Дело № 2-105/2021
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Лазо Лазовский район Приморский край 30 июня 2021 года
Лазовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Волковой Е.В.,
при секретаре Лукашенко В.В.,
с участием истца - прокурора Лазовского района Приморского края Ларина Д.А., представителя ответчика - администрации Лазовского муниципального округа ФИО1, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО «ЛАЗКОМ» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Лазовского района Приморского края Ларина Д.А. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Лазовского муниципального округа Приморского края о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Лазовского района Приморского края Ларин Д.А. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Лазовского муниципального округа Приморского края о возложении обязанности, в обоснование исковых требований указал, что в связи с поступившим обращением ФИО3 прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения населения топливом для печного отопления на территории Лазовского муниципального округа. По результатам проверки выявлены нарушения в рассматриваемой сфере.
В силу пунктов 8, 17 статьи 2, пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления должны быть приняты меры, направленные на реализацию права населения, в том числе льготных категорий граждан, на приобретение топлива в соответствующем муниципальном образовании.
Постановлением главы Лазовского муниципального округа № утверждена муниципальная программа «Обеспечение граждан твердым топливом на территории Лазовского муниципального округа на 2021-2025 годы». Целью данной программы является обеспечение населения Лазовского муниципального округа твердым топливом в необходимом объеме и надлежащего качества. Как установлено п. 2.1 Положения об организации снабжения населения Лазовского муниципального округа твердым топливом, утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№, администрация Лазовского муниципального округа производит расчет потребности населения муниципального образования в твердом топливе; контролирует деятельность топливоснабжающей организации по обеспечению населения твердым топливом (дровами); контролирует бесперебойность снабжения населения топливом.
ДД.ММ.ГГГГ главой Лазовского муниципального района утвержден расчет потребности населения в твердом топливе, который составляет 47 956 куб. м.
В 2019 году администрацией Лазовского муниципального района проведен открытый конкурс по определению организации для снабжения населения Лазовского муниципального района твердым топливом. По результатам конкурса для данных целей определено ООО «Лазком».
Однако, как установлено в ходе проверки, ООО «Лазком» № заготовлено и поставлено для нужд населения твердое топливо (дрова) в объеме 4 260 куб. м, что не соответствует потребности населения района. Отсутствие необходимого объема твердого топлива нарушает права собственников, нанимателей жилых помещений и членов их семей, проживающих в домах с печным отоплением, круг которых определить невозможно, так как их общая численность и индивидуальный состав могут меняться в любой, произвольно взятый момент времени.
В связи с изложенным, прокурор просит суд возложить на администрацию Лазовского муниципального округа Приморского края обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать снабжение населения твердым топливом в соответствии с расчетной потребностью населения.
Определением Лазовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Общество с ограниченной ответственностью «Лазком».
В ходе производства по делу прокурор Лазовского района Приморского края Ларин Д.А. изменил исковые требования, просит суд возложить на администрацию Лазовского муниципального округа Приморского края обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать снабжение населения Лазовского муниципального округа твердым топливом в соответствии с потребностью населения, рассчитанной администрацией Лазовского муниципального округа Приморского края в соответствии с установленным нормативом потребления твердого топлива.
В судебном заседании прокурор Ларин Д.А. исковые требования поддержал с учетом их изменения по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – администрации Лазовского муниципального округа <адрес>ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, согласно которым, понятие «организация», используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг. Термин «организация» в любом случае не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции. Поэтому содержательное наполнение компетенции муниципальных образований, определяемое указанным термином, не может раскрываться в отрыве от содержания компетенции иных территориальных уровней публичной власти, а также вне связи с обязанностями, которые могут быть возложены на участников гражданского оборота с учетом особенностей той или иной сферы отношений. Соответственно, на положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относящие часть определяемых посредством термина «организация» вопросов в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом к перечню вопросов местного значения городских округов, с тем чтобы гражданам, проживающим на данной территории, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему соответствующих публичных услуг надлежащего качества, распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в Постановлении от 20 декабря 2010 года № 22-П, в силу которой, основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. При этом названные законоположения, прямо отсылающие к отраслевому законодательству, предполагают лишь определенную степень участия муниципальных округов в реализации соответствующих публичных задач и не ограничивают органы местного самоуправления в определении оптимальных вариантов их решения, в частности с учетом существующих финансовых возможностей муниципального образования. Администрацией, предприняты следующие меры по организации снабжения населения твердым топливом: утверждена муниципальная программа «Обеспечение граждан твердым топливом на территории Лазовского муниципального округа на 2019-2023 годы»; постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, утверждено Положение об организации снабжения населения Лазовского муниципального округа твердым топливом (до ДД.ММ.ГГГГ действовало аналогичное Положение, утвержденное постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№); утвержден примерный расчет годовой потребности населения в твердом топливе (дрова) - 47 956 куб. м.; проведен открытый конкурс по определению организации по снабжению населения твердым топливом (дровами), по результатам которого определен подрядчик - ООО «Лазком» с которым заключено 10 муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по снабжению населения твердым топливом (дровами) и соглашение о субсидировании затрат. С учетом ограниченных финансовых возможностей местного бюджета, в целях осуществления указанных полномочий, в рамках исполнения государственной программы Приморского края «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края на 2020-2027 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-па, произведен расчет субсидии (по тарифам, установленным постановлением департамента по тарифам <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ с последующими изменениями), предоставляемой из краевого бюджета на обеспечение населения твердым топливом, необходимый размер которой на 2020 год составил 85 804 644,77 рублей. В адрес администрации <адрес> направлено ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ№ и документы для получения указанной субсидии из краевого бюджета. Субсидия на 2020 год, в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-№ выделена в размере 9 289 574,83 рублей, то есть в размере значительно меньше необходимого. Более того, в ходе исполнения бюджетные обязательства на обеспечение граждан твердым топливом (дровами) со стороны субъекта РФ уменьшены до 7 647 459,17 рублей, что свидетельствует о том, что, несмотря на прямое закрепление в законе обязанности по организации обеспечения населения твердым топливом за органами местного самоуправления, в реализации указанной задачи (в части финансового обеспечения) участвуют также органы публичной власти на уровне субъекта РФ и соответственно, наряду с органами местного самоуправления также несут ответственность в случае недостижения заявленных показателей по обеспечению населения твердым топливом. Помимо причин финансового характера, повлиявших на невозможность достижения расчетной величины снабжения населения твердым топливом (дровами) в объеме - 47956 куб. м., следует отметить также фактическое отсутствие на территории Лазовского муниципального округа лесосек для заготовки твердого топлива (дров) для нужд населения. Специалисты Рослесхоза, учитывая преобладание на территории округа смешанных лесов, в которых преобладает ценная порода дерева - дуб, а также прямой запрет на заготовку указанной породы дерева, содержащийся в статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-№ «Об использовании лесов в <адрес>», отказывают в отведении лесосек в необходимом количестве, в связи с чем, у населения Лазовского муниципального округа (в случаях заготовки дров для собственных нужд), а также у топливоснабжающей организации - ООО «Лазком» отсутствует возможность по заготовке необходимых объемов дров на территории муниципального округа. При этом поставка твердого топлива из других районов края требует значительных временных и материальных затрат, которые как указывалось выше субсидируются в объеме значительно ниже требуемого. По указанному вопросу Администрацией, Думой муниципального образования направлены обращения в органы власти <адрес>, однако указанный вопрос, в настоящее время не может быть решен иначе как путем его законодательного урегулирования. Таким образом, во исполнение обязанности по организации снабжения населения твердым топливом, возложенной на органы местного самоуправления в рамках определенных законом полномочий и финансовых возможностей, предприняты все необходимые меры публично-властного характера, в том числе, регулирующего, распорядительного, контрольного воздействия, по организации снабжения населения твердым топливом. При этом истец в своем заявлении не указывает, какие конкретные меры, предусмотренные законом, необходимо дополнительно предпринять администрации, для реализации указанных полномочий в необходимом объеме. Дополнительно пояснил, что представленный в материалы дела расчет потребности населения Лазовского муниципального округа в твердом топливе, произведен на основании постановления главы Лазовского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, что является расчетной для получения субсидии, а не фактической потребностью, которая необходима населению. Полагал, что при отсутствии подтвержденного спроса на другие виды топлива, неуместно говорить об иных видах топлива, кроме как дрова. Население района желает самостоятельно заготавливать древесину для отопления жилых домов, вместе с тем, заявки населения на заготовку дров из Лазовского муниципального округа, Минлесхозом отклоняются с указанием на отсутствие необходимого количества объема древесины, при этом дуб, как основная составляющая, к вырубке действующим законодательством запрещен.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ООО «Лазком» ФИО2 в судебном заседании указал, что в соответствии с положениями ст. 30 Лесного кодекса РФ граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд, порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд в <адрес> осуществляется согласно закону <адрес> «Об использовании лесов в <адрес>», в соответствии со ст. 8 указанного закона под нормативами заготовки гражданами древесины для собственных нужд понимаются предельные объемы заготовки древесины на одно подворье, которые согласно нормативам для отопления жилых домов составляет 20 куб. м ликвидной древесины ежегодно. С учетом домовладений на территории Лазовского муниципального округа в количестве 2 136, полагал, что Министерством лесного хозяйства <адрес> на указанные цели населению должно быть выделено 42 000 куб. м. древесины, недостающий объем с учетом расчета потребности населения в твердом топливе, в таком случае, составит 5 000 куб. м. У ООО «Лазком», являющегося топливоснабжающей организацией на территории Лазовского муниципального округа, отсутствуют производственные мощности по заготовке объема потребности населения в твердом топливе (дрова) в размере 47 956 куб. м., при этом, муниципальный контракт на выполнение работ по снабжению населения Лазовского муниципального округа твердым топливом в пределах стоимости данного контракта выполнен ООО «Лазком» в полном объеме.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац двенадцатый части 1 статьи 2).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к органам местного самоуправления относятся органы, избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 названного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Положение п. 4 ч. 1 ст. 16 от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возлагающее на муниципальный округ, в том числе, организацию снабжения населения топливом в границах муниципального округа, имеет характер общей нормы - оно устанавливает соответствующее направление деятельности данного муниципального образования, но не объем полномочий, которым он обладает для решения этого вопроса местного значения.
Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 29.03.2011 № 2-П, от 13.10.2015 № 26-П, от 26.04.2016 № 13-П, в Определениях от 28.03.2017 № 720-О, от 09.11.2017 № 2516-О, выражены следующие правовые позиции.
Направления деятельности администраций городских округов - в рамках общих принципов правового регулирования компетенции муниципальных образований - выражены в правовых нормах общего характера, поэтому содержание такой деятельности, включая конкретные способы, методы, средства решения вопросов местного значения, должно раскрываться во взаимосвязи с положениями специального отраслевого, в том числе бюджетного, законодательства. Понятие «организация», используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг. Термин «организация» в любом случае не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции. Поэтому содержательное наполнение компетенции муниципальных образований, определяемое указанным термином, не может раскрываться в отрыве от содержания компетенции иных территориальных уровней публичной власти, а также вне связи с обязанностями, которые могут быть возложены на участников гражданского оборота с учетом особенностей той или иной сферы отношений.
Соответственно, на положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относящие часть определяемых посредством термина «организация» вопросов в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также отдельные вопросы в сфере дорожной деятельности к перечню вопросов местного значения городских округов, с тем чтобы гражданам, проживающим на данной территории, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему соответствующих публичных услуг надлежащего качества и к транспортной инфраструктуре общего пользования, служащей необходимой предпосылкой для реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в Постановлении от 20.12.2010 № 22-П, в силу которой основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. При этом названные законоположения, прямо отсылающие к отраслевому законодательству, предполагают лишь определенную степень участия городских округов в реализации соответствующих публичных задач и не ограничивают органы местного самоуправления в определении оптимальных вариантов их решения, в частности с учетом существующих финансовых возможностей муниципального образования.
Администрация Лазовского муниципального округа в рамках реализации вышеуказанного вопроса местного значения наделена полномочиями по определению организаций, снабжающих население топливом.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения населения топливом для печного отопления на территории Лазовского муниципального округа, выявлен факт отсутствия необходимого объема твердого топлива для нужд населения.
Так, постановлением главы Лазовского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, установлен норматив потребления твердого топлива для граждан, проживающих в одноэтажных домах (малоэтажных) зданиях на территории района, имеющих собственные источники отопления и не подключенные к системам центральных коммуникаций сетей отоплений: дрова - 0,467 м3 складской массы на 1 м2 в год, бурый уголь - 167 кг на 1 м2 в год, каменный уголь - 104 кг на 1 м2 в год.
Потребность населения в твердом топливе (дровами) на территории Лазовского муниципального округа по нормативу потребления, утвержденному вышеуказанным постановлением составляет 47 956 куб. м. Указанный расчет потребности утвержден главой администрации ДД.ММ.ГГГГ.
В 2019 году администрацией Лазовского муниципального района проведен открытый конкурс по определению организации для снабжения населения Лазовского муниципального района твердым топливом. По результатам конкурса для данных целей определено ООО «Лазком».
На требование прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в связи с проведением проверки исполнения действующего законодательства при обеспечении населения топливом, администрацией Лазовского муниципального района в ответе от ДД.ММ.ГГГГ, указано о том, что объем твердого топлива, которым может обеспечить специализированная организация, напрямую зависит от проведения аукционов на заготовку дровяной древесины, проводимые Министерством лесного и охотничьего хозяйства, а также от объема выделяемых субсидий из краевого бюджета <адрес> на обеспечение граждан твердым топливом. <адрес> в твердом топливе составляет 47 956 куб. м. В 2020 году объем реализации твердого топлива составил 4 260 куб. м., сумма средств субсидий из краевого и местного бюджетов составила 7 720 881 рубль. Для обеспечения района твердым топливом (дровами) постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена муниципальная программ «Обеспечение граждан твердым топливом на территории Лазовского муниципального района на 2019-2023 годы» (с изм. от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№). Постановлением администрации Лазовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена муниципальная программа «Обеспечение граждан твердым топливом на территории Лазовского муниципального округа на 2021-2025 годы». Письменных обращений жителей района по вопросам обеспечения дровами и с жалобами о невозможности получения льгот на твердое топливо в адрес администрации Лазовского муниципального района не поступало.
Представитель ООО «Лазком» в судебном заседании также пояснил, что у топливоснабжающей организации отсутствуют производственные мощности по заготовке объема потребности населения в твердом топливе (дрова) в размере 47 956 куб. м.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм права, обязанность обеспечения населения необходимым объемом твердого топлива возложена на орган местного самоуправления, в том числе организация мероприятий, направленных на реализацию данной обязанности. Само по себе заключение муниципального контракта с исполнителем услуги по снабжению населения Лазовского муниципального округа твердым топливом не свидетельствует о том, что обязанность по обеспечению населения твердым топливом выполнена в соответствии с утвержденным расчетом потребности населения в твердом топливе и орган местного самоуправления не несет ответственности за необеспечение установленных нормативов потребления твердого топлива, при том, что судом установлено, что ООО «Лазком» не может обеспечить население твердым топливом в объеме, соответствующем потребности населения района, что нарушает права собственников, нанимателей жилых помещений и членов их семей, проживающих в домовладениях, которые не имеют подключения к центральному теплоснабжению. Доводы представителя ответчика об ограничении финансовых возможностей в целях осуществления указанных полномочий, суд считает несостоятельными, поскольку реализация значительным числом граждан, проживающим на территории Лазовского муниципального округа права на решение вопросов местного значения, через осуществление полномочий органом местного самоуправления, не может ставиться в зависимость от наличия либо отсутствия у органа местного самоуправления финансовых средств.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о возложении на администрацию Лазовского муниципального округа обязанности организовать снабжение населения Лазовского муниципального округа твердым топливом в соответствии с потребностью населения, рассчитанной администрацией Лазовского муниципального округа <адрес> в соответствии с установленным нормативом потребления твердого топлива, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, учитывая, приближение осенне-зимнего периода времени, суд считает необходимым установить срок для исполнения возложенной обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая его разумным и достаточным.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Лазовского района Приморского края Ларина Д.А. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Лазовского муниципального округа Приморского края о возложении обязанности, - удовлетворить.
Обязать администрацию Лазовского муниципального округа Приморского края в течение ШЕСТИ месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать снабжение населения Лазовского муниципального округа твердым топливом в соответствии с потребностью населения, рассчитанной администрацией Лазовского муниципального округа Приморского края в соответствии с установленным нормативом потребления твердого топлива.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Лазовский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 07 июля 2021 года.
Судья Е.В. Волкова