ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1061/202114И от 14.07.2021 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2-1061/2021 14 июля 2021 года

29RS0014-01-2021-000677-76

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Поликарповой С.В.

при секретаре судьи Троховой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» об обязании производить начисление размера взносов за капитальный ремонт по многоквартирному дому в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в соответствии с принадлежащей истцам долей в общем имуществе многоквартирного дома,

установил:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с исковым заявлением к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» (далее – организация, ответчик) об обязании производить начисление размера взносов за капитальный ремонт по многоквартирному дому <№> по ...... истцам, проживающим и зарегистрированным по адресу: Архангельская область, ..., в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), то есть в соответствии с принадлежащей истцам долей в общем имуществе многоквартирного дома.

В обоснование иска указали, что истцы являются сособственниками в равных долях ....... Собственники всех помещений в вышеуказанном многоквартирном доме принимают участие в формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора – ответчика. Полагают, что в нарушение положений ЖК РФ, Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491, правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 12 апреля 2016 года №10-П и от 29 января 2018 года №5-П, в судебных актах Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2013 года по делу №ВАС-18121 и №А63-1465/2021 организация производит исчисление платы без учета доли, которая приходится на истцов в общем имуществе дома. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения их в суд с рассматриваемыми требованиями.

Истцы, третьи лица, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем заседание проведено в их отсутствие.

Представитель ответчика в судебном заседании указал, что в соответствии с положениями ЖК РФ истцам производится исчисление размера взносов за капитальный ремонт, то есть пропорционально от принадлежащей им доли в квартире, имеется задолженность.

Представитель ООО «Уют» направил в материалы дела отзыв, где указал, что у управляющей организации отсутствуют протоколы общих собраний собственников многоквартирного ...... проведенные до 2014 года и содержащие иной порядок и размер уплаты взносов за капитальный ремонт в многоквартирном доме.

Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Государственная жилищная инспекция Архангельской области указала в пояснениях, что в соответствии с положениями ст. 20 ЖК РФ и Положением о Государственной жилищной инспекции Архангельской области, утвержденному постановлением администрации области от 07 июня 2007 года №110-па, осуществляет региональный государственный надзор, лицензионный надзор. Начисление взноса за капитальный ремонт собственнику помещения в многоквартирном доме производится из расчёта значения минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного постановлением Правительства Архангельской области, либо значения размера взноса, превышающего минимальный, установленного на общем собрании собственников помещений, на один квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в месяц.

Заслушав пояснения представителя ответчика, оценив его доводы в совокупности с исследованными материалами дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из содержания ст. 249 ГК РФ, а также п. 2 ст. 36, п. 1 адрес ст. 39 ГК РФ следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.

Согласно п.п.2, 3 ст. 156 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

При этом согласно положениям ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном ч. 1.1 настоящей статьи. Так, в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты. При этом уплата таких платежей не может начинаться ранее чем за три календарных месяца до конечного срока выполнения указанных услуг и (или) работ, предусмотренных договором. Использование средств, сформированных за счет дополнительных взносов, осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, ч. 8 ст. 170 и ч. 5 ст. 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

В силу ч. 3 ст. 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного ч. 5.1 ст. 170 настоящего Кодекса.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, истцы с <Дата> являются в равных долях сособственниками ...... общей площадью 40 кв. м.

Указанный дом ... включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области, утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 22 апреля 2014 года №159-пп, то есть включен в 10 этап программы, со сроком – 2041-2043 годы. Данная Программа предусматривает обязанность собственников осуществлять уплату взносов на капитальный ремонт с ноября 2014 года.

В соответствии с п. 3 ст. 170 ЖК РФ установлены два способа формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального.

Согласно со ст. 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном ч. 7 ст. 170 настоящего Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные ч. 2 настоящей статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с ч. 3 ст. 169 и ч. 5.1 ст. 170 настоящего Кодекса, а региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные ст. 182 настоящего Кодекса, перечислить в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом.

Положениями ст.22 Областного закона Архангельской области от 02 июля 2013 года №701-41-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области» определено, что региональный оператор создается в целях обеспечения проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов собственников помещений, а также средств областного бюджета и иных не запрещенных бюджетным законодательством Российской Федерации источников. Региональный оператор учреждается постановлением Правительства Архангельской области. При этом в функции согласно ст. 23 указанного Закона региональному оператору вменено: 1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов, уплачиваемых собственниками помещений, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете регионального оператора; 2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений на общем собрании выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в открытии на свое имя такого счета; 2.1) размещение на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме денежных средств (части денежных средств) на специальном депозите и их зачисление со специального счета на специальный депозит, возврат денежных средств (части денежных средств), процентов от размещения денежных средств на специальном депозите в соответствии с условиями договора специального депозита на специальный счет; 3) осуществление функций технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора; 4) финансирование расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из областного бюджета и (или) местных бюджетов муниципальных образований Архангельской области; 5) взаимодействие с органами государственной власти Архангельской области и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора; 8) оказание консультационной, информационной, организационно-методической помощи по вопросам организации и проведения капитального ремонта многоквартирных домов, а также реализации программ в сфере модернизации жилищно-коммунального хозяйства; 10) иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области, а также учредительными документами регионального оператора функции.

В развитие указанных положений учрежден ответчик, являющийся региональным оператором капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области.

Поскольку в установленные законом сроки, собственники не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: ......, формирование фонда капитального ремонта указанного дома производится на счете регионального оператора.

При этом согласно Постановлений Правительства Архангельской области №613-пп от 26 декабря 2013 года №390-пп от 28 сентября 2016 года, №590-пп от 24 октября 2019 года были установлены следующие минимальные размеры взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области: в 2014 году – 6,10 рублей, в 2015 году – 6,37 рублей, в 2016 году – 6,66 рублей, в 2017 году – 7,16 рублей, в 2018 году – 7,55 рублей, в 2019 году – 7,91 рубль, в 2020 году – 8,56 рубле, в 2021 году – 9,25 рублей.

Поскольку обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возложена на истцов, как на сособственников квартиры, действующим законодательством, ответчик обоснованно производил и производит начисления, именно исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, исходя из площади долей, приходящегося на каждого истца, то есть по 20 кв.м. на каждого.

Указанный расчет фонда соответствует требованиям ч. 1 ст. 37 ЖК РФ, согласно которой доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

При этом в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» указанная доля определяется по правилу ч. 1 ст. 37 ЖК РФ, если принятым до вступления в силу данного Федерального закона решением общего собрания собственников помещений или иным соглашением всех участников долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме не установлено иное. Таким образом, если собственниками были выбраны иные варианты определения этих долей, то их решения не утрачивают свою силу и после введения в действие ЖК РФ. Установление же в ч. 1 ст. 37 ЖК РФ формулы определения долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме осуществлено федеральным законодателем в пределах его дискреционных полномочий и само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод заявителя, перечисленных в жалобе. Указанный подход изложен Конституционным Судом российской Федерации в Определении от 21 февраля 2008 года по делу №101-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации».

Как установлено судом, иной порядок расчета не был установлен собственниками многоквартирного дома ...

При таких обстоятельствах суд проверил производимый организацией расчет взноса за капитальный ремонт в отношении истцов и не находит нарушений требований действующего законодательства, следовательно, требования истцов не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» об обязании производить начисление размера взносов за капитальный ремонт по многоквартирному дому в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в соответствии с принадлежащей истцам долей в общем имуществе многоквартирного дома, отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.В. Поликарпова