ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-105/2022 от 18.01.2022 Шебекинского районного суда (Белгородская область)

31RS0024-01-2021-002469-37 № 2-105/2022г.

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Котельвиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Глушневой М.В.,

с участием представителя истца ФИО1 (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления социальной защиты населения администрации Шебекинского городского округа к ФИО2 ФИО7 о понуждении к исполнению обязательств,

УСТАНОВИЛ:

Управление социальной защиты населения администрации Шебекинского городского округа обратилось в суд с иском к ФИО2, в котором с учетом уточнения требований просит, обязать ответчика представить в УСЗН администрации Шебекинского городского округа документы, подтверждающие целевое использование полученной помощи на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, а именно товарный или кассовый чек с указанием наименования товара, приходно-расходный ордер, выписку со счета клиента, заверенную подписью уполномоченного лица и печатью, другой документ, который доказывает выполнение операции оплаты.

В обоснование требований указывая на то, что 02.03.2021г. между Управлением социальной защиты населения администрации Шебекинского городского округа и ФИО2 заключен социальный контракт по оказанию ФИО2 государственной социальной помощи в виде единовременного пособия граждан, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, на открытие и ведение предпринимательской деятельности (художественная ковка) в размере 250 000 рублей, а заявитель обязался реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, являющейся неотъемлемой частью социального контракта, и в частности представить в орган социальной защиты населения документы, подтверждающие приобретение им основных средств (оборудования) и (или) материально-производственных запасов. Указанная государственная социальная помощь ответчику выделена. Согласно предоставленного ответчиком отчета, он приобрел для ведения предпринимательской деятельности сверлильный станок стоимостью 17000 руб., аппарат плазменной резки (плазматрон) стоимостью 26691 руб., кузнечный станок (комплект) стоимостью 210000 руб. Однако, как полагает истец, документальное подтверждение о расходовании выделенных денежных средств приобретение ответчиком основных средств и материально-производственных запасов представлено только в отношении сверлильного станка и аппарата плазменной резки. Считают, что представленный ответчиком бланк - Заказ № от 16.03.2021г. относительно станка для ковки, оформленный между <данные изъяты>. и ФИО2 не является документом, подтверждающим факт оплаты ответчиком данного оборудования. Считают, что не предоставление ответчиком документа, подтверждающего факт оплаты приобретенного товара (оборудования) является нарушением п.2.2.4 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Белгородской области от 22.06.2020 года № 273-пп, п.3 Программы социальной адаптации, и влечет за собой необоснованное расходование бюджетных средств.

В судебном заседании представитель истца ФИО1. заявленные уточненные требования поддержала, по основаниям изложенным в иске, просила требования удовлетворить.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени разбирательства дела уведомлен судебным извещением. Конверт возвращен в суд. Сведений об уважительных причинах неявки ответчик суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. В соответствии со ст.233 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, против чего истец не возражал.

Выслушав пояснения явившегося участника процесса, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд приходит к следующему.

В соответствии с Социальным кодексом Белгородской области от 28 декабря 2004 года N 165, а также в целях обеспечения предоставления мер социальной защиты гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации области, постановлением Правительства Белгородской области от 22.06.2020 N273-пп "О предоставлении мер социальной защиты гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации" разработан и утвержден Порядок предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, а также назначения и выплаты пособий малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Указанный Порядок предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, а также назначения и выплаты пособий малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (далее - Порядок), определяет условия и последовательность оказания мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предусмотренных главой 11 Социального кодекса Белгородской области.

При этом, под социальным контрактом понимается - соглашение между малоимущим одиноко проживающим гражданином (гражданином, действующим от имени своей малоимущей семьи) и органом, уполномоченным на организацию предоставления пособия, в соответствии с которым орган, уполномоченный на организацию предоставления пособия, обязуется оказать государственную социальную помощь, а гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта может осуществляться в виде, в частности: денежных выплат (единовременных или ежемесячных).

На период действия социального контракта разрабатывается программа социальной адаптации семьи.

Программой социальной адаптации является разработанный уполномоченным органом совместно с межведомственной комиссией по предоставлению мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и гражданином комплекс мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации, включающий в себя виды и объем указанных мероприятий, а также порядок их реализации.

Также приведенным выше Постановлением разработан Порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта за счет средств областного бюджета и субсидии из федерального бюджета на условиях софинансирования (далее - Порядок оказания помощи на основании социального контракта).

Целью оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта является выход малоимущих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного на территории Белгородской области, на более высокий уровень жизни за счет собственных активных действий для получения постоянных самостоятельных источников дохода в денежной форме, позволяющих преодолеть трудную жизненную ситуацию и улучшить материальное положение таких граждан (семьи граждан) (п.3.6 Порядка).

В соответствии с пунктом 3.2.2. Государственная социальная помощь на основании социального контракта в соответствии с Порядком оказания помощи на основании социального контракта предоставляется гражданам на реализацию следующих мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, в частности: б) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.

Согласно пункту 3.2.5.2. На реализацию мероприятия, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3.2.2 подраздела 3.2 раздела 3 Порядка, размер и продолжительность оказания государственной социальной помощи определяются с учетом следующего, в частности:

- предоставление денежной выплаты единовременно гражданам, заключившим социальный контракт, в том числе являющимся самозанятыми, для ведения предпринимательской деятельности, в том числе возмещение расходов, связанных с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход, в размере фактически понесенных расходов, но не более 5 процентов суммы, выделенной гражданину в рамках социального контракта, приобретения основных средств (оборудования), материально-производственных запасов, имущественных обязательств на праве аренды (не более 15 процентов назначаемой выплаты), создания и оснащения дополнительных рабочих мест в размере не более 250000 рублей.

Общий срок заключенного социального контракта на реализацию мероприятия, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3.2.2 подраздела 3.2 раздела 3 Порядка, не должен превышать 12 месяцев.

В случае принятия решения об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта с заявителем заключается социальный контракт, приложением к которому является программа социальной адаптации. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (пункты 3.2.9.5., 3.2.9.8. 3.2.9.10 Порядка).

В соответствии с пунктом 3.2.19 Порядка полученная государственная социальная помощь на основании социального контракта должна быть использована заявителем (членами семьи заявителя) на выполнение мероприятий программы социальной адаптации в сроки, предусмотренные программой социальной адаптации.

При этом, орган социальной защиты населения осуществляет ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта (3.2.9.13.), а заявитель ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в орган социальной защиты населения отчет о выполнении программы социальной адаптации по форме согласно приложению N 14 к Порядку (п. 3.2.14).

Как следует из материалов дела и установлено судом, 02.03.2021г. между Управлением социальной защиты населения администрации Шебекинского городского округа и ФИО2 заключен социальный контракт по оказанию ФИО2 государственной социальной помощи в виде выплаты единовременного пособия гражданину, оказавшемуся в тяжелой жизненной ситуации, на открытие и осуществление предпринимательской деятельности (художественная ковка), в размере 250 000 рублей.

Органом социальной защиты населения денежные средства в указанном размере ФИО2 перечислены на счет, что подтверждается решением № от 02.03.2021г. о выплате по соцконтракту, реестром № от 11.03.2021г. получателей денежных средств на счет.

По условиям соцконтракта ФИО2 обязался реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, являющейся неотъемлемой частью социального контракта. В частности: зарегистрироваться в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности (встать на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход), представить в орган социальной защиты населения документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход, приобрести в период действия социального контракта основные средства (оборудование) и (или) материально-производственные запасы, и (или) имущественные обязательства на праве аренды, и (или) создать, осуществить оснащение дополнительных рабочих мест для осуществления предпринимательской деятельности и представить в Орган социальной защиты населения подтверждающие документы (п.3.2.1. контракта).

В свою очередь, Орган социальной защиты населения обязался, в частности: осуществлять ежемесячный контроль за выполнением ФИО2 обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями заключенного социального контракта.

Согласно программе социальной адаптации, ФИО2 в частности обязался приобрести основные средства: силовой агрегат, навесное оборудование плазматрон, сверлильный станок.

31.03.2021г. ФИО2 в Орган социальной защиты населения сдан отчет о выполнении программы социальной адаптации, с указанием перечня выполненных в период с 02.03.2021 по 31.03.2021 мероприятий: составление бизнес- плана, приобретение основных средств, информацией о расходовании полученных средств.

К данному отчету ФИО2 в качестве документов, подтверждающих исполнение мероприятий и расходование полученных средств, приложены: товарный чек от 13.03.2021 на приобретение резака плазменного на сумму 26691 руб., товарный чек от 13.03.2021 о приобретении станка сверлильного на сумму 17000 руб., и кассовый чек от 13.03.2021г. на сумму 22500 руб., товарный чек от 24.03.2021 о приобретении сварочной проволоки на сумму 1050 руб., а также бланк-Заказ № от 16.03.2021, оформленный <данные изъяты> (исполнитель) для заказчика ФИО2 в отношении станка для ковки «Кузнец» в базовой комплектации 220 вольт. Дополнительно: ролики «Битые ребра для профильных труб 15х15», количеством 1 шт., ценой 210 000,0 руб., на сумму 210 000,0 руб.

15.04.2021г. внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о государственной регистрации ФИО2 в качестве индивидуального предпринимателя, с основным видом деятельности изготовление готовых металлических изделий хозяйственного назначения по индивидуальному заказу населения.

То, что указанное оборудование и материально-производственные запасы фактически ФИО2 приобретены, установлены по месту его жительства, и в период с апреля 2021г. им осуществлялась предпринимательская деятельность по изготовлению готовых металлических изделий хозяйственного назначения по индивидуальному заказу населения, стороной истца не оспаривается и подтверждается отчетами о выполнении программы социальной адаптации, сданными 30.04.2021г., 09.07.2021г., 04.08.2021г., 09.09.2021г., объяснительной ФИО2 о реализации произведенной продукции от 09.07.2021г.

Посчитав, что п.3.2.1 Социального контракта в части предоставления документов, подтверждающих расходование выделенных денежных средств на приобретение оборудования для осуществления предпринимательской деятельности ответчиком выполнен не надлежаще, Орган социальной защиты населения в адрес ответчика направил письменное уведомление от 12.08.2021г. с предложением о предоставлении в течение 5-ти дней с момента получения уведомления, отчетной документации, а также 13.08.2021г. осуществил выезд по месту его жительства с целью вручения такого уведомления. Уведомление вручено супруге ответчика.

В установленный в указанном уведомлении срок, предложение истца ответчиком исполнено не было, что следует из информации Органа социальной защиты населения от 17.08.2021, 06.09.2021.

Повторное уведомление Органа социальной защиты населения получено ответчиком 08.09.2021г. лично под роспись, с указанием на нем, что требуемые от него документы на закупленный товар он сдал в УСЗН в мае 2021 года.

За предоставление недостоверных или неполных сведений Порядком предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, а также назначения и выплаты пособий малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, условиями заключенного между сторонами социального контракта, предусмотрена ответственность.

При разрешении заявленных требований, суд принимает во внимание характер данного ответчиком обязательства при заключении им 02.03.2021 года социального контракта с Управлением социальной зашиты населения администрации Шебекинского городского округа, что возникло данное обязательство ввиду предоставления ему государственной социальной помощи как гражданину, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, а также учитывает пояснения истца о том, что в ходе выполнения ими проверочных мероприятий фактическое наличие станка для ковки по месту жительства ответчика установлено.

Из норм статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.

Согласно, разъяснениям, содержащимся в пунктах 22, 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" исходя из взаимосвязанных положений пункта 6 статьи 313 и статьи 403 ГК РФ в случае, когда исполнение было возложено должником на третье лицо, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства этим третьим лицом перед кредитором отвечает должник, если иное не установлено законом. Согласно пункту 3 статьи 328 ГК РФ ни одна из сторон обязательства, по условиям которого предусмотрено встречное исполнение, не вправе требовать по суду от другой стороны исполнения в натуре, не предоставив причитающегося с нее по обязательству другой стороне. Однако такое право соответствующей стороны может быть установлено законом или договором (пункт 4 статьи 328 ГК РФ). Вместе с тем кредитор не лишен возможности требовать возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, в соответствии с условиями обязательства (статьи 15, 393, 396 ГК РФ).

Исходя из содержания пункта 3.2.14 Порядка предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, а также назначения и выплаты пособий малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, пункта 3.2.1 социального контракта от 02.03.2021г., заключенного УСЗН администрации Шебекинского городского округа с ФИО2, приложения к указанному контракту - Программы по социальной адаптации, Отчета о выполнении программы социальной адаптации, предусмотрено предоставление лицом, участвующим в данной программе, в Орган социальной защиты населения информации о выполненных мероприятиях программы социальной адаптации в виде отчета (Приложение № 14 к Порядку) с приложением к нему документов, подтверждающих исполнение мероприятий программы социальной адаптации. Вид документов, подлежащих предоставлению, приведен в Перечне.

Учитывая, что пункт 3.2.1 социального контракта обязывал ответчика представить в Орган социальной защиты населения документы, подтверждающие приобретение им в период действия социального контракта основных средств (оборудование) и (или) материально-производственных запасов, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, что оборудование им закуплено в марте 2021 года, а в реестре индивидуальных предпринимателей он зарегистрирован 15.04.2021г., то суд при разрешении заявленных требований принимает во внимание раздел I Перечня подтверждающих документов.

Данным разделом предусмотрено, что Для приобретения товаров в сфере розничной торговли (кроме продовольственных товаров), подтверждающим документами будут являться:

1. Товарный чек с указанием наименования товара.

2. Кассовый чек с указанием наименования товара.

3. Эксплуатационная документация на товар с указанием факта оплаты.

4. Гарантийная документация, в которой сделана отметка об оплате.

5. Акт о передаче денежных средств.

6. Платежное поручение с пометкой исполнено.

7. Выписка со счета.

8. Счет с отметкой о погашении.

Из буквального содержания представленного ФИО2 в Орган социальной защиты населения бланк-Заказа № 79 от 16.03.2021, оформленного <данные изъяты> (исполнитель) для заказчика ФИО2 в отношении товара: станок для ковки «Кузнец» в базовой комплектации 220 вольт. Дополнительно: ролики «Битые ребра для профильных труб 15х15», количеством 1 шт., ценой 210 000,0 руб., на сумму 210 000,0 руб., бесспорно не следует, что ФИО2 исполнителю <данные изъяты>. произведена оплата за указанный товар.

По общему правилу, факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом, одним из обязательных реквизитов первичного учетного документа является отражение хода совершенной операции, в частности: товар оплачен, получен.

Согласно пунктам 2. и 2.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели, с учетом специфики своей деятельности, и применяемой системы налогооблажения могут, осуществляя расчеты, в рамках предусмотренных видов деятельности, и без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи (направления) покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт осуществления расчета между индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, установленные реквизиты.

То, что факт между <данные изъяты>. и ФИО2 (покупатель) осуществлен расчет, указанный бланк-заказ информации об этом не содержит.

Объективных доказательств, что ответчик не имеет возможности предоставить в качестве подтверждения расходования полученных им денежных средств на приобретение станка для ковки, один из документов, перечисленных в Перечне, суду не представлено.

Сведения о том, что ответчиком утрачена возможность предоставить один из перечисленных в Перечне документов, в качестве подтверждения именно факта оплаты, перечисления ИП ФИО3 денежных средств за покупку станка для ковки, в материалах дела отсутствуют.

Учитывая обстоятельства дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и обязании ответчика предоставить в Орган социальной защиты населения один из перечисленных в Перечне документов, в качестве подтверждения факта оплаты, перечисления им <данные изъяты>. денежных средств за покупку станка для ковки.

Поскольку абзац 4 п.3.2.1 социального контракта не предусматривает определенного срока представления в Орган социальной защиты населения документов, подтверждающих приобретение лицом, участвующим в программе, в период действия социального контракта, основных средств (оборудование) и (или) материально-производственных запасов, необходимых для осуществления им предпринимательской деятельности, то в силу положений ст.206 ГПК РФ суд считает необходимым для исполнения ответчиком вышеуказанной обязанности установить срок не позднее 3-х месяцев со дня вступления решения с законную силу, находя данный срок для исполнения решения суда отвечающим принципам разумности и обоснованности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 233, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления социальной защиты населения администрации Шебекинского городского округа - удовлетворить.

Обязать ФИО2 ФИО8 в срок не позднее 3-х месяцев со дня вступления решения с законную силу, исполнить предусмотренную социальным контрактом от 02.03.2021г. пунктом 3.2.1 обязанность по предоставлению Управлению социальной защиты населения администрации Шебекинского городского округа в качестве подтверждения факта оплаты им <данные изъяты>. денежных средств за покупку станка для ковки, одного из следующих документов:

1. Товарный чек с указанием наименования товара.

2. Кассовый чек с указанием наименования товара.

3. Эксплуатационная документация на товар с указанием факта оплаты.

4. Гарантийная документация, в которой сделана отметка об оплате.

5. Акт о передаче денежных средств.

6. Платежное поручение с пометкой исполнено.

7. Выписка со счета.

8. Счет с отметкой о погашении.

Ответчик вправе подать в Шебекинский районный суд Белгородской области заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда, а иными лицами в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Е.А. Котельвина

Мотивированное решение суда составлено 25.01.2022 года.

Решение25.01.2022