ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1060/2014 от 14.04.2014 Инзенского районного суда (Ульяновская область)

 Дело № 2-1060/2014г.

 РЕШЕНИЕ

 именем Российской Федерации

 14 апреля 2014 года         р.п. Базарный Сызган, районный суд

 Инзенский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Манютиной Т.А., с участием заместителя прокурора Базарносызганского района Ульяновской области Гарцева Д.В., при секретаре Додоновой О.В.,    

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Базарносызганского района Ульяновской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Папузинского сельского поселения Базарносызганского района Ульяновской области о признании незаконным бездействие и об обязывании обеспечить доступ к информации о деятельности органа местного самоуправления путем размещения информации о своей деятельности в сети «Интернет»,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Базарносызганского района Ульяновской области, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Инзенский районный суд с иском к администрации муниципального образования Папузинского сельского поселения Базарносызганского района Ульяновской области о признании незаконным бездействие и об обязывании обеспечить доступ к информации о деятельности органа местного самоуправления путем размещения информации о своей деятельности в сети «Интернет».

 Требования мотивированы тем, что прокуратурой Базарносызганского района по обращению Г.А.Д. проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования Папузинского сельского поселения Базарносызганского района Ульяновской области положений Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон № 8-ФЗ).

 Проверка показала, что администрацией указанного муниципального образования, вопреки положениям Закона № 8-ФЗ, не обеспечен доступ к информации о деятельности органа местного самоуправления путем размещения информации о своей деятельности в сети «Интернет».

 Согласно п.1 ст.1 Закона № 8-ФЗ под информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления понимается информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия_, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

 В силу п.3 ст.1 Закона № 8-ФЗ пользователем информацией является гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Пользователями информацией являются также государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 В соответствии с п.1 ст. 10 Закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

 Согласно п.«а» ч.2 ст. 13 Закона № 8-ФЗ орган местного самоуправления обязан разместить в сети «Интернет» информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

 Публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления согласно ст.4 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции» является одним из основных принципов борьбы с коррупционными проявлениями.

 Вместе с тем, в ходе проведенной 12.03.2014 года прокуратурой района проверки установлено, что на официальных сайтах администрации муниципального образования Папузинского сельского поселения и администрации МО «Базарносызганский район» не размещается актуальная информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления - администрации МО Папузинского сельского поселения, в том числе, муниципальные правовые акты, изданные данным органом местного самоуправления, сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведений о государственной регистрации муниципальных правовых актов.

 Изложенное бездействие органа местного самоуправления препятствует осуществлению гражданами, в том числе предпринимателями, а также организациями своих прав и законных интересов на получение информации о функционировании Администрации вышеуказанного муниципального образования, а также затрудняют доступ общественности к реализации прав, гарантированных ст.5 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных актов.

 Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Папузинского сельского поселения Базарносызганского района Ульяновской области в части не размещения в телекоммуникационной сети «Интернет» информации о нормотворческой деятельности, в том числе, муниципальных правовых актов, сведений о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведений о государственной регистрации муниципальных правовых актов и обязать администрацию муниципального образования Папузинского сельского поселения Базарносызганского района Ульяновской области размещать информацию о нормотворческой деятельности, в том числе, все муниципальные правовые акты, сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведений о государственной регистрации муниципальных правовых актов, в телекоммуникационной сети «Интернет».

 В судебном заседании заместитель прокурора Базарносызганского района Ульяновской области Гарцев Д.В. уточнил заявленные исковые требования, приведя доводы, изложенные в исковом заявлении и просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Папузинского сельского поселения Базарносызганского района Ульяновской области в части не размещения в период с 01.07.2013 года по 12.03.2014 года в телекоммуникационной сети «Интернет» информации о нормотворческой деятельности, в том числе, муниципальных правовых актов, сведений о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведений о государственной регистрации муниципальных правовых актов и обязать администрацию муниципального образования Папузинского сельского поселения Базарносызганского района Ульяновской области размещать информацию о нормотворческой деятельности, в том числе, все муниципальные правовые акты, сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведений о государственной регистрации муниципальных правовых актов, в телекоммуникационной сети «Интернет».

 Представитель ответчика – администрация муниципального образования «Папузинское сельское поселение» Базарносызганского района Ульяновской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении гражданского дела в его отсутствии, а также отзыв на исковое заявление прокурора, из которого следует, что с иском прокуратуры Базарносызганского района по соблюдению администрацией МО Папузинское сельское поселение положений Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», согласны. Информация о деятельности администрации на 2011 год, 2012 год и по март 2013 года размещалась в сети Интернет на официальном сайте. В мае 2013 годе сайт администрации был заблокирован по неизвестной причине. В настоящее время информация о деятельности администрации Папузинского сельского поселения за 2012, 2013, 2014 годы размещается на странице официального сайта МО «Базарносызганский район». В дальнейшем вся информация также будет размещаться на данной странице.

 Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося ответчика, с направлением копии принятого судом решения в его адрес.

 Выслушав мнение заместителя прокурора Базарносызганского района Гарцева Д.В., исследовав письменные материалы дел, судья приходит к следующему.

 В соответствии с частью 2 статьи 24 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

 Как следует из письменных материалов дела, включая объяснение представителя ответчика от 12.03.2014 года, администрация МО Папузинского сельского поселения имеет доступ к сети «Интернет», однако информацию, подлежащую размещению в сети «Интернет», предусмотренную статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009г. № 8-ФЗ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» не размещают со 2-го полугодия 2013 года вплоть до дня проверки, т.е. до 12.03.2014 года.

 Согласно п. 1 ст. 1 закона РФ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.

 Пользователем информации является гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющие поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Пользователями информацией являются также государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие поиск указанной информации в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 3 ст. 1 закона РФ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

 В соответствии с пунктами 3-5 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. Не может быть ограничен доступ к: 1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;… 3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну). Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

 В соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее ФЗ от 09.02.2009г. № 8-ФЗ):

 Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются:

 1) открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (статья 4);

 Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:

 1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;

 2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет"(статья 6);

 Государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района (часть 1 статьи 10).

 Согласно п. «а» ч.2 ст. 13 Закона № 8-ФЗ орган местного самоуправления обязан разместить в сети «Интернет» информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

 Перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления (часть 7 статьи 14).

 Согласно ст. 5 п. 4 ФЗ № 273-ФЗ от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

 В ходе проверки, проведенной прокуратурой Базарносызганского района, установлено, что администрация муниципального образования «Папузинского сельское поселение» на официальном сайте администрации муниципального образования Папузинского сельского поселения, ни на официальном сайте администрации МО «Базарносызганский район» Ульяновской области предусмотренную законом информацию, в частности информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления – администрации МО Папузинского сельского поселения, не размещает.

 Бездействие администрации муниципального образования Папузинского сельского поселения Базарносызганского района Ульяновской области, выразившееся в не обеспечении доступа к информации о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления муниципального образования Папузинского сельское поселение, нарушает права неопределенного круга лиц и является незаконным, поэтому требование прокурора о признании бездействия ответчика незаконным является обоснованным, подлежащим удовлетворению.

 Действующее законодательство устанавливает обязанность органов местного самоуправления размещать информацию о своей деятельности, в том числе и в сети "Интернет". Иной подход привел бы к ограничению доступа граждан к любой информации в любых формах и из любых источников, что возможно только в силу прямого указания закона.

 Бездействие органа местного самоуправления препятствует осуществлению гражданами, в том числе предпринимателями, а также организациями своих прав и законных интересов на получение информации о функционировании администрации муниципального образования Папузинского сельского поселения, а также затрудняют доступ общественности к реализации прав, гарантированных ст.5 Федерального закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных актов.

 В силу ч.2 ст.9 Федерального закона от 09.02.2009г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.

 Поскольку ответчиком в период с 01.07.213 года по 12.03.2014 года в нарушение требований статьи 10, 13, 14 Федерального закона от 09.02.2009г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» допущено бездействие, то исковые требования прокурора, с учетом приведенных правовых норм, подлежат безусловному удовлетворению.

 Принимая во внимание, установленные судом обстоятельства, приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что на ответчика следует возложить обязанность по размещению в сети "Интернет" информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления администрации муниципального образования Папузинского сельское поселение в соответствии с требованиями Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199, 321 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Уточненные исковые требования прокурора Базарносызганского района Ульяновской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Папузинского сельского поселения Базарносызганского района Ульяновской области о признании незаконным бездействие и об обязывании обеспечить доступ к информации о деятельности органа местного самоуправления путем размещения информации о своей деятельности в сети «Интернет» - удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Папузинского сельского поселения Базарносызганского района Ульяновской области в части не размещения в период с 01.07.2013 года по 12.03.2014 года в телекоммуникационной сети «Интернет» информации о нормотворческой деятельности, в том числе, муниципальных правовых актов, сведений о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведений о государственной регистрации муниципальных правовых актов.

 Обязать администрацию муниципального образования Папузинского сельского поселения Базарносызганского района Ульяновской области размещать информацию о нормотворческой деятельности, в том числе, все муниципальные правовые акты, сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведений о государственной регистрации муниципальных правовых актов, в телекоммуникационной сети «Интернет».

 Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 Судья: ________________________ Т.А. Манютина

 Решение в окончательной форме принято 17 апреля 2014 года

 Судья: ____________ Т.А. Манютина