Дело №2-105/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Анадырь |
Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе
председательствующего судьи Бугаевой Н.О.,
при секретаре Хрол Н.И.,
с участием
истицы ФИО2,
представителя истицы ФИО3,
представителя ответчика Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу – ФИО4, действующей на основании доверенности №21/14 от 12.05.2017г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Анадыре гражданское дело №2-105/2017 по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу о признании незаконными действий в отношении продления срока исполнения должностных обязанностей до 10.04.2017г. путем систематической выдачи и отзыва уведомлений о сокращении, изменении существенных условий служебного контракта без согласия истицы, признании незаконным увольнения истицы с должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела статистики торговли, услуг, финансов и цен, ведения Статрегистра Чукотстата 10.04.2017г. в связи изменением существенных условий служебного контракта по п.7 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», признании незаконным приказа от 04.04.2017г. №501/к об увольнении истицы, возложении обязанности по отмене данного приказа, понуждении изменить основание увольнения истцы на п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»,
установил:
в Анадырский городской суд поступило исковое заявление ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу (далее – ответчик, Управление Хабаровскстата, Хабаровскстат) о признании права на увольнение по п.8.2 части 1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», обязывании работодателя уволить ее по сокращению должности федеральной государственной гражданской службы в соответствии с п.8.2 части 1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В обоснование своих требований истица указала следующее. 17.02.2014г. с ней заключен бессрочный служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы в Управлении Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу (далее – Управление Чукотстата, Чукотстат) в должности начальника отдела статистики торговли, услуг, финансов и цен, ведения Статрегистра. Начиная с октября 2016г. истице вручены уведомления о сокращении ее должности №62, №20, №1. Позже письмом руководителя Хабаровскстата все ранее выданные уведомления были отозваны. Уведомлением №1 от 09.01.2017г. истице сообщено о сокращении ее должности, предложена другая должность государственной гражданской службы, разъяснено, что в случае несогласия с данной должностью она подлежит увольнению на основании п.8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Не согласившись с предложенной должностью, ФИО2 подала заявление о предоставлении ей очередного отпуска согласно графику отпусков с последующим увольнением по сокращению. 07.02.2017г. уведомление №1 от 09.01.2017г. отозвано руководителем Хабаровскстата ФИО5, ФИО2 вручено новое уведомление №1 от 07.02.2017г., которым изменено основание увольнения. Истица полагает данные действия незаконными, расценивает свою службу в таких условиях, как обязательный и принудительный труд, она вынуждена находиться на работе против своей воли и согласия. Истица полагает, что имело место сокращение ранее занимаемой ею должности, никаких существенных изменений условий служебного контракта не имеется, подмена понятий направлена на невыплату ей денежной компенсации в соответствии с п.3.1, 3.2 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ. На основании изложенного, ФИО1 просит обязать Управление Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу признать за ней право на увольнение по п.8.2 части 1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», возложить на работодателя обязанность по увольнению в соответствии с п.8.2 части 1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Определением Анадырского городского суда от 07.04.2017г. исковое заявление принято к производству суда, проведена подготовка дела к судебному заседанию (л.д.22-24, т.1).
21.04.2017г. истица изменила исковые требования, просила признать незаконным ее увольнение с должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела статистики торговли, услуг, финансов и цен, ведения Статрегистра Чукотстата 10.04.2017г. в связи с изменениями существенных условий служебного контракта по п.7 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», признать наличие совокупности юридических фактов, дающих основание обязать ответчика уволить истицу в соответствии с п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», признать незаконным и подлежащим отмене приказ Управления Хабаровскстата №501/к от 04.04.2017г. об увольнении ФИО2, обязать ответчика отменить приказ №501/к от 04.04.2017г., обязать ответчика уволить истицу с должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела статистики торговли, услуг, финансов и цен, ведения Статрегистра Чукотстата в соответствии с п.8.2 части 1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (л.д.10-12, т.2).
Определением Анадырского городского суда от 24.04.2017г. к производству суда приняты уточненные исковые требования, проведена дополнительная досудебная подготовка (л.д.13-14, т.2).
В Анадырский городской суд поступило исковое заявление ФИО2 к Управлению Хабаровскстата о признании действий по продлению срока исполнения должностных обязанностей неправомерными, обязывании отозвать уведомление №1 от 07.02.2017г. об изменении существенных условий служебного контракта, как не имеющего юридической силы. В данном исковом заявлении истица указала на неоднократное вручение ей уведомлений о сокращении ее должности №62, №20, №1, их дальнейший отзыв письмом руководителя Хабаровсктат. Уведомлением №1 от 09.01.2017г. истице сообщено о сокращении ее должности, предложена другая должность государственной гражданской службы, разъяснено, что в случае несогласия с данной должностью она подлежит увольнению на основании п.8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Не согласившись с предложенной должностью, ФИО2 подала заявление о предоставлении ей очередного отпуска согласно графику отпусков с последующим увольнением по сокращению. 07.02.2017г. уведомление №1 от 09.01.2017г. отозвано руководителем Хабаровскстата ФИО5, ФИО2 вручено новое уведомление №1 от 07.02.2017г., которым изменено основание увольнения. Истица полагает данные действия незаконными, расценивает свою службу, как обязательный и принудительный труд, она вынуждена находиться на работе против своей воли и согласия. Работодателем незаконно увеличен срок исполнения ею должностных обязанностей до 08.04.2017г. Незаконными действиями работодателя нарушено ее право на законное увольнение в установленный срок. Истица выразила согласие на увольнение по сокращению. Однако, она вынуждена отрабатывать более длительный срок, чем установлено в уведомлении №1 от 09.01.2017г. На основании изложенного, ФИО1 просит признать действия Управления Хабаровскстата по продлению срока исполнения должностных обязанностей путем выдачи уведомления №1 от 07.02.2017г. неправомерными, возложить на ответчика обязанность отозвать уведомление №1 от 07.02.2017г. об изменении существенных условий служебного контракта как не имеющее юридической силы (л.д.1-4, т.4)
Определением Анадырского городского суда от 06.03.2017г. исковое заявление принято к производству суда, проведена подготовка дела к судебному разбирательству (л.д.31-33, т.4).
Определением Анадырского городского суда от 19.09.2017г., вынесенным без удаления в совещательную комнату, гражданские дела №2-105/2017 и №2-114/2017 по вышеуказанным искам ФИО2 к Управлению Хабаровскстата объединены в одно производство с присвоением единого №2-105/2017г. (л.д.114,оборот.ст., т.2).
Истицей неоднократно уточнялись исковые требования. В окончательной редакции она просила признать незаконными действия Хабаровскстата по продлению срока исполнения должностных обязанностей до 10.04.2017г. путем систематической выдачи и отзыва уведомлений о сокращении, изменении существенных условий служебного контракта без согласия истицы, признать незаконным увольнение с должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела статистики торговли, услуг, финансов и цен, ведения Статрегистра Чукотстата 10.04.2017г. в связи с изменениями существенных условий служебного контракта по п.7 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», признать незаконным и обязать отменить приказ Хабаровскстата об увольнении истицы №501/к от 04.04.2017г., понудить изменить основание увольнения ФИО2 с п.7 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на п.8.2 части 1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (л.д.10-12,100-101,105, т.2).
В отзывах на исковые заявления ответчик указал на необоснованность требований истицы в связи с соблюдением им требований законодательства и отсутствием оснований к отмене приказа об увольнении. На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.07.2016г. №1602-р, приказа Росстата от 09.08.2016г. №401 произошла реорганизация путем слияния Территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области, Чукотскому автономному округу. В результате реорганизации образовано новое юридическое лицо - Управление Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу. Согласно утвержденной структуре и штатному расписанию организованного Управления после прохождения процедуры реорганизации путем слияния отделы реорганизованного Управления Чукотстата не переименованы, задачи и функции отделов остались неизменными, функции и задачи государственных гражданских служащих Чукотстата, определенные должностными регламентами, не изменились, а произошло лишь изменение наименования государственного органа, куда вошли указанные отделы. Приказом Росстата №672 от 21.10.2016г. руководителю Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю ФИО6 даны полномочия до вступления в должность руководителя реорганизованного юридического лица 01.01.2017г. осуществить вручение государственным гражданским служащим и работникам образующегося в результате слияния Управления уведомлений с предложением иной должности. Во исполнение данного приказа 28.11.2016г. государственным гражданским служащим, в том числе истице, выданы уведомления с предложением иных должностей во вновь образуемом в результате слияния управлении - Хабаровскстате. В соответствии с письмом Административного управления Росстата №15-15-2/7486-ТО от 16.12.2016г. все ранее выданные уведомления 29.12.2016г. отозваны. 09.01.2017г. истице выдано уведомление о сокращении должности федеральной государственной гражданской службы №1 в соответствии с ч.5 ст.31 Федерального закона №79-ФЗ. От предложенной должности истица отказалась. 01.02.2017г. Росстатом согласована, а руководителем Хабаровскстата утверждена новая структура Хабаровскстата, в соответствии с которой отделы реорганизованного Чукотстата не подверглись изменениям, задачи и функции отделов реорганизованного Чукотстата остались неизменными, должностные обязанности, определенные должностными регламентами, не изменились. В связи с тем, что согласно утвержденной структуре Управления замещаемая истицей должность не подлежала сокращению, руководителем Хабаровскстата ранее выданное истице уведомление №1 от 09.01.2017г. отозвано. Истице выдано уведомление об изменении существенных условий служебного контракта №1 от 07.02.2017г. Данным уведомлением ФИО2 предложена должность федеральной государственной гражданской службы - начальник отдела статистики торговли, услуг, финансов и цен, ведения Статрегистра по Чукотскому автономному округу Хабаровскстата. От ознакомления с указанным уведомлением и подписи в нем истица отказалась, о чем 07.02.2017г. составлен соответствующий акт. С учетом изложенного, ФИО2 правомерно состояла в служебных правоотношениях с Хабаровскстатом до увольнения 10.04.2017г. (л.д.174-177, т.1, л.д.1-5, т.3, л.д.97-98, т.4)
В судебном заседании истица, ее представитель полагали действия представителя нанимателя незаконными, указали, что в отношении должности, замещаемой истицей, имело место сокращение, в связи с чем ФИО2 должна быть уволена 10.04.2017г. на основании п.8.2 части 1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Действия представителя нанимателя направлены на невыплату ей выходного пособия, положенного гражданскому служащему при увольнении в связи с сокращением.
Представитель ответчика в судебном заседании настаивала на незаконности требований истицы, указала на наличие изменений существенных условий служебного контракта и отсутствие каких-либо оснований полагать, что имело место сокращение должности истицы, просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав истицу, ее представителя, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Принимая во внимание характер правоотношений, сущность заявленных истцом требований, при разрешении спора, возникшего между сторонами, суд руководствуется нормами Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N79-ФЗ, Федеральный закон о государственной гражданской службе), которым установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Статьей 33 Федерального закона №79-ФЗ устанавливаются общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.
В силу части 1 статьи 31 данного Федерального закона при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
1)уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;
2)уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона №79-ФЗ о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Частью 6 статьи 31 этого же федерального закона предусмотрено, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В силу части 3.1 ст.37 Федерального закона о государственной гражданской службе Российской Федерации в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
На основании ч.1,2 ст.23 Федерального закона №79-ФЗ служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.
Согласно ст.24 данного Федерального закона в служебный контракт включаются права и обязанности сторон, указанные в частях 2 и 3 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В служебном контракте указываются фамилия, имя, отчество гражданина или гражданского служащего и наименование государственного органа (фамилия, имя, отчество представителя нанимателя) (часть 2 статьи 23 Федерального закона №79-ФЗ).
Исходя из части 3 статьи 23 Федерального закона №79-ФЗ, существенными условиями служебного контракта являются:
1)наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;
2)дата начала исполнения должностных обязанностей;
3)права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент;
4)виды и условия медицинского страхования гражданского служащего и иные виды его страхования;
5)права и обязанности представителя нанимателя;
6)условия профессиональной служебной деятельности, компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
7)режим служебного времени и времени отдыха (в случае, если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);
8)условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
9)виды и условия социального страхования, связанные с профессиональной служебной деятельностью;
10)нахождение должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих.
В части 5 указанной статьи закреплено, что условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
Порядок изменения существенных условий служебного контракта регламентирован статьей 29 Федерального закона N79-ФЗ, которая допускает изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей (часть 1 статьи 29 Федерального закона N79-ФЗ).
При этом законодатель предусмотрел специальные гарантии государственным служащим.
Так, об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения (часть 2 статьи 29 Федерального закона N79-ФЗ).
Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона (часть 3, часть 4 статьи 29 Федерального закона N79-ФЗ).
На основании п.7 ч.1 ст.33 названного Федерального закона отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта является одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы (статья 29 настоящего Федерального закона).
Согласно ст.12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений.
Как следует из служебного контракта от 21.06.2005г., дополнительного соглашения к нему от 17.10.2015г., ФИО2 проходила государственную гражданскую службу в Управлении Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу (л.д.6-7,75, т.1).
Исходя из записи трудовой книжки №25 от 01.10.2012г., сведений личной карточки Т-2 ГС, истица замещала в 2016г. государственную должность федеральной государственной гражданской службы начальника отдела статистики торговли, услуг, финансов и цен, ведения Статрегистра Управления Чукотстата (л.д.76-79, 236-244, т.1).
Распоряжением Правительства №1602-р от 27.07.2016г. утверждена схема размещения территориальных органов Росстата, согласно которой на территории Дальневосточного Федерального округа образуется Территориальный орган Росстата межрегионального уровня - Управление Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу, местонахождение г.Хабаровск (л.д.152-154, т.1).
Согласно приказу Росстата от 09.08.2016г. №401, изданному на основании вышеуказанного распоряжения, территориальные органы Росстата России по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области, Чукотскому автономному округу подлежат реорганизации путем слияния (л.д.155-156, т.1).
Приказом Росстата №535 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области, Чукотскому автономному округу (л.д.188-193, т.1).
В ходе проведения мероприятий по реорганизации приказом Росстата №672 от 21.10.2016г. руководителю Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю ФИО6 (до его вступления с 01.01.2017г. в должность руководителя реорганизованного Управления Хабаровскстата) даны полномочия по разработке структуры, штатного расписания, положений об отделах, должностных регламентов, должностных инструкций, вручению уведомлений с предложением иной должности федеральным государственным гражданским служащим реорганизуемых Управлений (л.д.194-197,198, т.1).
Как следует из уведомления №2, истица уведомлена о сокращении замещаемой ею должности, ФИО2 предложена должность федеральной государственной гражданской службы - главный специалист-эксперт отдела государственной статистики по Чукотскому автономному округу (включая специалистов в: г.Билибино, г.Певек, пгт.Угольные Копи, пгт.Провидения, пгт.Эквекинот, с.Лаврентия) Управления (л.д.211, т.1).
Данное уведомление получено истицей 28.10.2016г., как она пояснила в судебном заседании (л.д.225, т.1).
Указанное уведомление отозвано 28.10.2016г. (л.д.212, т.1).
ФИО2 уведомлена о сокращении должности федеральной государственной гражданской службы руководителем Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю в уведомлении №62 от 28.10.2016г., что подтверждено истицей в судебном заседании (л.д.214,225,т.1).
Уведомлением №20 от 10.11.2016г. за подписью руководителя Управления Чукотстата ФИО2 извещена о сокращении должности федеральной государственной гражданской службы, о чем имеется ее подпись (л.д.215, т.1).
Указанные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались.
Во исполнение письма Росстата исх. №15-15-2/7486-ТО от 16.12.2016г. ответчиком ранее выданные уведомления от 28.10.2016г., 28.11.2016 года отозваны 29.12.2016г. (л.д.180-181,186,212,213,т.1).
30.12.2016г. в ЕГРЮЛ внесена запись о создании юридического лица Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу путем слияния территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области, Чукотскому автономному округу (л.д.178, т.1).
09.01.2017г. ФИО2 вручено уведомление №1 о сокращении замещаемой ею должности, предложении должности заместителя начальника отдела статистики торговли, услуг, финансов и цен, ведения Статрегистра по Чукотскому автономному округу Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу по Чукотскому автономному округу Управления Хабаровскстата (л.д.8,9, т.1)
С предложенной должностью федеральной государственной гражданской службы истица не согласилась в письменной форме 09.01.2017г.(л.д.8, т.1).
07.02.2017г. уведомление от 09.01.2017г. представителем нанимателя отозвано. 07.02.2017г. ФИО2 вручено уведомление №1 об изменении существенных условий служебного контракта, предложена должность начальника отдела статистики торговли, услуг, финансов и цен, ведения Статрегистра по Чукотскому автономному округу Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу (л.д.9,12,119-120, т.1).
Согласно акту от 07.02.2017г. ФИО2 отказалась от ознакомления и подписания уведомления об изменении существенных условий служебного контракта №1 от 07.02.2017г. (л.д.162, т.1).
Актом комиссии от 10.02.2017г. также подтверждено, что ФИО2 отказалась подписать уведомление №1 об изменении существенных условий служебного контракта, текст уведомления был зачитан ФИО2 членом комиссии (л.д.163, т.1).
Истица в судебном заседании подтвердила данные факты и указала, что не подписала данное уведомление, содержание которого ей было известно, полагая его незаконным, считая, что имеет место сокращение замещаемой ею должности, и она должна быть уволена на основании уведомления от 09.01.2017г.
Принимая во внимание подтверждение истицей изложенных фактов, довод представителя истицы о несоответствии актов требованиям ГОСТ какого-либо значения для существа данного спора не имеет.
Приказом Хабаровскстата №501/к от 04.04.2017г. служебный контракт с истицей расторгнут, ФИО2 освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела статистики торговли, услуг, финансов и цен, ведения Статрегистра Чукотстата, уволена с гражданской службы 10.04.2017г. в связи с изменением существенных условий служебного контракта по п.7 ч.1 ст.33 Федерального закона №79-ФЗ (л.д.250, т.1).
Истица с копией данного приказа ознакомлена 10.04.2017г. (л.д.250, т.1).
01.02.2017г. утверждена и согласована структура Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу, согласно которой в состав данного управления входит, в том числе, отдел по Чукотскому автономному округу, в составе которого имеется отдел статистики торговли, услуг, финансов и цен, ведения Статрегистра по Чукотскому автономному округу (л.д.202-203,т.1).
На 01.09.2016г. согласно штатному расписанию и штатному замещению территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу в отделе статистики торговли, услуг, финансов и цен, ведения Статрегистра по Чукотскому автономному округу имеется шесть штатных единиц, в том числе должность начальника данного отдела (л.д.97-98, т.2).
На основании штатного расписания и штатного замещения территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу на 30.12.2016г. в данном учреждении имеется отдел статистики торговли, услуг, финансов и цен, ведения Статрегистра по Чукотскому автономному округу, состоящий из шести штатных единиц, в том числе должность начальника данного отдела (л.д.94-95, т.2).
Исходя из штатного расписания (замещения) Чукотстата в составе Управления Хабаровскстата на 01.01.2017г., 17.05.2017г., после реорганизации в отделе, где состояла на службе истица, общее количество должностей государственной гражданской службы не изменено, должность, ранее замещаемая истицей, не сокращена (л.д.90-91,92-93, т.2).
Указанные обстоятельства истица и ее представитель не оспаривали (л.д.226, оборот.ст., т.1,).
Таким образом, как на 01.01.2017г., так и на момент увольнения истицы 10.04.2017г., а также и после даты увольнения истицы 15.05.2017г. в отделе, где истица состояла на службе, общее количество должностей государственной гражданской службы не изменено, должность, ранее замещаемая истицей, не сокращена, произошло лишь изменение наименования государственного органа, куда вошли такие отделы.
Довод ФИО2 о составлении нового штатного расписания не опровергает указанных выводов, поскольку составление 09.01.2017г. нового штатного расписания обусловлено проведением реорганизации и не свидетельствует о сокращении должности, замещаемой истицей.
Доводы истицы об изменении ее должностных обязанностей в результате проведенной реорганизации также не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства.
В судебном заседании ФИО2 указала на отсутствие с 01.01.2017г. нового должностного регламента, выполнение обязанностей согласно прежнему регламенту, уменьшение их объема, передачу части обязанностей в Управление Хабаровскстата, как в связи с нехваткой кадров в ее отделе, так и в связи с изменением требований Росстата.
Представитель ответчика указала в судебном заседании, что с 01.01.2017г. изменение объема работ, выполняемых отделом истицы и истицей, обусловлено изменением и отменой прежних отчетных форм, введением новых форм отчетов, ведением с 01.01.2017г. в отделе истицы по некоторым отчетам только первичной документации, а также сложной кадровой обстановкой в отделе истицы.
Данные обстоятельства, приведенные представителем ответчика, подтверждаются письмом Росстата от 20.02.2016г. №СЕ-01-4/877-ТО, штатным замещением Чукотстата с 09.01.2017г.
Истица подтвердила в судебном заседании, что на 01.01.2017г. объем выполняемых ею работ фактически уменьшился.
Доводы истицы и ее представителя об изменении должностных обязанностей ФИО2 на основании изменения задач и функций возглавляемого ею отдела по сравнению с Положением, действовавшим до 30 декабря 2016 г., нельзя признать состоятельными.
Положением об отделе торговли, услуг, финансов и цен, ведения территориального раздела Статрегистра по Чукотскому автономному округу Управления Хабаровскстата, утвержденным 09.01.2017г., регламентированы задачи и функции данного отдела (л.д.139-142, т.2)
Суд не входит в оценку Положения от 2013г., поскольку данный документ руководителем Чукотстата не утвержден, его подпись на документе отсутствует (л.д.143- 147,т.2).
Действительно, Положение об отделе торговли, услуг, финансов и цен, ведения территориального раздела Статрегистра по Чукотскому автономному округу Управления Хабаровскстата, утвержденное 09.01.2017г., и Положение об отделе торговли, услуг, финансов и цен, ведения Статрегистра по Чукотскому автономному округу от 2012г. не идентичны.
Положением об отделе торговли, услуг, финансов и цен, ведения территориального раздела Статрегистра по Чукотскому автономному округу Управления Хабаровскстата, утвержденным 09.01.2017г., уточнены, конкретизированы и упорядочены задачи и функции отдела в рамках общих задач и функций реорганизованного юридического лица Хабаровскстата.
Положение от 09.01.2017г. не содержит новых должностных обязанностей по должности начальника отдела, предложенной истице уведомлением от 07.02.2017г., относительно должностных обязанностей по ранее замещаемой истицей должности, определенных в Положении от 2012г., напротив, Положение от 2017г. устанавливает исполнение тех же обязанностей, что исполнялись ФИО2 до реорганизации.
В материалах дела отсутствует приказ о сокращении должности, замещаемой истицей, на данное обстоятельство стороны не ссылались.
Истица также подтвердила в судебном заседании, что с приказом о сокращении ее никто не знакомил, о наличии такого приказа ей неизвестно.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства сокращения должности, замещаемой истицей, изменения штатной численности отдела, в котором находилась должность истицы, изменения ее должностных обязанностей.
Материалами дела подтверждается неоднократное извещение истицы уведомлениями ответчика о предстоящем сокращении, последующий отзыв данных уведомлений.
Между тем, направление данных уведомлений, даже без их последующей отмены, не свидетельствует само по себе о проведении в организации мероприятий по сокращению штата, численности сотрудников.
Суд полагает, что только при наличии самих фактических обстоятельств, свидетельствующих о сокращении должности, издания приказа о сокращении, соблюдении процедуры, сроков уведомления о сокращении у гражданского служащего возникает право освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы на основании пункта 8.2 части 1 ст.37 Федерального закона о государственной гражданской службе.
Принятие решения о сокращении численности и штата относится к компетенции организации. Право определять численность и штат работников принадлежит работодателю. Составление и утверждение штатного расписания, должностных регламентов относится также к компетенции руководителей организации и не может являться предметом судебного разбирательства.
Реализуя закрепленные частью 1 статьи 34, части 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Учитывая изложенное, само по себе вручение ФИО2 уведомлений о сокращении, указание в них о сокращении должности не свидетельствуют о фактическом сокращении должности истицы, а означают лишь намерение работодателя в будущем совершить данное действие.
Отзыв представителем нанимателя указанных уведомлений от 28.10.2016г., 10.11.2016г.,09.01.2017г. о сокращении должности не только означает утрату данными уведомлениями какой-либо юридической силы, но и также подтверждает отсутствие у работодателя намерений в дальнейшем провести сокращение должности истицы.
Учитывая отсутствие приказа о сокращении, изменений штатного расписания, штатной численности, подтверждающих реальное сокращение замещаемой истицей должности, изменений должностных обязанностей истицы, заявление ФИО2 о несогласии с предложенной должностью на уведомлении о сокращении от 09.01.2017г. не порождает у истицы права на увольнение в связи с сокращением должности.
Довод ФИО2 о проведении Хабаровсктатом конкурса на замещение только одной, иной вакантной должности в ее отделе какого-либо юридического значения не имеет, поскольку сокращение ее должности не может быть подтверждено либо опровергнуто данными обстоятельствами.
Не могут быть приняты судом в качестве доказательств сокращения замещаемой истицей должности представленные ею фотографии, аудиодиск с фотографиями, как не отвечающие признакам относимости доказательств.
Поскольку наименование должности согласно реестру должностей с указанием подразделения государственного органа является существенным условием служебного контракта, постольку при сохранении истцу прежних должностных обязанностей произошло изменение существенных условий служебного контракта, вызванное изменением существенных условий профессиональной служебной деятельности истца.
Представленные штатные расписания (замещения), действовавшие до и после проведения реорганизационных мероприятий, уведомление истицы об изменении существенных условий служебного контракта, предложение истице должности государственной гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта, изменение наименования должности истицы в части наименования другого структурного подразделения государственного органа свидетельствуют об изменении существенных условий служебного контракта ФИО2 в результате реорганизации.
Об этом свидетельствует и изменение должностного оклада истицы в сторону увеличения, изменение служебного регламента рабочего времени, на которое ссылался представитель истицы.
Соответственно, в отношении замещаемой истицей должности решение о сокращении на 09.01.2017г. не принималось.
Принимая во внимание изложенное, у истицы отсутствовало право на увольнение на основании п.8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона о государственной гражданской службе, а у представителя нанимателя отсутствовала обязанность уволить истицу в связи с сокращением ее должности.
Как подтверждают материалы дела, отсутствовали основания к увольнению истицы по данному основанию и в дальнейшем.
Пояснениями истицы в судебном заседании, материалами дела подтверждено, что ФИО2 07.02.2017г. отказалась от ознакомления с уведомлением об изменении существенных условий служебного контракта, при этом с содержанием данного уведомления она знакома. Данный отказ обусловлен тем, что изменение существенных условий служебного контракта она оценивала как сокращение ее должности, настаивала на увольнении по данному основанию, на продолжение государственной службы согласна не была.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что ФИО2 уведомлена об изменении существенных условий служебного контракта представителем нанимателя в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения.
По мнению суда, отказ истицы ознакомиться с данным уведомлением фактически является отказом на замещение предложенной ей должности государственной гражданской службы, подтверждает несогласие истицы на изменение условий служебного контракта. В таких условиях, при наличии акта и показаний ФИО2, подтверждающих данные обстоятельства, само по себе отсутствие ее письменного отказа от предлагаемой должности не может свидетельствовать о несоблюдении представителем нанимателя требований закона.
Учитывая положения закона об изменении условий служебного контракта только по соглашению сторон и в письменной форме, отсутствие такого согласия истицы при соблюдении иных требований закона порождает право представителя нанимателя освободить ФИО2 от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.
С учетом изложенного, увольнение истицы в соответствии с п.7 ч.1 ст.33 Федерального закона о государственной гражданской службе соответствует закону и фактическим обстоятельствам спора.
Довод ФИО2 о подтверждении факта сокращения замещаемой ею должности направлением в ГККУ ЧАО «Межрайонный ЦЗН» Чукотстатом сведений об увольнении работников в связи сокращением, в том числе в отношении истицы, несостоятелен, поскольку данный факт сам по себе при отсутствии иных доказательств сокращения должности значения не имеет.
Доводы истицы о незаконности ее службы в Хабаровскстате с 01.01.2017г., принуждении ее к продолжению государственной службы посредством выдачи и отзыва уведомлений о сокращении, изменении существенных условий служебного контракта на законе не основаны.
В силу статьи 73 Федерального закона №79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, только в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Данным федеральным законом не урегулирован вопрос отношений представителя нанимателя и федерального государственного гражданского служащего при реорганизации в форме слияния.
Согласно статье 75 Трудового кодекса РФ реорганизация организации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.
С учетом изложенного, ее служба в Хабаровскстате с 01.01.2017г. носит законный характер.
Согласно п.1 ст.36 Федерального закона №79-ФЗ гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели.
Какие-либо доказательства принуждения истицы к исполнению обязанностей под давлением не представлены.
Напротив, из показаний истицы и материалов дела следует, что после ознакомления с уведомлениями о сокращении и изменении существенных условий труда ФИО2 продолжала выполнять свои обязанности, получала денежное содержание за исполнение своих обязанностей.
На основании установленных обстоятельств, свидетельствующих о совершении истцом последовательных действий, подтверждающих намерение расторгнуть служебный контракт не по собственному желанию, а в связи с сокращением, суд приходит к выводу, что принуждения истицы к исполнению обязанностей под давлением не имелось.
Между тем, даже в случае наличия таких доказательств у истицы не возникает права увольнения по п.8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона №79-ФЗ, поскольку в отношении должности истицы имело место изменение существенных условий контракта, а не сокращение должности.
В связи с изложенными обстоятельствами суд первой инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности приказа Управления Хабаровскстата от 04.04.2017г. №501/к об увольнении ФИО2 по п.7 ч.1 ст.33 Федерального закона №79-ФЗ.
С учетом выше изложенного, не подлежат удовлетворению требования ФИО2 к Хабаровскстату о признании незаконными действий в отношении продления срока исполнения должностных обязанностей до 10.04.2017г. путем систематической выдачи и отзыва уведомлений о сокращении, изменении существенных условий служебного контракта без согласия истицы, признании незаконным увольнения истицы с должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела статистики торговли услуг, финансов и цен, ведения Статрегистра Чукотстата 10.04.2017г. в связи изменением существенных условий служебного контракта по п.7 ч.1 ст.33 Федерального закона №79-ФЗ, признании незаконным приказа от 04.04.2017г. №501/к об увольнении истицы, возложении обязанности по его отмене, изменении формулировки увольнения истцы на п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона №79-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу о признании незаконными действий в отношении продления срока исполнения должностных обязанностей до 10.04.2017г. путем систематической выдачи и отзыва уведомлений о сокращении, изменении существенных условий служебного контракта без согласия истицы, признании незаконным увольнения истицы с должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела статистики торговли услуг, финансов и цен, ведения Статрегистра Чукотстата 10.04.2017г. в связи изменением существенных условий служебного контракта по п.7 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», признании незаконным приказа от 04.04.2017г. №501/к об увольнении истицы, возложении обязанности по отмене данного приказа, понуждении изменить основание увольнения истцы на п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) | Н.О.Бугаева |
Копия верна:
Судья | Н.О.Бугаева |
Мотивированное решение изготовлено 20.11.2017г.
Судья | Н.О.Бугаева |