РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18.03.2019г. г.Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
Председательствующего Наумовой Т.К.
При секретаре Черниковой С.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-105/19 по иску ФИО1 к ООО «Жилцентр» о признании бездействия по ремонту счетчика отопления незаконным, признании недействительными квитанций на оплату коммунальных услуг, обязании произвести перерасчет платежей,
установил:
Истец обратился в суд с выше указанными исковыми требованиями к ответчику, указывая следующее:
он является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (Копия свидетельства о праве собственности прилагается).
Управляющей компанией данного дома является ООО «Жилцентр», что подтверждается платежными документами на оплату услуг со стороны ООО «Жилцентр», и оплатой выставляемых платежных документов с его стороны. (Платежный документ на оплату услуг и чек об оплате услуг ДД.ММ.ГГГГ прилагаются).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ никакой задолженности по коммунальным платежам перед ООО «Жилцентр» у него не существовало, что подтверждается платежным документом на оплату услуг за март ДД.ММ.ГГГГ. (Копия платежного документа ДД.ММ.ГГГГ прилагается).
Однако в платежном документе (счете) на оплату услуг за ДД.ММ.ГГГГ значилось доначисление за услугу отопление в ДД.ММ.ГГГГ в размере 1.760,4 руб.
Следовательно, за услугу отопления в ДД.ММ.ГГГГ он должен был заплатить:
2.466,55 руб. - уплачено по счету за февраль плюс 1760,40 руб. доначисление, итого 4226,95 руб., то есть сумму более чем в 2 раза превышающую предыдущие платежи - за ноябрь 2017 г. было выставлено 868,48 руб., за декабрь 2017 года - 1808,52руб., счет за январь 2018 года составлял 2153,92 руб.
Следует отметить, что платежи выставляются за предыдущий месяц - в феврале за январь и т.д.
За ДД.ММ.ГГГГ он получил счет уже от АО «Тулатеплосеть» на сумму 4.226,97 руб., за апрель-4226,97 руб.
Таким образом, как было указано выше, каждый из трех платежей - за февраль, март и ДД.ММ.ГГГГ составлял явно завышенную денежную сумму.
Из фактических обстоятельств следует, что: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Жилцентр» не передавало показания приборов учета в АО «Тулатеплосеть», что явилось грубым нарушением договора №5800/ОТ между поставщиком тепловой энергии - АО «Тулатеплосеть» и абонентом ООО «Жилцентр» и повлекло значительное увеличение стоимости услуг по передаче теплоносителя, что, в свою очередь привело к необоснованному увеличению стоимости поставленной теплоэнергии в счетах об оплате.
Вышеуказанное утверждение следует из письма АО «Тулатеплосеть» от ДД.ММ.ГГГГ. о том, что ООО «Жилцентр» не передавало сведений о показаниях приборов учета в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГКопия письма прилагается).
Из копии письма от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ такие сведения ООО «Жилцентр» передавало. (Копия письма прилагается).
Как следует из акта приемки узла учета тепловой энергии на коммерческий учет от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Жилцентр» и АО «Тулатеплосеть» в отношении объекта, расположенного по адресу: <адрес> именно ООО «Жилцентр» является абонентом поставщика тепловой энергии - АО «Тулатеплосеть».
Из письма АО «Тулатеплосеть» от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что за обеспечение работы коллективных приборов учета отвечает ООО «Жилцентр».
Материальный ущерб ему был причинен посредством того, что начисления за услуги теплоснабжения производились не по фактическим показаниям счетчика - за фактически потребленные коммунальные услуги, а были произведены расчетным способом исходя из нормативов потребления, которые в несколько раз выше фактических.
Как следует из копии акта от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ООО «Жилцентр», в результате обследования тепловых узлов было обнаружено, что узел учета тепловой энергии неисправен. (Прилагается).
В соответствии с пунктом 81.13 Постановления Правительства от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов» (вместе в «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов):
Потребитель (Абонент) в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществлением ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если потребуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а так же его последующий монтаж выполняется в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие исполнители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
Следовательно, если ДД.ММ.ГГГГ ООО «Жилцентр» обнаружило неисправность узла учета тепловой энергии, то неисправность должна быть устранена не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В противном случае ООО «Жилцентр», как Абонент, должно заплатить АО «Тулатеплосеть» денежные средства исходя из нормативов потребления.
ООО «Жилцентр не устранил неисправность узла учета тепловой энергии, увеличивая тем самым, объем потребляемого энергоносителя за счет перехода от фактического объема потребления на нормативный, с отнесением удорожания затрат на коммунальную услугу на жильцов вышеуказанного дома.
Как было указано выше, ООО «Жилцентр» обязано было устранить неисправность узла учета тепловой энергии не позднее ДД.ММ.ГГГГ, однако фактически неисправность была устранена ДД.ММ.ГГГГ
Размер уменьшения оплаты за содержание жилого помещения определяется по формуле:
Ри
jbP=JL х rid
где: П-т
ДР - размер уменьшения платы за содержание жилого помещения (рублей),
F> - стоимость соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание жилого помещения (рублей),
п^- количество календарных дней в месяце,
п^- количество полных календарных дней, в течение которых оказывались и (или) выполнялись услуги или работы ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Таким образом, Стоимость услуги по теплоснабжению ДД.ММ.ГГГГ (оплата ДД.ММ.ГГГГ должна быть уменьшена на: 26 дней : 31 день X 4.226,95 руб. = 3545,18 руб. и составить 4.226,95 руб. - 3545,18 руб. = 681,77 руб. Фактически уплачено: 2.466,55 руб. Подлежит возврату: 2.466,55 руб. - №1,77 руб. = 1.784,78 руб.
Стоимость услуги по теплоснабжению ДД.ММ.ГГГГ (оплата в ДД.ММ.ГГГГ) должна быть уменьшена на:
Стоимость услуги по теплоснабжению ДД.ММ.ГГГГ (оплата в ДД.ММ.ГГГГ) должна быть уменьшена на:
Стоимость услуги по теплоснабжению за ДД.ММ.ГГГГ (оплата в ДД.ММ.ГГГГ) должна быть уменьшена на:
и составить 435,47 руб. - 365,23 руб. = 70,24 руб.
Однако, с ДД.ММ.ГГГГ счета на оплату выставляет АО «Тулатеплосеть».
На основании изложенного, с учетом заявления об уточнении исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ., где в качестве ответчиков по делу указаны ООО «Жилцентр» и АО «Тулатеплосеть», истец просит суд: признать незаконными действия (бездействие) по ремонту счетчика отопления ООО «Жилцентр» с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ
признать недействительными квитанции на оплату коммунальных услуг по отоплению за февраль, март, апрель, ДД.ММ.ГГГГ
Обязать ООО «Жилцентр» произвести перерасчет выставленных платежей за февраль, март, апрель, ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные им исковые требования с учетом заявления об их уточнении и просил суд удовлетворить их.
Согласно данным им пояснениям ремонт или замена приборов учета законодательно закреплена за управляющими организациями за счет платы за коммунальные платежи.Согласно Постановления Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 г. №6464/10 работы и услуги, которые обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома, считаются предусмотренными в договоре управления многоквартирным домом по умолчанию, в силу норм содержания дома как объекта, и должны осуществляться управляющими организациями независимо оттого, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Как следует из Акта приемки узла учета тепловой энергии на коммерческий учет от ДД.ММ.ГГГГ составленный между АО «Тулатеплосеть» и ООО «Жилцентр», при составлении проверена комплектность необходимой технической документации, подтвердившие соответствие оборудованного узла учета теплоносителя «Правилам учета тепла и теплоносителя».
Абонент сдает, а Поставщик тепловой энергии АО «Тулатеплосеть» принимает на коммерческий учет с ДД.ММ.ГГГГ узел учета расхода тепловой энергии, используемой на отопление и ГВС.
Настоящий акт является неотъемлемой частью договора ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с пунктом 1.1 Договора на поставку тепловой энергии на отопление ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ЗАО «Теплосеть» и ООО «Жилцентр», ООО «Жилцентр» (Абонент) обязуется обеспечит безопасностьэксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей, наличие и исправностьприборов учета, а так же исправность теплопотребляющих энергоустановок.
Согласно пункта 2.1.1. Абонент обязан обеспечить расчеты за тепловую энергию по показаниям приборов учета, обеспечить надлежащее обслуживание и работоспособность узла учета.
Согласно пункта 3.2. При возникновении неисправности приборов учета либо выходе их из строя, Абонент (ООО «Жилцентр» обязан в течение 5 рабочих дней с момента обнаружения уведомить об этом «Теплоснабжающую организацию» и принять меры к устранению неисправности.
Согласно пункта 2.2 Договора ДД.ММ.ГГГГ Управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ Управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по управлению, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункта 3.1.9.1. вышеуказанного Договора ООО «Жилцентр» обязано проводить выбор организаций, в том числе специализированных, для выполнения работ и оказания услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме и заключать с ними договора либо обеспечивать выполнение работ и оказание услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества самостоятельно, а так же контролировать исполнение договорных обязательств указанными организациями.
ДД.ММ.ГГГГ счетчик учета тепловой энергии был отремонтирован ООО«Жилцентр», а ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Жилцентр» передало узел учета тепловой энергии на коммерческий учет в АО «Тулатеплосети», тем самым выполнив свои договорные обязательства с просрочкой более чем 3 месяца.
Доводы Ответчика о том, что ООО «Жилцентр» заключило договор со сторонней организацией и при этом не предусмотрело ремонта счетчика является неубедительным, так как ответственности за ремонт с ООО «Жилцентр» никто не снимал.
Порядок расчета снижения ежемесячной платы, изложенный Ответчиком, соответствует заявленным исковым требованиям.
Ссылка Ответчика на необходимость проведения каких-либо собраний жильцов с вопросом об установке счетчиков является неуместной - так как счетчики были установлены ДД.ММ.ГГГГ
Якобы имевшая место быть проверка ГЖИ сомнительна, оформлена с нарушением действующего законодательства и не имеет содержит относительности к заявленному иску.
Представитель АО «Тулатеплосеть» в судебное заседание не явился, просил принять решение по делу в отсутствие представителя, в удовлетворении требований истца просил суд отказать по следующим основаниям.
Расчет за отопление в квитанции ООО «Жилцентр» за февраль, март, апрель ДД.ММ.ГГГГ произведен согласно договорного объема по нормативу потребления в связи с нерабочим состоянием общедомового прибора учета ввиду отсутствия 3 месяцев отопительного периода работы 0ДПУ (п.59 «Правил предоставления коммунальных услуг» утвержденные Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354). Отопительный сезон составляет 7 месяцев (октябрь - апрель). Годовой объем составляет 2861,6251 Гкал/год, соответственно 1/7 - 408,8036 Гкал/мес.
В квитанции за ДД.ММ.ГГГГ ООО «Жилцентр» рассчитано начисление отопления из расчета 1/12 годового объема, доначисление за отопление за февраль 2018г. - это доначисление за отопление исходя из расчета 1/7 годового объема.
ГЖИ Тульской области по начислениям за отопление по указанному МКД проведена внеплановая документарная проверка. Согласно Акта <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. нарушений не выявлено.
Представитель ООО «Жилцентр» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела оповещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. Будучи опрошенным ранее, представитель ООО «Жилцентр» по доверенности ФИО2 исковые требования ФИО1 не признал в полном объеме по следующим основаниям:
в управляющей компании отсутствуют документы, согласно которым возможно выяснить, у какой организации на балансе стоят счетчики, установленные на системе горячего водоснабжения и отопления по дому <адрес>. При принятии данного дома в управление ООО «Жилцентр» какие-либо документы об установке счетчиков, протоколы общих собраний собственников МКД в ООО «Жилцентр» переданы не были, в связи с чем, невозможно выяснить, за чей счет были установлены данные счетчики и кто является их собственником.
Между ООО «Жилцентр» и ООО «Теплоресурс» заключен договор подряда <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на техническое обслуживание оборудования (теплосчетчиков), в который не входят в стоимость затрат, связанные с заменой составных элементов прибора учета или арматуры и металлоконструкций, организацией периодической и внеочередной поверки прибор учета. Согласно заключенному договору управления между ООО «Жилцентр» и собственниками помещений в данном МКД, управляющая организация обслуживает общее имущество МКД, которое определяется техническим паспортом дома. В связи с тем, что техническом паспорте дома не указаны теплосчетчики и отсутствует протокол общего собрания собственников о включении теплосчетчиков в состав общего имущества дома, а также акт приемки теплосчетчиков на баланс МКД, подписанный собственниками помещений в данном МКД, то в перечень работ и услуг по содержания и текущему ремонту общего имущества, работы по ремонту теплосчетчиков не входят.
Между АО «Тулатеплосеть» и ООО «Жилцентр» были заключены договора горячего водоснабжения и договоры на поставку тепловой энергии на отопление, которые были расторгнуты с ДД.ММ.ГГГГ. С данного момента исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация.
С ДД.ММ.ГГГГ между АО «Тулатеплосеть» и ООО «Жилцентр» заключен договор на поставку горячей воды на общедомовые нужды в целях содержания общего имущества МКД.
Многоквартирные дома являются уникальными теплотехническими объектами, обладающими индивидуальными качественными характеристиками. В силу положений ЖК РФ, Правил № 354, Правил № 416, Правил № 491 унифицированность при определении размера платы за отопление не допускается, каждым многоквартирный дом является уникальным, отличным от других по способу подачи коммунальных услуг (самостоятельное производство или централизованное поступление), степени оснащенности объектами общедомового имущества, сроками установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов и т.д. Данный факт подтверждается заключением с собственниками помещений индивидуальных договоров управления, содержащих условия и приложения, свойственные только данному многоквартирному дому.
В пп «к» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, говорится об обеспечении исполнителем, управляющей организацией, надлежащей эксплуатации коллективных приборов учета, входящих в состав общего имущества, потребляемых коммунальных ресурсов, включая регулярные осмотры, техобслуживание и проверку общедомовых приборов учета.
Согласно п.п. 6, 10 «Правил изменения размера платы за ремонт жилого помещения...» в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, управляющая организация, обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами. Размер платы за содержание жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами. Размер платы за содержание жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги ли работы в составе ежемесячной платы за содержание жилого помещения.
В соответствии с пп. 31 Правил исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательством РФ об обеспечении единства измерений, в том числе и по показателям точности измерений не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с настоящими Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией.
В нарушение указанной нормы истцом в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлены документы о принятии собственниками помещений в многоквартирных домах решения о включении расходов на приобретение и установку коллективных (общедомовых) приборов учета, на ремонт теплосчетчиков в плату за содержание жилых помещений.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ч.1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с ч.5 ст.46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Согласно ч.3 ст.45 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 названного Кодекса.
По правилам п.1 ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч.3 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно п.2 ст.548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, применяются правила о договоре энергоснабжения (ст.ст. 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу п.п. 1, 3 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно п.1 ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон.
П.1 ст.157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела истец ФИО1 является собственником квартиры <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ., право собственности зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается имеющимся в материалах дела свидетельством о государственной регистрации права <данные изъяты>, выданным Управлением Росреестра по Тульской области.
Истец по вышеуказанному адресу зарегистрирован и фактически проживает.
Управляющей компанией дома <адрес> на основании Договора <данные изъяты> Управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ. является ООО «Жилцентр», что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Между АО «Тулатеплосеть» и ООО «Жилцентр» был заключен договор на поставку тепловой энергии на дом <адрес>, который с ДД.ММ.ГГГГ. расторгнут, исполнителем коммунальной услуги является АО «Тулатеплосеть». С ДД.ММ.ГГГГ. начисления по статье «отопление» производит ООО «Жилцентр» на основании договора подряда, заключенного между АО «Тулатеплосеть» и ООО «Жилцентр».
Многоквартирный жилой дом по вышеуказанному адресу оборудован общедомовыми приборами учета отопления и горячего водоснабжения. Данные приборы учета относятся к электронному типу счетчиков. Показания счетчиков снимаются попериодно.
Согласно заочному решению Центрального районного суда г.Тулы по гражданскому делу <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ оплата за потребление тепловой энергии по дому <адрес> производится исходя из показаний двух счетчиков, определяющих потребление тепловой энергии с 1 по 3 подъезды (кв. 1-108) и с 4 по 8 подъезды (кв.109-284), что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Согласно сообщению генерального директора АО «Тулатеплосеть» ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «Жилцентр» не передавал показания приборов учета в АО «Тулатеплосеть».
В соответствии с актами от ДД.ММ.ГГГГ составленными комиссией в составе главного инженера ООО «Жилцентр» ФИО4, начальника ПТО ФИО5, директора ООО «Теплоресурс» ФИО6, после произведенного обследования тепловых узлов п. №3 и №4 по адресу: <адрес> было установлено, что узлы учета тепловой энергии в п.п №№ 3 и 4 неисправны.
Истец является собственником квартиры, расположенной в подъезде № 3.
Согласно акту приемки узла учета тепловой энергии на коммерческий учет от ДД.ММ.ГГГГ после ремонта по адресу: <адрес> проверена комплектность необходимой технической документации, подтвердившей соответствие оборудованного узла учета теплоносителя «Правилам учета тепла и теплоносителя». Абонент сдает, а Поставщик тепловой энергии АО «Тулатеплосеть» принимает на коммерческий учет с ДД.ММ.ГГГГ. узел учета раскола тепловой энергии, используемой на отопление и ГВС.
В соответствии с актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. на основании распоряжения заместителя начальника государственной жилищной инспекции Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты> была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Жилцентр».
По результатам вышеуказанной проверки старший государственный инспектор контрольно-финансового отдела государственной жилищной инспекции Тульской области, проводивший проверку, пришел к следующим выводам:
Согласно акту б/н от ДД.ММ.ГГГГ г. комиссионного обследования тепловых узлов в п.3 и п.4 по адресу: <адрес> узел учета тепловой энергии в п. №4 неисправен.
Согласно акту фактического потребления тепловой энергии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ теплоснабжающая организация АО «Тулатеплосеть» выставила ООО «Жилцентр» к оплате за тепловую энергию за декабрь ДД.ММ.ГГГГ. в размере 77, 3495 Гкал и 157, 3443 Гкал.
В платежном документе за ДД.ММ.ГГГГ ООО «Жилцентр» выставило собственникам помещений МКД плату за коммунальную услугу отопление за ДД.ММ.ГГГГ из расчета среднемесячных показаний общедомового прибора учета, применяемых в отопительном сезоне ДД.ММ.ГГГГ., согласно акту фактического потребления тепловой энергии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно акту фактического потребления тепловой энергии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. теплоснабжающая организация АО «Тулатеплосеть» выставила ООО «Жилцентр» к оплате за тепловую энергию за ДД.ММ.ГГГГ в размере 449, 6844 Гкал.
В платежном документе за ДД.ММ.ГГГГ ООО «Жилцентр» выставило собственникам помещений МКД плату за коммунальную услугу отопление за ДД.ММ.ГГГГ. из расчета, исходя из нормативов потребления, согласно Приказу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты>
Согласно акту приемки узла учета тепловой энергии на коммерческий учет от ДД.ММ.ГГГГ. (Тепловычислитель на ОТ и ГВС ВКТ-7 <данные изъяты>), поставщик тепловой энергии АО «Тулатеплосеть» принимает на коммерческий учет с ДД.ММ.ГГГГ узел учета расхода тепловой энергии, используемой на отопление и ГВС.
Таким образом, нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами при проведении проверки государственной жилищной инспекцией Тульской области не выявлены.
В настоящее время действуют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354 (далее - Правила №354), которые применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги: отопление - то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения №1 к Правилам №354.
Согласно п.40 Правил №354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 42(1) Правил №354 при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствий с формулой 2 приложения №2 к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, общей площади жилого или нежилого помещения и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1, ч.2.3 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. При управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ, а также в соответствии с принципами, установленными Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются перечни мероприятий по энергосбережению и повышения энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются положениями Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно п.п. 3, 4 ст.2 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования; под энергетической эффективностью -характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу.
В соответствии с п.7 ст.9 указанного Федерального закона государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании п.4 ст. 12 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом (п.11 ст.2 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ).
Указанные принципы установлены постановлением Правительства РФ от 23.08.2010 г. №646 «О принципах формирования органами исполнительной власти субъектов РФ перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме», где в частности, один из принципов- это принцип минимизации неудобства граждан, в соответствии с которым обязательные мероприятия должны устанавливаться с учетом непричинения гражданам неудобств, связанные с выполнением мероприятий (п.2).
На основании вышеизложенных нормативно правовых актов Правительство РФ приняло постановление «О мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно» от 21.10.2013 г. №466, в п.12, и 13 которого говорится, чтоконтроль за состоянием и заменой неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.) а также восстановление работоспособности (ремонт, замена), ремонт оборудования иотопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, обязана проводить управляющая организация.
В соответствии с ч.1 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 Л 1.2009 г. №261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением соответствующих приборов. В соответствии с ч.8 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным | законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
Согласно п.2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме,) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с подпунктом «и» и «к» пункта 11 Правил содержания общему имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, одной из составляющих содержание общего имущества в многоквартирном доме является обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) При этом положениями Правил №491 коллективные (общедомовые) приборы учета используемых энергетических ресурсов включены в состав общего имущества в многоквартирное доме.
В соответствии с пп. «г» п.18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 г. №124, в договоре ресурсоснабжения предусматривается обязательство сторон по обеспечению работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора ресурсоснабжения требований к эксплуатации приборов учета, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, исходя из положений действующего законодательства, на управляющую организацию возложена обязанность по заключению договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, а также по установке и вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии. Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) входит в обязанность управляющей организации в силу положений ч.2 ст.162 ЖК РФ и подпунктов «и» и «к» пункта 11 Правил №491.
Частью 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что деятельность по установке, заменен, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны осуществить организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями статьи 13 Закона об энергоснабжении оснащению приборами используемых энергетических ресурсов. Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354. При этом разъяснение Правил в соответствии с п.3 указанного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354 дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации дало свои разъяснения в Письме от 18.09.2015 года №30162-ЛО/04, где говорится, что из положений Правил содержания общему имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, следует, что коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, исполнитель коммунальных услуг в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом, содержащим положение об обслуживании общего имущества, собственников помещений в многоквартирном доме, и в силу п.5 ч.1.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации должен обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в другом оборудовании, входящих состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг граждан, проживающих в многоквартирном доме.
В силу того, что эксплуатация общедомового прибора учета тепловой энергии является элементом содержания общего имущества, обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по эксплуатации теплосчетчика закреплена на уровне Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в силу системного анализа норм жилищного законодательства реализуется через выбранный способ управления МКД, мероприятия по эксплуатации общедомового прибора учета и своевременному устранению выявленных несоответствий следует отнести к текущим обязательным работам и услугам.
На основании Постановления Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 г. №6464/10 такие работы и услуги, которые обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома, считаются предусмотренными в договоре управления МКД по умолчанию, в силу норм содержания дома как объекта, и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Действующим законодательством не предусмотрено уведомление Управляющей компанией собственников МКД о выходе объектов общего имущества из строя. Также это не предусмотрено договором предоставления коммунальных услуг, заключенного между управляющей организацией и собственниками жилых помещений.
Следовательно, исходя из изложенного, у управляющей организации отсутствуют обязательства по уведомлению собственников помещений о выходе из строя/истечении срока госповерки общедомовых приборов учета энергетических ресурсов.
В этой связи исполнитель коммунальных услуг в силу прямых указаний закона и соответствующего договора управления многоквартирным домом обязан совершить действия по организации установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, в том числе путем обращения для заключения соответствующего договора в адрес ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом обязанность собственников по обеспечению надлежащем эксплуатации этих приборов учета переходит к лицу, ответственному за содержание общего имущества в многоквартирном доме за счет платы за содержание жилого помещения.
В соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Министерством энергетики РФ издан приказ от 07.04.2010 N 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.06.2010 N 17646), согласно которому в качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, т.е. управляющая организация.
Из представленных ответчиком доказательств следует, что по адресу: <адрес> установлены общедомовые приборы учета отопления и горячего водоснабжения. Данные приборы учета относятся к электронному типу счетчиков. Показания счетчиков снимаются попериодно.
Согласно заочному решению Центрального районного суда г.Тулы по гражданскому делу <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ оплата за потребление тепловой энергии по дому <адрес> производится, исходя из показаний двух счетчиков, определяющих потребление тепловой энергии с 1 по 3 подъезды (кв. 1-108) и с 4 по 8 подъезды (кв. 109-284), что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Согласно сообщению генерального директора АО «Тулатеплосеть» ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «Жилцентр» не передавал показания приборов учета в АО «Тулатеплосеть».
В соответствии с актами от ДД.ММ.ГГГГ составленными комиссией в составе главного инженера ООО «Жилцентр» ФИО4, начальника ПТО ФИО5, директора ООО «Теплоресурс» ФИО6, после произведенного обследования тепловых узлов п. №3 и №4 по адресу: <адрес> было установлено, что узел учета тепловой энергии в п.п № и 4 неисправен.
Согласно актам приемки узла учета тепловой энергии на коммерческий учет от ДД.ММ.ГГГГ после ремонта по адресу: <адрес> проверена комплектность необходимой технической документации, подтвердившей соответствие оборудованного узла учета теплоносителя «Правилам учета тепла и теплоносителя». Абонент сдает, а Поставщик тепловой энергии АО «Тулатеплосеть» принимает на коммерческий учет с ДД.ММ.ГГГГ. узел учета расхода тепловой энергии, используемой на отопление и ГВС.
В соответствии с ч. 1 и ч.2 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом.
Согласно ч.1 ст.544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п.40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354, потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил, Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 г. №47, п.18 Правил №307.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии -пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, т.е. расчетным способом.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии
таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях, предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальное услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода(^тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Таким образом, на основании изложенного, в связи с тем, что общедомовой прибор учета тепловой энергии, установленный в указанном доме, учитывает общий расход тепловой энергии, потребленной на производство горячей воды и отопления, количество тепловой энергии на производство горячей воды для жилых и нежилых помещений определяется расчетным методом и исключается при определении объема
тепловой энергии на отопление из общего суммарного потребления по показаниям теплосчетчика.
В соответствии с п.59 Правил №354 плата за коммунальную услугу «отопление», предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
Согласно п.59(1) Правил №354 плата за коммунальную услугу отопления определяется исходя среднемесячного за отопительный период объема потребления, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев отопительного периода - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В соответствии с п.59 (2) Правил в случае, если период работы индивидуального или общего (квартирного) прибора учета составил меньше 3 месяцев (для отопления-менее 3 месяцев отопительного периода), то в случаях, указанных в пункте 59 настоящих Правил, плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилы или нежилых помещениях за расчетный период, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.
Согласно п. 60(1) Правил № 354 по истечении указанного в пункте 59(1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в пункте 42(1) настоящих Правил.
Таким образом, исходя из того, что согласно акту фактического потребления тепловой энергии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ теплоснабжающая организация АО «Тулатеплосеть» по дому <адрес> выставила ООО «Жилцентр» к оплате за тепловую энергию ДД.ММ.ГГГГ из среднемесячных показаний общедомового прибора учета, применяемых в отопительном сезоне ДД.ММ.ГГГГ, а согласно акту показаний прибора учета тепловой энергии за ДД.ММ.ГГГГ по адресу:. <адрес> за ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ показания общедомового прибора учета отсутствуют и ввиду отсутствия 3 месяцев отопительного периода работы общедомового прибора учета тепловой энергии по вышеуказанному адресу, АО «Тулатеплосеть» правомерно за февраль 2018 г. осуществила расчет начисления платы за отопление исходя из нормативов потребления, согласно Приказу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 07.10.2013 г. №83 и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Таким образом, суд приходит к выводу, что в настоящее время обязательства управляющей организации ООО «Жилцентр» перед жителями вышеуказанного МКД исполнены в полном объеме, права истцов по начислению им платы за тепловую энергию в спорный период нарушены не были.
Суд считает необходимым отметить, что многоквартирные дома являются уникальными теплотехническими объектами, обладающими индивидуальными качественными характеристиками.
В силу положений ЖК РФ, Правил №354, Правил №416, Правил №491 унифицированность при определении размера платы за отопление не допускается, каждый многоквартирный дом является уникальным, отличным от других по способу подачи коммунальных услуг (самостоятельное производство или централизованное поступление), степени оснащенности объектами общедомового имущества, срокам установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов и т.д. Данный факт подтверждается заключением с собственниками помещений индивидуальных договоров управления, содержащих условия и приложения, свойственные только данному многоквартирному дому.
В пп. «к» п.1.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. №491, говорится об обеспечении исполнителем, управляющей организацией, надлежащей эксплуатации коллективных приборов учета потребляемых коммунальных ресурсов, включая регулярные осмотры, техобслуживание и проверку общедомовых приборов учета. В связи с чем плата за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (ли) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, не соразмерны предъявляемому к оплату перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Согласно п.п. 6, 10 «Правил изменения размера платы за ремонт жилого помещения...» в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, управляющая организация, обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами. Размер платы за содержание жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание жилого помещения. Размер уменьшения платы за содержание жилого помещения определяется по формуле: указанной в п. 10 «Правил изменения размера платы за ремонт жилого помещения...»
Суд, не принимает довод истца о том, что работы по обслуживанию общедомового прибора учета тепла отнесены к обязательным работам, оплачиваемым по статье «содержание», а также довод о том, что в связи с тем, что приборы учета на протяжении нескольких месяцев находились в неисправном состоянии, то ответчик обязан произвести перерасчет в пользу истцов.
Поскольку, согласно представленного в материалы дела договора <данные изъяты> проведение технического обслуживания приборов учета тепловой энергии от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между ООО «Теплоресурс» и ООО «Жилцентр», к его существенным условиям относятся сроки и порядок обслуживания, в том числе периодичность осмотров приборов учета и проверки готовности прибора учета к эксплуатации (после перерыва в его работе).
Установлено, что цена такого договора является фиксированной. Кроме того, в данном договоре указаны сроки и порядок обслуживания, позволяющие сделать вывод об отсутствии обслуживания в межповерочный интервал.
Кроме того, как следует из п.2.2. указанного договора в стоимость настоящего договора не входят затраты, связанные с заменой составных элементов прибора учета или арматуры и металлоконструкций, организацией периодической и внеочередной поверки прибора учета.
Таким образом, цена указанного договора содержит только стоимость поверочного обслуживания, по которому работы производились.
В соответствии с п.п. 31 Правил исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с настоящими Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией.
В нарушении указанной нормы, истцом в порядке ст.56 ГПК РФ не представлены документы о принятии собственниками помещений в многоквартирных жилых домах решения о включении расходов на ремонт и техническое обслуживание коллективных (общедомовых) приборов учета в плату за содержание жилых помещений.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Таким образом, неисправность (отсутствие) указанных приборов учета либо дополнительного оборудования делает невозможным расчет по показаниям общедомового прибора учета, поскольку в соответствии с вышеприведенными положениями «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, лишь совокупность исправных средств измерения и дополнительного оборудования может быть признана надлежащим общедомовым прибором учета.
Согласно пункту 58 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 года № 1034, узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию.
Согласно актов приемки узла учета тепловой энергии на коммерческий учет после ремонта от ДД.ММ.ГГГГ., утвержденных генеральным директором АО «Тулатеплосеть» ФИО3, проверена комплектность необходимой технической документации, подтвердившие соответствие оборудованного узла учета теплоносителя «Правилам учета тепла и теплоносителя». Абонент сдает, а Поставщик тепловой энергии АО «Тулатеплосеть» принимает на коммерческий учет с ДД.ММ.ГГГГ. узел учета расхода тепловой энергии, используемой на отопление и ГВС.
Согласно ст.210 ГК РФ, 36 ЖК РФ в жилищных отношениях фактически введено понятие кондоминиума - жилой дом, при этом квартира не является отдельным объектом жилищных отношений, в части потребления коммунальных ресурсов. Собственник несет бремя содержания общего имущества дома, при этом обязан оплачивать все коммунальные ресурсы, которые потреблены как в его квартире, так и в общем имущества дома.
Так, ООО «Жилцентр», являясь исполнителем, при оказании коммунальных услуг, действует в интересах всех собственников жилых помещений и порядок оплаты коммунальных ресурсов одинаков для всех собственников.
В соответствии с п.54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» размер платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) при наличии в многоквартирном доме прибора учета тепловой энергии, установленного на оборудовании, входящем в состав общего имущества в многоквартирном доме, с использованием которого была предоставлена коммунальная услуга по отоплению, корректируется 1 раз в год.
Согласно п.11.53 указанных выше Правил решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива может быть установлена более частая в течение года периодичность проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителям в жилых и нежилых помещениях, оборудованных распределителями, в случае осуществления оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, однако истцом протокол о проведении общего собрания жильцов об установлении периодичности корректировки в суд не представлен, как и не представлен протокол о проведении общего собрания по согласованию о принятии собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> решения о включении расходов на ремонт и техническое обслуживание коллективных (общедомовых) приборов учета в плату за содержание жилых помещений.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что порядок начисления платы за коммунальную услугу «отопление», производимый ответчиком в заявленный истцом по иску период правомерен и признает соответствующим действующему законодательству.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь приведенными выше нормами, с учетом представленных документов и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом исковых требований.
Пунктом 119 Правил №354 предусмотрено, что «если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя - должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке».
На основании п.2.2 договора <данные изъяты> управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ управляющая организация по заданию Собственника обязуется оказывать услуги и выполнять работы по управлению, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в Многоквартирном доме, расположенном по адресу: 300012<адрес> предоставлять Собственнику и лицам, на законном основании пользующимся помещением Собственника в Многоквартирном доме, коммунальные услуги в соответствии с п.3.1.2.-3.1.4. настоящего Договора, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления Многоквартирным домом деятельность.
Согласно разделу 5 ГОСТ Р56038-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами», утвержденного Приказом Росстандарта от 11.06.2014 г. №546-ст «Об утверждении национального стандарта. Услуги управления многоквартирными домами. Общие требования» услуга управления МКД предполагает выполнение комплекса работ (действий), обеспечивающих, в том числе, начисление и контроль за расчетами.
В соответствии с п.5.11 вышеуказанного ГОСТа исполнитель осуществляет начисления, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, контролирует правильность внесения данных, производимых расчетов, связанных с оплатой расходов за выполненные работы (услуг) по управлению и содержанию многоквартирного дома в соответствии с условиями договора, а также за потребленные потребителями коммунальные услуги соответствующего вида в соответствии с [4], [5] и «ГОСТ Р 51617-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования» (утв.Приказом Росстандарта от 11.06.2014 г. №544-ст).
Кроме того, на основании п.25(1) постановления Правительства РФ от 14.02.2012 г. №124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» (вместе с «Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями») ресурсоснабжающая организация ежемесячно выставляет в адрес управляющей организации счета за потребленную тепловую энергию не фактический объем по показаниям ОДПУ, а сумму, рассчитанную аналогично порядку выставления стоимости отопления собственникам помещений в МКД (равномерно) с ежегодной корректировкой.
Таким образом, доначисления истцам, которые не являлись ни задолженностью, ни корректировкой размера платы за отопление, является результатом правильности производимых расчетов с населением.
Из смысла п.п. 118, 119 Правил №354 следует, что задолженность является та сумма размера платы, предъявленной управляющей организацией гражданам в платежных документах, оплаченная не в полном объеме.
Предъявленный ответчиком истцу в платежных квитанциях за ДД.ММ.ГГГГ. перерасчет (доначисление) размера платы за отопление не является задолженностью, а являются именно доначислениями.
За предыдущие периоды в платежных документах данные суммы не выставлялись.
Таким образом, в нарушение ст.56 ГПК РФ истцом не представлены доказательства, подтверждающие неправильность начисленного ему в спорный период размера платы за тепловую энергию.
Проанализировав установленные обстоятельства и исследованные доказательства с учетом положений вышеприведенных норм права и дав им оценку в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости и достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований о признаний незаконными действий (бездействия) по ремонту счетчика отопления ООО «Жилцентр» с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., признании недействительными квитанций на оплату коммунальных услуг по отоплению за январь – май 2018г.,обязанию ООО «Жилцентр» произвести перерасчет выставленных платежей за январь-май ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «Жилцентр», АО «Тулатеплосеть» о признании незаконными действия (бездействие) по ремонту счетчика отопления ООО «Жилцентр» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., признании недействительными квитанций на оплату коммунальных услуг по отоплению за январь-май ДД.ММ.ГГГГ., обязании ООО «Жилцентр» произвести перерасчет выставаленных платежей за январь-май ДД.ММ.ГГГГ. - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный суд г.Тулы в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий