ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-105/2016 от 26.02.2016 Красноармейского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело №2-105/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Красноармейский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Нагиной О.Ю.

при секретаре Ломбантовой Т.В.

с участием представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО2, представителя ответчика ОАО «Сбербанк России» по доверенности ФИО3,

« 26 » февраля 2016 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску ФИО1 к Открытому акционерному обществу «Сбербанк России» о взыскании суммы, компенсации морального вреда и штрафа,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ОАО «Сбербанк России» о взыскании суммы, компенсации морального вреда и штрафа.

В обоснование своих требований истец указала на то, что между ней и дополнительным офисом ОАО «Сбербанк России» были заключены два договора банковского вклада в соответствии с условиями по размещению денежных средств во вклад «Сохраняй» в рамках договора банковского обслуживания от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с указанными договорами, она внесла вклады, а банк принял денежные суммы в размерах: <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ; <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ с процентной ставкой <данные изъяты> % годовых.

По условиям заключенных договоров между сторонами не имелось договоренности об использовании мобильного приложения системы «Сбербанк ОнЛ@йн», то есть системы дистанционного обслуживания, а так же она не давала согласия на перечисление ни суммы вкладов, ни процентов по ним на счет банковской карты открытой в этом же банке.

ДД.ММ.ГГГГ на ее номер мобильного телефона пришло сообщение о том, что ее банковская карта заблокирована, и ей необходимо позвонить на указанный в сообщении номер с целью ее разблокировки. Учитывая, что банковская карта не имела привязки к ее банковскому счету, и остаток по банковской карте составлял 0 руб., она, позвонив по номеру, указанному в сообщении, и находясь возле терминала банкомата в отделении ОАО «Сбербанк России», выполнила указания человека, который был с ней на связи.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в дополнительный офис ОАО «Сбербанк России» с целью переоформления вкладов, где ей пояснили, что ее счета закрыты через систему «Сбербанк ОнЛ@йн» и ее банковскую карту, все деньги переведены на карту постороннего человека. Таким образом, сумма основных вкладов и начисленные проценты по ним были похищены неустановленным лицом.

Как ей стало известно из письма от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в ее адрес руководителем дополнительного офиса ОАО «Сбербанк России», операции по безналичному переводу на ее банковскую карту происходили в следующем порядке: ДД.ММ.ГГГГ зачисление денежных средств в размере <данные изъяты>.; ДД.ММ.ГГГГ списание денежных средств в размере <данные изъяты>.; ДД.ММ.ГГГГ списание денежных средств в размере <данные изъяты>.; ДД.ММ.ГГГГ зачисление денежных средств в размере <данные изъяты>.; ДД.ММ.ГГГГ списание денежных средств в размере <данные изъяты> и комиссия <данные изъяты>. за перевод средств с карты на карту; ДД.ММ.ГГГГ списание денежных средств в размере <данные изъяты> и комиссия <данные изъяты>. за перевод средств с карты на карту; ДД.ММ.ГГГГ списание денежных средств в размере <данные изъяты>. в пользу оператора Билайн. Таким образом, у нее были похищены денежные средства в размере <данные изъяты>.

Считает, что хищение денежных средств третьими лицами стало возможно в результате грубого нарушения со стороны ответчика договорных обязательств. Действиями ответчика ОАО «Сбербанк России» были нарушены ее права потребителя на <данные изъяты> банковского вклада, что выражается в том, что без ее согласия сведения о ее денежных вкладах были выложены в систему «Сбербанк ОнЛ@йн», в результате чего появилась возможность для третьих лиц совершать дистанционно, без ее личного присутствия операции по перечислению денежных средств на чужую банковскую карту.

ДД.ММ.ГГГГ ею была направлена претензия в адрес управляющего дополнительным офисом ОАО «Сбербанк России» с требованием возвратить денежную сумму, незаконно списанную с ее банковского вклада. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в возврате денежных средств и рекомендовано обратиться в правоохранительные органы.

ДД.ММ.ГГГГ по ее заявлению было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.2 ст. 159 УК РФ, но до настоящего времени лица, похитившие денежные средства, установлены не были.

Считает, что действия ответчика ОАО «Сбербанк России», выразившиеся в нарушении условий договора, заключенного между ними, создали условия для хищения денежных средств и нарушили ее права как потребителя.

По изложенным основаниям истец просила суд: взыскать с ОАО «Сбербанк России» в ее пользу денежные средства в сумме <данные изъяты>, штраф в размере <данные изъяты> за неудовлетворение ее требований потребителя в добровольном порядке, компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>.

Истец ФИО1, надлежащим образом извещенная о слушании дела, в судебное заседание не явилась, доверив представление интересов в суде представителю.

Представитель истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований ФИО1, пояснив, что истец не давала согласия ответчика об использовании мобильного приложения системы «Сбербанк ОнЛ@йн», то есть системы дистанционного обслуживания, а так же она не давала согласия на перечисление ни суммы вкладов, ни процентов по ним на счет банковской карты открытой в этом же банке. Полагала, что ответчик самостоятельно подключил данную услугу, что позволило неустановленным лицам увидеть наличие на счетах истца всех денежных средств, и привело к их хищению посторонними лицами. Просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика - ОАО «Сбербанк России» по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала. В своих возражениях указала на то, что банк не вправе определять и контролировать направления денежных средств клиента и устанавливать направления использования денежных средств клиента, а также устанавливать ограничения на определенные договором банковского счета и законом его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

При заключении договора истец согласилась с порядком банковского обслуживания. Согласно заявлению к банковской карте ДД.ММ.ГГГГ подключена услуга мобильный банк на абонентский , ДД.ММ.ГГГГ

К банковской карте ФИО1 услуга «Мобильный банк» подключена ДД.ММ.ГГГГ. на абонентский через устройство самообслуживания.

При проведении оспариваемых истцом операций перевода денежных средств были использованы реквизиты истца, а также одноразовый код, направленный банку в виде СМС-сообщения на мобильный телефон: «<данные изъяты> и <данные изъяты>». Во всех случаях код был введен верно, банк не имел оснований для отказа в проведении операции.

Банком до истца была доведена информация о мерах безопасности при использовании карты с услугой «Мобильный банк». Истец, заключая договор о выдаче карты, ознакомлена с тем, что несет ответственность за все операции, совершенные с использованием карты.

С использованием карты истец получила возможность совершать предусмотренные УДБО операции по своим счетам и вкладам через удаленные каналы обслуживания: банкоматы, терминалы, систему «Сбербанк ОнЛ@йн», «Мобильный Банк», контактный центр Банка.

Автоматизированная система «Сбербанк ОнЛ@йн» используется для самостоятельного управления клиентами банка своими банковскими продуктами, используя в качестве программного обеспечения браузерное приложение и сеть Интернет. Идентификация клиента в системе происходит по постоянному логину и паролю, которые привязаны к банковской карте клиента и могут быть получены двумя способами, через устройство самообслуживания, а также через мобильный телефон.

Денежные средства были сняты путем введения правильного введения идентификатора, постоянного пароля для входа в систему и одноразового пароля для совершения операции, для осуществления операции по карте истца с указанного клиентов Систему «Сбербанк ОнЛ@йн», направлялись сообщения на мобильные телефоны.

Факт добросовестного исполнения обязанности по обеспечению недоступности данных кредитной карты для других лиц, принятия разумных мер для обеспечения безопасности этих данных, соблюдения правил пользования банковской картой истцом не подтверждены.

Просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Представитель 3-его лица ПАО «Вымпелком» ФИО4, будучи извещенной о слушании дела в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании не поддержала исковые требования ФИО1, пояснив, что денежные средства были похищены со счета истца в результате того, что истец нарушила условия договора с Банком, и не обеспечила меры сохранности пин-кода.

Представители 3-их лиц: ОАО «Ростелеком» и Комитета по защите прав потребителей администрации Красноармейского района г. Волгограда, извещенные о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом (п. 3 ст. 847 ГК РФ).

Пунктом 1 ст. 854 ГК РФ предусмотрено, что списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.

В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 является клиентом ОАО "Сбербанк России" в соответствии с условиями использования карт ОАО "Сбербанк России", памяткой держателя карт ОАО "Сбербанк России", заявлением на получение карты, надлежащим образом заполненное и подписанное клиентом, условиями и тарифами Сбербанка России на выпуск и обслуживание банковских карт, руководством по использованию - "Мобильного банка", руководством по использованию Сбербанк Онлайн", что в совокупности является заключенным между Клиентом и ОАО Сбербанк России" договором о выпуске и обслуживании банковских карт.

В обоснование требований истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ с принадлежащих ей счетов и вкладов ОАО "Сбербанк России" через сайт "Сбербанк Онлайн", неустановленными лицами были списаны денежные средства в сумме <данные изъяты>

Представителем ОАО "Сбербанк России" данные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались.

Разрешая настоящий спор, суд исходит из того, что Правила безопасности описаны на сайте http://www.sberbank.ru/ru/person/dist_services/warning/ и являются доступными для всех пользователей.

Для пользования личным кабинетом на сайте Сбербанка держатель карты должен ввести логин, после чего согласиться с условиями предоставления услуги "Сбербанк Онлайн", где в п. 2.8 указано, что клиент соглашается с получением услуг "Сбербанк Онлайн", через сеть "Интернет", осознавая, что сесть "Интернет" не является безопасным каналом связи, и соглашается нести финансовые риски и риски нарушения конфиденциальности, связанные с возможной компрометацией информации при ее передаче через сеть "Интернет". Не согласившись с данными условиями, клиент не может продолжить работу с "Личным кабинетом" и получить одноразовый пароль для входа в него.

Как было установлено в судебном заседании, ФИО1, самостоятельно, с использованием банковской карты ОАО «Сбербанк России» по указанию неустановленного лица, произвела действия, в результате которых, с ее счета были списаны денежные средства в сумме <данные изъяты>

Судом установлено, и сторонами не оспаривалось, что при проведении операции в системе Сбербанк Онлайн" были использованы правильный логин, постоянный и одноразовые пароли, которые согласно условиям предоставления услуги "Сбербанк Онлайн" являются аналогом собственноручной подписи клиентом бумажных документов/договоров с Банком.

Банком было получено распоряжение на перевод денежных средств с банковской карты истца, которые он выполнил в полном объеме, как предусмотрено указанными нормами.

В соответствии с Условиями использования банковских карт ОАО "Сбербанка России", являющимися договором банковского обслуживания в понимании ст. 420 ГК РФ, "Сбербанк Онлайн" является интернет-системой банка, позволяющей проводить банковские операции и получать доступ к услугам банка через сеть Интернет. Для доступа в систему держатель получает от банка идентификатор пользователя, постоянный пароль и одноразовые пароли. Держатель несет ответственность по операциям, совершенным в сети Интернет с использованием полученных одноразовых паролей и соглашается с тем, что банк не несет ответственности за последствия компрометации идентификатора пользователя, пароля и одноразовых паролей, а также за убытки, понесенные клиентом в связи с использованием им системы интернет-банка (в том числе убытки, понесенные в связи с неправомерными действиями третьих лиц). В случаях необоснованного или ошибочного перечисления держателем средств получателям через "Сбербанк Онлайн" держатель самостоятельно урегулирует вопрос возврата средств с их получателя.

Условия предоставления услуги "Сбербанк Онлайн", утвержденными Постановлением Правления ОАО "Сбербанка России" от 25.12.2009 № 379, определено, что система "Сбербанк Онлайн" - это комплекс программно-аппаратных средств Банка, предназначенный для предоставления клиентам услуг "Сбербанк Онлайн" через глобальную информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".

Согласно п. 2.6 Условий операции в системе "Сбербанк Онлайн" подтверждаются постоянным паролем и/или одноразовым, который вводится при совершении любой финансовой операции. Одноразовые пароли Клиент может получить: через устройство самообслуживания Банка с использованием своей основной банковской карты Банка, операция получения одноразовых паролей подтверждается ПИН-кодом; в СМС-сообщении на номер мобильного телефона.

Истец приняла на себя обязательства по хранению в недоступности для третьих лиц месте, а также обязалась не передавать другим лицам свой идентификатор, постоянный пароль и одноразовые пароли (п. 3.4.2 Условий). В соответствии с п. 2.7 Условий Клиент соглашается с тем, что постоянный и одноразовый пароли являются аналогом собственноручной подписи. Электронные документы, подтвержденные постоянным и/или одноразовым паролем, признаются сторонами равнозначными документами на бумажном носителе и могут служить доказательством в суде.

Согласно п. 2.8 Условий предоставления услуги "Сбербанк Онлайн" клиент соглашается с получением услуг "Сбербанк Онлайн" через сеть "Интернет", осознавая, что сеть "Интернет" не является безопасным каналом связи, и соглашается нести финансовые риски и риски нарушения конфиденциальности, связанные с возможной компрометацией информации при ее передаче через сеть Интернет.

Клиент самостоятельно и за свой счет обеспечивает подключение своих вычислительных средств к сети "Интернет", доступ к сети "Интернет", а также обеспечивает защиту собственных вычислительных средств от несанкционированного доступа и вредоносного программного обеспечения (п. 2.9 Условий).

Согласно п. 3.4.6 Условий истец обязана была ознакомиться с мерами информационной безопасности, размещенными в руководстве клиента "Сбербанк Онлайн" и на WEB-сайте Банка, а также неукоснительно их соблюдать.

Перечень мер информационной безопасности, которые следует соблюдать пользователю услуг "Сбербанк Онлайн", подробно приведен в руководстве пользователя в разделе "Безопасность". Руководство пользователя системы "Сбербанк Онлайн" размещено на стартовой странице указанной системы для ознакомления клиентами еще до ввода идентификатора и пароля.

В соответствии с п. 4.2 Условий пользования услугой "Сбербанк Онлайн" в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы, к которым относятся стихийные бедствия, аварии, пожары, массовые беспорядки, забастовки, революции, военные действия, противоправные действия третьих лиц, вступление в силу законодательных актов, правительственных постановлений и распоряжений государственных органов, прямо или косвенно запрещающих или препятствующих осуществлению Банком своих функций по настоящим условиям, и иных обстоятельств, не зависящих от банка, Банк освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств.

Пунктами 3.3.2, 3.3.3 условий установлено, что банк не несет ответственности за последствия компрометации идентификатора пользователя, постоянного и/или одноразовых паролей клиента, а также за убытки, понесенные клиентом в связи с неправомерными действиями третьих лиц, а также в случаях необоснованного или ошибочного перечисления клиентом средств получателям через "Сбербанк Онлайн", клиент самостоятельно урегулирует вопрос возврата средств с их получателями.

В данном случае, судом установлено, что при совершении ДД.ММ.ГГГГ попыток войти в систему "Сбербанк Онлайн" истцом вводились идентификатор и пароль.

Одноразовый пароль приходил истцу на телефон по СМС-сообщению, т.е. не усматривается нарушений со стороны ответчика, повлекших нарушений прав истца, как потребителя и соответственно взыскания убытков.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд приходит к выводу, что ответчик выполнил полученные в соответствии с договором распоряжения о переводе соответствующих сумм с карты по указанным в распоряжениях реквизитам.

Доводы представителя истца, что ответчиком не были предприняты все меры безопасности, суд считает необоснованными, поскольку истец лично ввела необходимые данные, в связи, с чем ответчик произвел операцию.

Доводы представителя истца о том, что денежные средства были списаны со вкладов истца, которые не были привязаны к банковской карте, суд не может принять во внимание при рассмотрении настоящего спора, поскольку являясь держателем карты ОАО «Сбербанк» истец получила возможность совершать предусмотренные УДБО операции по своим счетам и вкладам через удаленные каналы обслуживания: банкоматы, терминалы, систему «Сбербанк ОнЛ@йн», «Мобильный Банк», контактный центр Банка, с использованием которых, в результате ее же действий были списаны денежные средства.

Требования истца о компенсации морального вреда и взыскании штрафа, по мнению суда, являются необоснованными, поскольку судом не было установлено нарушений ответчиком прав истца.

С учетом добытых по делу доказательств, в их совокупности, суд считает, что исковые требований ФИО1 удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Открытому акционерному обществу «Сбербанк России» о взыскании суммы, компенсации морального вреда и штрафа – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий О.Ю. Нагина

Мотивированное решение составлено 2 марта 2016 года.

Председательствующий О.Ю. Нагина