ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-105/2022 от 12.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

УИД 05RS0031-01-2021-024963-55

Дело № 2-105/2022 (2-4613/2021)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала 12 мая 2022 года

Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе:

председательствующего судьи – Магомедовой Х.М.,

при секретаре судебного заседания – Исмаиловой Ф.Р.,

с участием:

истца Гаджиева М.М.,

представителя Администрации г. Махачкалы по доверенности Умалатова А.М.,

представителя Управлению имущественных и земельных отношений г. Махачкалы Омаровой С.К., действующей на основании доверенности,

третьего лица председателя ЖСК «Молодежный» Алиева А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гаджиева ФИО19 к Администрации г. Махачкалы, Управлению архитектуры и градостроительства г. Махачкалы, Управлению имущественных и земельных отношений г. Махачкалы, МУП Махачкалинское кадастрово-геодезическое бюро, Управлению Росреестра по РД о признании незаконными и недействительными межевого плана земельного участка и обязании образовать земельный участок под многоквартирным домом в соответствии с градостроительными и земельными нормами, внесении изменений в сведения об основных характеристиках на объект недвижимости в ЕГРН,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации , Управлению архитектуры и градостроительства , Управлению имущественных и земельных отношений , МУП Махачкалинское кадастрово-геодезическое бюро, Управлению Росреестра по РД о признании незаконными и недействительными межевого плана земельного участка и обязании образовать земельный участок под многоквартирным домом в соответствии с градостроительными и земельными нормами, внесении изменений в сведения об основных характеристиках на объект недвижимости в ЕГРН.

В обоснование иска указано, что решением -к от ДД.ММ.ГГГГ Исполкома Махачкалинского горсовета народных депутатов было разрешено ППСО «Дагестанпроектстрой» строительство для ЖСК «Молодежный» 5-этажного жилого дома на позиции 9 в Г-1 Приморского жилого района (количество квартир уточнить при проектировании).

На основании указанного решения Махачкалинского горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ-к, а также, акта на землепользование от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением архитектуры и градостроительства инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля МЖСК «Молодежный» было выдано разрешение на строительство по адресу: МКР Г-1 Приморского жилого района на основании проекта серии 67 разработанного проектным институтом «Дагестангражданпроект»; подрядная организация СМУ-4 ППСО «Дагестанпроектстрой».

В настоящее время строительство многоквартирного жилого дома завершено (2001), квартиры заселены собственниками, подключены все коммуникации, производится оплата коммунальных услуг.

Распоряжением Комитета управления имуществом от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок под МКД был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 05:40:000067:5829, вместе с тем, при постановке земельного участка на кадастровый учет границы земельного участка были определены ошибочно в меньшем размере площадью 720 кв.м., тогда как по факту жилой дом занимает большую площадь, примерно 1870 кв.м., согласно топосъемке, при этом следует отметить, что кадастровые работы (межевание земельного участка) были произведены без участия представителя ЖСК «Молодежный», границы и площадь занимаемого МКД земельного участка определены некорректно, и представитель ЖСК «Молодежный» участие не принимал, о составлении межевого плана и проведении кадастрового учета им стало известно в последующем, их обращения в администрацию по этому поводу никакого результата не принесли.

Истец является собственником части помещений (квартиры) в многоквартирном доме, в связи с чем, вправе владеть и пользоваться земельным участком под этим домом на равных условиях с другими собственниками помещений в многоквартирном доме и не обязан вносить какую-либо плату за пользование этим земельным участком департаменту.

В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал исковые требования и суду пояснил, что до полдачи иска жильцы дома и представитель ЖСК «Молодежный» неоднократно обращались по вопросу образования земельного участка. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО7 возражал против удовлетворения иска.

Представитель Управления имущественных и земельных отношений ФИО8 указала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. Соглсно актуальным сведениям ЕГРН кадастровый номер земельного участка аннулирован.

Председатель ЖСК «Моложенный» ФИО9 поддержал исковые требования, указав, что он неоднократно обращался с вопросом о формировании земельного участка под многоквартирным домом.

В судебное заседание представители Управления архитектуры и градостроительства , МУП Махачкалинское кадастрово-геодезическое бюро, Управления Росреестра по РД, третьии лица ФИО15, ФИО10, ФИО16, ШихкеримоваМ.О., ФИО11, будучи извещенными не явились и судом дело рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему.

Как следует из материалов дела, решением Махачкалинского горисполкома -к от ДД.ММ.ГГГГ разрешено ППСО «Дагестанпроектстрой» для строительства ЖСК «Молодежный» 5-ти этажного жилого дома на поз. 9 в Г-1 приморского жилого района.

Согласно разрешению на строительство от ДД.ММ.ГГГГ выданному ЖСК «Молодежный», подрядной строительной организацией является СМУ-4 ППСО «Дагстанпроектстрой», т.е. структурная организация ППСО «Дагстанпроектстрой», у которого уже находился в пользовании земельный участок.

В этом разрешении указано о том, у ППСО «Дагестанпроектстрой» имеется акт на землепользование от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением архитектуры и градостроительства , проект дома разработан проектным институтом «Дагестангражданпроект» (серия проекта ), авторский надзор этот институт должен был осуществлять по договору от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что собственники квартир, в том числе истец, в жилом доме ЖСК «Молодежный», расположенного по адресу: 1-й, (ранее ), а также председатель ЖСК «Молодежный» обращались в администрацию , Управление архитектуры и градостроительства по вопросу уточнения и определения границ земельного участка под многоквартирным домом.

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок площадью 720 кв.м. под многокварным домом по адресу: кадастровым номером имеет статус «временные» и дата истечения срока действия временного характера – ДД.ММ.ГГГГ.

По ходатайству представителя администрации ГОсВД «» по делу была назначена землеустроительная экспертиза.

Согласно выводам заключения эксперта ООО «РЦСЭ» в случае установления границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного под многоквартирным домом (с учетом придомовой территории дома), будут иметь место незначительные накладки на близлежащие земельные участки с кадастровыми ноерами .), установление границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного под многоквартирным домом (с учетом придомовой территории дома) не нарушает права и законные интересы третьих лиц.

Из заключения (схемы территории ) следует, что между домом и домами, расположенными на земельных участках с кадастровыми номерами 7480 и 7479, проходит , притом территория улицы входит в границы этих земельных участков, а территория самих участков через эту улицу (т.е. земли общего пользования) частично накладываются на земельный участок, который может быть сформирован для ЖСК.

Из материалов дела усматривается, что земельные участки 7480 и 7479 были образованы из земельного участка ООО «Гриф» площадью 20878 кв. м. с кадастровым номером который был поставлен на учет в сентябре 2014 года.

Исходя из заявленных требований, сформировать придомовую территорию ЖСК возможно при отсутствии у ЖСК претензий к границам участков 758, 7480, 7479, разработав схему расположения земельного участка на территории кадастрового квартала и проведя межевание участка свободной и бесспорной территории.

В ходе рассмотрения дела иск об оспаривании границ названных участков не заявлен.

Разрешая заявленные требования суд исходит из следующего, для многоквартирного дома придомовой территорией является земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (статья 36 ЖК РФ).

Администрация на основании частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и других приведенных ниже норм права обязана образовать (сформировать) земельный участок придомовой территории.

Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами (часть 13 статьи 39 ЗК РФ).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности

На основании частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.

Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 12-П).

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории.

Часть 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» предусматривает, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 ГрК РФ.

Согласно пункту 2 Методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденных приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 153/пр, в целях формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, органам государственной власти и органам местного самоуправления рекомендуется провести следующие мероприятия: подготовить и утвердить проект межевания территории, в соответствии с которым определяются границы земельного участка (земельных участков), на котором (на которых) расположен (расположены) многоквартирный дом (многоквартирные дома); провести работы по подготовке документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков); представить в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), осуществляющий государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков).

В силу пункта 10 Методических рекомендаций образование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, рекомендуется осуществлять органам государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления, наделенных полномочиями по распоряжению такими земельными участками.

Следовательно, именно на Администрации лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, при этом отсутствие утвержденного проекта межевания территории не является основанием для отказа истцу в реализации его права на формирование земельного участка.

В постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П «По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО12, ФИО13 и ФИО14", в котором сказано, что в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления процедуры формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.

Поскольку ЖСК или жильцы (или жилец) дома уже обращались в Администрацию с заявлениями о формировании придомовой территории, а оно не было выполнено, а согласно установленным обстоятельствам площадь земельного участка оказалась недостаточной для размещения многоквартирного дома и элементов благоустройства, то на Администрацию следует возложить обязанность по формированию участка, поскольку по закону эта ее прямая обязанность.

Разрешая требования истца в части обязания Управления Росреестра по РД внести соответствующие изменения в ЕГРН об основных характеристиках земельного участка с кадастровым номером , указав площадь земельного участка по результатам образования земельного участка под многоквартирным жилым домом, суд исходит из следующего.

Согласно сведениям ЕГРН земельного участка с кадастровым номером

Придомовая территория по настоящему решению суда Администрацией будет сформирована только по вступлении решения суда в законную силу, тогда же будут определяться координаты точек границ территории, т.е. появятся сведения, исходя из которых следует внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости.

Суд по характеру заявленного требования не может заниматься определением координат территории в судебном порядке, поскольку заявлено требование не об определении координат свободной территории как придомовой территории, а заявлено только требование о возложении на Администрацию обязанности по формированию участка. При этом, судом неоднократно было предложено истцу уточнить заявленные требования.

Возложение на Управление Росреестра заявленной обязанности возможно только тогда, когда придомовая территория имеет определенные координаты, а они до настоящего времени не определены, в связи с чем на данном этапе спора, когда перед судом заявлено требование о возложении на Администрацию названной обязанности, а не требование об определении придомовой территории, возложение такой обязанности на Управление Росреестра по РД, которое в данном случае вправе лишь выполнит технические процедуры по внесению изменений в сведения Реестра, является неправильным, решение о возложении на Управление такой обязанности станет неисполнимым.

ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 85 ГПК РФ поступило заявление экспертного учреждения ООО «Республиканский центр судебной экспертизы» о возмещении расходов на проведение экспертизы в размере 46.800 рублей.

Согласно ч. 2 ст. 85 ГПК РФ эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений ч. 1 ст. 96 и ст. 98 ГПК РФ.

Разрешая заявление ООО «Республиканский центр судебной экспертизы» суд исходит из того, что проведенная по делу экспертиза по ходатайству представителя ответчика администрации ГОсВД «» не оплачена, принимая во внимания цель проведения экспертизы, а также с учетом положений ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, с Администрации ГОсВД «» в пользу ООО «Республиканский центр судебной экспертизы» подлежат взысканию расходы на проведение судебной землеустроительной экспертизы в размере 46.800 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление ФИО1 к Администрации , Управлению архитектуры и градостроительства , Управлению имущественных и земельных отношений , МУП Махачкалинское кадастрово-геодезическое бюро, Управлению Росреестра по РД о признании незаконными и недействительными межевого плана земельного участка и обязании образовать земельный участок под многоквартирным домом в соответствии с градостроительными и земельными нормами, внесении изменений в сведения об основных характеристиках на объект недвижимости в ЕГРН – удовлетворить частично.

Признать незаконным и недействительным межевой план земельного участка, расположенного по , изготовленный МУП «Махачкалинское кадастрово-геодезическое бюро» МО «» по заказу Комитета по управлению имуществом МО «».

Обязать Администрацию ГОсВД «» образовать земельный участок под многоквартирным жилым домом, расположенного по в соответствии с действующим законодательством.

В удовлетворении остальной части требований – отказать.

Взыскать с администрации ГОсВД «» в пользу ООО «Республиканский центр судебной экспертизы» расходы за проведение землеустроительной экспертизы в размере 46.800 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд .

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Х.М. Магомедова