ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1060/2012 от 11.02.2013 Ипатовского районного суда (Ставропольский край)

Р Е Ш Е Н И Е дело №2-82/2013

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 февраля 2013 года город Ипатово

Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Ковалевой Е.П., при секретаре Пихуровой А.А., с участием:

представителя истца- заместителя прокурора Ипатовского района Бенько В.А., помощника прокурора Ипатовского района Юрченко А.А.,

представителей ответчиков- ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ипатовского района к Государственному унитарному предприятию Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал», филиалу Государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» Ипатовский «Межрайводоканал» о признании действий незаконными, запрете совершения определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ипатовского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Ставропольского края(далее «Ставрополькрайводоканал» (далее ГУП СК Ставрополькрайводоканал»), филиалу Государственного унитарного предприятия «Ставрополькрайводоканал» Ипатовский «Межрайводоканал» (далее Ипатовский «Межрайводоканал» ) о признании действий незаконными, запрете совершения определенных действий, в котором просил признать незаконными действия ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», вытекающие из деятельности филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Ипатовский «Межрайводоканала» по начислению платы за холодное водоснабжение и водоотведение по нормативам потребления абонентам-собственникам помещений, расположенных в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета использования воды и не оборудованных водоразборными устройствами для потребления холодной воды и водоотведения на общедомовые нужды на территории Ипатовского района и запретить ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в лице филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Ипатовский «Межрайводоканал» совершать указанные действия на территории <адрес>.

Представители истца- заместитель прокурора Ипатовского района Бенько В.А., помощник прокурора Ипатовского района Юрченко А.А. в судебном заседании требования иска поддержали и пояснили, что прокуратурой района проведена проверка по коллективным обращениям жителей многоквартирных домов Ипатовского района о необоснованном начислении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в лице филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Ипатовский «Межрайводоканал» коммунальных платежей на общедомовые нужды по водосбжению и водоотведению за ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки установлено, что с момента начала действия нормы, возлагающей обязанность на ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в лице филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Ипатовский «Межрайводоканал» по принудительному оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета, прошло свыше ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, Ипатовским «Межрайводоканалом» на момент проверки было оснащено коллективными (общедомовыми) приборами учета менее ***% многоквартирных домов, расположенных в <адрес>, что с учетом предстоящего зимнего периода свидетельствует о значительном отставании от выполнения возложенной законом обязанности, план-график утвержден не был и находится на согласовании в ГУП СК «Ставрополькрайводоканал». Более того, как на момент проверки в ДД.ММ.ГГГГ, так и по настоящее время ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в лице филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Ипатовский «Межрайводоканал» производит установку коллективных приборов учета по заявлению жильцов многоквартирных домов, что указывает на бездействие и непринятие своевременных мер по реализации положений Закона № 261-ФЗ и использование указанного обстоятельства для получения более высокой прибыли. Так, при условии отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета абонентам – собственникам помещений, расположенных в многоквартирных помещений, в соответствии с требованиями ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и п.п. 40, 44 и 48 Правил № 354, производится начисления платы за фактически не оказанную коммунальную услугу на общедомовые нужды.

В своем ответе на представление прокуратуры Ипатовского района от ДД.ММ.ГГГГ Генеральный директор ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», обосновывая начисление платы за общедомовые нужды в многоквартирных домах ссылается на ст.ст. 210 и 290 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 30 и 39 Жилищного кодекса РФ и Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006, указывая следующее: содержание общего имущества включает в себя уборку, санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, земельного участка, содержания и уход за элементами озеленения и благоустройства, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.

При этом, для выполнения указанных работ необходимо использование коммунальных ресурсов, в связи с чем, плата по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды начисляется независимо от наличия либо отсутствия общедомовых кранов и иных водоразборных устройств. Основанием для такого начисления является отсутствие принятого в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета.

Установлено, что жильцами многоквартирных домов, в соответствии со ст. 164 Жилищного кодекса выбрано непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме.

В целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирных домов, собственниками помещений с МУП «ЖКХ» <адрес> заключены договоры по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, обслуживание общего имущества, в том числе внутридомовых инженерных систем водоснабжения, осуществляется указанной организацией.

Согласно информации, представленной МУП «ЖКХ» <адрес>, в вышеперечисленных многоквартирных домах водоразборные устройства для потребления холодной воды на общедомовые нужды отсутствуют, услуги по уборке общедомовых помещений многоквартирного дома МУП «ЖКХ» <адрес> не оказываются.

Собственниками помещений в многоквартирных домах уборка и содержание помещений общего назначения и придомовой территории, осуществляется с использование воды, взятой из водоразборных устройств, расположенных в квартирах жильцов. Расход воды осуществляется через индивидуальные приборы учета воды, в соответствии с которыми абоненты оплачивают потребленную коммунальную услугу. Аналогичным образом обстоит вопрос с водоотведением.

Ремонтные работы, связанные с гидравлическим испытанием системы водоснабжения, заполнением ее после проведения ремонтных работ либо замены, каждый месяц не производятся, что также свидетельствует о том, что расход воды на общедомовые нужды не осуществляется.

Таким образом, в перечисленных многоквартирных домах, вода на общедомовые нужды собственниками помещений либо обслуживающей организацией не использовалась.

При указанных обстоятельствах, неисполнение ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в лице его филиала - Ипатовского «Межрайводоканала» требований ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ, образует условия, при существовании которых, абоненты, проживающие в многоквартирных домах, не оборудованных указанными приборами учета использования воды (в том числе, при условии отсутствия водоразборных устройств для потребления холодной воды на общедомовые нужды) вынуждены осуществлять оплату фактически не оказанной услуги на основании нормативов потребления, а не фактического потребления.

ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в лице филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Ипатовский «Межрайводоканал» используя предоставленное право взимать плату за общедомовые нужды по нормативам потребления в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и п.п. 40, 44 и 48 Правил № 354, не выполняя на момент проверки мероприятия по принудительному оборудованию коллективными приборами учета, предусмотренные требованиями Закона № 261-ФЗ, в вышеперечисленных многоквартирных домах и не оборудованных водоразборными устройствами для потребления холодной воды и водоотведения на общедомовые нужды, фактически осуществлял начисление платы за оказание услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды жителям этих домов. Тем самым у ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в лице его филиала - Ипатовского «Межрайводоканала» образовалась возможность получения более высокой прибыли за счет продажи не оказанной коммунальной услуги указанной категории абонентов, что недопустимо, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» указанные действия имеют признаки злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в части создания дискриминационных условий (более обременительные и невыгодные условия по сравнению с абонентами-собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах оборудованных коллективными приборами учета используемой воды).

Начисление ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в лице его филиала – Ипатовского «Межрайводоканала» платы за воду на общедомовые нужды по нормативам потребления абонентам-собственникам помещений, расположенных в многоквартирных домах не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета использования воды и не оборудованных водоразборными устройствами для потребления холодной воды и водоотведения на общедомовые нужды, при этом фактически не поставленную, является незаконным, что недопустимо и противоречит требованиям гражданского законодательства и законодательства о защите прав потребителей.

Представители ответчиков- ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, требования иска заместителя прокурора Ипатовского района не признали и пояснили, что 1 сентября 2012г. вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354). Данные Правила регулируют отношения между собственниками жилых домов или помещений в жилых домах и организациями, предоставляющими коммунальные услуги (управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями). В соответствии с новыми Правилами с 1 сентября 2012г. изменился порядок расчета платы за коммунальные услуги.

Правилами № 354 установлено, что собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах отдельно оплачивают коммунальные услуги, предоставляемые непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и отдельно - коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в таком доме (далее - коммунальные услуги на общедомовые нужды) (п. 40 Правил № 354). Таким образом, с 1 сентября в платежном документе, направляемом потребителю, отдельно выделена сумма к оплате за коммунальные услуги, предоставленные непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и сумма к оплате за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Объем коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, распределяется между собственниками помещений многоквартирного дома пропорционально доле в праве на общее имущество (отношение площади помещения потребителя к общей площади помещений в многоквартирном доме).

Объем коммунального ресурса на общедомовые нужды определяется:

- при наличии коллективного (общедомового) прибора учета как разница между объемом потребленной воды за расчетный период по показаниям общедомового прибора учета и объемами воды потребленной в жилых и нежилых помещениях, а так же холодной воды, использованной при производстве коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) пропорционально доле в праве на общее имущество (п. 44 Правил № 354).

- при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета в соответствии с формулами 10 и 15 приложения № 2 к Правилам № 354, т.е. по нормативам потребления утвержденным уполномоченным органом государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 48 Правил № 354).

В Ставропольском крае нормативы потребления коммунальных услуг утверждены министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края приказом от 29.08.2012 г. № 301-о/д. Утвержденные нормативы потребления коммунальных услуг действуют во всех населенных пунктах края и дифференцируются в зависимости от степени благоустройства многоквартирных и жилых домов.

Под нормативом потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в пункте 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее - Правила № 306) понимается норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

Нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по каждому виду коммунальных услуг включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов и не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме (п. 29 Правил № 306).

В соответствии с п. 2 Правил № 306, нормативные технологические потери - это технически неизбежные и обоснованные потери коммунальных ресурсов во внутридомовых инженерных системах многоквартирного дома.

Состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме определен в ч. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

Для выполнения работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома необходимо использование коммунальных ресурсов.

Плата по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды начисляется независимо от наличия либо отсутствия кранов, иных водоразборных устройств в целях уборки помещений общего пользования и полива газонов, так как основанием для применения нормативов на общедомовые нужды является отсутствие принятого в эксплуатацию общедомового прибора учета.

Исходя из положений п. 1 ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст.ст. 30, 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя содержания общего имущества.

Согласно п. 12, ст. 13 Федерального закона от 23 февраля 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2013 года организации, которые осуществляют снабжение водой, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно- технического обеспечения и которые в нарушение требований настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

На сегодняшний день в городе Ипатово общедомовые приборы учета воды установлены в *** многоквартирных домах. Это не доказывает бездействие филиала предприятия и не является доказательством нарушения Федерального закона от 23 февраля 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», так как срок оснащения приборами учета для организаций, которые осуществляют снабжение водой, законодателем установлен до 1 июля 2013года.

Кроме того, согласно п.5, 6 ст.13 Федерального закона от 23 февраля 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года собственники жилых помещений, а также уполномоченные собственниками управляющие компании и ТСЖ обязаны были самостоятельно установить общедомовые приборы учета воды.

Однако, в отношении собственников многоквартирных домов не установивших, в установленный законодательством срок, общедомовые приборы учета меры прокурорского реагирования применены не были.

Обязанность по установке общедомовых приборов учета в первую очередь возникла у собственников многоквартирных домов.

Согласно Федеральному закону от 23 февраля 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» обязано установить общедомовые приборы учета воды до 1 июля 2013 года. Таким образом, требование прокуратуры района исполнить предписание, направленное в адрес ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», в месячный срок противоречит действующему законодательству.

Филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Ипатовский «Межрайводоканал» проводит работы по приобретению и установке общедомовых приборов учета воды.

Кроме того, начисление платы за объем коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, не противоречит Постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и является для них обязательным.

Основания для выполнения перерасчета абонентам - собственникам помещений в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета использования воды отсутствуют.

Действия ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» не противоречат Федеральному закону от 23 февраля 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Суд, выслушав представителей сторон, свидетелей исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд первой инстанции основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В соответствии с ч. 1 ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск (заявление) удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п.п. 40, 44, 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее по тексту - Правил № 354), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме, вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом, в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, определяется в соответствии с формулами 10 и 15 приложения № 2 к настоящим Правилам.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные, в том числе, к системам централизованного водоснабжения. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.

Частью 2 ст. 13 Закона № 261-ФЗ установлено, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета, используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 13 Закона № 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В силу ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Более того, в соответствии с ч. 9 ст. 13 Закона № 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Таким образом, исходя из анализа перечисленных норм законодательства, на ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в лице его филиала - Ипатовского «Межрайводоканала» возложена обязанность по принудительному оборудованию многоквартирных домов, расположенных на территории Ипатовского района, коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды до 1 июля 2013 года.

Вместе с тем, в ходе судебного заседания установлено, что в <адрес> необходимо было оборудовать коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды *** многоквартирных дома. На момент проверки, проводимой прокуратурой района, филиалом ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Ипатовским «Межрайводоканалом» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в городе Ипатово коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды было оборудовано лишь *** многоквартирных домов, что составляет менее *** % от общего числа многоквартирных домов, подлежащих оборудованию приборами учета. На момент рассмотрения делу судом, коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды оборудовано *** многоквартирных домов

Кроме того, вопреки требованиям ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ, установка приборов учета в многоквартирных домах филиалом ГУП СК «Старвополькраводоканал» - Ипатовским «Межрайводоканалом» на момент проверки производилась только по заявлению жильцов многоквартирного дома.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района директору филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Ипатовский «Межрайводоканал» внесено представление об устранении нарушений законодательства, содержащее требования произвести работы по принудительному оборудованию многоквартирных домов, расположенных в <адрес>, коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды, установить надлежащий контроль за реализацией указанного мероприятия, прекратить начисление платы за не оказанную услугу и произвести перерасчет абонентам-собственникам помещений в многоквартирных домах не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета использования воды, а также привлечь виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

В удовлетворении указанного представления отказано, нарушения ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в лице его филиала - Ипатовского «Межрайводоканала» устранены не были.

После внесения представления прокуратуры района в адрес директора Ипатовского «Межрайводоканала», прокуратурой района вновь были запрошены сведения о проделанной работе по реализации требований Закона № 261-ФЗ.

Из ответа директора Ипатовского «Межрайводоканала» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что план-график установки общедомовых приборов учета находится на согласовании в ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» и в ДД.ММ.ГГГГ Ипатовский «Межрайводоканалом» работы по установке коллективных приборов учета ведутся также по заявкам собственников помещений, а не в принудительном порядке, как того требуют положения Закона № 261-ФЗ.

По требованию суда, представителями ответчиков был предоставлен план-график установки общедомовых приборов учета в многоквартирных домах на ДД.ММ.ГГГГ подписанный директором и главным инженером филиала не утвержденный и не согласованный с ГУП СК «Ставрополькрайводоканал».

Представители ответчиков, обосновывая начисление платы за общедомовые нужды в многоквартирных домах ссылаются на ст.ст. 210 и 290 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 30 и 39 Жилищного кодекса РФ и Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, указывая, что содержание общего имущества включает в себя уборку, санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, земельного участка, содержания и уход за элементами озеленения и благоустройства, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.

При этом, для выполнения указанных работ необходимо использование коммунальных ресурсов, в связи с чем, плата по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды начисляется независимо от наличия либо отсутствия общедомовых кранов и иных водоразборных устройств. Основанием для такого начисления является отсутствие принятого в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета.

Суд не может согласиться с данными доводами ответчиков по следующим основаниям.

Установлено, что ответчики являются ресурсоснабжающей организацией, т.е. юридическим лицом осуществляющим продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод), оказывающих в том числе, услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на территории <адрес>.

Оказываемые коммунальные услуги по холодному водоснабжению, регулируются положениями договора об энергоснабжении.

В соответствии со ст.ст. 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

При этом, в соответствии со ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (оказать услугу), качество которой соответствует договору, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (услуге, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме определен в ч. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее - Правила № 491).

Пунктом 11 Правил № 491 предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе: уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства.

В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.( п.5 Правил).

Договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено. (п.21 Правил №354)

В судебном заседании установлено, что жильцами указанных домов, в соответствии со ст. 164 Жилищного кодекса выбрано непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме.

В целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирных домов, собственниками помещений с МУП «ЖКХ» <адрес> заключены договоры по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Также установлено, что обслуживание общего имущества, в том числе внутридомовых инженерных систем водоснабжения, осуществляется указанной организацией только в части осуществления текущего ремонта внутридомовых разводящих сетей водоснабжения и водоотведения.

Согласно информации представленной МУП «ЖКХ» <адрес> в вышеперечисленных многоквартирных домах водоразборные устройства для потребления холодной воды на общедомовые нужды отсутствуют, услуги по уборке общедомовых помещений многоквартирного дома МУП «ЖКХ» <адрес> не оказываются.

Допрошенная в ходе судебного заседания <данные изъяты><адрес>ФИО10 также пояснила, что содержание общего имущества многоквартирного дома в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно – климатических условий расположения многоквартирного дома, включает в себя уборку и санитарно – гигиеническую очистку помещений общего пользования. Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества. Собственники помещения обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Текущий ремонт общего имущества проводиться по решению общего собрания собственников помещения для предупреждения преждевременного износа и подержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов. Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещения для устранения физического износа или разрушения. Услугу по промывке водопроводных труб в многоквартирных домах МУП «ЖКХ» не предоставляет, а осуществляет только текущий ремонт внутридомовых разводящих сетей водоснабжения и водоотведения

Собственниками помещений в многоквартирных домах уборка и содержание помещений общего назначения и придомовой территории, осуществляется с использование воды, взятой из водоразборных устройств, расположенных в квартирах жильцов. Расход воды осуществляется через индивидуальные приборы учета воды, в соответствии с которыми абоненты оплачивают потребленную коммунальную услугу. Аналогичным образом обстоит вопрос с водоотведением.

Ремонтные работы, связанные с гидравлическим испытанием системы водоснабжения, заполнением ее после проведения ремонтных работ либо замены, каждый месяц не производятся, что также свидетельствует о том, что расход воды на общедомовые нужды не осуществляется.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля <данные изъяты><адрес>ФИО11, пояснила, что содержание общего имущества, а именно уборку помещений общего пользования, земельного участка, содержания и уход за элементами озеленения и благоустройства они осуществляют с использованием воды, которую берут у себя в квартирах, так как во всех домах отсутствуют общедомовые краны, а следовательно, оплату за данную потребленную воду они производят дважды: по индивидуальному прибору учета и по нормативам, как использованную на общедомовые нужды. Договор на обслуживание дома заключен ими как собственниками, с МУП «ЖКХ» <адрес>, но ЖКХ осуществляет только текущий ремонт коммуникационных сетей.

Таким образом, в перечисленных многоквартирных домах, вода на общедомовые нужды собственниками помещений либо обслуживающей организацией не использовалась.

Из пунктов 40,44 и 48 Правил № 354 следует, что потребитель коммунальной услуги в многоквартирном доме, в составе платы за коммунальные услуги вносит плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. А пункты 44 и 48 Правил устанавливают только лишь порядок расчетов при наличии либо отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета воды.

При этом, п. 45 Правил № 354 установлено, что если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за такой расчетный период потребителям не начисляется, что согласуется с положениями ст. 544 Гражданского кодекса РФ и ст. 4 Закона «О защите прав потребителей».

В ходе судебного заседания ответчиками не представлены доказательства того, что коммунальная услуга на общедомовые нужды потребителям оказана и оказана ли она в полном объеме либо в объеме больше чем – 0.

Ссылка представителей ответчика на то обстоятельство, что необходимость начисления платы за общедомовые нужды возникает по причине того, что имеются значительные технологические потери в инженерных сетях, а также факты безучетного потребления собственниками помещений в многоквартирных домах коммунального ресурса также является несостоятельной, поскольку в ходе судебного заседания не представлены доказательства того, что технологические потери произошли на участке балансовой ответственности собственников помещений многоквартирных домов, а также каков объем указанных технологических потерь.

Кроме того, в судебном заседания представители ответчиков на одном из примеров признали тот факт, что после установки коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме объем потребленной услуги снизился на *** куб. м.

При указанных обстоятельствах, неисполнение ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в лице его филиала - Ипатовского «Межрайводоканала» требований Закона № 261-ФЗ, образует условия, при существовании которых, абоненты, проживающие в многоквартирных домах, не оборудованных указанными приборами учета использования воды (в том числе, при условии отсутствия водоразборных устройств для потребления холодной воды на общедомовые нужды) вынуждены осуществлять оплату фактически не оказанной услуги на основании нормативов потребления, а не фактического потребления.

Согласно ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Таким образом, в ходе судебного заседания представители ответчика не представили доказательств того, что все абоненты, которым предъявляются требования об оплате коммунальной услуги на общедомовые нужды при условии отсутствия водоразборных устройств и приборов учета, осуществляют несанкционированное подключение и иные действия, направленные на безучетное потребление воды, либо сведения о наличии потерь в внутридомовых инженерных системах абонентов, не представили доказательств предоставления коммунальной услуги в полном объеме и надлежащего качества. При этом, ответчики, используя право взимать плату за потребленный коммунальный ресурс на общедомовые нужды, необоснованно возложили в на всех абонентов (в том числе и добросовестных) обязанности по оплате указанного коммунального ресурса, обосновывая это наличием технологических потерь и предполагаемыми случаями безучетного индивидуального потребления, что указывает на злоупотребление предоставленным правом, нарушают презумпцию добросовестности и разумности действий участников правоотношений. Более того, учитывая то обстоятельство что ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» являются единственным поставщиком указанной коммунальной услуги, создается условие при котором, абоненты вынуждены соглашаться с незаконными требованиями, что указывает на злоупотребление ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» доминирующим положением на рынке.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что начисление ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в лице его филиала – Ипатовского «Межрайводоканала» платы за воду на общедомовые нужды по нормативам потребления абонентам-собственникам помещений, расположенных в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета использования воды и не оборудованных водоразборными устройствами для потребления холодной воды и водоотведения на общедомовые нужды, при этом фактически не поставленную, на фоне бездействия по установке коллективных (общедомовых) приборов учета воды, является незаконным.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Предъявление искового заявления в интересах неопределенного круга лиц обусловлено тем, что определить либо ограничить круг лиц, чьи права нарушены в результате незаконных действий ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» вытекающих из деятельности филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Ипатовского «Межрайводоканала».

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ипатовского района Бенько В.А. к Государственному унитарному предприятию Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал», филиалу ГУП СК Ставрополькрайводоканал» Ипатовский «Межрайводоканал» о признании действий незаконными, запрете совершения определенных действий, удовлетворить.

Признать незаконными действия Государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал», вытекающие из деятельности филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Ипатовский «Межрайводоканала» по начислению платы за холодное водоснабжение и водоотведение по нормативам потребления абонентам-собственникам помещений, расположенных в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета использования воды и не оборудованных водоразборными устройствами для потребления холодной воды и водоотведения на общедомовые нужды на территории <адрес>.

Запретить Государственному унитарному предприятию Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» в лице филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Ипатовский «Межрайводоканал» совершать указанные действия на территории <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ипатовский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 15 февраля 2013 года.

Судья: подпись

Копия верна: Судья-