ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-105/2017 от 20.01.2017 Кисловодского городского суда (Ставропольский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 января 2017 года город-курорт Кисловодск

Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Пожидаева В.П.

при секретаре Спектор А.С.,

с участием помощника прокурора города Кисловодска Оздоева Х.И..

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кисловодского городского суда гражданское дело по иску управления городского хозяйства администрации города курорта Кисловодска к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о выселении из муниципальной квартиры, расположенной в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, снятии с регистрационного учета и понуждении заключить договор социального найма.

У С Т А Н О В И Л:

Истец, в лице управления городского хозяйства администрации города курорта Кисловодска обратился в Кисловодский городской суд с иском о выселении ответчиков с <адрес> в <адрес>, общей площадью 101 кв.м, признанного аварийным и подлежащим сносу, с предоставлением <адрес> в <адрес> общей площадью 101,4 кв.м, о понуждении ФИО1 заключить договор социального найма <адрес>, снятии с регистрационного учета ответчиков по адресу <адрес> в <адрес> по следующим основаниям.

В соответствии с постановлением администрации города – курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный <адрес>, по ул К. Ге в <адрес>, в том числе <адрес> данного дома, на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем был включен в краевую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в ", утвержденную постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, принятую во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Указанной Программой установлен срок переселения жильцов <адрес> в <адрес> – четвертый квартал года.

Договор социального найма четырехкомнатной <адрес> по ул. <адрес> в <адрес>, общей площадью был заключен с ФИО1 В рамках действующего законодательства, в целях реализации Программы Переселения, ответчикам предлагается квартира в новостройке по договору социального найма на состав семьи шесть человек. Однако ответчики от заключения договора социального найма уклоняются.

В связи с этим, управление городского хозяйства администрации города – курорта Кисловодска обратилось с настоящими исковыми требованиями.

В ходе судебного заседания полномочный представитель истца – управления городского хозяйства администрации города курорта Кисловодска – ФИО11, действующая на основании полномочной доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.

Ответчик ФИО1 с иском не согласился, суду пояснил, что он является основным квартиросъёмщиком <адрес>. В данной квартире их проживает , в <адрес> в <адрес> две кухни, два санузла. Тогда, как предоставляемая квартира в новостройке имеет всего одну кухню и один санузел, что является неприемлемым в данном случае. Просил суд отказать в иске в полном объеме.

ФИО2, ответчик по иску, заявленные требования управления городского хозяйства администрации города курорта Кисловодска не признала. Пояснила, что в <адрес> их проживает 4 семьи, а предоставляемой квартире четыре семьи не уживутся.

Ответчики ФИО8, ФИО3, ФИО4 исковые требования не признали дали суду аналогичные пояснения. Просили суд в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица органа опеки и попечительства администрации города курорта Кисловодска, представитель Отдела УФМС России по <адрес> в городе Кисловодске, ответчики ФИО5, ФИО7, в судебное заседание не явились о дне, времени и месте слушания извещены надлежащим образом. Уважительности причин не явки суду не представили.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя истца, ответчиков, заключение прокурора <адрес>, полагавшим возможным удовлетворить исковые требования Управления городского хозяйства администрации города курорта Кисловодска, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к убеждению о том, что исковые требования не могут быть признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации никто не может быть произвольно лишен жилища.

На основании части 4 статьи 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе и в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, Федеральный закон N 185-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

<адрес>вой адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного Федерального закона и получения финансовой поддержки на ее реализацию за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 11 части 1 статьи 14, статья 16 Федерального закона N 185-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").

<адрес>вой адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2013 - 2017 годах", утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, задачами этой программы являются: создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории муниципальных образований <адрес> обеспечение жилищных прав граждан, проживающих по договору социального найма в жилых помещениях государственного и муниципального жилищных фондов, находящихся в аварийных многоквартирных домах

Указанной Программой установлен срок переселения жильцов <адрес> в <адрес> – четвертый квартал 2015 года.

В рамках реализации краевой адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2013 - 2017 годах", утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, управлением городского хозяйства, транспорта и строительства администрации города – курорта Кисловодска заключен муниципальный контракт на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома для предоставления гражданам города – курорта Кисловодска в соответствии с краевой адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> в 2013 - 2017 годах» в городе – курорте Кисловодске в 2015 году.

Согласно выписке из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> в <адрес>, общей площадью 101,4 м? в настоящее время находится в собственности города – курорта Кисловодска.

Как усматривается из типового договора договор социального найма четырехкомнатной <адрес> в <адрес>, общей площадью с ФИО1.

В рамках действующего законодательства, в целях реализации Программы Переселения, ФИО1 и членам его семьи была предложена четырехкомнатная <адрес> новостройке по адресу <адрес> в <адрес> по договору социального найма.

Частью 3 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или, с согласия в письменной форме этих граждан, в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Предъявляя настоящие исковые требования Управление городского хозяйства, транспорта и строительства администрации города курорта Кисловодска обосновывает свои требования тем, что предоставляемая квартира является равнозначной по общей площади, ранее занимаемому помещению. Так в данном случае общая площадь <адрес> в <адрес> (101,4 кв.м) превышает общую площадь <адрес>, расположенной в <адрес> (

Из материалов инвентарного дела , на <адрес> в <адрес> усматривается, что письмом Управления жилищного хозяйства ДД.ММ.ГГГГФИО12 сообщено, что решением исполкома от ДД.ММ.ГГГГ ему была предоставлена освободившаяся комната жилой площадью 10 кв.м на семью из 3-х человек на расширение жилой площади.

Распоряжением многоотраслевого производственного объединения коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения исполкома от ДД.ММ.ГГГГ п. 2.10 освободившуюся <адрес> из одной комнаты жилой площадью ФИО12 на семью , проживающему в этом доме в <адрес> из 2-х комнат жилой площадью

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО12 являющемуся квартиросъемщиком <адрес> в <адрес> жилой площадью 30,3 кв.м разрешено вместо литера «Д» строительство гаража.

Тем же постановлением постановлено следующее: помещение считать жилым площадью

Постановлением главы администрации города от ДД.ММ.ГГГГ п.3.3 исключена из числа освободившихся после смерти квартиросъемщика <адрес> и присоединена в качестве кладовой к <адрес>, основным квартиросъемщиком которой является ФИО12

Распоряжением производственного треста жилищного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ списанное решением исполкома от ДД.ММ.ГГГГ с баланса жилых помещений <адрес> присоединена, как подсобное гражданину ФИО12, проживающему в этом же доме в <адрес>.

Как усматривается из технического паспорта, составленного Кисловодским филиалом ГУП СК «СКИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>, расположенная в <адрес> состоит из следующих помещений: - кладовой площадью 6

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Кроме того, реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК РФ, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Согласно части 5 статьи 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Иными словами, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади, являющейся жилой, и площади определенных вспомогательных помещений.

Таким образом, поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащим сносу, не могут быть ухудшены, потребительские свойства помещения определяются, в том числе количеством комнат. Предоставление гражданам в порядке ст. 89 ЖК Российской Федерации равнозначного по общей площади жилого помещения не предполагает предоставление квартиры, меньше занимаемой по количеству комнат.

Данная позиция изложена в Определении Верховного суда РФ по аналогичным делам -В11-37 от ДД.ММ.ГГГГ, -Впр11-107 от ДД.ММ.ГГГГ, -КГПР12-24 от ДД.ММ.ГГГГ.

Занимаемая ответчиками квартира состоит из , в которой расположены две кухни (помещение и помещение ). В квартире проживают 4 отдельные семьи, что подтверждается справками о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с переселением ответчики должны занять четырехкомнатную квартиру с одной кухней и одним санузлом. Между тем их проживание в квартире, с одной кухней и одним санузлом, по мнению суда невозможно.

Следовательно, суд не может признать, что предоставляемое жилое помещение <адрес> в <адрес> отвечает уровню благоустроенности жилых помещений, выселение ответчиков из занимаемой квартиры, где они пользуются фактически 7 , и нежилым помещением литером в предоставленную по договору социального найма 4-х комнатную квартиру с одной кухней и одним санузлом нарушает их жилищные права.

С учетом вышеизложенного исковые требования управления городского хозяйства администрации города курорта Кисловодска о выселении ответчиков с <адрес> в <адрес>, общей площадью 101 кв.м, признанного аварийным и подлежащим сносу, с предоставлением <адрес> в <адрес> общей площадью о понуждении ФИО1 заключить договор социального найма <адрес>, снятии с регистрационного учета ответчиков по адресу <адрес> в <адрес> удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований управления городского хозяйства администрации города курорта Кисловодска к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о выселении из муниципальной <адрес> в <адрес>, общей площадью , признанного аварийным и подлежащим сносу, с предоставлением <адрес> в <адрес> общей площадью м, о понуждении ФИО1 заключить договор социального найма <адрес>, снятии с регистрационного учета по адресу <адрес> в <адрес> – отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья– В.П. Пожидаев