ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1060/2022 от 04.07.2022 Белокалитвинского городского суда (Ростовская область)

61RS0011-01-2022-001545-48 к делу №2-1060/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июля 2022 года г. Белая Калитва

Белокалитвинский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Прошиной Д.С.,

с участием:

- помощника Белокалитвинского городского прокурора Ростовской области Ковтун Е.А.,

- представителя ответчика – директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 1 – Бессалова Д.В.,

- представителя третьего лица – Отдел образования Администрации Белокалитвинского района – Сметаниной И.В.,

при секретаре судебного заседания Марусевой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белокалитвинского городского прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Белокалитвинского района, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 1, третье лицо: Отдел образования Администрации Белокалитвинского района об обязании устранить нарушения законодательства в сфере защиты прав инвалидов, в том числе несовершеннолетних,

установил:

Белокалитвинский городской прокурор обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ответчикам об обязании устранить нарушения законодательства в сфере защиты прав инвалидов, в том числе несовершеннолетних, в обоснование заявленных требований указал, что Белокалитвинской городской прокуратурой в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.ст. 21, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов в МБОУ СОШ № 1, по результатам которой установлено, что в нарушение требований Федеральных законов от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, в вестибюле вблизи входа в здание МБОУ СОШ № 1 для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о назначении помещения. Таким образом, не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству. Для всех категорий инвалидности исследуемые объекты не удовлетворяют требованиям безбарьерности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения; отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска и отсутствия средств информирования, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан, в том числе несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья, на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Выявленные нарушения требований законодательства об образовании, а также санитарно-эпидемиологическом благополучии населения являются недопустимыми, приводят к угрозе возникновения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних детей и требуют принятия мер прокурорского реагирования. По результатам проверки Белокалитвинской городской прокуратурой в адрес директора МБОУ СОШ № 1 внесено представление от 25.02.2022 года об устранении нарушений требований законодательства о защите прав инвалидов, которое рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, до настоящего времени меры по устранению нарушений не приняты. В связи с чем, Белокалитвинский городской прокурор просит суд обязать администрацию Белокалитвинского района выделить денежные средства для установления в МБОУ СОШ № 1 мнемосхемы (тактильной схемы движения) с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного штифта Брайля, отображающей информацию о помещениях в здании с указанием информации о назначении помещения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать МБОУ СОШ № 1 устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов, в том числе несовершеннолетних, а именно: установить в вестибюле вблизи входа в здание МБОУ СОШ № 1 для инвалидов по зрению информационную мнемосхему (тактильную схему движения) с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, отображающую информацию о помещениях в здании с указанием информации о назначении помещения в течение 3 месяцев со дня выделения денежных средств.

В судебное заседание представитель ответчика – Администрация Белокалитвинского района Ростовской области, не явился, надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте судебного заседания, представил в адрес суда письменный отзыв на исковое заявление, из содержания которого следует, что Администрация Белокалитвинского района не согласна с исковыми требованиями и считает их не соответствующими действующему законодательству и не подлежащими удовлетворению по следующим причинам и основаниям: на основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Круг инвалидов и лиц с ограниченными возможностями определен, конкретизирован и персонализирован. При этом, в указанной образовательной организации обучающихся или их родителей, имеющих ограничения здоровья по зрению, не имеется. Тем самым в данной части порядок подачи иска не соответствует установленным правилам. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам. Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Учитывая указанные нормы права образовательные организации (школы) не относятся к объектам социальной инфраструктуры, тем самым обязанность органов местного самоуправления по их обустройству оборудованием для беспрепятственного доступа не установлена. При этом, на территории Ростовской области действует государственная программа Ростовской области "Доступная среда" (утв. постановлением Правительства РО от 15.10.2018 № 639), в рамках которой бюджетам муниципальных образований предоставляется субсидия на реализацию мероприятия по созданию в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования. До настоящего времени в бюджет Белокалитвинского района необходимые денежные средства из областного бюджета не поступали. Исковые требования основаны на Своде правил «СП 59.13330.2020 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр), в соответствии с пунктами 1.1, 1.2 которого свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна); настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН. Помимо этого, согласно ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступившего в законную силу 30.06.2010 и регламентирующего в том числе доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к следующим зданиям и сооружениям: к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований; к зданиям и сооружениям, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований; к зданиям и сооружениям, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований. Здание МБОУ СОШ № 1 введено в эксплуатацию в 1991 году, реконструкция (капитальный ремонт) не проводились и не запланированы, тем самым исковые требования противоречат указанным нормам права и не подлежат в настоящее время удовлетворению как не соответствующие действующему законодательству. В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса РФ в структуру бюджетов бюджетной системы Российской Федерации входят местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов. В силу ст. 65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов. Согласно ст. 11 Бюджетного кодекса РФ местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований. На основании ст. 25 Устава муниципального образования «Белокалитвинский район» утверждение бюджета Белокалитвинского района относится к исключительной компетенции Собрания депутатов Белокалитвинского района. Бюджет Белокалитвинского района на 2022 год сформирован и утвержден, запланированные мероприятия уже реализуются и их финансирование не может быть приостановлено в целях перераспределения средств именно на цели, указанные в исковых требованиях, поскольку это будет противоречить бюджетному законодательству. К полномочиям Администрации не относится выделение денежных средств из местного бюджета, Администрация не является учредителем образовательной организации, а также не является правообладателем здания, которое находится в собственности муниципального образования и в оперативном управлении образовательной организации. Учитывая изложенное, исковые требования к Администрации по выделению денежных средств на указанные мероприятия безосновательны, предъявлены к ненадлежащему ответчику, тем самым не подлежат удовлетворению.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика – Администрация Белокалитвинского района Ростовской области.

В судебное заседание помощник Белокалитвинского городского прокурора – Ковтун Е.А., явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

В судебное заседание представитель ответчика МБОУ СОШ № 1 – директор Бессалов Д.В., явился, пояснил, что в МБОУ СОШ № 1 оборудован ресурсный класс для детей – инвалидов, также в штате сотрудников школы имеется 9 тьюторов, со стороны руководства МБОУ СОШ № 1 делается все возможное для обеспечения прав инвалидов на доступную среду, однако, МБОУ СОШ № 1 является бюджетным учреждением, собственных денежных средств, не имеет, иной деятельностью, приносящий материальный доход не занимается.

В судебное заседание представитель третьего лица – Отдел образования Администрации Белокалитвинского района – Сметанина И.В. явилась, пояснила, что в МБОУ СОШ № 1 не обучаются дети – инвалиды по зрению, кроме того, среди сотрудников МБОУ СОШ № 1 отсутствуют инвалиды по зрению. МБОУ СОШ № 1 является бюджетным учреждением, собственных денежных средств, не имеет, иной деятельностью, приносящий материальный доход не занимается. Директор МБОУ СОШ № 1 обращался с письменным заявление в Отдел образования с просьбой о выделении денежных средств для установления в МБОУ СОШ № 1 мнемосхемы (тактильной схемы движения) с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного штифта Брайля, отображающую информацию о помещениях в здании с указанием информации о назначении помещения, однако, денежные средства выделены не были. Кроме того, требования Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ не применимы вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, в связи с чем, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему выводу:

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 2 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ», социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ», Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

В соответствии с ч.ч. 5 и 6 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Данные положения также закреплены в Законе Ростовской области от 23.11.2015 № 449-ЗС "Об обеспечении на территории Ростовской области беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инженерии и транспортной инфраструктур".

В силу ч. 7 ст. 30 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения.

В соответствии с п. 3 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1309 от 09.11.2015 года «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», руководители органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, в пределах установленных полномочий организуют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.

В силу пп. "а" п. 4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.

Требования по обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении содержатся в Своде правил "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр.

Согласно п. 6.5.12 Свода правил "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", в зданиях с массовым пребыванием людей (пассажирские здания вокзалов всех видов транспорта, организации социального обслуживания, общественные здания административного назначения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Они должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание.

Согласно п. 6.5.9 Свода правил "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", информирующие тактильные таблички с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения.

Таким образом, на здание школы, как объекта социальной инфраструктуры и образовательного учреждения, в полной мере распространяются требования вышеназванных правовых норм, а потому ответчиками должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов.

МБОУ СОШ № 1, расположенное по адресу: , осуществляет образовательную деятельность на основании Устава, утвержденного приказом Отдела образования Администрации Белокалитвинского района от 28.07.2015 года № 514.

Согласно п. 2.2 Устава МБОУ СОШ № 1 функции и полномочия учредителя МБОУ осуществляет в рамках своей компетенции, установленной нормативным правовым актом Белокалитвинского района, Отдел образования Администрации Белокалитвинского района.

С учетом уставной деятельности учреждение обязано соблюдать требования законодательства в сфере защиты прав инвалидов. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Судом установлено, что Белокалитвинской городской прокуратурой в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.ст. 21, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов в МБОУ СОШ № 1, по результатам которой установлено, что в нарушение требований Федеральных законов от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, в вестибюле вблизи входа в здание МБОУ СОШ № 1 для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о назначении помещения. Таким образом, не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного достижения мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству.

Довод представителя третьего лица - Отдел образования администрации Белокалитвинского района о том, что требования Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, суд признает несостоятельным, поскольку законные права инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку и создание для них доступной среды не могут зависеть от даты постройки и ввода объектов, используемых под соответствующие учреждения. Требуемые истцом меры представляют собой необходимые действия, обеспечивающие минимальное удовлетворение потребностей инвалидов по зрению в целях адаптации.

Суд полагает, что несоблюдение требований действующего законодательства, является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования Белокалитвинского городского прокурора к Администрации Белокалитвинского района, МБОУ СОШ № 1, третье лицо: Отдел образования Администрации Белокалитвинского района Ростовской области об обязании выделить денежные средства для установления в МБОУ СОШ № 1 мнемосхемы (тактильной схемы движения) с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного штифта Брайля, отображающей информацию о помещениях в здании с указанием информации о назначении помещения, подлежат удовлетворению.

В части требований Белокалитвинского городского прокурора о возложении на администрацию Белокалитвинского района Ростовской области, обязанности, в целях выполнения указанных мероприятий, выделить финансирование МБОУ СОШ № 1, для исполнения решения, суд приходит к следующему выводу.

Согласно п.п. 2.1, 2.2 Устава МБОУ СОШ № 1, учредителем и собственником имущества МБОУ является муниципальное образование «Белокалитвинский район». Функции и полномочия учредителя МБОУ осуществляет в рамках своей компетенции, установленной нормативным правовым актом Белокалитвинского района, Отдел образования Администрации Белокалитвинского района.

Данные положения свидетельствуют о наличии у органов местного самоуправления муниципального района обязанности принимать меры в сфере защиты прав инвалидов, в том числе несовершеннолетних.

Поскольку, судом установлен факт нарушения требований об обязании установить мнемосхему (тактильную схему движения) с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного штифта Брайля, отображающую информацию о помещениях в здании с указанием информации о назначении помещения, суд приходит к выводу о возможности возложения на собственника имущества - учредителя бюджетного учреждения МБОУ СОШ № 1 - Администрацию Белокалитвинского района обязанности по финансированию мероприятий по обязании установить мнемосхему (тактильную схему движения) с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного штифта Брайля, отображающую информацию о помещениях в здании с указанием информации о назначении помещения.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.

С учетом конкретных обстоятельств дела, позиции, истца, третьего лица Отдела образования администрации Белокалитвинского района, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда в части требования истца об обязании установить мнемосхему (тактильную схему движения) с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного штифта Брайля, отображающую информацию о помещениях в здании с указанием информации о назначении помещения в течение 3 месяцев со дня выделения денежных средств. В части возложения на администрацию Белокалитвинского района Ростовской области, обязанности, в целях выполнения указанных мероприятий, выделить финансирование МБОУ СОШ № 1, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку Администрация Белокалитвинского района освобождена от уплаты государственной пошлины, а МБОУ СОШ № 1, не освобождено от уплаты государственной пошлины, суд приходит к выводу, что с МБОУ СОШ № 1, подлежит взысканию государственная пошлина.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Белокалитвинского городского прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, об обязании устранить нарушения законодательства в сфере защиты прав инвалидов, в том числе несовершеннолетних, удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию Белокалитвинского района выделить денежные средства для установления в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 1 мнемосхемы (тактильной схемы движения) с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного штифта Брайля, отображающую информацию о помещениях в здании с указанием информации о назначении помещения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов, в том числе несовершеннолетних, а именно: установить в вестибюле вблизи входа в здание Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 1 для инвалидов по зрению информационную мнемосхему (тактильную схему движения) с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта отображающих информацию о помещениях в здании с указанием информации о назначении помещения в течение 3 месяцев со дня выделения денежных средств.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 1 государственную пошлину в доход государства в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Белокалитвинский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда, т.е. с 06.07.2022 года.

Мотивированное решение суда изготовлено 06 июля 2022 года.

Судья Д.С. Прошина