Дело № 2- 1060/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 декабря 2015 года
Шарьинский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Гуманец О.В.
при секретаре Долгодворовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Костромской области (ТУ Росимущества в Костромской области) к Д.В.И. и администрации Шарьинского муниципального района Костромской области о признании объект недвижимости самовольной постройкой, обязании освободить лесной участок от объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Костромской области (ТУ Росимущества в Костромской области) обратилась в Шарьинский районный суд с исковым заявлением к Д.В.И. и администрации Шарьинского муниципального района Костромской области, в котором просила признать объект недвижимости - дачный дом, расположенный по адресу: ____ самовольной постройкой; обязать Д.В.И. за свой счёт освободить лесной участок - квартал 106 выдел 14 Шарьинского лесничества Троицкого участкового лесничества от дачного дома, расположенного по адресу: ____.
Заявленные требования мотивированы тем, что 28 мая 2015 года в адрес ТУ Росимущества в Костромской области обратился с письмом Департамент лесного хозяйства в Костромской области, в котором сообщил о выявлении факта постройки капитального объекта - дачный дом (имеющий адрес: ____) на землях лесного фонда Шарьинского лесничества Троицкого участкового лесничества квартал 106 выдел 14 с целевым назначением лесов - защитные леса и категорией защищённости - запретные полосы лесов.
Согласно ч.2 ст. 9 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация.
Частью 3 ст. 101 Лесного кодекса РФ установлен запрет на размещение объектов капитального строительства в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов.
Нахождение самовольной постройки на лесном участке противоречит законным интересам Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца Н.М.Б., действующий на основании доверенности № 281 от 26 января 2015 года заявленные требования поддержал. Просил признать объект недвижимости - дачный дом, расположенный по адресу: ____ самовольной постройкой; обязать Д.В.И. за свой счёт освободить лесной участок - квартал 106 выдел 14 Шарьинского лесничества Троицкого участкового лесничества от дачного дома расположенного по адресу: ____.
Пояснил, что согласно ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации. В соответствии с п. 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от имени Российской Федерации права собственника осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. На основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Костромской области, полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Костромской области, осуществляет Территориальное управление Росимущества по Костромской области.
28 мая 2015 года в адрес ТУ Росимущества в Костромской области обратился с письмом Департамент лесного хозяйства в Костромской области, в котором сообщалось, что выявлен факт постройки капитального объекта. Департамент лесного хозяйства в Костромской области осуществляет полномочия по управлению, распоряжению и контролю за лесным фондом, которые ему передал собственник. В рамках осуществления этих полномочий Департамент лесного хозяйства в Костромской области выявил факт нахождения объекта недвижимости, обозначенного как дачный домик, на землях лесного фонда Шарьинского лесничества Троицкого участкового лесничества, квартал 106 выдел 14, с целевым назначением лесов - защитные леса и категорией защищённости - запретные полосы лесов. Нахождение данной постройки на землях лесного фонда не допустимо на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов осуществляется в соответствии со статьёй 21 настоящего Кодекса.
Исходя из требований ч. 2 ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определённых другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.
На основании каких бы то ни было документов не был построен объект недвижимости, данный дом является самовольной постройкой, так как правовой режим данного земельного участка не позволяет на нём возводить объекты недвижимости, несвязанные с лесной инфраструктурой. То, что этот объект не связан с лесной инфраструктурой, свидетельствует факт обращения Департамента лесного хозяйства к представителю собственника (ТУ Росимущества в Костромской области). Были представлены сведения, что данный объект недвижимости возвёл Д.В.И.
Ответчик Д.В.И. с иском не согласился. Пояснил, чтов 1993 году он обратился с заявлением в администрацию Шарьинского района об отводе ему земельного участка под строительство дачного домика в квартале 106 Троицкого лесничества Ивановского лесхоза. Главой администрации Шарьинского района Н.В.В. было вынесено постановление от 19.10.1993 года № 250, которым ему был передан земельный участок площадью 0.15 га, расположенный в квартале 106 Троицкого лесничества Ивановского лесхоза под строительство дачного домика для целей отдыха в пожизненное наследуемое владение. Была создана комиссия, проведено техническое обследование участка, составлен соответствующий акт. В 2000 году был составлен типовой договор о возведении индивидуального жилого дома, согласно которого он построил жилой дом. После завершения строительства в сентябре 2000 года он пригласил специалистов из БТИ, они осмотрели дом, сделали технический паспорт на дом. Обратился в регистрационный центр, где его направили в кадастровую палату для оформления кадастрового паспорта на дом и на землю. Кадастровый паспорт на дом оформили. Документы о праве собственности на дом не выдали, так как усомнились, поскольку «до 1998 года можно было зарегистрировать без земли, а после 1998 года можно зарегистрировать только с землёй, но землю, как таковую, ему не предоставили». Кадастровый план земельного участка на 15 соток - первый - имелся после технического обследования. Когда он обратился в регистрационный центр, его попросили ещё сделать кадастровый паспорт на этот участок. Когда сделали кадастровый паспорт, там уже напротив земли стояли прочерки, оценка отсутствовала.
О правовом режиме участка ему не было известно. Основывался на акте технического обследования земельного участка. В акте чётко указано - Троицкое лесничество, квартал 106, литер 14, площадь 0,15.
Не согласен с иском, потому что в исковом заявлении указано, что возвёл дом без документов, всё самовольно сделал, хотя «исполком ему всё выдал».
Пояснил, что в постановлении не было ссылок на какие-либо характеристики земельного участка, было указано: «Обязать Ивановский лесхоз отвести земельный участок в натуре». Там была поляна. Были из бюро технического обслуживания. Лесники отвели участок размером 30х50 м. Не отрицал, что фактически ему был предоставлен участок в лесном фонде.
Представитель администрации Шарьинского муниципального района Костромской области Л.Е.Ю. с иском не согласилась. Пояснила, что на основании пункта 7 ст. 25 Основ лесного законодательства РФ от 06.03.1993 года № 4613-1 разрешалось пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях. Местные Советы Народных депутатов могли передавать свои полномочия по изъятию, предоставлению, передаче земель из пользования и распоряжения главам муниципальных образований.
23 января 1993 года Д.В.И. обратился к директору Ивановского лесхоза с заявлением об отводе земельного участка в угодьях Троицкого лесничества Ивановского лесхоза в квартале 106 группы лесов для строительства дачного дома и хозяйственных построек для целей отдыха в пожизненное наследуемое владение. Это заявление было рассмотрено лесхозом. Был план отвода под строительство охотничьего домика с неким чертежом и масштабом. Заявление было согласовано с директором Ивановского лесхоза и с председателем госприроднадзора. Имеется некий акт технического обследования земельных участков, испрашиваемых к отводу из состава государственного лесного фонда от 21.09.1993 года. В этом акте конкретно прописано, что обращается Д.В.И., дано описании участка, что это охотничий домик в запретной полосе р. Ветлуга. Имеется подпись, что лесхоз не возражает. После этого последовало написание заявления в администрацию Шарьинского муниципального района от 30.06.1993 года. В заявлении Д.В.И. просит об отводе земельного участка в угодьях Троицкого лесничества Ивановского лесхоза в квартале 106 группы лесов для строительства дачного дома и хозяйственных построек для целей отдыха в пожизненное наследуемое владение, а также указывает, что Ивановский лесхоз не возражает против выделения участка. В результате чего вынесено постановление от 1993 года. Полагает, что на 1993 год нарушений закона не было.
20.11.2000 года составлен акт приёмки в эксплуатацию законченного строительства, утверждённый главой сельского поселения К.В.В. В акте указано, что основанием для строительства жилого дома служили: проект индивидуального жилого дома, разрешение на проведение строительных работ, акт об отводе земельного участка в натуре. При осмотре комиссия установила, что построен двухэтажный жилой дом, состоящий из 2-х комнат, площадью 69 кв.метров. Постановление о вводе объекта в эксплуатацию не выносилось. Разрешение на строительство индивидуального жилого дома и проект дома также не найдены. Полагает, что акт отвода участка в натуре, это та составленная схема, когда на место выходил представитель лесхоза.
Представитель Департамента лесного хозяйства Костромской области, привлечённого к участию в деле в качестве третьего лица ФИО1 пояснила, что в 1993 году она работала в Шарьинском лесхозе и знает о ситуации. Первоначально, в 1993 году, был произведён отвод площади охотобществу в лице Д.В.И. под строительство охотничьего домика. Отвод был произведён в лесном квартале 106. Эта площадь относилась к лесному фонду, что можно проследить на планшете, плане. Также имеется выкопировка от 1993 года.
На представленном планшете видно, что какого-либо выделения участка гражданину из земель лесного фонда не произведено. 14 выдел находится полностью в составе 106 квартала, отметок, что выделен гражданину участок в пожизненное наследуемое владение, не имеется. Этот участок входит в состав земель лесного фонда Шарьинского лесничества Троицкого участкового лесничества, квартал 106 выдел 14, с целевым назначением лесов I группы - защитные леса с категорией защитности - запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов. Это просматривается в таксационном описании. Перевод лесных земель в нелесные в лесах I группы осуществлялся в исключительных случаях с разрешения Правительства Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти. С этой целью администрации Шарьинского района необходимо было оформить землеустроительное дело в установленном законодательством порядке и вместе с принятым постановлением направить для последующего принятия решения в комитет по земельным ресурсам и землеустройству Костромской области. До настоящего времени Постановление Правительства Российской Федерации о переводе квартала 106 Шарьинского лесничества Троицкого участкового лесничества из категории земель лесного фонда не принималось. На землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных хозяйств, запрещается размещение объектов капитального строительства. Это земли лесного фонда и перевод земель в другую категорию - это изъятие участка из состава лесного фонда, что влечёт изменения в лесном фонде, а это возможно только на основании распоряжения Правительства РФ. Постановление главы администрации Шарьинского района от 1993 года - это ненужный элемент в этой цепи, этого документа вообще не должно было быть.
По акту технического обследования земельного участка пояснила, что просто было проведено обследование. За этим обследованием должны были последовать следующие действия. Должны были сформировать земельное дело (такие дела формировались в земельном комитете), далее дело направлялось в комитет по земельным ресурсам и землеустройству Костромской области и потом - в Правительство. Имеющийся в материалах дела чертёж был составлен лесничим Троицкого лесничества Ш.В.Б. Он подаёт чертёж в лесной отдел лесхоза и в лесхозе составляется акт технического обследования. Специалисты заполняют определённую форму. Акт подписывает либо директор, либо главный лесничий. Даётся заключение, что лесхоз не возражает. Для формирования земельного дела акт передавался в земельный комитет администрации района. То есть, этот акт нужен был только для того, чтобы начать формировать дело. Чтобы предоставить участок из земель лесного фонда его сначала необходимо изъять. Поэтому и составляется акт технического осмотра участка, который предполагается изъять.
Выслушав доводы участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании 23 июня 1993 года Д.В.И. обратился с заявлением на имя директора Ивановского лесхоза о разрешении на отвод земельного участка в угодьях Троицкого лесничества Ивановского лесхоза в квартале 106 первой группы лесов площадью 0,15 га для строительства дачного дома и хозяйственных построек для целей отдыха, в пожизненное наследуемое владениебез права вырубки леса.
Заявление содержит резолюцию директора Ивановского лесхоза, что Ивановский лесхоз не возражает против выделения земельного участка в угодьях Троицкого лесничества Ивановского лесхоза в квартале 106 первой группы лесов площадью 0,15 га для строительства дачного дома и хозяйственных построек для целей отдыха, в пожизненное наследуемое владение без права вырубки леса.
30 июня 1993 года Д.В.И. обратился с заявлением на имя главы администрации Шарьинского района Костромской области о разрешении на отвод земельного участка в угодьях Троицкого лесничества Ивановского лесхоза в квартале106 первой группы лесов площадью 0,15 га для строительства дачного дома и хозяйственных построек для целей отдыха, в пожизненное наследуемое владение без права вырубки леса.
Постановлением главы администрации Шарьинского района Костромской области от 19 октября 1993 года № 250 Д.В.И. передан земельный участок площадью 0,15 га, расположенный в 106 квартале Троицкого лесничества Ивановского лесхоза (лес 1 группы) для строительства дачного домика и хозяйственных построек для целей отдыха в пожизненное наследуемое владение без права вырубки леса и выпаса скота.
Этим же постановлением на Ивановский лесхоз возложена обязанность отвести земельный участок в натуре.
Лесничим Троицкого лесничества Ш.В.Б. был составлен план отвода площади под строительство охотничьего домика Шарьинскому охот. обществу.
Согласно акту приемки в эксплуатацию законченного строительства индивидуального жилого дома и хозяйственных построен от 20 ноября 2000 года жилой дом индивидуального застройщика Д.В.И. и хозяйственные постройки расположены на земельном участке 106 кв Троицкого лесничества. При этом, как следует из представленного документа проект индивидуального жилого дома, разрешение на проведение строительных работ и акт об отводе земельного участка в натуре представлены не были.
Согласно техническому паспорту на индивидуальный жилой дом, дом расположен на 106 кв Троицкого лесничества.
Согласно справке Шарьинского бюро технической инвентаризации о данных технического учёта по жилому дому, дом расположен в 106 квартале Троицкого лесничества, собственник Д.В.И., общая площадь дома 65,40 кв.м.
Постановлением главы Троицкого сельского поселения № 42 от 6 ноября 2013 года земельному участку в 106 квартале Троицкого лесничества, принадлежащему Д.В.И. на праве пожизненно наследуемого владения с кадастровым номером 44:24: 191701 площадью 1500 м кв. присвоен адрес ____.
Согласно кадастровому паспорту двухэтажный жилой дом, расположенный по адресу: ____ введен в эксплуатацию в 2000 году.
Д.В.И. представлен кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 44:24:1918106:0001 площадью 1500 кв. метров по адресу Шарьинский район Ивановский лесхоз Троицкое лесничество 106 кв., расположенный на землях лесного фонда с разрешенным использованием для строительства дачного домика и хозяйственных построек для целей отдыха, принадлежащий Д.В.И. на праве пожизненного владения на основании постановления главы администрации Шарьинского района Костромской области от 19 октября 1993 года № 250.
В судебном заседании ответчик Д.В.И. факт строительства жилого дома на землях лесного фонда в 106 квартале Троицкого лесничества Ивановского лесхоза (лес 1 группы) не отрицал.
В таксационном описании Троицкого лесничества Ивановского лесхоза Костромского управления лесами Том III Книга 2, 1998 год на странице 395 приведена характеристика выдела 14 квартала 106. Указано: категория защитности - запретные полосы вдоль рек, водоохранная зона верховых болот (ОЗУ) (л.д.62).
Указанную категорию защитности участок имеет до настоящего времени, что подтверждается лесохозяйственным регламентом Шарьинского лесничества, не оспаривался указанный факт и в судебном заседании.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии ____ от 8 июня 2008 года лесной участок категории земель земли лесного фонда Троицкое -1 гр.: защитные полосы вдоль рек квартал 106 - является собственностью Российской Федерации, обременений права не зарегистрировано.
В соответствии с п.1 и п.2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Аналогичную правовую позицию содержала ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации на период строительства жилого дома, гласившая, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Таким образом, признаками самовольной постройки являются: отсутствие отвода земельного участка, в данном случае участка лесного фонда; создание строения без получения на это необходимых разрешений; строение создано с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Наличие одного из перечисленных признаков является основанием для признания объекта самовольным строением.
В силу ст. 2 и ст. 94 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 года, действовавшего в период издания постановленияглавы администрации Шарьинского района Костромской области от 19 октября 1993 года № 250, предусматривалось, что порядок использования земель лесного фонда регулируется законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.
Отношения, возникающие при пользовании лесным фондом Российской Федерации на период передачи Д.В.И.земельного участка расположенного в 106 квартале Троицкого лесничества Ивановского лесхоза (лес 1 группы) для строительства дачного домика и хозяйственных построек для целей отдыха в пожизненное наследуемое владение регулировали Основы лесного законодательства Российской Федерации, утверждённые постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 6.03.1993 года № 4616-1.
В соответствии со ст. 2 Основ лесной фонд находился в совместном ведении Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга.
В силу ст. 3 Основ установление порядка отнесения лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также перевода их из одной группы лесов или категории защитности в другую; определение порядка и условий передачи участков лесного фонда в аренду подлежало ведению Российской Федерации и находилось в компетенции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Основ лесного законодательства Российской Федерации, определявшей компетенцию районных (городских) администраций в сфере регулирования лесных отношений к ведению районных (городских) администраций в сфере регулирования лесных отношений подлежало принятие совместно с владельцами лесного фонда решения о предоставлении участков лесного фонда в краткосрочное пользование; при этом участие владельцев лесного фонда в принятии такого решения ограничивалось определением условий, соответствующих установленным лесоводственным требованиям.
Таким образом, передача участков лесного фонда в пожизненное наследуемое владение законодательством не допускалась вообще, и тем более этот вопрос не находился в компетенции главы администрации района.
При таких обстоятельствах, довод представителя администрации Шарьинского муниципального района Костромской области Л.Е.Ю. о том, что постановлением главы администрации Шарьинского района Костромской области от 19 октября 1993 года № 250 о передаче Д.В.И. земельного участка площадью 0,15 га, расположенного в 106 квартале Троицкого лесничества Ивановского лесхоза (лес 1 группы) для строительства дачного домика и хозяйственных построек для целей отдыха в пожизненное наследуемое владение без права вырубки леса и выпаса скота действовавший на момент вынесения постановления закон не нарушен, является ошибочным.
В соответствии со ст. 13, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации лесной фонд в Российской Федерации относится к первой, второй и третьей группам лесов, а первая группа лесов - к категориям защитности.
К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно следующие функции и включающие следующие категории защитности:
водоохранные - запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;
защитные - противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения, государственные защитные лесные полосы, ленточные боры, другие леса в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных районах, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;
санитарно-гигиенические и оздоровительные - городские леса, лесопарки, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса первой, второй и третьей зон округов санитарной охраны курортов;
леса особо охраняемых территорий - особо ценные лесные массивы, леса, имеющие научное или историческое значение, памятники природы, орехопромысловые зоны, лесоплодовые насаждения и притундровые леса;
леса природно-заповедного фонда - заповедники, заповедные лесные участки, национальные природные парки.
В силу ст. 18 Основ предусматривалось, что в лесах всех групп могут быть выделены особо защитные участки леса с ограниченным режимом пользования лесным фондом (берегозащитные участки леса вдоль рек, озер и других водных объектов, приовражных и прибалочных склонов, опушки леса по границе с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и растений и другие).
В силу ст. 19 Основ предусматривалось, что отнесение лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также их перевод из одной группы лесов или категории защитности в другую производится на основании материалов лесоустройства в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Основ лесного законодательства Российской Федерации, действовавших в период вынесения главой администрации Шарьинского района Костромской области постановления от 19 октября 1993 года № 250, перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществлялся в исключительных случаях с разрешения Правительства Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами государственной власти.
В соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федерации, постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1064 "О порядке перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом", приказом Рослесхоза от 29.03.94 года N 69 было утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о переводе лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, которое определяло состав необходимой технической документации и порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом с последующим изъятием и предоставлением земельных участков.
В соответствии с п.п.7-11 главы II Положения, предусматривавшей порядок рассмотрения ходатайств о переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, а также изъятии нелесных земель в лесах I группы, при достаточной обоснованности заявления о предоставлении земельного участка по поручению органа исполнительной власти района комитеты по земельным ресурсам и землеустройству осуществляли подготовку землеустроительного дела, в состав которого входят: акт выбора участка с чертежом (планом) его расположения; соответствующие документы о финансировании; копия генерального плана размещения всех объектов строительства на испрашиваемом участке с указанием очередности освоения по годам; проект рекультивации земель или проект снятия, сохранения и использования плодородного почвенного покрова; акт технического обследования лесных площадей, испрашиваемых к отводу из состава лесного фонда (Приложение 1) с заключением органа управления лесным хозяйством или пользователя лесного фонда и план лесного участка (выкопировка с планшета); справка соответствующего территориального геологического управления - об отсутствии на выбранном участке полезных ископаемых, а при их наличии - разрешение органов госгортехнадзора на застройку указанного участка; заключение районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству, комитета по охране природы, санэпидемстанции и другие.
При переводе лесных земель в нелесные одновременно решался вопрос о предоставлении земельного участка, условиях его изъятия и платы.
Администрация района (города) рассматривала материалы землеустроительного дела о переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, принимала постановление.
Указанное постановление вместе с землеустроительным делом направлялось органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании согласований с органом управления лесным хозяйством и соответствующими службами (экологическими, природоохранными, здравоохранения, архитектурно-планировочными и другими) принимал постановление и обращался в Правительство Российской Федерации с просьбой о разрешении перевода лесных земель в нелесные и изъятия нелесных земель.
Адресованная Правительству Российской Федерации просьба вместе с землеустроительным делом направлялась на заключение в Федеральную службу лесного хозяйства России (Рослесхоз) - для земель лесхозов и военного ведомства или Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем) - для лесов совхозов, колхозов и других сельскохозяйственных формирований.
Правительство Российской Федерации на основании заключений Рослесхоза или Роскомзема и материалов землеустроительного дела принимало распоряжение о переводе лесных земель в нелесные или давало обоснованный отказ.
Распоряжение Правительства Российской Федерации о переводе лесных земель в нелесные являлось основанием для изъятия земель лесного фонда и предоставления их в пользование.
Как установлено в судебном заседании предусмотренный порядок соблюдён не был, разрешение Правительством Российской Федерации о переводе участка лесных земель площадью 0,15 га, расположенного в 106 квартале Троицкого лесничества Ивановского лесхоза (лес 1 группы) в нелесной для строительства дачного домика и хозяйственных построек для целей отдыха, не выдавалось.
Таким образом, в судебном заседании нашло подтверждение наличие одного из признаков, являющихся основанием для признания объекта самовольным строением, а именно создание строения на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке.
Указанный вывод подтверждает и следующее обстоятельство: постановлением главы администрации Шарьинского района Костромской области от 19 октября 1993 года № 250 Д.В.И. земельный участок передавался для строительства дачного домика и хозяйственных построек для целей отдыха; план отвода площади, на который ссылался Д.В.И., составлен лесничим Троицкого лесничества под строительство охотничьего домика Шарьинскому охот. обществу; согласно акту приемки в эксплуатацию законченного строительства от 20 ноября 2000 года Д.В.И. выстроен индивидуальный жилой дом с хозяйственными постройками, которые расположены на земельном участке 106 кв Троицкого лесничества, то есть участке, не предоставленном ему в установленном порядке.
Статья 81 Основ лесного законодательства Российской Федерации предусматривала, что самовольно занятые участки лесного фонда возвращаются без возмещения виновным в самовольном занятии участков затрат, произведенных ими за время незаконного пользования участками, а также затрат по сносу незаконно возведенных зданий, строений и сооружений.
Пунктом 7 ст. 25 Основ лесного законодательства, на который ссылалась представитель администрации Шарьинского муниципального района Костромской области, предусматривалось пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.
Статьёй 50 Основ определялся порядок пользования лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях, в которой было закреплено, что в целях организации отдыха населения районная (городская) администрация, владельцы лесного фонда, а также лесопользователи по согласованию с указанными органами проводят в зеленых зонах и на других территориях, используемых для отдыха населения, мероприятия по благоустройству лесных участков и культурно-бытовому обслуживанию населения при условии сохранения лесной среды и природных ландшафтов, соблюдения архитектурной планировки пригородных зон, противопожарных и санитарных правил.
Порядок и условия пользования лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях регулируются правилами пользования лесом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях, утверждаемых Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, Советами народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Таким образом, под пользованием лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях понималось проведение мероприятий по благоустройству лесных участков и культурно-бытовому обслуживанию населения. Между тем как Д.В.И. предоставлялся участок в пожизненное наследуемое владение.
Довод Д.В.И. о том, что жилой дом им возведён на основании постановления главы администрации Шарьинского района Костромской области от 19 октября 1993 года № 250 не имеет правового значения, поскольку жилое строение выстроено вопреки вынесенному разрешению о строительстве дачного дома, кроме того, само постановление главы администрации Шарьинского района Костромской области от 19 октября 1993 года № 250, как вынесенное с нарушением действовавшего законодательства, не имело юридической силы.
Учитывая, что возведённый в нарушение действующего законодательства на землях лесного фонда жилой дом является самовольной постройкой, заявленные истцом требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Костромской области (ТУ Росимущества в Костромской области) удовлетворить.
Признать объект недвижимости - дачный (жилой) дом, расположенный по адресу: ____ самовольной постройкой.
Обязать Д.В.И. за свой счёт освободить лесной участок - квартал 106 выдел 14 Шарьинского лесничества Троицкого участкового лесничества от дачного (жилого) дома, расположенного по адресу: ____.
Взыскать с Д.В.И. в доход местного бюджета госпошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда через Шарьинский районный суд в течение одного месяца.
Председательствующий О.В. Гуманец
Решение вступило в законную силу _____.