Дело № 2-105/2024
(УИД 24RS0027-01-2023-000868-38)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 марта 2024 года город Кодинск
Кежемский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Гарбуза Г.С.,
с участием: представителя истца – заместителя прокурора Кежемского района Алексаниной И.В.,
представителя третьего лица администрации Кежемского района ФИО1, действующего на основании доверенности от 09.01.2024,
при секретаре Мисюркеевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-105/2024 по исковому заявлению заместителя прокурора Кежемского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации г. Кодинска Кежемского района,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Кежемского района Алексанина И.В. обратилась в интересах неопределённого круга лиц в суд с иском к ответчику, в котором просит возложить на администрацию г. Кодинска Кежемского района обязанность организовать водоснабжение для сельского населённого пункта д. Сыромолотово г. Кодинска Кежемского района в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, – в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование своих требований заместитель прокурора указывает на то, что в ходе осуществления надзорных мероприятий установлены нарушения прав граждан д. Сыромолотово МО «Город Кодинск» Кежемского района Красноярского края на обеспечение чистой питьевой водой. Так, на территории д. Сыромолотово г. Кодинска Кежемского района население использует воду из собственных скважин, которая не пригодна для употребления в пищу. 17.08.2023 года прокуратурой Кежемского района в адрес администрации города Кодинска направлялась информация о необходимости принять меры по организации водоснабжения в д. Сыромолотово г. Кодинска Кежемского района. Из ответа администрации г. Кодинска следует, что ответчик не согласен с требованиями, поскольку в соответствии с Соглашением №28 от 01.12.2022 администрацией города Кодинска переданы полномочия администрации Кежемского района по решению вопросов местного значения, организации в границах города Кодинск электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, сроком на 3 года, т.е. полномочия по вопросу местного значения поселения распространяются по всей территории муниципального образования город Кодинск, а не в границах населённого пункта, входящего в его состав. До настоящего времени ответчиком обязанность по организации водоснабжения в границах сельского населенного пункта д. Сыромолотово не исполнена, подвоз питьевой воды не организован. Невыполнение ответчиком требований законодательства приводит к нарушению права неопределённого круга лиц на обеспечение чистой питьевой водой.
В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Кежемского района Алексанина И.В. поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснив, что в соответствии с заключённым Соглашением № 28 администрации Кежемского района переданы вопросы тепло-, электро- и водоснабжения только в г. Кодинске. Полагала, что двухмесячный срок для устранения нарушений является разумным.
Представитель ответчика администрации г. Кодинска в судебном заседании участия не принимал. Извещение вместе с копией определения о принятии уточнённого иска и назначении судебного заседания передан через курьера, о чём имеется расписка (л.д. 100). Представили до начала заседания отзыв на иск (л.д. 72-74), и дополнительные пояснения (л.д. 129-130), в которых представитель ответчика полагает, что прокуратура Кежемского района, подавая исковое заявление, неверно понимает действующее законодательство, и предметом разбирательства должен быть вопрос передачи исполнения части полномочий по решению вопросов местного значения, а не вопрос самой организации водоснабжения. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счёт межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Город Кодинск вынужден передавать полномочия в части организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, поскольку не обладает необходимым имуществом для осуществления данных полномочий. Полномочия по решению вопросов местного значения в населённых пунктах г. Кодинск и д. Сыромолотово администрации г. Кодинска не передавались. Действующее законодательство не предусматривает возможности передачи части полномочий поселения на части его территории.
Представитель третьего лица администрации Кежемского района ФИО1 в судебном заседании поддержал исковые требования заместителя прокурора, привёл в обоснование своих доводов позицию, изложенную в отзыве на иск (л.д. 59-60) и дополнительных письменных возражениях на отзыв ответчика. Суду объяснил, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления о передаче им части своих полномочий. В статье 56 Устава г. Кодинска закреплена компетенция администрации г. Кодинска, в частности, в п. 1.11 прописано, что администрация г. Кодинска организует электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организует проведение энергетического обследования многоквартирных домов и помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах г. Кодинска, организует и проводит иные мероприятия, предусмотренные законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности; исполняет полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении». Часть 1 статьи 6 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» включает в себя 10 пунктов полномочий органов местного самоуправления. Среди них: организация водоснабжения населения; определение для системы централизованного холодного водоснабжения гарантирующей организации, согласование водных объектов централизованных систем водоснабжения; утверждение схем водоснабжения; утверждение технических заданий; согласование инвестиционных проектов и другие. Администрация г. Кодинска передала лишь часть полномочий, которые установлены для города Кодинска. В г. Кодинске администрации Кежемского района была передана лишь часть полномочий по организации водоснабжения. Организация водоснабжения предусматривает передачу прав владений и пользований централизованными системами водоснабжения на основании договоров концессии или договоров аренды. В связи с тем, что у администрации Кежемского района имелось в собственности имущество, а именно: централизованные сети электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, организовать осуществление полномочий можно было только путём передачи их в аренду или путём заключения концессионных соглашений. У администрации Кежемского района заключено концессионное соглашение с АО «КрасЭКо» на тепловые сети, на электросети, а также соответствующие концессионные соглашения с ООО «Водоснабжение» и ООО «Водоотведение». Таким образом, администрация Кежемского района выполняет свою функцию по переданным администрацией города Кодинска полномочиям. При этом у администрации г. Кодинска остались полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом. Администрация г. Кодинска ошибочно полагает, что они передали все полномочия на всей территории муниципального образования, но администрация Кежемского района не могла осуществлять полномочия по водоснабжению д. Сыромолотово ввиду отсутствия соответствующего имущества. Ввиду того, что у администрации Кежемского района нет какого-либо имущества, то она не могла осуществлять полномочия по водоснабжению д. Сыромолотово. Администрация г. Кодинска, передавая администрации Кежемского района полномочия по водоснабжению, самостоятельно определяли гарантирующую организацию по водоснабжению. Поэтому в сложившейся ситуации нельзя говорить, что администрация г. Кодинска полностью передала администрации Кежемского района все полномочия, предусмотренные статьёй 6 Федерального закона № 131-ФЗ. В Соглашении № 28 прописана только передача полномочий по электро-, тепло и водоснабжению в г. Кодинске, и соответствующие доводы представителя ответчика, полагал, подлежат отклонению. Вопрос – каким способом организовать водоснабжение в д. Сыромолотово: путём централизованного водоснабжения либо путём подвоза воды – это исключительная компетенция органа местного самоуправления.
Заслушав представителя прокуратуры, представителя третьего лица, изучив материалы дела и письменные возражения представителя ответчика, суд пришёл к выводам, что заявленные заместителем прокурора исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании ч.4 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения. Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются приоритетность обеспечения населения питьевой водой.
В соответствии с ч.9 ст. 7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, муниципального округа, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Из материалов гражданского дела следует, что ответчик администрация г. Кодинска Кежемского района Красноярского края зарегистрирована в качестве юридического лица 16.06.2006 года (ОГРН <***>).
Согласно ч.2 ст.12 Устава Муниципального образования города Кодинска Кежемского района Красноярского края в состав территории города Кодинска входят земли городского населённого пункта город Кодинск и сельского населенного пункта деревни Сыромолотово (л.д. 109).
В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что на территории д. Сыромолотово г. Кодинска Кежемского района население использует в пищу воду из собственных скважин, которая не пригодна для употребления в пищу. Эти обстоятельства послужили основанием для проведения прокурорской проверки, и ответчиком никак не опровергнуты.
Имеющимися в деле письмами администрации Кежемского района и администрации г. Кодинска за 2023 год подтверждается, что организация водоснабжения населения на территории д. Сыромолотово не выполнена.
17.08.2023 года Главе г. Кодинска прокурором Кежемского района направлено письмо, в котором требуется принять конкретные меры по организации водоснабжения в д. Сыромолотово, о принятых мерах сообщить в прокуратуру района не позднее 01.09.2023 (л.д.12-13).
В ответе на названное письмо Глава г. Кодинска указывает на то, что администрацией заключено Соглашение №28 от 01.12.2022 «О передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения администрации Кежемского района» сроком на 3 года (л.д.14-22).
Из ответа Главы Кежемского района от 18.08.2023 исх.№3383 на письмо Главы г. Кодинска следует, что администрация Кежемского района приняла полномочия только в части организации в городе Кодинске электро-, тепло,- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, сроком на 3 года (л.д.23).
Суд на основании исследованных в судебном заседании доказательств приходит к выводам о том, что ответчиком администрацией г. Кодинска допущены нарушения законодательства об обеспечении чистой питьевой водой жителей д. Сыромолотово. В городе Кодинске администрацией г. Кодинска администрации Кежемского района была передана лишь часть полномочий по организации водоснабжения, водоотведения, тепло-, газо- и электроснабжения, однако, из представленных суду доказательств не следует, что администрация г. Кодинска передала администрации Кежемского района также вышеуказанные полномочия, в том числе, по организации водоснабжения в д. Сыромолотово. Действующее законодательство в настоящее время допускает лишь такие варианты передачи полномочий, как: заключение договоров аренды в отношении имущества либо заключение договоров концессии. Какого-либо имущества, в отношении которого администрация Кежемского района могла бы в соответствии с заключённым с ответчиком Соглашением № 28 от 01.12.2022 осуществить заключение с контрагентами договоров аренды либо концессии в целях организации водоснабжения – по результатам разбирательства дела не установлено. При таких обстоятельствах изложенные представителем ответчика в отзыве и дополнительных пояснениях к отзыву на иск доводы суд вынужден отклонить как противоречащие действующему законодательству и не основанные на фактических обстоятельствах дела.
Таким образом, принимая во внимание, что д. Сыромолотово относится к Муниципальному образованию «Город Кодинск», а выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения администрацией г. Кодинска не устранены, суд считает, что на ответчика следует возложить обязанность по устранению допущенных нарушений закона.
Одновременно с этим, срок, в течение которого суд находит возможным обязать ответчика устранить допущенные нарушения, представляется разумным установить – в течение 2 месяцев после вступления решения в законную силу. Такой срок в силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд находит достаточным и позволяющим исполнить данные требования и.о. заместителя прокурора в полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования заместителя прокурора Кежемского района к администрации г. Кодинска Кежемского района о возложении обязанности удовлетворить. Обязать администрацию г. Кодинска Кежемского района (ИНН <***>) организовать водоснабжение для сельского населённого пункта – деревни Сыромолотово г. Кодинска Кежемского района Красноярского края в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, – в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме (07 марта 2024 года), путём подачи апелляционной жалобы через Кежемский районный суд Красноярского края.
Председательствующий Г.С. Гарбуз