ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10627 от 19.11.2010 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

                                                                                    Рубцовский городской суд Алтайского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Рубцовский городской суд Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-10627/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 ноября 2010 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

Председательствующего судьи Иващенко Н.А.,

При секретаре Кривошеиной И.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению администрации города Рубцовска об оспаривании представления прокурора города Рубцовска Алтайского края,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Рубцовска Алтайского края обратилась в суд с заявлением о признании недействительным представления прокурора города Рубцовска Алтайского края от *** года об устранении нарушений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», содержащего указание на недопустимость применения Инструкции о порядке передачи многоквартирных домов в управление, принятый администрацией города Рубцовска с нарушением действующего законодательства, без утверждения соответствующим актом органа местного самоуправления и официального опубликования.

Представитель администрация города Рубцовска Алтайского края ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал, указав, что доводы прокурора о необходимости официального опубликования и утверждения соответствующим актом органа местного самоуправления Инструкции о порядке передачи многоквартирных домов в управлении необоснованны, поскольку данный документ не является нормативным актом, носит рекомендательный характер, ее принятие направлено на повышение уровня квалификации лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами в процессе передачи управления многоквартирным домом от одной управляющей компании к другой.

Помощник прокурора города Рубцовска Алтайского края Мурамцева Н.Я., выступая в судебном заседании в качестве представителя заинтересованного лица, требования не признала, указав в обоснование возражений, что действия прокурора города Рубцовска по внесению представления в адрес администрации города Рубцовска Алтайского края от *** являются правомерными.

Выслушав доводы представителя заявителя, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление не обоснованным, требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с ч.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со статьей 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1).

Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.

Судом установлено, что *** в прокуратуру города Рубцовска Алтайского края поступила жалоба и.о. директора ООО У. Л. об отсутствии согласованности между управляющими компаниями и организациями поставщиков коммунальных услуг по исполнению положений Инструкции о порядке передачи многоквартирных домов в управление, утвержденной заместителем главы администрации г. Рубцовска В. от *** В жалобе указал, что согласно п. 8.2 Инструкции о порядке передачи многоквартирных домов в управление, организация, обслуживавшая многоквартирный дом, обязана уведомить поставщиков коммунальных услуг о внесении изменений (расторжении) договоров на поставку услуг для нужд потребителей, если об этом прямо не сказано в извещении. Не имея уведомления от собственников многоквартирных домов о расторжении договора на управление многоквартирным домом, ООО У. было лишено возможности исполнить требования инструкции.

В соответствие со ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратурой города Рубцовска была проведена проверка по обращению Л., в ходе которой было установлено, что органами местного самоуправления г. Рубцовска при принятии нормативных актов нарушаются требования Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с постановлением Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которому существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В ходе проверки установлено, что Инструкция о порядке передачи многоквартирных домов в управление, утвержденная первым заместителем главы администрации г. Рубцовска В. от *** содержит вышеперечисленные существенные признаки нормативного правового акта.

Согласно п.3 ст.43 от 06.10.2003 №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются представительным органом в форме решений. Издание нормативного правового акта в форме инструкции не предусмотрено ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Кроме того, вышеуказанная инструкция в нарушение ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» утверждена лицом, не имеющим полномочий на издание нормативно правого акта..

В соответствии с п.1 ст.47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном Уставом муниципального образования. Согласно п.3 Устава муниципального образования город Рубцовск» Алтайского края, принятого постановлением РГСД от 26.07.2005 № 215, все решения, носящие нормативный характер, вступают в силу после их официального опубликования. В нарушение данного положения закона указанная инструкция не была официально опубликована.

В связи с этим, в адрес главы администрации города Рубцовска Алтайского края   было направлено представление о принятии мер по устранению указанных нарушений, и привлечению лиц, допустивших указанные нарушения к дисциплинарной ответственности, о чем было сообщено заявителю. Данные обстоятельства подтверждаются материалами надзорного производства.

Согласно п.1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно Федеральному закону от 17.01.1992 года №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).

По смыслу приведенных взаимосвязанных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. Данная позиция изложена в Определении Конституционного суда РФ от 24.02.2005 №84-О «Об отказ в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО2 на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Доводы заявителя о том, что Инструкция о порядке передачи многоквартирных домов в управление не является нормативно-правовым актом, основаны на неверном толковании закона, поскольку согласно п. 1 Инструкции настоящее положение регулирует отношения по передаче функций по управлению многоквартирными домами, собственниками которого выбран способ управления. Кроме того, заявителем не представлено доказательств какие права, либо законные интересы администрации города Рубцовска Алтайского края были нарушены направлением представления прокурором города Рубцовска Алтайского края.

Таким образом, исходя из обстоятельств установленных судом, прокурор действовал в пределах полномочий, предоставленных ему Федеральным законом от 17.01.1992 года №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", поэтому основания для признании незаконным представления прокурора отсутствуют.

В соответствие с п.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом, в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении требований администрации города Рубцовска Алтайского края о признании недействительным представления прокурора города Рубцовска Алтайского края отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения в Алтайский краевой суд путем подачи кассационной жалобы через Рубцовский городской суд.

Судья Н.А.Иващенко