ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1061/19 от 19.04.2019 Кстовского городского суда (Нижегородская область)

КОПИЯ Дело (номер обезличен)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2019 года (адрес обезличен)

Кстовский городской суд (адрес обезличен) в составе:

председательствующего судьи – Кондратьева И.Ю.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика - ГУ УПФ Р по (адрес обезличен)- ФИО4, при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ УПФ Р по (адрес обезличен) о перерасчете страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Кстовский городской суд с иском к ГУ УПФ Р по (адрес обезличен) о перерасчете страховой пенсии по старости, в котором просит признать необоснованным отказ ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда РФ по (адрес обезличен) в зачете общего трудового и страхового стажа при назначении страховой пенсии по старости в следующие периоды работы:

(дата обезличена) по (дата обезличена) - оператором в Министерства Торговли Азербайджанской ССР;

- с (дата обезличена) по (дата обезличена) - старшим инспектором в ВТО «Азинтрейд»;

- с (дата обезличена) по (дата обезличена) - зав. общим отделом зав. Архивом в Минторге
Азербайджанской Республики. Обязать ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда РФ по (адрес обезличен) принять к зачету справки о заработной плате за периоды с декабря 1981 по декабрь 1982; с января 1985 по декабрь 1989 г; за период с января 1991 по декабрь 1994; с января 1995 по декабрь 1995 Республики Азербайджан и включить ФИО1 в трудовой стаж следующие периоды работы:

- с (дата обезличена) по (дата обезличена) - оператором в Министерство Торговли Азербайджанской ССР;

- с (дата обезличена) по (дата обезличена) - старшим инспектором в ВТО «Азинтрейд»;

- с (дата обезличена) по (дата обезличена) - зав. общим отделом зав. Архивом в Минторге
Азербайджанской Республики. Обязать Главное Управление Пенсионного фонда РФ по (адрес обезличен) произвести перерасчет страховой пенсии по старости с момента возникновения пенсионных прав, т.е начиная с (дата обезличена) в срок 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Взыскать с Главное Управление Пенсионного фонда РФ по (адрес обезличен) в пользу ФИО1, СНИЛС 075-239-868 97 судебные издержки: госпошлину - 300 рублей, юридические услуги по составлению искового заявления - 3000 рублей, всего - 3300 рублей.

В обоснование своих требований истец указала, что решением УПФР по (адрес обезличен)(номер обезличен) от (дата обезличена), ей было отказано в зачете общего трудового и страхового стажа при назначении страховой пенсии по старости в определенные периоды работы, а именно:

- с (дата обезличена) по (дата обезличена) - оператором в Министерства Торговли Азербайджанской ССР;

- с (дата обезличена) по (дата обезличена) - старшим инспектором в ВТО «Азинтрейд»;

- с (дата обезличена) по (дата обезличена) - зав. общим отделом зав. Архивом в Минторге
Азербайджанской Республики. По причине: отсутствия Соглашения о пенсионном обеспечении между Правительством РФ и Правительством Азербайджана, а также не приняты к зачету справки о заработной плате за периоды с декабря 1981 по декабрь 1982; с января 1985 по декабрь 1989 г по причине не подтверждения суммы заработка компетентными органами Республики Азербайджан. Не приняты в зачет справки о заработной плате за период с января 1991 по декабрь 1994; с января 1995 по декабрь 1995 Республики Азербайджан по причине: отсутствия сведений об уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. Считая указанные действия незаконными, истица обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что считает, что оспариваемым решением комиссии ответчика нарушены ее Конституционные права на получение достойной пенсии, поскольку в настоящее время, ей пенсия назначена (с 25.07.2018г.) и составляет меньше установленного прожиточного минимума в (адрес обезличен), всего 8 500 рублей 57 копеек.

Представитель ответчика – ГУ УПФ по (адрес обезличен)ФИО4 исковые требовании не признала и пояснила, что в трудовой стаж истицы были зачтены периоды до 01.01.1991г, как то позволяет законодательство РФ, а зачет последующих периодов работы за пределами РФ необходимо подтверждать отчислениями страховых взносов в ГУ УПФИО5 у истца такого подтверждения не имеется, ее требования не могут быть удовлетворены.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела и оценив собранные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, определение правил подсчета стажа, необходимого для назначения государственной пенсии.

Согласно Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж граждан, учитываемый при назначении пенсии, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, а также иные периоды, определенные законодательством. При этом согласно статье 10 названного Федерального закона периоды работы и (или) иной деятельности засчитываются в данный стаж в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Однако для лиц, осуществлявших работу и (или) иную деятельность за пределами Российской Федерации, законодатель с целью гарантирования этим лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации, права на получение трудовой пенсии в пункте 2 указанной статьи закрепил возможность зачета периодов такой деятельности независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Кроме того, законодатель, исходя из необходимости сохранения пенсионных прав, приобретенных по нормам ранее действовавшего законодательства, в пункте 2 статьи 29 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приравнял уплату платежей (взносов, налогов), существовавших в рамках пенсионной системы СССР, а также до (дата обезличена) в Российской Федерации, к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Такое правовое регулирование, как направленное на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, формирование пенсионных прав граждан, приобретение ими права на получение трудовой пенсии, согласуется с требованиями статей 19, 39 (часть 1) и 55 Конституции Российской Федерации.

Как следует из материалов дела: копии пенсионного дела ( л.д. 21-42) истица является получателем страховой пенсии по старости в РФ (дата обезличена) и на дату (дата обезличена) размер ее пенсии составляет 8500,57 руб. ( л.д. 9)

Также судом уставлено, что при рассмотрении вопроса о зачете в стаж работы истицы периодов ее работы и назначения ей пенсии комиссия ответчика не учла в общий трудовой и страховой стаж истца периоды ее работы в другом государстве, а именно:

с (дата обезличена) по (дата обезличена) - оператором в Министерства Торговли Азербайджанской ССР;

- с (дата обезличена) по (дата обезличена) - старшим инспектором в ВТО «Азинтрейд»;

(дата обезличена) по (дата обезличена) - зав. общим отделом зав. Архивом в Минторге Азербайджанской Республики, ссылаясь при этом на отсутствие подтверждения факта уплаты страховых взносов в пенсионный фонд РФ.

Исследовав указанный довод комиссии ответчика суд приходит к следующему выводу.

Пункт 4 ст. 15 Конституции РФ определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные Законом, то применяются правила международного договора. Аналогичная норма закреплена в четвертом абзаце комментируемой статьи. Она закрепляет положение о том, что, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные комментируемым Федеральным законом, применяются правила международного договора РФ.

Понятие международного договора дано в ст. 2 Федерального закона от (дата обезличена) N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", где определено, что международный договор РФ означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Право граждан всех государств на социальное, в том числе пенсионное, обеспечение и достойный уровень жизни закреплено во многих международных договорах.

В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека 1948 года каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства (ст. 22). И далее: каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам (ст. 25).

Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от (дата обезличена) - подписано Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной. (адрес обезличен) при подписании Соглашения сделала оговорку о том, что вопросы пенсионного обеспечения граждан будут регулироваться в рамках двусторонних соглашений. Азербайджанская Республика и Грузия не подписали указанное Соглашение.

Месте с тем, для применения данного Соглашения в современных условиях, то есть с применением понятия "страховой стаж", необходимо учитывать, что уплата взносов на государственное социальное страхование в период до (дата обезличена) аналогична уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В настоящее время трудовая деятельность граждан на территории государств - участников Соглашения приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ, дающих право на льготное назначение пенсии, независимо от периода времени, когда эта трудовая деятельность имела место.

Кроме того, в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц учитывается стаж на соответствующих видах работ, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы до (дата обезличена), определенная в ч. 1 ст. 27 и п. п. 7 - 13 ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Вопрос о включении периодов соответствующих видов деятельности или работ и иных периодов, имевших место до (дата обезличена), также решается в международных соглашениях.

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Азербайджана о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное (дата обезличена) в (адрес обезличен), до настоящего времени не ратифицировано Россией, соответственно, не вступило в силу и не является действующим.

Из материалов дела: архивных справок ( л.д.11) и приложений к ним ( л.д. 12), выписки из трудовой книжки ( л.д. 16), а также записей трудовой книжки истицы следует что в спорные периоды ( зап. 8-11), (зап. 12-13), (зап. 14-15) истица работала в Азербайджанской республике, что также отражено в оспариваемом решении ( л.д. 8).

В соответствии с пунктом 2 Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от (дата обезличена) N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР", зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации (дата обезличена) N 497, пенсионное обеспечение граждан, прибывших на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от (дата обезличена) (в том числе Азербайджанская Республика), производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. При назначении пенсии гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от (дата обезличена), учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до (дата обезличена). Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от (дата обезличена), после этой даты, засчитывается в порядке, предусмотренном ст. 89 Закона РСФСР от (дата обезличена) "О государственных пенсиях в РСФСР".

Поскольку Закон РСФСР от (дата обезличена) N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" утратил силу с (дата обезличена) в связи с принятием Федерального закона от (дата обезличена) N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то в настоящее время стаж засчитывается в порядке ФЗ- 400 « О страховых пенсиях», в силу ст. 11 которого, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от (дата обезличена) N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Руководствуясь Федеральным законом от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, Приказом Минтруда России от (дата обезличена) N 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению», Правилами утвержденными Постановлениями Правительства РФ от 11.07.2002г. (номер обезличен). в целях подтверждения факта работы и сумм заработной платы в представляемых заявителем справках о заработной плате Пенсионному органу необходимо проверять сведения об уплате работодателем страховых взносов за спорные периоды.

Кроме того, как следует из представленных документов, периоды работы истицы до (дата обезличена) на территории Азербайджанской Республики, входившей в состав СССР, были включены в страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Разрешение же вопроса о зачете времени работы на территории Азербайджанской Республики после (дата обезличена) в страховой стаж заявительницы, не являвшейся в этот период застрахованной в российской системе государственного социального страхования, возможно только путем принятия соответствующего международного соглашения с участием Российской Федерации и Азербайджанской Республики или специального закона, что отражено в Определении Конституционного Суда РФ от (дата обезличена) N 1011-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО2 на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 10 и пунктом 2 статьи 29 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а потому при отсутствии подтверждения уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований истца в данной части.

Кроме того, в своем иске истец просит обязать ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда РФ по (адрес обезличен) принять к зачету справки о заработной плате за периоды с декабря 1981 по декабрь 1982; с января 1985 по декабрь 1989 г; за период с января 1991 по декабрь 1994; с января 1995 по декабрь 1995 Республики Азербайджан.

Исследовав указанные требования суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 12 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а ныне страховых пенсиях, при определении заработка продолжает применяться ранее действовавший порядок исчисления и подтверждения среднемесячного заработка. При определении состава заработка, согласно Федеральному закону (номер обезличен) «О государственных пенсиях в РФ» в заработок для исчисления размера пенсии включаются все виды выплат (дохода) за период работы (служебных обязанностей), предусмотренные статье 89 данного закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. За периоды работы до (дата обезличена) в состав заработка включаются все виды выплат, с которых до этой даты производились отчисления взносов на государственное социальной страхование, кроме всякого рода выплат единовременного характера, а уплата взносов на государственное социальное страхование в период до (дата обезличена) аналогична уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в том числе в странах бывшего СНГ.

Согласно Указания Министерства социальной защиты населения РФ от (дата обезличена)(номер обезличен)-У» «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии», указанные справки были разработаны и рекомендованы всем организациям, предприятиям и учреждениям. При этом указано, что если организация, в которой работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемниками или архивом, принявши документы. В тех случаях, когда архивные органы не имеют возможности выдать справку по рекомендованной форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы.

Таким образом, исследуя предоставленные истцом справки (л.д.10 оборот) и л.д. 15) суд приходит к следующему выводу: справка содержит дату и наименование учреждения, выдавшего ее, содержит наименование месяцев с разбивкой и с указанием сумм по годам, имеется указание на основание выдачи справки – лицевые счета, платежные ведомости, подписи главного бухгалтера и руководителя предприятия, печать предприятия.

Также суд учитывает, что форма справки, на несоблюдение которой ссылается ответчик, имеет рекомендованный характер, а не обязательный. Кроме того, сама истица пояснила, что справки выдавались ей архивами Республики Азербайджан, что указанные справки также подтверждают.

Из существа пенсионных отношений следует, что основанием для их возникновения являются трудовые правоотношения, участниками которых являются работодатель и работник. Сведениями о выполнении работниками конкретных условий, предъявляемых для льготного пенсионирования, обладает работодатель. Именно он при наличии совокупности условий наделен обязанностью предоставить работнику документы, на основании которых производится назначение пенсии. В то же время работник не может нести ответственность за недобросовестные действия работодателя, а потому справки, подтверждающие заработок истца в период ее работы до (дата обезличена) могут быть приняты к зачету без дополнительной проверки, справки о заработке за периоды после (дата обезличена) могут быть приняты к зачету при подтверждении уплаты страховых взносов с заработка с пенсионный орган РФ, и поскольку такие данные в указанных справках отсутствуют, суд не находит оснований для из принятия к зачету.

Также истцом заявлено требование об обязани ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости с момента возникновения пенсионных прав, т.е. с (дата обезличена) Суд находит данное требование подлежащим удовлетворению в части справок о заработной плате истицы, которые подлежат зачету, а именно справок о заработке с декабря 1981 по декабрь 1982; с января 1985 по декабрь 1989 г, поскольку судом установлено неправомерное исключение данных справок Пенсионным органом при оценке пенсионных прав истца.

Также истец просит взыскать с Главного Управление Пенсионного фонда РФ по (адрес обезличен) в ее пользу судебные издержки: госпошлину - 300 рублей, юридические услуги по составлению искового заявления - 3000 рублей, всего - 3300 рублей.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.88 ГПК РФ и п.3 ст.333..19 НК РФ, размер государственной пошлины по данному исковому требованию составляет 300 рублей, которая была оплачена истцом ( л.д. 300), а потому, с ответчика следует взыскать в пользу истца судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.

Кроме того, судом установлено, что истец понесла юридические услуги по составлению искового заявления в размере 3000 руб., что подтверждается квитанцией ( л.д. 17).

Учитывая частичное удовлетворение требований истца, суд определяет сумму, подлежащую взысканию в пользу истца с ответчика в размере 500 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к ГУ УПФ Р по (адрес обезличен) о перерасчете страховой пенсии по старости удовлетворить частично.

Обязать ГУ УПФ Р по (адрес обезличен) принять к зачету справки о заработной плате ФИО1 за периоды с декабря 1981 по декабрь 1982; с января 1985 по декабрь 1989 г; и произвести перерасчет страховой пенсии по старости с момента возникновения пенсионных прав, т.е начиная с (дата обезличена).с учетом принятых к зачету справок.

Взыскать с Главное Управление Пенсионного фонда РФ по (адрес обезличен) в пользу ФИО1, СНИЛС 075-239-868 97 судебные издержки: госпошлину - 300 рублей, юридические услуги по составлению искового заявления – 500 руб. а всего 800 ( восемьсот) руб.

В удовлетворении остальных требований, а именно признать необоснованным отказ ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда РФ по (адрес обезличен) в зачете общего трудового и страхового стажа при назначении страховой пенсии по старости в следующие периоды работы:

(дата обезличена) по (дата обезличена) - оператором в Министерства Торговли Азербайджанской ССР;

- с (дата обезличена) по (дата обезличена) - старшим инспектором в ВТО «Азинтрейд»;

- с (дата обезличена) по (дата обезличена) - зав. общим отделом зав. Архивом в Минторге
Азербайджанской Республики; Обязать ГУ - Главное Управление Пенсионного фонда РФ по (адрес обезличен) принять к зачету справки о заработной плате за периоды с января 1991 по декабрь 1994; с января 1995 по декабрь 1995 Республики Азербайджан и включить ФИО1 в трудовой стаж следующие периоды работы:

- с (дата обезличена) по (дата обезличена) - оператором в Министерство Торговли Азербайджанской ССР;

- с (дата обезличена) по (дата обезличена) - старшим инспектором в ВТО «Азинтрейд»;

- с (дата обезличена) по (дата обезличена) - зав. общим отделом зав. Архивом в Минторге Азербайджанской Республики, ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Кстовский городской суд.

Судья

Кстовского городского суда Кондратьев И.Ю.

Справка: решение суда изготовлено в окончательной форме «___»___________20____г

Подлинник хранится в материалах гражданского дела (номер обезличен)- ________/______ л.д.____

Решение вступило в законную силу «______»________________20_____

Судья:

Секретарь: