ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1060/2022 от 02.06.2022 Железнодорожного районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2-1060/2022

73RS0003-01-2022-001968-67

М-779/22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 июня 2022 года г. Ульяновск

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Сычёвой О.А.,

при секретаре Галицкой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект,

установил:

Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации г. Ульяновска обратилось в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принято уточнение наименования истца в связи со сменой наименования на Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска.

В обоснование заявления указано, что по постановлению администрации г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ УМУП «Ульяновскводоканал» определено в качестве организации по содержанию и обслуживанию бесхозяйной канализационной сети к административному зданию, расположенному по адресу , протяжённостью , выполненной из полиэтиленовых труб типа «корсис» диаметром мм, врезана в канализационный коллектор диаметром мм по , на сети установлено восемь железобетонных колодцев.

Указанные вещи не имеют собственника. В силу ст. 225 ГК РФ просит суд признать право муниципальной собственности на данные объекты.

В судебное заседание заявитель не явился, извещен, просит о рассмотрении дела в свое отсутствие. Настаивает на заявлении.

Представители заинтересованных лиц АО «Имущественная Корпорация Ульяновской области», Управления Росреестра по Ульяновской области, Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Администрации г. Ульяновска, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, УМУП «Ульяновскводоканал», ФГБУ ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска - в судебное заседание не явились, о дне и времени слушания дела извещены, возражений на заявление не представили.

Судом определено рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Управлением имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации г. Ульяновска выявлены объекты – канализационная сеть к административному зданию, расположенному по адресу , протяжённостью м, выполненной из полиэтиленовых труб типа «корсис» диаметром мм, врезана в канализационный коллектор диаметром мм по , на сети установлено восемь железобетонных колодцев.

По данному объекту по постановлению администрации г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ УМУП «Ульяновскводоканал» определено в качестве организации по содержанию и обслуживанию.

Собственник сооружений не известен, ограничения и права требования в отношении него не зарегистрированы.

По данным Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области названные объекты в реестре федерального имущества не числятся.

По сведениям Управления Росреестра, АО «Ульяновское областное БТИ» сведения о собственниках, правообладателях вышеуказанного имущества не внесены.

По данным Минэкономразвития Ульяновской области канализационная сеть к административному зданию, расположенному по адресу , протяжённостью м, выполненной из полиэтиленовых труб типа «корсис» диаметром мм, врезана в канализационный коллектор диаметром мм по , на сети установлено восемь железобетонных колодцев – в реестре объектов государственной собственности Ульяновской области не числятся.

В соответствии с п. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», вступившим в силу с 1 января 2017 года.

Согласно п. 5. Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи (п.1 ст. 226 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 226 ГК РФ лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже трех тысяч рублей, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.

С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них (п.5 ст. 225 ГК РФ).

Согласно ст. ст. 3, 6, 8, 12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 7 декабря 2011 года № 416 государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение ряда целей, в том числе охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

Органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность администрации определить организацию, которая будет содержать и обслуживать бесхозяйный участок канализационной сети.

Инженерно-технические сети, обеспечивающие два и более объекта капитального строительства, рассматриваются как отдельный линейный объект, к которым по определению можно отнести газопровод и другие линейные объекты (водопровод, канализация, линейно-кабельные сооружения связи и пр.) (Письмо Минрегиона России от 29.10.2009 N 35945-ИП/08).

Спорный участок канализационной сети является линейным объектом, поскольку самостоятельного назначения не имеет, предназначен для обслуживания главной вещи, в связи с чем следуют его судьбе в силу статьи 135 Гражданского кодекса Российской Федерации и не являются самостоятельным объектом недвижимого имущества.

Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи (п.1 ст. 226 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 226 ГК РФ лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Исследованные доказательства подтверждают, что сооружение – канализационная сеть к административному зданию, расположенному по адресу , протяжённостью м, выполненной из полиэтиленовых труб типа «корсис» диаметром мм, врезана в канализационный коллектор диаметром мм по , на сети установлено восемь железобетонных колодцев, в силу ст. 225 ГК РФ являются бесхозяйными, находятся во владении органа местного самоуправления и может быть переданы в муниципальную собственность.

При таких обстоятельствах заявление подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска - удовлетворить.

Признать бесхозяйным имуществом сооружение – канализационная сеть к административному зданию, расположенному по адресу , протяжённостью м, выполненная из полиэтиленовых труб типа «корсис» диаметром мм, врезанная в канализационный коллектор диаметром мм по , с установленными на сети восемью железобетонными колодцами.

Признать право муниципальной собственности на сооружение – канализационная сеть к административному зданию, расположенному по адресу , протяжённостью м, выполненная из полиэтиленовых труб типа «корсис» диаметром мм, врезанная в канализационный коллектор диаметром мм по , с установленными на сети восемью железобетонными колодцами.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска.

Судья О.А. Сычёва