ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-105/20 от 10.01.2020 Ширинского районного суда (Республика Хакасия)

дело № 2-105/20

УИД 19RS0010-01-2020-000004-19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 февраля 2020 года Ширинский районный суд с. Шира

В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Ячменев Ю.А., с участием:

представителей истца ФИО5, ФИО6,

представителя ответчика ФИО7,

при секретаре Переясловой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8 к администрации Коммунаровского сельсовета о признании незаконными постановления № 30 от 25 апреля 2019 года «О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма ФИО8 и членов ее семьи» и постановления № 76 от 29 августа 2019 года «О внесении изменений в постановление администрации Коммунаровского сельсовета № 30 от 25 апреля 2019 года «О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма ФИО8 и членов ее семьи», о восстановлении на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Истец, обосновывая заявленные требования, пояснила в исковом заявлении, что на основании постановления главы Коммунаровского сельсовета № 48 от 02 сентября 2013 года её семья была признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на соответствующий учет в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма. Вместе с тем, постановлением администрации Коммунаровского сельсовета № 30 от 25 апреля 2019 года истец и члены ее семьи были сняты с данного учета. По мнению истца, данное постановление незаконно, поскольку в нем не были указаны предусмотренные ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ основания для снятия с учета. Постановлением администрации Коммунаровского сельсовета № 76 от 29 августа 2019 года в постановление № 30 внесены соответствующие изменения, однако постановление № 76 принято за пределами установленного ч.2 ст.56 Жилищного кодекса РФ срока.

Поскольку истец не согласна с указанными решениями, она просит признать незаконными и отменить постановления администрации Коммунаровского сельсовета № 30 от 25 апреля 2019 года «О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма ФИО8 и членов ее семьи» и № 76 от 29 августа 2019 года «О внесении изменений в постановление администрации Коммунаровского сельсовета № 30 от 25 апреля 2019 года «О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма ФИО8 и членов ее семьи». Также просит восстановить на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В судебном заседании представителями истца заявленные требования поддержаны в полном объёме.

Со стороны ответчика исковые требования не признаны. В обоснование возражений представитель пояснила, что при проведении проверки наличии прав семьи истца на предоставление жилого помещения по договору социального найма было установлено, что ими, в период нахождения на учете, были приобретены два жилых помещения, общая площадь которых превышает учетную норму площади жилого помещения, необходимую для определения уровня обеспеченности граждан в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма. После выявления данного обстоятельства было вынесено постановление о снятии с учета. Допущенное в постановление нарушение в виде отсутствия указания об основаниях снятие было устранено путем внесения изменения в данное постановление.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч.1 ст.49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Из положений п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ следует, что при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения принимается во внимание состав всей семьи собственника либо нанимателя.

Согласно приведенной норме права граждане для признания их нуждающимися в жилых помещениях должны либо не быть членами семьи собственника жилого помещения, либо быть членами семьи собственника помещения, в котором они обеспечены общей площадью на одного человека менее учетной нормы.

К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ).

В силу ч.ч.1 и 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Постановлением Главы муниципального образования Коммунаровский сельсовет от 30.03.2010 N 15 "Об утверждении учетной нормы общей площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" утверждена подобная учетная норма в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения.

02 сентября 2013 года Главой муниципального образования Коммунаровский сельсовет принято постановление N 48 "О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", которым признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ФИО8 , ФИО1, ФИО2.

В данное постановление внесены изменения постановлением Главы Коммунаровского сельсовета от 10.11.2017 № 98, где указано о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемым по договорам социального найма, ФИО8 и членов ее семьи: мужа ФИО1, дочь ФИО2, дочь ФИО3, сына ФИО4.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 7 ст.52 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии со ст.2 Закона Республики Хакасия от 11.12.2006 N 68-ЗРХ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ведут органы местного самоуправления городских округов, поселений (городских, сельских).

Органы местного самоуправления ежегодно проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч.1 ст.5 данного Закона).

В силу ч. 2 ст. 8.1 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Частью первой ст. 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (п.6 ст.1), государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 5 ст. 1.).

При проверке ответчиком сведений Единого государственного реестра недвижимости установлено, что в общей долевой собственности ФИО8, ФИО2, ФИО3 имеется жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 49,5 кв.м., государственная регистрация права произведена 17 сентября 2014 года.

Также в собственности ФИО1 имеется жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью 49,6 кв.м., государственная регистрация права произведена 16 января 2019 года.

Таким образом, общая площадь жилых помещений, принадлежащих семье истца, равная 99,1 кв.м., превышает уровень обеспеченности жилой площадью установленный в соответствии с Постановлением Главы муниципального образования Коммунаровский сельсовет от 30.03.2010 N 15.

В свою очередь, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.

Оценивая конституционно-правовой смысл приведенного положения закона, Конституционный Суд Российской Федерации, в частности в Определении от 23 октября 2014 года N 2329-О, указал, что в соответствии со ст.40 (часть 3) Конституции Российской Федерации жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату нуждающимся в жилище малоимущим и иным указанным в законе гражданам.

Жилые помещения на условиях социального найма предоставляется нуждающимся в жилых помещениях гражданам и членам их семей.

Положение ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.

Изложенное дает основания полагать, что на момент вынесения оспариваемого Постановления № 30 от 25 апреля 2019 года у истца, в силу ч.2 ст.51 Жилищного кодекса РФ, отсутствовали основания для предоставления жилого помещения по договору социального найма.

При этом доводы стороны истца о том, что квартира в г.Черногорск обременена ипотекой, по мнению суда, не имеют в данном случае правового значения, поскольку указанное обстоятельство не меняет правовой статус жилья, предусмотренный ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ст. 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью настоящей статьи.

Оспариваемое Постановление администрации Коммунаровского сельсовета № 30 от 25 апреля 2019 года в первоначальное редакции не содержало оснований снятия семьи истца с учета с ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.

Вместе с тем, постановлением администрации Коммунаровского сельсовета № 76 от 29 августа 2019 года «О внесении изменений в постановление администрации Коммунаровского сельсовета № 30 от 25 апреля 2019 года «О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма ФИО8 и членов ее семьи», в указанное постановление внесены изменения в виде «слова «с частью 1 пункта 2 ст.56 Жилищного Кодекса Российской Федерации» заменить словами «с пунктом 2 части статьи 56 Жилищного Кодекса, в связи с утратой ФИО8 статуса нуждающейся в жилых помещениях, а именно: с увеличением размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи, вследствие приобретения жилых помещений», тем самым устранена дефектность этого нормативного акта.

В свою очередь, суд не находит оснований для признания незаконности Постановления № 76 от 29 августа 2019 года в виде пропуска тридцатидневного срока, установленного ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, поскольку само решение о снятии с учета вынесено в течение этого срока, выписки из ЕГРН получены ответчиком 20, 22 и 24 апреля 2019 года.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности в порядке, предусмотренном ст.67 ГПК РФ, суд не может признать установленными и доказанными изложенные стороною истца доводы о незаконности оспариваемых решений органа местного самоуправления.

Ссылка представителя истца в данном случае на разъяснения, данные в п. 1 "Обзора практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2015 года, по мнения суда, несостоятельна, поскольку основанием для отмены решения органа местного самоуправления в данном случае являлась иная ситуация – решение исправлено не было, а также отсутствовали доказательства, подтверждающие наличие предусмотренных Жилищным кодексом РФ оснований для снятия заявителя с учета.

Иных обстоятельств, влекущих основания для отмены оспариваемых постановлений, суд также из материалов дела не усматривает.

Таким образом суд приходит к выводу, что требования истца об отмене постановления администрации Коммунаровского сельсовета № 30 от 25 апреля 2019 года, об отмене постановления администрации Коммунаровского сельсовета № 76 от 29 августа 2019 года, о восстановлении на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ФИО8 к администрации Коммунаровского сельсовета о признании незаконными постановления администрации Коммунаровского сельсовета № 30 от 25 апреля 2019 года «О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма ФИО8 и членов ее семьи» и постановления администрации Коммунаровского сельсовета № 76 от 29 августа 2019 года «О внесении изменений в постановление администрации Коммунаровского сельсовета № 30 от 25 апреля 2019 года «О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма ФИО8 и членов ее семьи», о восстановлении на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма - отказать.

На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня вынесения окончательного решения, т.е. с 25 февраля 2020 года.

Председательствующий:

судья Ю.А. Ячменев