ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1062/19 от 21.01.2019 Плесецкого районного суда (Архангельская область)

<данные изъяты>

Дело № 2-90/2020

УИД 29RS0021-01-2019-001437-12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 января 2020 года п. Плесецк

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Сергеевой М.Н.,

при секретаре Вещагиной Г.М.,

с участием представителя истца администрации МО «Обозерское» Дружининой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Плесецк Архангельской области гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Обозерское» к отделу судебных приставов по Плесецкому району и г. Мирный Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

Администрация МО «Обозерское» обратилась в суд с иском к ОСП по Плесецкому району и г.Мирный УФССП по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об освобождении от уплаты исполнительского сбора. В обоснование иска указано, что 26 декабря 2018 года Плесецким районным судом Архангельской области вынесено решение по делу № 2- 982/2018 по исковому заявлению ФИО2 к администрации МО «Обозерское». Данное решение обязывает администрацию провести капитальный ремонт жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на время проведения капитального ремонта жилого дома, предоставить ФИО2 и членам его семьи жилое помещение. На основании исполнительного документа - исполнительного листа от 26 декабря 2018 года, обязывающего администрацию МО «Обозерское» предоставить ФИО2 и членам его семьи на время проведения капитального ремонта жилого дома пригодное для постоянного проживания жилое помещение, отвечающее установленными санитарными и техническими правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности со степенью благоустройства, применительно к условиям населенного пункта в черте <адрес>, ОСП по Плесецкому району и г. Мирный Архангельской области 11 апреля 2019 года возбудил исполнительное производство -ИП. Постановлением судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 11 апреля 2019 года был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. Несмотря на возбуждение одного исполнительного производства (в отношении предоставления жилого помещения на время проведения ремонта), выполнение его неразрывно связано с первоначальным требованием о проведении ремонта. И само по себе, предоставление жилого помещения на время проведения ремонта не целесообразно без проведения работ по ремонту, так как <адрес> пригодна для проживания и в ней ФИО2 вместе в вещами находится постоянно и может выехать, только если ремонт начнется фактически. Исходя из необходимости проведения капитального ремонта дома, администрацией МО «Обозерское» уже в 2018 года были заложены денежные средства в бюджет 2019 года в размере, определенном сметой - <данные изъяты> рублей. Исходя из того, что сумма является существенной, а сам вид работ - капитальным, заключению договора на проведение таких работ должна предшествовать процедура проведения электронного аукциона, согласно нормам 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Для исполнения решения потребовались значительные временные затраты на проведение процедуры в форме электронного аукциона. 17 октября 2019 года заключен контракт на выполнение капитального ремонта дома. С данной даты фактически подрядчик приступил к закупке материалов и подготовке к проведению ремонта. ФИО2 в этот период была предложена благоустроенная квартира в рядом стоявшем доме. 05 ноября 2019 года ФИО2 подписал акт приема - передачи и договор найма на <адрес>, расположенную <адрес>. 08 ноября 2019 года судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства, в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа. Несмотря на фактическое исполнение решения, также было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, уже после фактического исполнения решения суда. 11 ноября 2019 года проведение ремонтных работ подрядчиком окончено, о чем свидетельствует справка КС-3 от 11 ноября 2019 года, и ФИО2 перестал нуждаться в жилом помещении на время проведения ремонта. С момента вынесения судебного решения администрацией были предприняты меры по его исполнению. Денежные средства для проведения ремонта были предусмотрены в полном объеме, организована работа по проведению аукционов, зарезервирована и пустовала свободная квартира для заселения ФИО2 на время проведения ремонта. 15 июля 2019 года администрация уведомляла ОСП о процессе исполнения по ИП -ИП и возникших затруднениях с проведением ремонта, но не предоставлением квартиры. Полагают, что ими принимались все зависящие от них меры для исполнения решения суда в полном объеме. Просят освободить от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, установленного постановлением ОСП по Плесецкому району и городу Мирный от 11 ноября 2019 года.

Определением Плесецкого районного суда Архангельской области от 12 декабря 2019 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области.

Представитель истца администрации МО «Обозерское» по доверенности Дружинина Н.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований по тем же основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчиков ОСП по Плесецкому району и г.Мирный УФССП по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и УФССП по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела без их участия. В материалы дела представлен отзыв на иск, возражают против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что у истца отсутствуют основания для освобождения от взыскания исполнительского сбора. Полагают, что исполнительский сбор взыскан судебным приставом-исполнителем обоснованно.

Суд с учетом положений ч.5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела представителей ответчиков ОСП по Плесецкому району и г.Мирный УФССП по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и УФССП по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, суд приходит к следующему.

Порядок исполнения судебных постановлений регламентируется Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон «Об исполнительном производстве»).

Согласно п.п. 11, 12, 13 ст. 30 Закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа и устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора, предусмотренного ст.112 этого Закона. Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 105 Закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии с положениями ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

Обязанность доказывания в рамках исполнительного производства уважительности причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа в установленный срок возложена на должника.

Судом установлено, что в соответствии с п. п. 11, 12, 13 ст. 30 Закона «Об исполнительном производстве» судебным приставом-исполнителем ОСП по Плесецкому району и г.Мирный УФССП по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на основании исполнительного листа ФС от 26 декабря 2018 года, выданного Плесецким районным судом Архангельской области по вступившему в законную силу решению суда от 26 декабря 2018 года по гражданскому делу № 2-982/2018 по исковому заявлению ФИО2 к администрации МО «Обозерское» о проведении капитального ремонта жилого дома, 11 апреля 2019 года в отношении должника администрации МО «Обозерское» возбуждено исполнительное производство -ИП об обязании АМО «Обозерское» предоставить ФИО2 и членам его семьи на время проведения капитального ремонта жилого дома пригодное для постоянного проживания жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экономическим и иным требованиям законодательства, со степенью благоустройства не ниже достигнутого по МО «Обозерское».

Постановлением судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 11 апреля 2019 года был установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.

27 июня 2019 года должнику было вручено постановление о назначении нового срока исполнения решения суда в срок до 31 июля 2019 года, а также предупреждение об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ.

15 июля 2019 года в ответ на данное постановление, должник предоставил информацию, указав, что не определен подрядчик, капитальный ремонт дома не начат, в связи с чем жилое помещение ФИО2 предоставлять на данном этапе не целесообразно. После проведения конкурсных процедур жильё ФИО2 будет предоставлено.

05 ноября 2019 года от администрации МО «Обозерское» в адрес судебного пристава-исполнителя направлено заявление об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа с приложением подтверждающих документов.

Поскольку постановление судебного пристава-исполнителя от 11 апреля 2019 года в установленный 5-дневный срок добровольно исполнено не было, в соответствии с нормами подп.13 п.1 ст.64 и п.п.2, 3 ст.112 Закона «Об исполнительном производстве» постановлением судебного пристава-исполнителя от 08 ноября 2019 года с должника взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей.

08 ноября 2019 года исполнительное производство -ИП окончено в соответствии с п.1 ч.1 ст.47 Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве», взыскание исполнительского сбора вынесено в отдельное исполнительное производство - ИП от 08 ноября 2019 года, которое в настоящее время находится в исполнении.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П установленный частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» размер взыскания (семь процентов) представляет допустимый максимум или верхнюю границу, следовательно, с учетом характера правонарушения, размера вреда, степени вины, имущественного положения правонарушителя и других обстоятельств он может быть снижен правоприменителем. Кроме того, санкции штрафного характера, к числу которых относится и исполнительский сбор, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым интересам и ценностям. Исходя из смысла статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции должны отвечать требованиям справедливости и соответствовать характеру совершенного деяния.

В соответствии с ч. 6 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

При этом в силу п. 7 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с п.1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В силу п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Как следует из материалов дела, решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 26 декабря 2018 года по делу по исковому заявлению ФИО2 к администрации МО «Обозерское» о проведении капитального ремонта жилого дома в рамках возбужденного 11 апреля 2019 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Плесецкому району и г.Мирный УФССП по Архангельской области и Ненецкому автономному округу исполнительного производства -ИП на дату вынесения им постановления о взыскании исполнительского сбора не исполнено.

Вместе с тем, решением Плесецкого районного суда Архангельской области от 26 декабря 2018 года по делу по исковому заявлению ФИО2 к администрации МО «Обозерское» о проведении капитального ремонта жилого дома администрация МО «Обозерское» обязана в срок не позднее трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организовать проведение капитального ремонта жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, предоставить ФИО2 и членам его семьи на время проведения капитального ремонта жилого дома пригодное для постоянного проживания жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства, со степенью благоустройства не ниже достигнутого по МО «Обозерское».

Решение суда вступило в законную силу 30 января 2019 года.

Как следует из искового заявления, несмотря на возбуждение одного исполнительного производства (в отношении предоставления жилого помещения на время проведения ремонта), выполнение его неразрывно связано с первоначальным требованием о проведении ремонта. И само по себе, предоставление жилого помещения на время проведения ремонта не целесообразно без проведения работ по ремонту, так как <адрес> пригодна для проживания и в ней ФИО2 вместе в вещами находится постоянно и может выехать, только если ремонт начнется фактически.

Исходя из необходимости проведения капитального ремонта дома, администрацией МО «Обозерское» в 2018 года были заложены денежные средства в бюджет 2019 года в размере, определенном сметой - <данные изъяты> рублей, о чем свидетельствует выписка из бюджета. Так как дом является двухквартирным, администрацией дополнительно была проведена работа с жильцами <адрес> необходимости проведения ремонта. Исходя из того, что сумма является существенной, а сам вид работ - капитальным, заключению договора на проведение таких работ должна предшествовать процедура проведения электронного аукциона, согласно нормам № 44 ФЗ от 05 апреля 2013 года«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Для его проведения была актуализирована смета, с учетом вступления в силу новой ставки НДС, затем аукцион был включен в график закупок. 01 августа 2019 года аукцион признан не состоявшимся, так как отсутствовали заявки от участников. Главой администрации были проведены беседы с индивидуальными предпринимателями, осуществляющими ремонты капитального характера на территории муниципального образования, на предмет возможного заключения договора по ремонту <адрес> по конкурсным процедурам, но был получен отказ. Затем был объявлен повторный аукцион , который согласно протоколу от 02 сентября 2019 года также признан не состоявшимся. 07 октября 2019 года было еще раз повторно размещено извещение о проведении электронного аукциона. По протоколу от 16 октября 2019 года победителем признан ИП ФИО4 17 октября 2019 года с подрядчиком заключен контракт на выполнение капитального ремонта дома. С данной даты фактически подрядчик приступил к закупке материалов и подготовке к проведению ремонта. ФИО2 в этот период была предложена благоустроенная квартира в рядом стоявшем доме. 05 ноября 2019 года ФИО2 подписал акт приема - передачи и договор найма на <адрес>, расположенную <адрес>. Данными действиями фактически администрация исполнила свои обязательства по исполнительному листу по исполнительному производству -ИП.

06 ноября 2019 года подтверждающие исполнение документы были направлены в ОСП, о чем свидетельствует скриншот почтового отправления.

08 ноября 2019 года судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.

Несмотря на фактическое исполнение решения, также было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, уже после фактического исполнения решения суда.

11 ноября 2019 года проведение ремонтных работ подрядчиком окончено, о чем свидетельствует справка КС-3 от 11 ноября 2019 года, следовательно, ФИО2 перестал нуждаться в жилом помещении на время проведения ремонта.

Таким образом, администрацией были предприняты меры по исполнению судебного решения. Денежные средства для проведения ремонта были предусмотрены в полном объеме, организована работа по проведению аукционов, зарезервирована и пустовала свободная квартира для заселения ФИО2 на время проведения ремонта.

15 июля 2019 года администрация уведомляла ОСП о процессе исполнения по исполнительному производству -ИП и возникших затруднениях с проведением ремонта, но не предоставлением квартиры, о чем свидетельствует письмо от 15 июля 2019 года.

У администрации МО «Обозерское» отсутствовала возможность исполнить решение в установленный срок по объективным, находящимся вне контроля должника, причинам. Для исполнения решения требуются значительные временные затраты на проведение процедуры в форме электронного аукциона в соответствии с федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Провести аукцион и предоставить взыскателю жилье в срок, установленный судебным приставом-исполнителем не представляется возможным физически. Между тем, администрацией принимались все зависящие от нее меры для исполнения решений суда в полном объеме.

Таким образом, суд полагает, что в данном случае должник принял в установленном законом порядке все зависящие от него меры для исполнения исполнительного документа, и вины должника в его неисполнении в установленный судебным приставом-исполнителем срок не имелось.

В связи с этим доводы представителя ответчика, изложенные в отзыве на иск, о том, что основания для освобождения истца от взыскания исполнительского сбора отсутствуют, судом не могут быть приняты во внимание.

При этом суд учитывает, что обеспечение должнику возможности подтвердить наличие у него объективных обстоятельств, находящихся вне его контроля, вызвавших нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению судебного акта, является обязанностью судебного пристава-исполнителя, что также подтверждается разъяснениями, указанными Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П.

При указанных обстоятельствах суд полагает возможным освободить истца от взыскания исполнительского сбора по указанному постановлению судебного пристава-исполнителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Истец и ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования администрации муниципального образования «Обозерское» удовлетворить.

Освободить администрацию муниципального образования «Обозерское» от взыскания исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Плесецкому району и г. Мирный Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 08 ноября 2019 года , вынесенного в рамках исполнительного производства -ИП.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Плесецкий районный суд Архангельской области.

Председательствующий подпись М.Н. Сергеева

Мотивированное решение

изготовлено 03 февраля 2020 года.

<данные изъяты>