ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1062/2013 от 24.04.2013 Орджоникидзевского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело №2-1062/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 апреля 2013 года г.Уфа

Орджоникидзевский районный суд г.Уфа Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Мусина Э.Р.

при секретаре Хаматхановой М.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан к ФИО1, Государственному автономному учреждению Исследовательская лаборатория экспертизы условий труда о признании недействительными договоров купли-продажи государственного имущества

установил:

Министерство труда и социальной защиты населения РБ обратилось в суд с иском к ФИО1 о признании ничтожным договоры купли-продажи государственного имущества. Свои требования истец обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ. между Государственным автономным учреждением
Исследовательская лаборатория экспертизы условий труда (далее – ГАУ ИЛЭУТ) в лице заместителя директора - главного бухгалтера ФИО2 и ФИО1 были заключены два договора купли-продажи государственного имущества № от 20.03.2012г. и № от 20.03.2012 года. В соответствии с указанными договорами ответчик приобрел в собственность объекты недвижимого государственного имущества, закрепленные за ГАУ ИЛЭУТ собственником на праве оперативного управления, а именно, два гаражных бокса № и №№, расположенных по <адрес>. Передача гаражных боксов ГАУ ИЛЭУТ и принятие их истцом осуществлены по передаточным актам от 28.03.2012г. № и №04. Министерство труда и социальной защиты населения РБ считает договоры купли-продажи государственного имущества № от 20.03.2012г. и № от 20.03.2012г. ничтожными сделками по следующим основаниям. ГАУ ИЛЭУТ создано в соответствии с распоряжением Правительства РБ от 23.11.2009г. №1290-р. Министерство труда и социальной защиты населения РБ наделено полномочиями учредителя автономного учреждения. В соответствии с распоряжением Правительства РБ от 13.02.2012г. №125-р, ГАУ ИЛЭУТ. Реализованные по договорам купли-продажи от 20.03.2012г. № и № гаражные боксы № и №№, в соответствии с п.6 распоряжения Правительства РБ от 23.11.2009г. №1290-р относятся к объектам недвижимого государственного имущества Республики Башкортостан, закрепленным за ГАУ ИЛЭУТ собственником на праве оперативного управления. Согласно распоряжению Правительства РБ от 13.02.2012г. №125-р, при принятии решения о ликвидации ГАУ ИЛЭУТ собственником имущества обеспечено финансирование расходов, связанных с проведением ликвидационных мероприятий. Таким образом, недвижимое имущество ликвидируемого учреждения ГАУ ИЛЭУТ не подлежало продаже, а должно было быть передано учредителю в установленном законодательством порядке. Кроме того, в соответствии с ч.2 ст.3 Федерального закона от 03.11.2006г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимым имуществом без согласия учредителя. Аналогичное требование установлено п.7.5 Устава ГАУ ИЛЭУТ, согласно которому учреждение не вправе без согласия учредителя и Министерства земельных и имущественных отношений РБ распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним или приобретенным за счет выделенных ему средств на приобретение этого имущества. Таким образом, заключение договоров купли-продажи государственного имущества от 20.03.2012г. № и № произведено в нарушение требований, установленных ст.296, п.2 ст.298 ГК РФ, ч.2 ст.3 ФЗ «Об автономных учреждениях», учредительными документами ГАУ ИЛЭУТ. Истец просит признать ничтожными договоры купли-продажи государственного имущества № от 20.03.2012г. и № от 20.03.2012г., заключенные между Государственным автономным учреждением Исследовательская лаборатория экспертизы условий труда и ФИО1, применить последствия недействительности ничтожной сделки.

В соответствии со ст.39 ГПК РФ, Министерство труда и социальной защиты населения РБ уточнило свои требования. Согласно распоряжению Правительства РБ от 13.02.2012г. №125-р, ГАУ ИЛЭУТ ликвидируется. В соответствии с данным распоряжением, приказом Министерства труда и социальной защиты населения РБ от 13.02.2012г. №49-о «О ликвидации Государственного автономного учреждения Исследовательская лаборатория экспертизы условий труда» была создана ликвидационная комиссия по ликвидации ГАУ ИЛЭУТ, председателем которой был назначен директор учреждения ФИО1; заместителем председателя ликвидационной комиссии - главный бухгалтер ГАУ ИЛЭУТ ФИО3. Приказом Министерства труда и социальной защиты населения РБ от 06.07.2012г. № «О завершении работ по ликвидации Государственного автономного учреждения Исследовательская лаборатория экспертизы условий труда» ликвидационная комиссия расформирована. Приказом Министерства труда и социальной защиты населения РБ от 12.07.2012г. №241-о «О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 06.07.2012г. №237-0» ликвидатором ГАУ ИЛЭУТ назначен ФИО4. Согласно п.4 распоряжения Правительства РБ от 13.02.2012г. №125-р, при принятии решения о ликвидации ГАУ ИЛЭУТ собственником имущества обеспечено финансирование расходов, связанных с проведением ликвидационных мероприятий. Между Министерством труда и социальной защиты населения РБ и ГАУ ИЛЭУТ заключено соглашение о предоставлении субсидии на иные цели от 05.03.2012г. №114/17, согласно которому Министерством труда и социальной защиты населения РБ предоставлена ГАУ ИЛЭУТ субсидия из бюджета Республики Башкортостан на проведение мероприятий по ликвидации учреждения. Следовательно, недвижимое имущество ликвидируемого учреждения ГАУ ИЛЭУТ не подлежало продаже, а должно было быть передано учредителю в установленном законодательством порядке.

Ответчик ФИО1 представил отзыв на исковое заявление, в котором с иском он не согласен на том основании, что в ДД.ММ.ГГГГ. Государственным учреждением Исследовательская лаборатория экспертизы условий труда (далее - Учреждение) было приобретено с торгов два объекта незавершённого строительства - гаражные боксы № и №№, расположенные по адресу: <адрес>, ГПК «Алмаз» (далее - Имущество). Торги проводились Государственным комитетом РБ по управлению государственной собственностью. Указанное имущество было арестовано и выставлено на продажу в целях погашения недоимки ТОО «Строительный жилищный комплекс». Имущество было приобретено и достроено на собственные средства учреждения, что подтверждается платёжными документами, имеющимися в материалах дела. То есть, имущество не было выкуплено в государственную собственность и потом передано учреждению в оперативное управление, а приобретено учреждением в собственность. Согласно п.п.3.4, 3.6 Устава учреждения, предприятие вправе самостоятельно распоряжаться доходами и имуществом, которые у него возникли в результате разрешённой предпринимательской деятельности. В материалах дела отсутствуют доказательства приобретения имущества учреждением за счёт бюджетных средств либо его безвозмездной передачи. Сам по себе факт отнесения спорного имущества к объектам недвижимого государственного имущества Республики Башкортостан не подтверждает и не опровергает факт принадлежности имущества. В распоряжении Правительства РБ №1290-р от 23.11.2009г. отсутствуют правовые основании такого отнесения. Право на имущество было в установленном порядке зарегистрировано не как право оперативного управления, а как право собственности учреждения в ДД.ММ.ГГГГ. Истцом государственная регистрация права собственности на имущество не оспорена. Основания для включения имущества в реестр государственной собственности в ДД.ММ.ГГГГ. суду не представлено. Имущество приобретено ФИО1 в собственность на основании договора по рыночным ценам и полностью оплачено. Учреждение имело право на продажу ему имущества, так как на момент продажи являлось его собственником и имело право им распоряжаться по своему усмотрению, что подтверждается документами (Устав, свидетельство о праве собственности, платёжные документы), имеющимися в материалах дела.

Министерство земельных и имущественных отношений РБ представило отзыв, в котором поясняет, что ДД.ММ.ГГГГ. между ГАУ ИЛЭУТ в лице заместителя директора - главного бухгалтера ФИО2 и ФИО5 были заключены договоры купли-продажи государственного имущества № от 20.03.2013г. и № от ДД.ММ.ГГГГ года. По передаточным актам № и № от 28.03.2013г. ответчик приобрел в собственность объекта недвижимого государственного имущества, закрепленные за ГАУ ИЛЭУТ собственником на праве оперативного управления, а именно - два гаражных бокса № и №№, расположенных по адресу: РБ, <адрес>. ГАУ ИЛЭУТ создано в соответствии с распоряжением Правительства РБ от 23.11.2009г. №1290-р, Министерство труда и социальной защиты населения РБ наделено полномочиями учредителя автономного учреждения. Согласно ч.2 ст.З ФЗ от 03.11.2006г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», автономное учреждение не праве распоряжаться недвижимым имуществом без согласия учредителя. Аналогичное требование закреплено в п.7.5 Устава, согласно которого учреждение не вправе без согласия учредителя и Минземимущества РБ распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. На основании распоряжения Правительства РБ от 13.02.2012г. №125-Р ГАУ ИЛЭУТ находится на стадии ликвидации, а договора купли-продажи спорных объектов заключаются 20.03.2012года. Согласно ст.19 ФЗ от 03.11.2006г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», имущество автономного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам автономного учреждения, передается ликвидационной комиссией учредителю автономного учреждения. В соответствии с п.4 ст.2 ФЗ «Об автономных учреждениях», автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. На основании изложенного, третье лицо просит исковые требования Минтруда РБ удовлетворить.

Представитель третьего лица ГАУ ИЛЭУТ - ликвидатор ФИО4 представил суду отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что в ДД.ММ.ГГГГ. Министерство труда и социальной защиты населения РБ обратилось в ООО «<данные изъяты>» (письмо от 11.07.2012г. исх. №08-00137) с предложением рассмотреть возможность назначения ликвидатором ГАУ ИЛЭУТ начальника лаборатории ФИО4 для завершения работ по ликвидации учреждения. Для завершения работ по ликвидации Исследовательской лаборатории основной задачей ставилось выполнить мероприятия по списанию приборного оборудования и автотранспорта. Все ликвидационные мероприятия предполагалось завершить в течение 1,5-2 месяцев. В связи с тем, что в любой исследовательской лаборатории по оценке условий труда имеются основные средства в виде приборного оборудования для проведения лабораторных измерений и каждая лаборатория имеет опыт приобретения, проведения поверки и ремонта, а также списания указанных средств измерений, ООО «<данные изъяты>» дало согласие на выполнение указанных работ ликвидатором по списанию особо ценного движимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГАУ ИЛЭУТ (приборное оборудование и автотранспорт). Приказом Министерства труда и социальной защиты населения РБ от 12.07.2012г. №241-о ликвидатор приступил к выполнению мероприятий по ликвидации лаборатории. От бывшего председателя ликвидационной комиссии ФИО1 18.07.2012г. была произведена передача основных средств вновь назначенному ликвидатору: помещения 1 этажа 6 этажного нежилого дома площадью 230,5 кв.м., находящиеся по адресу: <адрес>; 32 единицы приборного оборудования; легковой автомобиль <данные изъяты>. За период с ДД.ММ.ГГГГ. ликвидатором ГАУ ИЛЭУТ был выполнен большой объем работ по списанию особо ценного движимого имущества и подготовке документов для внесения изменений в Реестр государственного имущества Республики Башкортостан. В ДД.ММ.ГГГГ. при представлении документов для внесения изменений в Реестр государственного имущества Республики Башкортостан и оформлении акта приема-передачи недвижимого имущества Министерству земельных и имущественных отношений РБ было выявлено, что объекты недвижимого имущества ГАУ ИЛЭУТ (2 гаражных бокса № и №№, находящиеся по ул. Пархоменко ) не подлежали продаже, а должны были быть переданы учредителю в соответствии с ФЗ «Об автономных учреждениях». После рассмотрения всех документов по продаже гаражных боксов Министерство земельных и имущественных отношений РБ сообщило, что указанную сделку необходимо признать неправомерной. По указанной причине исключение из Реестра государственной собственности Республики Башкортостан помещений ГАУ ИЛЭУТ, а также движимого имущества (списанное приборное оборудование и автомобиль), то есть дальнейшие мероприятия по ликвидации ГАУ ИЛЭУТ с ДД.ММ.ГГГГ. были приостановлены. ДД.ММ.ГГГГ. была достигнута договоренность об исключении из Реестра государственной собственности Республики Башкортостан объектов недвижимости ГАУ ИЛЭУТ (помещений по адресу: <адрес>), а также движимого имущества (списанное приборное оборудование и автомобиль), за исключением гаражных боксов. Для исключения из Реестра государственной собственности Республики Башкортостан объектов недвижимости и объектов движимого имущества Министерство земельных и имущественных отношений РБ 17.01.2013г. потребовало представить баланс ГАУ ИЛЭУТ по состоянию на 01.01.2013г. с указанием остаточной стоимости всех объектов недвижимости, находящихся в Реестре государственной собственности Республики Башкортостан. В настоящее время, представленные ликвидатором в Министерство земельных и имущественных отношений РБ документы (акт приема-передачи государственного имущества и документы, необходимые для внесения изменений в Реестр государственного имущества Республики Башкортостан ) не рассмотрены в связи с тем, что в представленном в Минземимущество РБ балансе ГАУ ИЛЭУТ по состоянию на 01.01.2013г. отсутствуют гаражные боксы. Таким образом, отсутствие гаражных боксов, реализованных ДД.ММ.ГГГГ. предыдущей ликвидационной комиссией, действовавшей с ДД.ММ.ГГГГ., приостановили мероприятия по ликвидации государственного автономного учреждения Исследовательская лаборатория экспертизы условий труда. Доводы, изложенные в исковом заявлении Министерства труда и социальной защиты населения РБ, он поддерживает и просит исковое заявление Минтруда РБ удовлетворить в полном объеме в целях скорейшего завершения ликвидационных мероприятий по ликвидации государственного автономного учреждения Исследовательская лаборатория экспертизы условий труда и приведению сведений ЕГРЮЛ в актуальное состояние.

Впоследствии ликвидатор ГАУ ИЛЭУТ ФИО4 представил отзыв на исковое заявление, в котором пояснил, что объекты недвижимого имущества Государственного автономного учреждения Исследовательская лаборатория экспертизы условий труда – два гаражных бокса, находящиеся по <адрес>, реализованы в ДД.ММ.ГГГГ. ликвидационной комиссией, созданной приказом Министерства труда и социальной защиты населения РБ от 13.02.2012г. №49-о «О ликвидации государственного автономного учреждения Исследовательская лаборатория экспертизы условий труда». Согласно указанному приказу, председателем ликвидационной комиссии был назначен директор ГАУ ИЛЭУТ ФИО1, а заместителем председателя ликвидационной комиссии - главный бухгалтер ГАУ ИЛЭУТ ФИО2. ФИО4, в качестве ликвидатора приступил к выполнению мероприятий по завершению ликвидации ГАУ ИЛЭУТ в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты населения РБ от 12.07.2012г. №241-0. За период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. ликвидатором ГАУ ИЛЭУТ выполнены работы по списанию особо ценного движимого имущества и подготовке документов для внесения изменений в Реестр государственного имущества Республики Башкортостан. Министерством земельных и имущественных отношений РБ 05.04.2013г. принята от ликвидатора ГАУ ИЛЭУТ карта учета государственного имущества ГАУ ИЛЭУТ, на основании которой из Реестра государственного имущества Республики Башкортостан исключены переданные в соответствии с актом приема-передачи от 04.04.2013г. № в казну Республики Башкортостан объекты недвижимости ГАУ ИЛЭУТ - помещения, расположенные по адресу: <адрес>, а также особо ценное движимое имущество (32 единицы приборного оборудования и легковой автомобиль). По состоянию на 08 апреля текущего года в Реестре государственного имущества Республики Башкортостан за ГАУ ИЛЭУТ остались объекты недвижимого имущества в виде двух гаражных боксов.

Третье лицо ФИО2 представила возражение на иск, в котором с исковыми требованиями она не согласна на том основании, в 1999г. распоряжением Кабинета Министров РБ от 13.01.1999г. №31-р было создано государственное учреждение Исследовательская лаборатория экспертизы условий труда. Этим же распоряжением учреждению были переданы нежилые помещения на 1-м этаже 6-ти этажного здания по <адрес>. В соответствии с порядком, эти помещения были закреплены за учреждением на основании акта приема-передачи от 14.04.1999г. №397; контракта о передаче объектов государственного нежилого фонда в оперативное управление от 24.07.1999г. №834/348; свидетельства на право оперативного управления от 24.07.1999г. №834/348 выданное Государственным комитетом РБ по управлению государственной собственностью; свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления от 29.07.1999г. сер.ЦА №002148. Учреждению были открыты 2 счета — бюджетный и текущий. На бюджетный счет, за весь период деятельности учреждения поступали суммы финансирования только на заработную плату и налоги с фонда оплаты труда. На текущий счет поступали денежные средства от разрешенной предпринимательской деятельности - проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. За счет собственных средств осуществлялось полное содержание учреждения. В конце 1999г. на аукцион, организованный Государственным комитетом РБ по управлению государственной собственностью были выставлены объекты незавершенного строительства — гаражные боксы, арестованные за неуплату налогов в бюджет, имущество ТОО «Строительный жилищный комплекс». Учреждение участвовало в этом аукционе и по договору купли-продажи объекта незавершенного строительства от 03.12.1999г. №84 приобрело два недостроенных гаражных бокса. Оплата была произведена с текущего расчетного счета (доходы от предпринимательской деятельности). Стоимость каждого гаражного бокса составляет 41196,96 руб. Сумма по договору - 82393,92 руб. В 2000г. они были поставлены на учет, как объекты незавершенного строительства, при этом был уплачен налог на прибыль. В соответствии с п.3.6 Устава ГАУ ИЛЭУТ (ред. 1999г.), «Доходы, полученные учреждением от разрешенной настоящим Уставом предпринимательской деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступает в самостоятельное распоряжение учреждения». В соответствии с п.3.4. Устава (ред. 2007г.), «Доходы, полученные учреждением от разрешенной настоящим Уставом предпринимательской деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступает в самостоятельное распоряжение учреждения». В ДД.ММ.ГГГГ. была произведена доплата 60000 руб. за достройку этих гаражных боксов. В том же году учреждение зарегистрировало их в Регпалате. В ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с Планом перевода государственных учреждений в государственные автономные учреждения учреждение было включено в список учреждений, подлежащих переводу. Были подготовлены документы для преобразования учреждения из государственного в государственное автономное учреждение. Был составлен перечень всех основных средств, как приобретенных за счет средств бюджета, так и за счет доходов от предпринимательской деятельности. В отношении нежилых помещений по адресу: <адрес> земельных и имущественных отношений РБ закрепило эти помещения за учреждением, в соответствии с приказом Министерства земельных и имущественных отношений РБ от 29.10.2009г. №1568, актом приема-передачи от 03.11.2009г. №204 государственного имущества; свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления от 03.12.2009г. сер. 04 АВ №333010. В отношении гаражных боксов никаких документов нет, поскольку они не получены безвозмездно и не приобретены на выделенные учредителем денежные средства. В соответствии с распоряжением Правительства РБ от 23.11.2009г. №1290-р с 2010г. учреждение поменяло свой правовой статус - стало государственным автономным учреждением. В ДД.ММ.ГГГГ. учреждение провело перерегистрацию гаражных боксов в связи с изменением типа учреждения с «ГУ» на «ГАУ». В соответствии с п.7.5 Устава ГАУ ИЛЭУТ, «Учреждение не вправе без согласия учредителя и Министерства земельных и имущественных отношений РБ распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним или приобретенным за счет выделенных ему средств на приобретение этого имущества» и, далее п.7.6 Устава «Остальным имуществом, за исключением указанного в п.7.5 настоящего Устава, в том числе недвижимым, учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством». Кроме того, п.7.9 Устава, «Средства от деятельности, приносящей доходы и приобретенное за счет этих средств имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения». Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения. Поскольку, гаражные боксы не были закреплены за ГАУ ИЛЭУТ учредителем и на их приобретение не были потрачены бюджетные средства, учреждение воспользовалось своим правом распоряжения имуществом. Была организована оценка у аттестованного оценщика, состоящего в членах саморегулируемой организации оценщиков (СРО). Оценка была произведена по рыночной стоимости: 160000 руб. за гаражный бокс №111, 161000 руб. за гаражный бокс №112. Составлены договоры, акты приема-передачи, накладные. Денежные средства от продажи гаражных боксов в полном объеме поступили на лицевой счет учреждения, открытый в Управлении федерального казначейства по Республике Башкортостан (квитанция от 29.03.2012г. №068598/20139). ДД.ММ.ГГГГ. вся сумма, поступившая от продажи гаражных боксов (триста двадцать одна тысяча рублей 00 копеек) была перечислена в доход бюджета Республики Башкортостан (п/пор №665 от 29.12.2012г.). Таким образом, гаражные боксы приобретены на средства от разрешенной предпринимательской деятельности задолго до преобразования в ДД.ММ.ГГГГ. государственного учреждения Исследовательская лаборатория экспертизы условий труда в государственное автономное учреждение. Документов о безвозмездной передаче или приобретении на средства, выделенные учредителем на приобретение гаражных боксов, что послужило бы препятствием для самостоятельного распоряжения имуществом, нет. Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об автономных учреждениях» позволяют автономному учреждению самостоятельно распоряжаться имуществом, в том числе недвижимым, приобретенным на средства от разрешенной Уставом предпринимательской деятельности.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО6 иск поддержала, пояснила, что все имущество автономной организации подлежало передаче учредителю. Договор купли-продажи гаражей был заключен в момент ликвидации организации. Необходимости продажи данного имущества не было, поскольку на ликвидацию предприятия была выделена субсидия в размере 1740000 руб. Гаражи подлежали передаче учредителю независимо от того, на какие средства они были приобретены автономным учреждением. Кроме того, гаражи были проданы по цене, существенно ниже рыночной. Данные гаражи являются государственной собственностью на праве оперативного управления.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании иск не признал, пояснил, что являлся директором автономного учреждения с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. После состоял в ликвидационной комиссии. На момент реорганизации в ДД.ММ.ГГГГ. никакого имущества на балансе предприятия не было, гаражи появились в результате их покупки на аукционе. Деньги были уплачены ГАУ ИЛЭУТ, на гаражи зарегистрировано право собственности автономного учреждения. Продано было то имущество, которое ГАУ ИЛЭУТ имело право продавать. Оплата за гаражи была произведена на счет казначейства.

Третье лицо ФИО2 в судебном заседании иск не признала, пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. была бухгалтером, была уволена по сокращению штатов. Предприятие было государственным учреждением до ДД.ММ.ГГГГ., потом преобразовано в автономное учреждение. Оно имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, при этом средства, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. Деньги от продажи гаражей поступили на лицевой счет ГАУ ИЛЭУТ. Сами гаражи куплены задолго до преобразования в автономное учреждение.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. в качестве соответчика по делу привлечено Государственное автономное учреждение «Исследовательская лаборатория экспертизы условий труда».

Представитель ГАУ ИЛЭУТ, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия. В соответствии с ч. 5 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Министерства земельных и имущественных отношений РБ, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание также не явился. В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, заслушав представителя истца, ответчика, третье лицо, исследовав материалы дела, считает необходимым иск удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст.298 ГК РФ, автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от 03.11.2006г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

В соответствии с п.4 ст.2 ФЗ «Об автономных учреждениях», автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Согласно п.3.4 и п.3.6 Устава ГАУ ИЛЭУТ, предприятие вправе самостоятельно распоряжаться доходами и имуществом, которые у него возникли в результате разрешённой предпринимательской деятельности.

В соответствии с п.7.5 Устава ГАУ ИЛЭУТ, учреждение не вправе без согласия учредителя и Министерства земельных и имущественных отношений РБ распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним или приобретенным за счет выделенных ему средств на приобретение этого имущества. В соответствии с п.7.6 Устава, остальным имуществом, за исключением указанного в п.7.5 настоящего Устава, в том числе недвижимым, учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством. В соответствии с п.7.9 Устава, средства от деятельности, приносящей доходы и приобретенное за счет этих средств имущество, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

Согласно распоряжению Правительства РБ №1290-р от 23.11.2009г., создано Государственное автономное учреждение «Исследовательская лаборатория экспертизы условий труда» путем изменения типа существующего государственного учреждения. Согласно приложению № к указанному постановлению, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за ГАУ ИЛЭУТ, в том числе два гаражных бокса № и № по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.08.2011г., гаражный бокс № по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ГАУ ИЛЭУТ на основании договора о долевом участии в строительстве гаража от 21.08.2001г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.06.2006г. сделана запись регистрации №02-04-01/150/2006-373.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.08.2011г., гаражный бокс № по адресу: <адрес>», принадлежит на праве собственности ГАУ ИЛЭУТ на основании договора о долевом участии в строительстве гаража от 21.08.2001г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.06.2006г. сделана запись регистрации №02-04-01/150/2006-374.

Согласно распоряжению Правительства РБ №125-р от 13.02.2012г., принято предложение Министерства труда и социальной защиты населения РБ о ликвидации государственного автономного учреждения Исследовательская лаборатория экспертизы условий труда.

Приказом №79-О от 15.02.2012г. создана ликвидационная комиссия в составе председателя комиссии ФИО1, а также ФИО2, ФИО7 и ФИО8

Согласно договоров купли-продажи государственного имущества № и № от 20.03.2012г., Государственное автономное учреждение Исследовательская лаборатория условий труда в лице бухгалтера ФИО2 продало ФИО1 в собственность объекты недвижимого имущества, закрепленного за ГАУ ИЛЭУТ – гаражный бокс № стоимостью 161000 руб и гаражный бокс № стоимостью 160000 руб. Денежные средства за указанные гаражи ФИО1 перечислены на счет продавца в полном объеме, что подтверждается квитанцией банка.

Согласно выписке из реестра государственного имущества РБ от 13.03.2013г., гаражные боксы № литер А и № литер А по адресу: <адрес>, находятся у ГАУ ИЛЭУТ на праве оперативного управления.

В соответствии со ст.166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе. В соответствии со ст.167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. В соответствии со ст.168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии с ч.1 ст.19 ФЗ «Об автономных учреждениях», автономное учреждение может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации. В соответствии с ч.2 и ч.3 ст.19 ФЗ «Об автономных учреждениях», требования кредиторов ликвидируемого автономного учреждения удовлетворяются за счет имущества, на которое в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть обращено взыскание. Имущество автономного учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам автономного учреждения, передается ликвидационной комиссией учредителю автономного учреждения

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.61 ГК РФ, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано. В соответствии с ч.2 и ч.3 ст.62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. В соответствии с ч.6 и ч.7 ст.63 ГК РФ, при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Таким образом, после принятия решения о ликвидации автономного учреждения при отсутствии к нему требований кредиторов, имущество данного учреждения подлежало передаче его учредителям, то есть Министерству труда и социальной защиты населения РБ. Между тем, недвижимое имущество в виде двух гаражей, принадлежащих ГАУ ИЛЭУТ, были проданы ФИО1, при отсутствии требований кредиторов, вырученные за указанные гаражи денежные средства находятся на счету ГАУ ИЛЭУТ, что нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать указанную сделку недействительной (ничтожной), как совершенной с нарушением закона.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.10 ГК РФ, не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.16 ФЗ «Об автономных учреждениях», для целей настоящего Федерального закона лицами, заинтересованными в совершении автономным учреждением сделок с другими юридическими лицами и гражданами, признаются при наличии условий, указанных в части 3 настоящей статьи, члены наблюдательного совета автономного учреждения, руководитель автономного учреждения и его заместители. Лицо признается заинтересованным в совершении сделки, если оно, его супруг (в том числе бывший ), родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, дяди, тети (в том числе братья и сестры усыновителей этого лица), племянники, усыновители, усыновленные являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем. В соответствии с ч.4 данной статьи, заинтересованное лицо до совершения сделки обязано уведомить руководителя автономного учреждения и наблюдательный совет автономного учреждения об известной ему совершаемой сделке или известной ему предполагаемой сделке, в совершении которых оно может быть признано заинтересованным. В соответствии с ч.1 и ч.3 ст.17 ФЗ «Об автономных учреждениях», сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть совершена с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. Наблюдательный совет автономного учреждения обязан рассмотреть предложение о совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, в течение пятнадцати календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если другая сторона сделки не докажет, что она не знала и не могла знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки или об отсутствии ее одобрения.

ФИО1, будучи руководителем ГОУ ИЛЭУТ, одновременно является стороной – покупателем по договорам купли-продажи спорных гаражей с автономным учреждением – продавцом в лице бухгалтера ГОУ ИЛЭУТ ФИО2, действовавшей от его имени. При этом, доказательств предварительного одобрения указанных сделок с наблюдательным советом ГОУ ИЛЭУТ и его учредителем суду не представлено. В связи с чем, суд считает договоры купли-продажи государственного имущества № и № от 20.03.2013г. заключенными заинтересованным лицом, что в отсутствие одобрения данных сделок со стороны наблюдательного совета автономного учреждения также влечет за собой их недействительность.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан к ФИО1, Государственному автономному учреждению Исследовательская лаборатория экспертизы условий труда о признании недействительными договоров купли-продажи государственного имущества удовлетворить.

Признать недействительным договор № купли-продажи государственного имущества от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому Государственное автономное учреждение Исследовательская лаборатория экспертизы условий труда продало, а ФИО1 купил в собственность объект недвижимого государственного имущества – гаражный бокс №№, расположенный по адресу: <адрес>.

Применить последствия недействительности ничтожной сделки.

Исключить запись №, сделанной в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ., о праве собственности ФИО1 на гаражный бокс №№, расположенный по адресу: <адрес>.

Взыскать с Государственного автономного учреждения Исследовательская лаборатория экспертизы условий труда в пользу ФИО1 стоимость гаражного бокса №№, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 161000 руб.

Признать недействительным договор № купли-продажи государственного имущества от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому Государственное автономное учреждение Исследовательская лаборатория экспертизы условий труда продало, а ФИО1 купил в собственность объект недвижимого государственного имущества – гаражный бокс №№, расположенный по адресу: <адрес>.

Применить последствия недействительности ничтожной сделки.

Исключить запись №, сделанной в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ., о праве собственности ФИО1 на гаражный бокс №№, расположенный по адресу: <адрес>.

Взыскать с Государственного автономного учреждения Исследовательская лаборатория экспертизы условий труда в пользу ФИО1 стоимость гаражного бокса №№, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 160000 руб.

Взыскать с Государственного автономного учреждения Исследовательская лаборатория экспертизы условий труда госпошлину в доход государства в размере 3205 руб.

Взыскать с ФИО1 госпошлину в доход государства в размере 3205 руб.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Орджоникидзевский районный суд г.Уфа РБ.

Судья: Э.Р. Мусин