственного водного реестра данный водный объект включен в указанный реестр (тип объекта – пруд; код водного объекта – ; водохозяйственный участок – ДД.ММ.ГГГГ<адрес>).

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 5 ВК РФ пруды относятся к поверхностным водным объектам.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Размер, условия и сроки внесения платы за пользование водным объектом установлены разделом II Договора водопользования.

Согласно пункту 9 Договора водопользования расчет размера платы за пользование водным объектом по договору в 2015-2025 годах прилагается к договору.

На основании пункта 10 Договора водопользования размер платы за пользование водным объектом определяется как произведение платежной базы за платежный период и соответствующей ставки платы за пользование водным объектом. Платежным периодом признается квартал. Платежной базой является площадь предоставленной в пользование акватории водного объекта.

Согласно пункту 12 Договора водопользования плата за пользование водным объектом вносится водопользователем каждый платежный период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом по месту пользования водным объектом путем перечисления денежных средств на счет.

Срок действия договора устанавливается с даты регистрации в государственном водном реестре по ДД.ММ.ГГГГ включительно (пункт 29 Договора водопользования).

Договор водопользования зарегистрирован Отделом водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ в государственном водном реестре ДД.ММ.ГГГГ за номером 22-ДД.ММ.ГГГГ.003-П-ДРБВ-С-2015-00804/00.

В дальнейшем согласно Указу Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре органов исполнительной власти Алтайского края», постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об органах исполнительной власти Алтайского края» Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края переименовано в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края переименовано в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее – Минприроды Алтайского края).

По договору о передаче прав и обязанностей по договору водопользования от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированному в государственном водном реестре ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ.003. П-ДРБВ-С-2017-01161/00 водопользователь ФИО1 по согласованию с Минприроды Алтайского края передал права и обязанности по договору водопользования ФИО2 (л.д. 32-36).

ДД.ММ.ГГГГ между Минприроды Алтайского края и ФИО2 заключено дополнительное соглашение об изменении размера арендной платы, которым на основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ Приложение .3 «Расчет платы за пользование водным объектов (его частью) и график ее внесения в 2018 году» к Договору водопользования изложены в следующей редакции: размер платы в 2018 году составляет 51438,24 рублей или 12859,56 рублей в квартал.

В связи с повышением ставок платы, ФИО2 обратился в Минприроды Алтайского края с заявлением о расторжении договора, по результатам рассмотрения которого между Минприроды и ФИО2 было заключено соглашение о расторжении договора передачи прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное соглашение зарегистрировано в государственном водном реестре ДД.ММ.ГГГГ за -ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 42-43).

Согласно п. 2 соглашения о расторжении договора передачи прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ водопользователь, т.е. в данном случае ФИО2, не освобождается от обязательств уплаты за платежный период, в котором происходит расторжение договора по действующим ставкам платы за пользование водным объектом.

Содержание указанного соглашения Минприроды Алтайского края и ФИО2 в суде не оспаривалось.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ/П/11787 истец по первоначальному иску просил ответчика оплатить задолженность по Договору водопользования, которая образовалась за 3 квартал 2018 года в размере 12 859,56 рублей (л.д. 46).

Из представленной Минприроды Алтайского края карточки учета платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности , по договору водопользования с ФИО2 у последнего за 1 квартал 2018 года имеется задолженность в размере 12859,56 рублей. Оплата за 1 и 2 кварталы 2018 году ФИО2 осуществлялась (л.д. 49-50).

Полномочия Минприроды Алтайского края по взысканию задолженности по договору водопользования обусловлены требованиями действующих нормативных правовых актов.

Согласно п.п. «г» п. 3.2 Порядка организации работы по администрированию доходов федерального бюджета, поступающих от платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утвержденного приказом Федерального агентства водных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в данном случае Министерство) осуществляют взыскание в федеральный бюджет сумм задолженности по плате за пользование водными объектами, пеней и штрафов.

На основании ч. 4 ст. 11 ВК РФ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, или частей таких водных объектов в пользование осуществляется соответственно исполнительными органами государственной власти в пределах их полномочий.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 ВК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование (за исключением случаев предоставления для целей обеспечения обороны страны и безопасности государства).

В Алтайском крае указанные полномочия осуществляет Минприроды Алтайского края в соответствии с подпунктом 6 пункта 2.1.1 Положения, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, Минприроды Алтайского края вправе предъявить исковые требования к водопользователям о взыскании задолженности по договору водопользования.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доводы ответчика ФИО2 о том, что он подлежит освобождению от обязанности заключать договор водопользования и оплачивать плату за пользование водным объектом на том основании, что пруд на <адрес> не является водным объектом и собственностью Российской Федерации и, что он – ФИО2 является собственником земельных участков, которые являются береговой линией данного пруда, суд отклоняет, поскольку напротив представленные Минприроды Алтайского края документы (выписка из государственного водного реестра, сведения о регистрации в государственном водном реестре договора о водопользования и соглашения о передаче прав и обязанностей по договору водопользования) подтверждают, что предоставленный ФИО2 в пользование пруд на <адрес> является поверхностным водным объектом и собственностью Российской Федерации.

Кроме того, из представленных ФИО2 выписок из единого государственного реестра недвижимости на земельные участки (л.д. 101-102) и (л.д. 103-104) следует, что данные участки, правообладателем которых является ФИО2, относятся к землям сельхозназначения, граница участков проходит в районе пруда Айченок. Сведения о том, что в границах указанных земельных участков находится какой-либо водный объект, в данных выписках отсутствуют.

При отсутствии доказательств надлежащего исполнения условий Договора водопользования, с учетом ст.ст. 309, 310, 314 ГК РФ, ст. 56 ГПК РФ, суд полагает, что исковые требования Минприроды Алтайского края о взыскании с ФИО2 в пользу федерального бюджета задолженности по договору водопользования от ДД.ММ.ГГГГ за 3 квартал 2018 года подлежат удовлетворению в полном объеме в размере 12 859 рублей 56 копеек.

Рассмотрев встречные исковые требования ФИО2 к Минприроды Алтайского края о признании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в отделе водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского БВУ ДД.ММ.ГГГГ в государственном водном реестре за -ДД.ММ.ГГГГ., недействительным и применении последствий недействительности сделки, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно статье 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Таким образом, истец в настоящем случае должен доказать, что его права и законные интересы оспариваемой сделкой нарушены.

В силу пункта 3 статьи 614 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N

«Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» при применении пункта 3 статьи 614 ГК РФ судам необходимо исходить из того, что в течение года должно оставаться неизменным условие договора, предусматривающее твердый размер арендной платы либо порядок (механизм) ее исчисления.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2017 № 1690 «О внесении изменений в ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» были утверждены изменения, которые вносятся в ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности».

Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ, и, соответственно, с этого периода подлежит применению.

До ДД.ММ.ГГГГ действовало постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 876 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» (в редакции постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1509 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, и внесении изменений в раздел I ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности»).

Согласно абзацу 3 п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.

Суд полагает, что в рассматриваемой ситуации подлежат применению по аналогии изложенные в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ разъяснения.

Так, согласно п.11 Договора водопользования при изменении в установленном порядке ставок платы за пользование водным объектом размер платы за пользование водным объектом размер платы за пользование водным объектом может изменяться уполномоченным органом не чаще 1 раза за платежный период с предварительным уведомлением об этом водопользователя в десятидневный срок.

В соответствии с п. 9 Договора водопользования размер платы на пользование водным объектом на 2018 год составлял 5 143 рубля 82 копейки.

В связи с принятием постановления Правительства РФ от 29.12.2017 № 1690 «О внесении изменений в ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» ДД.ММ.ГГГГ между Минприроды Алтайского края и ФИО2 заключено дополнительное соглашение , которым был установлен новый размер платы за пользование водным объектом на 2018 год – 51 438,24 рублей в год или 12859,56 рублей в квартал.

Судом установлено, что вышеуказанный размер платы за пользование водным объектом (5143,82 рубля) изменен по соглашению сторон не чаще одного раза в год, что не противоречит требованиям пункта 3 статьи 614 ГК РФ, а, следовательно, не нарушает права и законные интересы истца.

Кроме этого, суд принимает во внимание, что истец совершал платежи за водопользование ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в размере 12859,56 рублей за 1 и 2 квартал 2018 года, что также расценивается как согласие с установленной ставкой платы по дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 438 ГК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

С учётом удовлетворения иска Минприроды Алтайского края в полном объеме и то, что истец, как государственные орган, освобожден от уплаты государственной пошлины, суд взыскивает с ответчика на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ государственную пошлину в размере 514 рублей 38 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 103, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края к ФИО2о взыскании задолженности по договору водопользования удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу федерального бюджета задолженность по договору водопользования от ДД.ММ.ГГГГ за 3 квартал 2018 года в размере 12 859 (двенадцать тысяч восемьсот пятьдесят девять) рублей 56 копеек.

Взыскать с ФИО2в доход бюджета муниципального образования <адрес> Алтайского края государственную пошлину в размере 514 (пятьсот четырнадцать) рублей 38 копеек.

В удовлетворении встречного искового заявления ФИО2к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края о признании дополнительного соглашения к договору водопользования недействительным, применении последствий недействительности сделки отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Алтайский районный суд Алтайского края путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Д.Б. Кунтуев

Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Д.Б. Кунтуев