ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1062« от 19.06.2018 Коломенского городского суда (Московская область)

Дело №2- 1062 «Л» / 2018 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ. г. Коломна

Коломенский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Бурякова В.Н., секретаря судебного заседания Кималайнен И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к

Администрации Коломенского городского округа об изменении вида разрешенного использования земельного участка,

Установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Коломенского городского округа, Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в отношении Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО прекращено, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО привлечен в качестве третьего лица по настоящему делу. Свои исковые требования истец после уточнения мотивирует тем, что

ФИО1 является собственником земельного участка общей площадью 300 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: МО, <адрес>, , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения огородничества.

Истец неоднократно обращалась в администрацию городского округа Коломна Московской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования ее земельного участка (отказ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ ).

ДД.ММ.ГГГГ Истец обратилась с заявлением об изменение ВРИ земельного участка с « для ведения огородничества» на «ведение садоводства». ДД.ММ.ГГГГ Истец получила письмо согласно которому, Ответчик отказал в изменении ВРИ. При этом сам по себе отказ не содержит указания нормы права, которые запрещает изменить ВРИ.

ДД.ММ.ГГГГ Истец обратилась с заявлением об изменение ВРИ земельного участка с «для ведения огородничества» на «для ведение личного подсобного хозяйства». ДД.ММ.ГГГГ Истец получила письмо согласно которому, Ответчик отказал в изменении ВРИ. Согласно мотивированному ответу, в соответствии с «Правилами землепользования и застройки г.о. Коломна», утвержденными Решением Совета депутатов г.о. Коломна от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок расположен на территориальной зоне:

Ж-8 «Зона садоводства». СХ-2 зона, предназначенная для ведения садоводства и дачного хозяйства. В связи с тем, что планируемый ВРИ (ЛПХ) земельного участка отсутствует в градостроительном регламенте территориальной зоны утвержденных Правил землепользования и застройки.

Волеизъявления Истца на изменение ВРИ земельного участка обусловлено тем, что в настоящее время на участке собственник выращивает садовые плодовые культуры, а также собирается построить садовый дом.

Учитывая, указанный ответ Истец ДД.ММ.ГГГГ повторно обратилась в администрацию городского округа Коломна московской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования ее земельного участка с «для ведения огородничества» на «ведение садоводства». Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ в изменение ВРИ отказано.

Истец считает отказ ответчика незаконным и необоснованным по следующим основаниям:

Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации - далее ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Вопросы зонирования территории для строительства регламентируются Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориальными зонами, понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7). Градостроительным регламентом являются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты включаются в Правила землепользования и застройки (пункт 3 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно п. 3 ст. 8 «Правил землепользования и застройки г.о. Коломна», утвержденных Решением Совета депутатов г.о. Коломна от ДД.ММ.ГГГГ изменение видов разрешенного использования земельных участков на территории городского округа Коломна может осуществляться правообладателями земельных участков, без дополнительных разрешений и согласований, если применяемые в результате этого изменения виды использования указаны в градостроительном регламенте в качестве основных видов разрешенного использования.

Согласно ст. 16.1 «Правил землепользования и застройки г.о. Коломна» Ж - 8 Зона садоводства и дачного хозяйства.

Зона садоводства и дачного хозяйства выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании фруктов и овощей, а так же отдыха при соблюдении нижеследующих видов и параметров разрешенного использования недвижимости.

Основные виды разрешенного использования недвижимости: дачные и садовые дома, летние сооружения; сады, огороды;

В связи с тем, что на территории городского округа Коломна приняты и действуют Правила землепользования и застройки, порядок изменения ВРИ в пределах основного ВРИ согласно зонированию земельного участка осуществляется в упрощенном порядке по заявлению собственника, без какого- либо согласования. Из заключения главного управления архитектуры и градостроительства Московской области следует, что земельный участок находится на территориальной зоне: Ж-8 «Зона садоводства». СХ-2 зона, предназначенная для ведения садоводства и дачного хозяйства. Расположение земельного участка в зоне садоводства также подтверждается картой градостроительного зонирования, являющейся неотъемлемой частью «Правил землепользования и застройки г.о. Коломна», утвержденных Решением Совета депутатов г.о. Коломна от ДД.ММ.ГГГГ

При наличии указанных фактов и в соответствии с выше указными нормами, каких- либо законных основания для отказа в изменение ВРИ земельного участка с «для ведения огородничества» на «ведение садоводства» не имеется.

Истец просит:

Признать незаконным решение Администрации городского округа Коломна Московской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, , на ведение садоводства.

Обязать Администрации городского округа Коломна Московской области принять решение об изменение вида разрешенного использования земельного участка общей площадью 300 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, , на ведение садоводства.

Указать в решении суда, что оно является основанием для постановки земельного участка на кадастровый учёт с измененным видом разрешенного использования.

В судебное заседание истец ФИО1, надлежащим образом извещённая о месте и времени судебного разбирательства, не явилась. Ответчик по делу Администрация Коломенского городского округа, надлежащим образом извещённый о месте и времени судебного разбирательства, своего представителя в суд не направил. Третье лицо по делу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», надлежащим образом извещённое о месте и времени судебного разбирательства, своего представителя в суд не направило. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие истца, в отсутствие представителя ответчика, в отсутствие представителя третьего лица.

Представитель истца на основании нотариально удостоверенной доверенности ( л.д.) ФИО2 в судебном заседании подтвердил заявленные исковые требования и уточнил их: просит в решении суда указать, что оно является основанием для постановки земельного участка на кадастровый учёт с измененным видом разрешенного использования. Представитель истца пояснил, что в исковом заявлении истец ссылается на ст. 8 правил землепользования и застройки, а также на ст. 16.1., которая касается зоны садоводства и дачного хозяйства, а также в ней указаны основные виды разрешенного использования земельного участка.

Если обратиться к правилам землепользования, принятым ДД.ММ.ГГГГ, то здесь имеется статья, регулирующая изменение вида разрешенного использования, так в п.2 ст. 10 указывается, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, за исключение органов государственной власти, выбираются собственниками самостоятельно, без дополнитель­ных разрешений и согласований. Также в Правилах имеется таблица, где указаны какие имеются виды разрешенного использования земельных участков. Ранее таких вида было 2 по новым правилам их 8, однако вид, который просит установить Истец, также остался.

В то же время порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка остался тем же. Заявление в Администрацию было подано ДД.ММ.ГГГГ, на тот момент новые правила не действовали. Но даже если принимать во внимание Правила от ДД.ММ.ГГГГ гола, то они в любом случае не ухудшают положение Истца и не изменяют предмет спора.

Ответчик по делу Администрация Коломенского городского округа в своём отзыве указал, что Истица обратилась в администрацию с заявлением об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка с «для ведения огородничества» на «для ведения садоводства».

Заявление было рассмотрено администрацией, в соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.2014г. №106/2014-03 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области», Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017г. №13ВР-44, заявление с проектом постановления было направлено в Министерство имущественных

отношений. Протоколом Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. было вынесено решение об отказе в согласовании проекта постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка, учитывая возникновение права собственности заявителя после ДД.ММ.ГГГГг.

На этом основании требования Истицы не подлежащими удовлетворению.

Третье лицо по делу Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО в своём отзыве просит отказать в удовлетворении иска ФИО3, поскольку изменения производятся в сведениях ГКН на основании поданного заявления с приложением соответствующих документов.

Выслушав пояснения представителя истца и исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему.

Согласно ст. 1 ЗК РФ

1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:…

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

Согласно ст. 7 ЗК РФ

1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов;

3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов;

Согласно ст. 37 ГрК РФ

1. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

2.1. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.

3. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

4. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства… выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Согласно ст. 10 Правил землепользования и застройки территории городского округа Коломенский Московской области от ДД.ММ.ГГГГг.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и
объектов капитального строительства… выбираются самостоятельно
без дополнительных разрешений и согласования.

Истребование разрешений и согласований предусмотрено только для изменения основного вида использования на условно разрешенный. ( л.д.)

Как установлено в судебном заседании и подтверждено исследованными по делу доказательствами, ФИО1 является собственницей земельного участка общей площадью 300 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения огородничества, что подтверждается кадастровой выпиской ( л.д.).

Из заключения главного управления архитектуры и градостроительства Московской области следует, что земельный участок находится на территориальной зоне: Ж-8 «Зона садоводства». СХ-2 зона, предназначенная для ведения садоводства и дачного хозяйства. ( л.д. ).

В соответствии с Приложением к Правилам землепользования

Для зоны СХ-2 основными видами разрешенного использования являются : Ведение садоводства; ведение огородничества; ведение дачного хозяйства ( л.д.). Поскольку данные виды являются основными, то они избираются собственником самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.

Истец просит обязать ответчика изменить разрешенный вид использования земельного участка с «ведение огородничества» на «ведение садоводства», то есть один основной вид использования на другой вид.

Как указывает в своём отзыве ответчик Администрация Коломенского городского округа, ответчик первоначально признал право истца на такое изменение и подготовил проект постановления, который направлен на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области, откуда пришёл ответ: отказать в согласовании проекта, поскольку право собственности возникло после ДД.ММ.ГГГГг.

Между тем, законом разрешение данного вопроса возложено органы местного самоуправления городских округов ( ст. 7 ЗК РФ). Обязательное согласование с правом запрета установлено Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. и не может применяться в настоящем случае, поскольку противоречит закону.

Возражений по существу вопроса ответчиком Администрацией Коломенского городского округа не представлено.

Отзыв третьего лица Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что изменение разрешенного использования земельного участка возможно только на основании поданного заявления с приложением соответствующих документов, принимается судом. В настоящем гражданском деле рассматривается вопрос именно о получении истцом соответствующих документов в виде постановления Администрации об изменении разрешенного использования земельного участка.

Требование о принятии судом решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, , на ведение садоводства не подлежит удовлетворению, поскольку данная функция возложена на органы местного самоуправления городских округов, в данном случае на ответчика – Администрацию Коломенского городского округа.

При таких обстоятельствах суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Администрации городского округа Коломна Московской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Администрацию Коломенского городского округа Московской области принять решение ( вынести постановление) об изменении вида разрешенного использования земельного участка общей площадью 300 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, , на ведение садоводства.

В удовлетворении исковых требований об изменении вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:34:0040238:479, расположенного по адресу: <адрес>, , на ведение садоводства – отказать.

После исполнения решения суда Постановление Администрации Коломенского городского округа будет являться основанием для постановки земельного участка на кадастровый учёт с измененным видом разрешенного использования.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: В.Н.Буряков.