ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-105/2014 от 17.03.2014 Сланцевского городского суда (Ленинградская область)

 Отметка об исполнении решения _________________________________________________________________

 Дело № 2-105/2014                  17 марта 2014 года

 Р Е Ш Е Н И Е

 И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

 Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:

 председательствующего судьи Давидович Н.А.,

 с участием прокурора Ефимовой Н.М.,

 при секретаре Фокееве Б.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сланцевского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействие администрации МО Сланцевское городское поселение по непринятию мер по постановке на учет объекта культурного наследия регионального значения «Братское захоронение советских воинов, погибших в 1919 году» как бесхозяйного имущества, незаконным и обязать администрацию принять меры по устранению нарушений

 У С Т А Н О В И Л:

 Сланцевский городской прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействие администрации МО Сланцевское городское поселение по непринятию мер по постановке на учет объекта культурного наследия регионального значения «Братское захоронение советских воинов, погибших в 1919 году» как бесхозяйного имущества, незаконным и обязать администрацию принять меры по устранению нарушений.

 В судебном заседании помощник прокурора Ефимова Н.М., исковые требования поддержала и пояснила, что Сланцевской городской прокуратурой в порядке надзора проведена проверка исполнения органами местного самоуправления муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области требований законодательства об объектах культурного наследия, в результате которой выявлены нарушения действующего законодательства. В частности, проверкой установлено, что на территории муниципального образования Сланцевское городское поселение имеется объект культурного наследия регионального значения «Братское захоронение советских воинов, погибших в 1919 году»: расположенное в г. Сланцы на правом берегу р. Плюссы, у ж.д. моста, близ ул. Гавриловской. Указанный объект соответствует требованиям ст. 3 ФЗ № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» и Постановления Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года 3865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, и находится на государственной охране в качестве объекта культурного наследия регионального (областного) значения на основании Решения Леноблисполкома № 189 от 16 мая 1988 года. Право собственности на данный объект культурного наследия в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), не зарегистрировано. Бремя его содержания и сохранения юридически никто не несет. Названный объект культурного наследия времен гражданской войны в реестр муниципальной собственности муниципального образования Сланцевское городское поселения не внесен, что не позволяет обеспечить его сохранность в интересах настоящего и будущего поколений, влечет за собой нарушение прав народов РФ на сохранение и развитие своего историко-культурного наследия, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о развитии истории и культуры. В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Администрация МО Сланцевское городское поселения до настоящего времени не обратилась в территориальные органы Федеральной регистрационной службы с заявлением о признании объекта культурного наследия регионального ( областного) значения «Братское захоронение советских воинов, погибших в 1919 году»: расположенное в г. Сланцы на правом берегу р. Плюссы, у ж.д. моста, близ ул. Гавриловской бесхозяйным и принятии бесхозяйного недвижимого имущества- данного объекта культурного наследия на учет. В соответствии с п. 13 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. В силу ст. 9.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Непринятие администрацией МО Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района мер по постановке на учет данного бесхозяйного объекта культурного наследия времен гражданской войны может повлечь за собой его разрушение либо изменение облика и интерьера в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных последствий. Учитывая, что в данном случае выявление нарушения затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, требования направлены на обеспечение реализации ОМСУ своих полномочий, возложенных на него федеральным законом, имеются основания для обращения с иском в интересах неопределенного круга лиц от имени прокурора.

 Просит признать бездействие администрации МО Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области по непринятию мер по постановке на учет объекта культурного наследия регионального (областного) значения «Братское захоронение советских воинов, погибших в 1919 году»: расположенное в г. Сланцы на правом берегу р. Плюссы, у ж.д. моста, близ ул. Гавриловской как бесхозяйного имущества, незаконным. Обязать администрацию муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области принять меры по устранению нарушений и поставить на учет как бесхозяйное имущество объект культурного наследия регионального значения «Братское захоронение советских воинов, погибших в 1919 году»: расположенное в г. Сланцы на правом берегу р. Плюссы, у ж.д. моста, близ ул. Гавриловской в ТО по Сланцевскому району Управления Росреестра по Ленинградской области в срок 6 месяцев после вступления решения в законную силу.

 Ответчик- администрация муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского района Ленинградской области, интересы представлял по доверенности юрисконсульт Ададуров Ю.А., исковые требования прокурора не признал и пояснил, что прокурором не представлено доказательств того, что нарушены чьи либо права и законные интересы. Памятники находятся в федеральной собственности, им их никто не передавал. Памятники не могут быть бесхозяйные. Мало того, это не памятник, а братское захоронение. Полностью поддерживает отзыв на исковое заявление, который представлен Комитетом по культуре Ленинградской области в лице Департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия. Городская администрация уделяет необходимое внимание объектам культурного наследия, находящимся на ее территории.

 Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований Комитет по культуре Ленинградской области в лице Департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия, представитель в судебное заседание не явился, о дне суда извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В материалах дела имеется отзыв на исковое заявление, в котором представитель Департамента просил в иске прокурору отказать. Проанализировав положения федерального законодательства указанное должностное лицо сделало вывод о том, что объекты культурного наследия, принятые на учет в соответствии с постановлением СМ СССР от 16.09.1982 №865 до дня вступления в силу Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»(до 29.06.2002) должны находиться в государственной собственности. Следовательно, такие объекты культурного наследия имеют собственника и не могут быть признаны бесхозяйными. (л.д. 88-92).

 Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

 Установлено, что на территории Сланцевского городского поселения находится объект культурного наследия регионального значения «Братское захоронение советских воинов, погибших в 1919 году»: расположенное в г. Сланцы на правом берегу р. Плюссы, у ж.д. моста, близ ул. Гавриловской.

 В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

 В соответствие со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

 В силу ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

 В ст. 48 того же Федерального закона указано, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (ч. 1) Собственник объекта культурного наследия несёт бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учётом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия (ч. 3).

 Согласно ст. 9.3 вышеуказанного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений, государственная охрана объектов культурного наследства местного (муниципального) значения.

 Как следует из материалов дела, согласно представленным прокурором официальным сведениям, в отношении спорного объекта культурного наследия, предоставленным комитетом по культуре Ленинградской области - органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим государственное регулирование в сфере культуры, искусства-кинематографии, охраны и использования историко-культурного наследия, сведения о собственнике данных объектов отсутствуют. В Федеральном государственном бюджетном учреждении «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области эти объекты на кадастровом учёте не состоят, записей о них в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не имеется.

 По сообщению Леноблкомимущество, спорный объект в реестре государственного имущества Ленинградской области на учете не значится.

 По сведениям ТУ Росимущества в Ленинградской области, данный объект к учету в реестре федерального имущества не представлен.

 Таким образом, материалами дела, бесспорно подтверждается, что объект культурного наследия, в отношении которого возник спор, в чьей-либо собственности не числится, кто-либо притязаний на приобретение его в собственность не заявляет, т. е. фактически данный памятник культурного наследия является бесхозяйной недвижимой вещью.

 В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или от права собственности на которую собственник отказался (ч. 1).

 Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим её собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (ч. 3).

 Согласно пункту 7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003№580) документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

 Согласно п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

 В п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) указано, что к вопросам местного значения поселения отнесено сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

 В собственности поселений могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 9 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г.№ 131-ФЗ).

 Частью 1 ст. 37 Федерального закона, от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ установлено, что местная администрация, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, обладает полномочиями по решению вопросов местного значения.

 Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.

 По сообщению Департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия Комитета по культуре Ленинградской области названный объект отнесен к объектам культурного наследия регионального значения.

 Согласно ст. 5 п.1 подп. 13 Устава МО Сланцевское городское поселение, к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

 Исходя из вышеприведённых правовых норм, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учёт в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать в силу возложенных на него законом полномочий.

 В связи с этим, местная администрация Сланцевское городское поселение, на территории которого расположен объект культурного наследия, как орган местного самоуправления, наделена полномочиями инициировать процесс постановки спорного объекта культурного наследия в силу его бесхозяйности на учет, с целью определения его дальнейшего собственника.

 Однако данных о принятии ответчиком мер, направленных на установление собственника спорного объекта, а в случае отсутствия таковых-мер, направленных на постановку данного объекта культурного наследия на учёт регистрирующим органом, суду не представлено и в материалах дела не имеется.

 Бездействие администрации МО Сланцевское городское поселение препятствует сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и не позволяет в полной мере реализовать конституционные права каждого на доступ к культурным ценностям.

 Администрация МО Сланцевское городское поселение не принимает мер по постановке памятника культуры на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, что ставит под угрозу сохранность памятника в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Кроме того, в бюджете поселения не предусматриваются денежные средства на содержание выявленного объекта культурного наследия, поскольку памятник культуры не состоит на балансе муниципального образования.

 Принятие вышеуказанных мер является безусловной обязанностью ответчика – администрации МО Сланцевское городское поселение, поэтому суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

 Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

 Учитывая обстоятельства дела, суд полагает возможным определить срок исполнения обязательств ответчиком в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, то есть до 17 октября 2014 года

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Исковые требования Сланцевского городского прокурора к администрации муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия по постановке на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйной вещи объекта культурного наследия регионального значения – «Братское захоронение советских воинов, погибших в 1919 году»: расположенное в г. Сланцы на правом берегу р. Плюссы, у ж.д. моста, близ ул. Гавриловской и обязании принять предусмотренные законом меры по постановке на учёт в качестве бесхозяйной вещи, удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области по непринятию мер к постановке на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйной вещи объект культурного наследия регионального значения «Братское захоронение советских воинов, погибших в 1919 году»: расположенное в г. Сланцы на правом берегу р. Плюссы, у ж.д. моста, близ ул. Гавриловской.

 Обязать администрацию муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области принять предусмотренные законом меры по постановке на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйной вещи объект культурного наследия регионального значения - «Братское захоронение советских воинов, погибших в 1919 году»: расположенное в г. Сланцы на правом берегу р. Плюссы, у ж.д. моста, близ ул. Гавриловской в срок до 17 октября 2014 года.

 Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Ленинградский областной суд с подачей жалобы через Сланцевский городской суд.

 Председательствующий судья Н.А.Давидович