ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-105/2016 от 02.03.2016 Приморско-ахтарского районного суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Приморско-Ахтарск 02 марта 2016 года

Судья Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края - Гриценко И.В.,

с участием помощника Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края – ФИО1,

при секретаре – Жорник Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в интересах РФ, (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к УФСИН России по Краснодарскому краю, ФКУ ИК-11 УФСИН России по Краснодарскому краю об обязании УФСИН России по Краснодарскому краю и ФКУ ИК-11 УФСИН России по Краснодарскому краю принять меры к получению у осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Краснодарскому краю, биологического материала для последующего проведения обязательной геномной регистрации,

УСТАНОВИЛ:

Краснодарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в интересах РФ, (в порядке ст. 45 ГПК РФ), обратился в Приморско-Ахтарский районный суд с исковым заявлением к УФСИН России по Краснодарскому краю, ФКУ ИК-11 УФСИН России по Краснодарскому краю об обязании УФСИН России по Краснодарскому краю и ФКУ ИК-11 УФСИН России по Краснодарскому краю принять меры к получению у осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Краснодарскому краю, биологического материала для последующего проведения обязательной геномной регистрации.

Из материалов дела следует, что Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ РЖ № 11 УФСРРН России по Краснодарскому краю (далее - ИК) проведена проверка соблюдения требований Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации (далее - Закон) в ходе которой выявлены нарушения требований закона.

Согласно требований ст.6 Закона в Российской Федерации проводятся добровольная государственная геномная регистрация и обязательная государственная геномная регистрация.

Обязательной государственной геномной регистрации, согласно требований п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона, подлежат лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

В соответствии с требований п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона обязательная государственная геномная регистрация лиц, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона, проводится учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы, совместно с подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности.

Согласно требований ч. 2 ст. 9 Закона порядок проведения обязательной государственной геномной регистрации определяется Правительством Российской Федерации.

Положение о порядке проведения обязательной государственной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, утверждено постановлением Правительства РФ от 11.10.2011 № 828 (далее - Положение).

В силу требований п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона получение биологического материала для проведения государственной геномной регистрации осуществляется от лиц, указанных в п. 1

ч. 1 ст. 7 Закона, - учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы.

Согласно требований п. 4 Положения при проведении обязательной государственной геномной регистрации используются бланки, в том числе бланки информационных карт, образцы которых утверждаются Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации.

В соответствии с требованиями п. 5 Положения учреждения, исполняющие уголовные наказания, осуществляют получение биологического материала лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, и последующее направление его на исследование в целях получения геномной информации.

Руководитель учреждения, исполняющего уголовные наказания, в соответствии с требованиями п. 6 Положения, обеспечивает определение и учет лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации, получение биологического материала, направление обращения о проведении обязательной геномной регистрации и биологического материала в соответствующее экспертное подразделение согласно схеме закрепления экспертных подразделений территориальных органов МВД Российской Федерации за учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы, которая утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации.

Проверкой, проведенной специализированной прокуратурой, установлено, что за истекший период 2015 года в ИК отбывало наказание в виде лишения свободы 1 099 осужденных, в отношении которых, в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона, должна быть проведена геномная регистрация. Однако, биологический материал, в соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона, получен лишь у 100 осужденных и направлен в ИЦ ГУ МВД России по Краснодарскому краю.

Таким образом, у 999 осужденных биологический материал не получен по причине отсутствия соответствующих биологических карт, в связи с чем в отношении данных осужденных геномная регистрация не проведена.

Непосредственным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на обеспечение деятельности исправительных учреждений Краснодарского края, является УФСИН России по Краснодарскому краю (далее - УФСИН), которое, согласно абз. 4 и 7 п.п. 2 п. 15 Положения об УФСИН по Краснодарскому краю, утвержденного приказом директора ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений края, содействует дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы подведомственных учреждений.

Таким образом, на УФСИН возложена обязанность по финансовому и иному обеспечению исправительным учреждениям Краснодарского края, в том числе ИК.

В связи с тем, что ИК не получен биологический материал подразделением органа МВД Российской Федерации, к компетенции которого относится указанный вид деятельности, не реализованы обязанности, предусмотренные требованиями п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона в части получения из биологического материала, полученного от лиц, указанных в п. 1 ч. 1 с. 7 Закона, геномной информации.

Ранее, в целях устранения указанных нарушений закона специализированной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ, начальнику ИК было внесено представление об устранении указанных нарушений закона, однако, до настоящего времени выявленные нарушения закона в полном объеме не устранены.

Нарушение ИК и УФСИН вышеуказанных требований закона в части проведения обязательной геномной регистрации влечет за собой нарушение интересов Российской Федерации, заключающихся в обязательном проведении геномной регистрации в отношении категории осужденных, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона, в связи с чем специализированной прокуратурой подано исковое заявление в интересах Российской Федерации.

В судебном заседании истец прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края – ФИО1, исковые требования поддерживал и просил суд, обязать УФСИН России по Краснодарскому краю незамедлительно, после вступления решения суда в законную силу, выделить ФКУ ИК № 11 УФСИН России по Краснодарскому краю необходимое количество бланков, в том числе бланков информационных карт, установленного образца, для получения биологического материала у всех осужденных, которые, согласно требований п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 03.12.2008 г. № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», подлежат обязательной государственной геномной регистрации.

Обязать ФКУ ИК № 11 УФСИН России по Краснодарскому краю в месячный срок после поступления из УФСИН России по Краснодарскому краю бланков, в том числе бланков информационных карт, установленного образца, получить биологический материал у всех осужденных, которые, согласно требований п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 03.12.2008 г. № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», подлежат обязательной государственной геномной регистрации.

В судебное заседание ответчик представитель УФСИН России по Краснодарскому краю – ФИО2, действующий на основании доверенности, не явился по неуважительной суду причине. От него поступило ходатайство об отложении судебного заседания, в связи с участием представителя УФСИН России по Краснодарскому краю в Октябрьском районном суде г. Новороссийска. Суд, признает неявку представителя УФСИН России по Краснодарскому краю не уважительной, так как ответчик УФСИН России по Краснодарскому краю является юридическим лицом и был уведомлен заранее о судебном заседании по данному делу ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается распиской имеющейся в материалах дела о получении повестки, а уведомление Октябрьского районного суда <адрес> было выписано позже ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд признает причину неявки представителя ответчика неуважительной и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебное заседание ответчик представитель ФКУ ИК-11 УФСИН России по Краснодарскому краю - ФИО3, действующая на основании доверенности, не явилась по неизвестной суду причине. О дате и месте слушания дела была уведомлена заранее надлежащим образом. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебное заседание третье лицо представитель ФКУЗ МСЧ-23 ФСИН России – ФИО13, действующий на основании доверенности, не явился по неизвестной суду причине. О дате и месте слушания дела был уведомлен заранее надлежащим образом. В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд признает причину неявки представителя третьего лица неуважительной и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав истца, и исследовав материалы гражданского дела, пришел к выводу, что исковые требования Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в интересах РФ, (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к УФСИН России по Краснодарскому краю, ФКУ ИК-11 УФСИН России по Краснодарскому краю об обязании УФСИН России по Краснодарскому краю и ФКУ ИК-11 УФСИН России по Краснодарскому краю принять меры к получению у осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Краснодарскому краю, биологического материала для последующего проведения обязательной геномной регистрации, подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Судом установлено, что Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ РЖ № 11 УФСРРН России по Краснодарскому краю (далее - ИК) проведена проверка соблюдения требований Федерального закона РФ от 03.12.2008 № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации (далее - Закон) в ходе которой выявлены нарушения требований закона.

Согласно требований ст.6 Закона в Российской Федерации проводятся добровольная государственная геномная регистрация и обязательная государственная геномная регистрация.

Обязательной государственной геномной регистрации, согласно требований п.1 ч.1 ст.7 Закона, подлежат лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

В соответствии с требований п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона обязательная государственная геномная регистрация лиц, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона, проводится учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы, совместно с подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности.

Согласно требований ч. 2 ст. 9 Закона порядок проведения обязательной государственной геномной регистрации определяется Правительством Российской Федерации.

Положение о порядке проведения обязательной государственной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, утверждено постановлением Правительства РФ от 11.10.2011 № 828 (далее - Положение).

В силу требований п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона получение биологического материала для проведения государственной геномной регистрации осуществляется от лиц, указанных в п. 1

ч. 1 ст. 7 Закона, - учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы.

Согласно требований п. 4 Положения при проведении обязательной государственной геномной регистрации используются бланки, в том числе бланки информационных карт, образцы которых утверждаются Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации.

В соответствии с требованиями п. 5 Положения учреждения, исполняющие уголовные наказания, осуществляют получение биологического материала лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, и последующее направление его на исследование в целях получения геномной информации.

Руководитель учреждения, исполняющего уголовные наказания, в соответствии с требованиями п. 6 Положения, обеспечивает определение и учет лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации, получение биологического материала, направление обращения о проведении обязательной геномной регистрации и биологического материала в соответствующее экспертное подразделение согласно схеме закрепления экспертных подразделений территориальных органов МВД Российской Федерации за учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы, которая утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации.

Проверкой, проведенной специализированной прокуратурой, установлено, что за истекший период 2015 года в ИК отбывало наказание в виде лишения свободы 1 099 осужденных, в отношении которых, в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона, должна быть проведена геномная регистрация. Однако, биологический материал, в соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона, получен лишь у 100 осужденных и направлен в ИЦ ГУ МВД России по Краснодарскому краю.

Таким образом, у 999 осужденных биологический материал не получен по причине отсутствия соответствующих биологических карт, в связи с чем в отношении данных осужденных геномная регистрация не проведена.

Непосредственным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на обеспечение деятельности исправительных учреждений Краснодарского края, является УФСИН России по Краснодарскому краю (далее - УФСИН), которое, согласно абз. 4 и 7 п.п. 2 п. 15 Положения об УФСИН по Краснодарскому краю, утвержденного приказом директора ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений края, содействует дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы подведомственных учреждений.

Таким образом, на УФСИН возложена обязанность по финансовому и иному обеспечению исправительным учреждениям Краснодарского края, в том числе ИК.

В связи с тем, что ИК не получен биологический материал подразделением органа МВД Российской Федерации, к компетенции которого относится указанный вид деятельности, не реализованы обязанности, предусмотренные требованиями п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона в части получения из биологического материала, полученного от лиц, указанных в п. 1 ч. 1 с. 7 Закона, геномной информации.

Вследствие изложенного, не достигаются предусмотренные ч. 2 ст. 14 Закона цели проведения обязательной геномной регистрации, заключающиеся в следующем:

- предупреждение, раскрытие и расследование преступлений, а также выявление и установление лиц, их совершивших;

- розыск пропавших без вести граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации;

- установление личности человека, чей труп не опознан иными способами;

- установление родственных отношений разыскиваемых (устанавливаемых) лиц.

Ранее, в целях устранения указанных нарушений закона специализированной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ, начальнику ИК было внесено представление об устранении указанных нарушений закона, однако, до настоящего времени выявленные нарушения закона в полном объеме не устранены.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд заявлением в защиту прав свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства РФ полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Нарушение ИК и УФСИН вышеуказанных требований закона в части проведения обязательной геномной регистрации влечет за собой нарушение интересов Российской Федерации, заключающихся в обязательном проведении геномной регистрации в отношении категории осужденных, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона, в связи с чем специализированной прокуратурой подано исковое заявление в интересах Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доводы УФСИН России по Краснодарскому краю, в той части, что ФСИН России было принято решение централизованно закупать и распределять между ИК, минуя региональные службы у ООО «Агентство Химэксперт», карты-носители, предназначенные для сбора, хранения и транспортировки крови, для проведения геномной регистрации осужденных и поэтому УФСИН России по Краснодарскому краю не являются надлежащим ответчиком по делу, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

УФСИН России по Краснодарскому краю не предоставило суду доказательств того, что ФСИН России было принято решение централизованно закупать и распределять между ИК, минуя региональные службы у ООО «Агентством Химэксперт», карты-носители, предназначенные для сбора, хранения и транспортировки крови, для проведения геномной регистрации осужденных.

Имеющаяся в материалах дела ксерокопия Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, не является надлежащим доказательством по делу, так как согласно ч. 7 ст. 67 ГПК РФ, суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу обязать УФСИН России по Краснодарскому краю незамедлительно, после вступления решения суда в законную силу, выделить ФКУ ИК № 11 УФСИН России по Краснодарскому краю необходимое количество бланков, в том числе бланков информационных карт, установленного образца, для получения биологического материала у всех осужденных, которые, согласно требований п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 03.12.2008 г. № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», подлежат обязательной государственной геномной регистрации.

Обязать ФКУ ИК № 11 УФСИН России по Краснодарскому краю в месячный срок после поступления из УФСИН России по Краснодарскому краю бланков, в том числе бланков информационных карт, установленного образца, получить биологический материал у всех осужденных, которые, согласно требований п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 03.12.2008 г. № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», подлежат обязательной государственной геномной регистрации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в интересах РФ, (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к УФСИН России по Краснодарскому краю, ФКУ ИК-11 УФСИН России по Краснодарскому краю об обязании УФСИН России по Краснодарскому краю и ФКУ ИК-11 УФСИН России по Краснодарскому краю принять меры к получению у осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Краснодарскому краю, биологического материала для последующего проведения обязательной геномной регистрации, удовлетворить.

Обязать УФСИН России по Краснодарскому краю незамедлительно, после вступления решения суда в законную силу, выделить ФКУ ИК № 11 УФСИН России по Краснодарскому краю необходимое количество бланков, в том числе бланков информационных карт, установленного образца, для получения биологического материала у всех осужденных, которые, согласно требований п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 03.12.2008 г. № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», подлежат обязательной государственной геномной регистрации.

Обязать ФКУ ИК № 11 УФСИН России по Краснодарскому краю в месячный срок после поступления из УФСИН России по Краснодарскому краю бланков, в том числе бланков информационных карт, установленного образца, получить биологический материал у всех осужденных, которые, согласно требований п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 03.12.2008 г. № 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», подлежат обязательной государственной геномной регистрации.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в апелляционном порядке в течении месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Гриценко И.В.