ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1060/2017 от 17.10.2017 Дубненского городского суда (Московская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2017 года

Дубненский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Федорчук Е.В.

При секретаре ФИО

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФЕА к Администрации г. Дубны Московской области о включении в списки целевой федеральной программы «Жилище»,

Установил:

Истец ФЕА обратилась в суд с иском к Администрации г. Дубны о включении в списки целевой федеральной программы «Жилище», в составе семьи из трех человек, в том числе несовершеннолетние дети ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что 04 августа 2017 года на заседании жилищной комиссии при Администрации г. Дубны было принято решение об отказе ФЕА и её детям в признании участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г.г. Истец считает данный отказ неправомерным, поскольку, согласно письму жилищного отдела Администрации г. Дубны основанием для отказа явилось то, что дети истца не проживали в зоне проживания с правом на отселение, а данное основание, по мнению истца, не может быть основанием к отказу. Чернобыльским жилищным сертификатом является персонифицированный документ, предоставляющий обладателю право на получение единовременной государственной субсидии на покупку жилья. Такой вид социальной поддержки регламентируется Законом РФ №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а реализовать возможность получения такого права можно с учетом Постановления Правительства РФ №153 от 21.03.2006 года, в ходе специальной целевой программы федерального назначения. Оформление и получение сертификата подразумевает участие близких родственников претендента. Такими родственниками являются, в том числе дети. Согласно Постановлению Правительства №153 получить жилищный сертификат чернобыльца могут граждане, подвергшиеся радиационному воздействию в результате аварии на ЧАЭС в 1986 года, лица, оказавшиеся в зоне влияния неблагоприятных факторов от катастрофы на ЧАЭС 26 апреля 1986 года, а также граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Истец ФЕА в судебном заседании исковые требования поддержала, дала объяснения аналогичные доводам иска. Дополнила, что решением Дубненского городского суда Московской области от 31 мая 2017 года, на Администрацию г. Дубны возложена обязанность по постановке учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма её и её несовершеннолетних детей.

Представитель ответчика Администрации г. Дубны по доверенности БАЛ в судебном заседании иск не признала, по доводам, изложенным в письменных возражениях, которые сводятся к тому, что ФЕА является выехавшей добровольно из зоны проживания с правом на отселение, проживавшая в п. <адрес> с 26.09.1988 года по 13.05.2015 года, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В связи с чем, в соответствии с п. 2 ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1, ФЕА гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 20 и 18 Закона; данной категории граждан меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Закона, в частности, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью один раз, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. Таким образом, по мнению представителя ответчика, поскольку меры социальной поддержки связываются законодателем с получением права выхода на пенсию, а ФЕА не является лицом, достигшим пенсионного возраста, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

Представитель третьего лица Министерства строительного комплекса Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В суд представлены возражения по иску, в которых представитель Министерства просит в удовлетворении иска отказать, по доводам аналогичным доводам представителя Администрации г. Дубны, в частности, представитель полагает иск ФЕА преждевременным, поскольку в соответствии со ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Закона она приобретает только при наличии у нее права выхода на пенсию со снижением пенсионного возраста.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, изучив исковое заявление и материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что истец ФЕА родилась ДД.ММ.ГГГГ р.пос <адрес>, где проживала до 13 марта 2015 года.

С 13 марта 2015 года ФЕА зарегистрирована по месту жительства в г. Дубна Московской области по адресу: <адрес>. Согласно представленных свидетельств о регистрации по месту жительства, несовершеннолетние дети ФЕАФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцы г. Дубны Московской <адрес> и с рождения зарегистрированы по адресу: <адрес>.

Согласно удостоверению, выданному Дубненским управлением социальной защиты населения от 01 декабря 2016 года ФЕА является лицом, добровольно выехавшим из зоны проживания с правом на отселение, в связи с чем, имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В соответствии с уведомлением, ФЕА не имеет в собственности жилого помещения.

Решением Дубненского городского суда от 31 мая 2017 года, вступившим в законную силу 08 июля 2017 года, и во исполнение данного решения, распоряжением и.о. заместителя руководителя Администрации г. Дубны от 17.07.2017 года №108Р-304 ФЕА и её несовершеннолетние дети приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с даты первоначального обращения, т.е. с 30.11.2016 года.

13 июля 2017 года ФЕА обратилась в Администрацию г. Дубны Московской области с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 г.г., составом семьи из трех человек.

Распоряжением заместителя руководителя Администрации г. Дубны Московской области ФЕА составом семьи из трех человек, отказано в признании участником подпрограммы.

Установив по делу юридически значимые обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска, по следующим основаниям.

Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлены территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которые подразделяются на зону отчуждения, зону отселения, зону проживания с правом на отселение, зону проживания с льготным социально-экономическим статусом (ст. 7).

Указанным Законом также определены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, к которым относятся, в том числе, граждане, эвакуированные (в том числе добровольно выехавшие) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития (пункт 6 части 1 статьи 13); выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (пункт 11 части 1 статьи 13).

Каждая из названных в законе категорий граждан обладает различным льготным статусом.

В силу статей 17 и 22 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 вышеуказанным категориям лиц гарантируются меры социальной поддержки, в том числе, в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется жилищным сертификатом.

Подпунктом "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации жилищных сертификатов в рамках реализации вышеуказанной подпрограммы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, определено, что право на получение социальной выплаты, удостоверенной сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1" О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС".

В соответствии с частью 1 статьи 22 указанного Закона гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.

Гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы (часть 2 статьи 22).

Согласно статье 33 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244 указанные граждане приобретают право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходя из срока проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение.

В пп. "б" п. 3 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" установлено, что разъяснения о порядке выполнения мероприятий, предусмотренных утвержденными данным Постановлением Правилами, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В соответствии с пп. 6.2 п. 6 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г. N 1038, в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности, в частности, при осуществлении функций государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) федеральных целевых программ, Минстрой России имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения но вопросам, отнесенным к установленной сфере его деятельности.

В соответствии с разъяснениями, данными в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.03.2015 г. N 6348-ЕС/05, предоставление государственных жилищных сертификатов гражданам, переселившимся в период с 30 июня 1986 года по 1 января 1994 года на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, а также родившимся в данной зоне в указанный период, может осуществляться только после достижения ими пенсионного возраста с учетом его уменьшения в соответствии со ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1.

Исходя из приведенных норм права предоставление мер социальной поддержки в виде улучшения жилищных условий гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, а также родившимся в данной зоне в указанный период, может осуществляться только после достижения ими пенсионного возраста с учетом его уменьшения в соответствии со ст. 33 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244.

Таким образом, анализируя, вышеуказанные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что поскольку истец рождена на территории зоны отселения 26 сентября 1988 года, т.е. после 30 июня 1986 года, то по объему прав, предусмотренных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", она приравнивается к лицам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения или в зону проживания с правом на отселение, а поэтому право на получение мер социальной поддержки в настоящее время не имеет. Такое право у нее возникнет только после выхода на пенсию.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении иска ФЕА отказать, поскольку доводы ФЕА о наличии у нее права на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФЕА к Администрации г. Дубны Московской области о включении в списки целевой федеральной программы «Жилище» - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья подпись

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись

Дело

Резолютивная часть решения суда в порядке ст. 199 ГПК РФ

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>