ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-105/2017 от 03.05.2017 Армянского городского суда (Республика Крым)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Армянский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Феденевой Т.Н., при секретаре ФИО4, с участием прокурора г. Армянска Республики Крым ФИО5, представителя ответчика ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Титановые Инвестиции» о признании бездействия незаконным и обязать внести плату за негативное воздействие на окружающую природную среду,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Армянска Республики Крым обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия Общества с ограниченной ответственностью «Титановые Инвестиции» в части невнесения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2015 год, понуждении внести указанную плату. В обоснование иска прокурор указал, что при проведении проверки исполнения ответчиком законодательства Российской Федерации при исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду, пользование природными ресурсами за 2015 год, было установлено, что ответчик в нарушение статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 1 приказа Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ не уплатил в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 года в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании прокурор г. Армянска Республики Крым исковые требования уточнил, просил признать незаконным бездействия ООО «Титановые Инвестиции» в части невнесения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2015 год, обязать ООО «Титановые Инвестиции» внести плату за негативное воздействие за 2015 год в размере <данные изъяты> рублей.

Представитель ответчика ООО «Титановые Инвестиции» ФИО6, действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск по существу признал, пояснив суду, что ответчиком, на счёт Департамента Росприроднадзора по Крымскому федеральному округу, внесена частичная оплата за негативное воздействие на окружающую природную среду" за 2015 год в сумме <данные изъяты> руб. Таким образом, в настоящий момент оплате подлежит <данные изъяты> рублей. Своевременная оплата за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2015 год для Ответчика была весьма затруднительна, исходя из невозможности получения средств от ЧАО «ФИО2», иностранного контрагента, являющегося единым собственником производственных мощностей и изготавливаемой Обществом продукции в период до октября 2015 года, образование в указанном периоде задолженностей по уплате других налогов, сборов и иных обязательных платежей; необходимости уплаты Обществом в 2014-2015 г.г. НДС по причине невозможности подтверждения оснований применения нулевой ставки указанного налога, отвлечение денежных средств Общества на уплату этого налога; в период с 22.11.2015 по 18.05.2016г. деятельность Армянского Филиала ООО «Титановые Инвестиции» была подвержена действию обстоятельств непреодолимой силы, возникших в результате особой системной аварии в энергосистеме Республики Крым, связанной с ограничением подачи электроэнергии из Объединённой Энергосистемы Украины, признанной чрезвычайной ситуацией техногенного характера, что подтверждается заключениями Торгово-промышленной палаты Крыма от ДД.ММ.ГГГГ-Г/04-13, ; снижением в силу объективных причин объёмов реализации продукций Общества на внешних рынках. На основании изложенного, просил о рассрочке исполнения обязательства по внесению платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2015 год в сумме <данные изъяты> рублей.

Представитель третьего лица Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополю в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает необходимым уточнённый иск прокурора удовлетворить в полном объёме.

В силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, размещение отходов производства и потребления.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992г. № 632остановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992г. № 632 утвержден Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за виды вредного воздействия на окружающую природную среду, в том числе, выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, размещение отходов производства и потребления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления и установлены коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007г. № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» утверждена форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и предусмотрено его заполнение всеми организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации виды вредного воздействия, в том числе, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду. Предусмотрено представление указанного Расчета в одном экземпляре в орган, осуществляющий функции по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду, не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчётным кварталом.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

В ходе проведения Прокуратурой г.Армянска Республики Крым проверки исполнения ответчиком Обществом с ограниченной ответственностью «Титановые Инвестиции» законодательства Российской Федерации при исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду, пользование природными ресурсами за 2015 год установлено, что ответчик в нарушение статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 1 приказа Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ не уплатил в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2015 год.

Согласно представленных истцом, и не оспоренных ответчиком, расчётов платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО «Титановые Инвестиции» за период с 1 - 4 кварталы 2015 года суммы платежей, подлежащих уплате в бюджет составляют: за 1 квартал 2015 года - <данные изъяты> руб., в том числе плата за выбросы от стационарного объекта в пределах ПДВ <данные изъяты> руб., плата за размещение отходов в пределах установленных лимитов <данные изъяты> руб.; за 2 квартал 2015 года - <данные изъяты> руб., в том числе плата за выбросы от стационарного объекта в пределах ПДВ <данные изъяты> руб., плата за размещение отходов в пределах установленных лимитов <данные изъяты> руб.; за 3 квартал 2015 года - <данные изъяты> руб., в том числе плата за выбросы от стационарного объекта в пределах ПДВ <данные изъяты> руб., плата за размещение отходов в пределах установленных лимитов <данные изъяты> руб.; за 4 квартал 2015 года – <данные изъяты> руб., в том числе плата за выбросы от стационарного объекта в пределах ПДВ 37 <данные изъяты> руб., плата за размещение отходов в пределах установленных лимитов <данные изъяты> руб. Оплаченная сумма составляет <данные изъяты> рублей.

Таким образом, общая сумма платежа, подлежащего уплате в бюджет, за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2,3,4 кварталы 2015 года составляет <данные изъяты> рублей.

Факт невнесения ответчиком платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2015 год не оспаривается ответчиком.

Плата за негативное воздействие согласно статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» является одним из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды. В соответствии со статьей 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации неналоговые доходы федерального бюджета формируются, в том числе, за счёт платы за негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду нарушает интересы Российской Федерации и неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные статьёй 42 Конституции Российской Федерации и на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Таким образом, иск прокурора в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия ответчика в части невнесения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2015 год, понуждении внести указанную плату, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Рассматривая требование представителя ответчика о рассрочке исполнения обязательства по внесению платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2015 год в сумме 74 121 998, 9 рублей, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 203 ГПК Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда.

В силу статьи 434 ГПК Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнении.

Согласно статьи 16.4. КоАП РФ, плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Плата, исчисленная по итогам отчётного периода в порядке, установленном статьёй 16.3 настоящего Федерального закона, с учётом корректировки её размера, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчётным периодом. То есть, плату НВОС за 2015 год Общество обязано было внести в полном объёме до 01 марта 2016 года.

Вместе с тем, согласно пояснениям представителя ответчика, в настоящее время имеется ряд обстоятельств, затрудняющих исполнение ответчиком требований законодательства по уплате НВОС в 2016 году.

Так, Общество осуществляет свою производственную деятельность через Армянский Филиал Общества на базе арендуемых мощностей ЧАО «ФИО3» (прежнее наименование - ЧАО «Крымский ТИТАН»), расположенных на территории Республики Крым. С момента своего создания до февраля 2016 года единственно возможным вариантом производства продукции являлось производство диоксида титана на основании договоров толлинга (переработки давальческого сырья) с ЧАО «ФИО3» от 01.07.2014 года (действовал до 31.12.2014 года) и от 01.11.2014 года. В данном случае собственником готовой продукции Общества являлось ЧАО «ФИО3». Такая схема организации производственного процесса, создание юридического лица в <адрес> и его филиала в Крыму, обусловлены санкциями со стороны США и Европейского Союза, которые запрещают импорт, экспорт, реэкспорт, любое финансирование в отношении товаров (работ, услуг) из Крыма (Приказ Президента США от 19.12.2014 года и Регламент Совета (ЕС) от 18.12.2014 года). Единственным источником поступления денежных средств у ООО «Титановые Инвестиции» являлась плата за услугу по переработке давальческого сырья от ЧАО «ФИО2», поскольку осуществлять на арендуемых производственных мощностях какую-либо другую деятельность, кроме переработки давальческого сырья, Общество возможности не имело. Учитывая санкции, иные ограничения по перечислению денежных средств из Украины через банки-корреспонденты, находящиеся в США и ЕС, ООО «Титановые Инвестиции» своевременно не получило в полном объёме выручку от ЧАО «ФИО2». Так у Общества числилась дебиторская задолженность по состоянию на 31.12.2014 года - 24 180 014,51 долларов США, на 31.12.2015 года - 42 073 393,62 долларов США. 31.03.2016 года - 43 839 008,32 долларов США. Неполучение Обществом средств от ЧАО «ФИО2» сделало невозможным своевременное и полное выполнение Обществом своих обязательств перед контрагентами за поставленные энергорссурсы, повлекло образование задолженностей, обращение кредиторов в судебные органы для принудительного взыскания таких задолженностей. Исполнение судебных решений о взыскании с Общества задолженности, сделало невыполнимым полное исполнение всех обязательств Общества, в т.ч. по уплате налогов и сборов, платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду, поскольку прекращение поставок природного газа сделало бы работу Общества невозможной. С 20.09.2015 года со стороны Украины в Республику Крым были прекращены все поставки материалов и сырья автомобильным и железнодорожным транспортом, в результате транспортной блокады вся логистика поставок сырья и материалов, отгрузок готовой продукции была изменена Обществом на единственно возможный путь - порт Кавказ-Керчь, что привело к увеличению себестоимости продукции и транспортных затрат, отвлечению оборотных средств на приобретение сырья и материалов у новых контрагентов, их доставку. В результате энергетической блокады Крыма Украиной, прекращение с 22.11.2015 года подачи Украиной электроэнергии в Крым, производственные процессы Филиала были нарушены, что повлекло дополнительное снижение выпуска готовой продукции, невозможность полного выполнения Филиалом обязательств по заключенным договорам и соглашениям. Период, с 22.11.2015г. по 18.05.2016г., был признан для Армянского Филиала ООО «Титановые Инвестиции» обстоятельством непреодолимой силы, возникшим в результате особой системной аварии в энергосистеме Республики Крым, связанной с ограничением подачи электроэнергии из Объединённой Энергосистемы Украины, признанной чрезвычайной ситуацией техногенного характера, что подтверждается заключениями Торгово-промышленной палаты Крыма от 28.06.2016 -Г/04-13, -Г/04-13.

Изложенные выше доводы ответчика подтверждаются определением Армянского городского суда по делу об удовлетворении заявления о рассрочке при выполнении решения Армянского городского суда по делу по иску Прокурора города Армянска Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Титановые Инвестиции», о признании незаконным бездействия в части невнесения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 3 и 4 кварталы 2014 года, понуждении внести указанную плату, оставленным без изменений определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу , заключением Торгово-промышленной палаты Крыма от ДД.ММ.ГГГГ-Г/04-13, -Г/04-13, и по существу не оспариваются истцом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для определения следующего порядка исполнения и сроков исполнения настоящего решения суда: вносить плату равными частями по 7 121 998, 90 копеек из суммы подлежащей оплате на счёт Департамента Росприроднадзора по Крымскому федеральному округу в течение 10 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора г. Армянск Республики Крым удовлетворить.

Признать бездействие ООО «Титановые инвестиции» в невыполнении требований о внесении платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 1 -4 кварталы 2015 года незаконным.

Обязать ООО « Титановые инвестиции» внести плату за негативное воздействие на окружающую природную среду за 1, 2, 3, 4, кварталы 2015 года в сумме <данные изъяты> рублей на счёт Департамента Росприроднадзора по Крымскому федеральному округу.

Определить порядок исполнения и сроки исполнения решения суда следующим образом: вносить плату равными частями по <данные изъяты> коп из суммы подлежащей оплате на счёт Департамента Росприроднадзора по Крымскому федеральному округу в течении 10 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный суд Республики Крым через Армянский городской суд Республики Крым.

В окончательной форме решение принято 10 мая 2017 года.

СУДЬЯ Феденева Т.Н.