ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1062/2021 от 04.04.2022 Богучанского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2-53/2022

(24RS0007-01-2021-001703-16)

копия

РЕШЕНИЕ (Заочное)

Именем Российской Федерации

04 апреля 2022 года Богучанский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Максимовой О.В.,

при секретаре Булатовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Третьякова ФИО9 к обществу с ограниченной ответственностью «Северный Ветер», обществу с ограниченной ответственностью «Вайт Тревел» о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

Третьяков А.П. обратился в суд с иском к ООО «Северный Ветер» о защите прав потребителей, мотивируя свои требования тем, что 12.06.2021 года через сайт «One Two Trip» в авиакомпании «Северный Ветер» им были приобретены электронные авиабилеты на дату вылета 17.08.2021 года в 08:15 часов на рейс № 4-501 по маршруту «Красноярск - Симферополь» и на рейс № 4-502 по обратному маршруту, за 158478 рублей, билеты были приобретены на него, супругу и троих несовершеннолетних детей. После приобретения авиабилетов он удочерил ребенка своей супруги ФИО3, билеты приобретались на старую фамилию и отчество и свидетельство о рождении, о чем он несколько раз подавал заявку на смену данных в билете дочери, на что его уверили, что проблем возникнуть не должно. В дату вылета до рейса его и его семью не допустили, так как агентство не внесло изменения в билеты дочери. Агентство признало свою вину, но время было упущено, в связи с чем, он был вынужден приобрести новые авиабилеты на 20.08.2021 года стоимостью 112833 рубля. На его просьбы изменить данные на обратный рейс, который состоится 27.08.2021 года, ему сообщили, что такой возможности нет. 26.08.2021 года он обратился с претензий к ответчику с требованием принять авиабилеты и вернуть денежные средства и возместить убытки, которая была оставлена последним без удовлетворения. Действия ответчика вызвали у него сильные душевные волнения, переживания, в связи с чем, ему был причинен моральный вред, который оценивает в 100000 рублей. Просит взыскать с ООО «Северный Ветер» уплаченные за билеты денежные средства в размере 158478 рублей, неустойку за нарушение сроков в размере 3 % по день вынесения решения суда (38034,72 рубля по состоянию на 20.09.2021 года), компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей, штраф.

Определением Богучанского районного суда Красноярского края от 09.12.2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Вайт Тревел».

В судебное заседание истец Третьяков А.П. не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Ответчик ООО «Северный Ветер» в зал суда своего представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки своего представителя суду не сообщил, представил письменный отзыв на исковое заявление, где указал, что 12.06.2021 года истцом через ООО «Вайт Тревел» были приобретены билеты на свое имя, ФИО4, ФИО6, ФИО5, ФИО3 для выполнения перевозки на рейсе № 4-501 от 17.08.2021 года по маршруту Красноярск-Симферополь, стоимостью 65139 рублей, на рейсе № 4-502 от 27.08.2021 года по маршруту Симферополь – Красноярск, стоимостью 93339 рублей. Перелетом на рейсе № 4-501 от 17.08.2021 года пассажиры не воспользовались, в бронировании зафиксирован статус неявки на рейс. 18.08.2021 года истцом были приобретены авиабилеты на свое имя, ФИО4, ФИО6, ФИО5, ФИО5 на рейс № 4-501 от 20.08.2021 года, стоимостью 112832 рубля. 01.07.2021 года истцом в адрес Центра поддержки пассажиров авиапредприятия ООО «Северный Ветер» было направлено обращение № 103439 о смене данных в билете № 2166173399078, который был приобретен на имя пассажира ФИО3, на которое был дан ответ с рекомендацией обратиться по месту приобретения билетов, в организацию, куда были представлены данные о пассажирах изначально. 23.09.2021 года перевозчик в рамках рассмотрения досудебной претензии, полученной от истца, обратился к агентству по продаже авиабилетов ООО «Вайт Тревел», по факту полученного от последнего ответа стало известно, что 03.08.2021 года для внесения изменений агентом были запрошены фото/сканы документов, подтверждающих изменение данных пассажира. 17.08.2021 года истец обратился посредством электронной формы для обращений в адрес ответчика в 07:22 часов, в то время как рейс № 4-501 от 17.08.2021 года был осуществлен в 08:15 часов, обращение было обработано специалистом центра поддержки 17.08.2021 года в 14:33 часа. В рамках второго обращения ООО «Северный Ветер» были внесены изменения в бронирование пассажира, потому как подтверждающие документы истцом были направлены. По состоянию на 08.12.2021 года документы не были представлены истцом в адрес агентства по продаже авиабилетов ООО «Вайт Тревел». По состоянию на 08.12.2021 года в адрес «Северный Ветер» не поступало обращений от ООО «Вайт Тревел» на тему изменения данных в авиабилете, приобретенном на имя ФИО3 Полагает, что у истца не возникло право требования возмещения денежных средств за приобретенные авиабилеты на рейс № 4-501 от 17.08.2021 года, так как истцом и другими пассажирами не был соблюден порядок уведомления перевозчика об отказе от договора воздушной перевозки. На основании абз. 4 п. 7.15.8 Правил ООО «Северный Ветер», если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о не возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается. Авиабилеты на имя истца и членов его семьи приобретены по условиям тарифа, который не предусматривает возврат денежных средств при добровольном отказе пассажира от перевозки. Отказ от услуг истцом и членами его семьи был добровольным. Перелет авиарейсом № 4-502 от 27.08.2021 года истцом и его семьей осуществлен, последние воспользовались авиабилетами. Необходимость приобретения авиабилетов истцом на рейс № 4-501 от 20.08.2021 года не обусловлена действиями авиапредприятия: им не были представлены документы по месту приобретения авиабилетов для внесения изменений, не было направлено дополнительных обращений в адрес авиапредприятия. Все пассажиры, кроме ФИО5, могли осуществить авиаперелет. Истец обратился к перевозчику в срок менее чем за 1 час до вылета рейса. Расчет неустойки истцом произведен неверно, дата истечения срока добровольного исполнения требования о возврате провозной платы – 26.09.2021 года. Основания для взыскания морального вреда, штрафа отсутствуют, поскольку указанные требования подлежат удовлетворению при наличии вины причинителя вреда. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, а в случае принятия иного решения, с учетом постановки на учет авиакомпании, как наиболее пострадавшей отрасли экономики РФ в связи с эпидемией Covid-19, снизить размер неустойки, штрафа в порядке ст. 333 ГК РФ, компенсации морального вреда до 500 рублей каждый.

Соответчик ООО «Вайт Тревел» в зал суда своего представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на исковое заявление, согласно которым 12.06.2021 года истец, используя свою учетную запись, оформил заказ № R16353757635 на сайте https:www.onetwotrip.com/ru. Заказ включал в себя 5 авиабилетов по маршруту Красноярск-Симферополь-Красноярск (вылет из Красноярска 17.08.2021 года, вылет из Симферополя 27.08.2021 года) на 5 пассажиров, перевозчик ООО «Северный Ветер», общей стоимостью 159803,70 рубля. Электронные билеты были забронированы и выписаны ответчиком, направлены истцу на адрес электронной почты – <данные изъяты>, указанный при бронировании. 01.07.2021 года истец обратился в службу клиентской поддержки с просьбой изменить данные пассажира ФИО3 на ФИО8 в связи с удочерением, 03.08.2021 года специалист службы клиентской поддержки ответчика запросил у истца документы, подтверждающие изменение данных. В ответ истец направил письмо с вложенным свидетельством о рождении не в ответ на письмо специалиста службы клиентской поддержки, а отдельным запросом, что не позволило оперативно установить к какому заказу относится документ и обработать данное письмо. Кроме того, в письме отсутствовали идентификационные данные, на основании которых можно было сделать вывод о том, что клиент ФИО3 теперь ФИО8 Таким образом, истец не направил документ, подтверждающий причину изменения данных пассажира, в связи с чем, ООО «Вайт Тревел» не смог заблаговременно согласовать с авиакомпанией внесение изменений в билет. При оформлении заказа истец согласился с условиями пользовательского соглашения, тем самым был предупрежден, что в связи со спецификой принципов работы системы бронирования, зачастую запрещены изменения данных любого из пассажиров в оформленном заказе, а также о том, что любое изменение сведений, представленных при оформлении заказа, может привести к аннуляции заказа/билетов и возможно только путем оформления и оплаты нового заказа согласно правилам применения выбранного тарифа, предусмотренным поставщиком. ООО «Вайт Тревел» не оказывает услуги авиаперевозки, является агентом авиакомпании ООО «Северный Ветер», осуществляет оформление авиабилетов и продажу услуг на пассажирские авиаперевозки на рейсы от имени авиакомпании. Услуги агента оказаны в полном объеме, уплаченные истцом денежные средства находятся в авиакомпании, поручение от авиакомпании на возврат денежных средств ответчик не получал. Субъектом ответственности по делу является исполнитель воздушной перевозки, то есть авиакомпания. Считает, что размер компенсации морального вреда завышен, основания к его взысканию отсутствуют. Просит в удовлетворении исковых требований к ООО «Вайт Тревел» отказать, в случае взыскания неустойки применить положения ст. 333 ГК РФ.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

В этой связи, полагая, что неявившиеся лица, участвующие в деле, не приняв мер к явке в судебное заседание, определили для себя порядок защиты своих процессуальных прав, суд с учетом приведенных выше норм права, рассмотрел дело в их отсутствие, в порядке заочного производства в силу ст. ст. 167, 233 ГПК РФ.

Суд, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 784 ГК РФ, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии со ст. 786 ГК РФ, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии со ст. 102 Воздушного кодекса РФ, перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 12 июня 2021 года истцом Третьяковым А.П. через ООО «Вайт Тревел» были приобретены авиабилеты на имя ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Третьякова А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, для выполнения перевозки на рейсе № 4-501 от 17.08.2021 года, время вылета 08:15 часов, по маршруту Красноярск-Симферополь, на рейсе № 4-502 от 27.08.2021 года, время вылета 21:25 часов, по маршруту Симферополь – Красноярск, перевозчик ООО «Северный Ветер». Копии маршрутных квитанций были высланы истцу на адрес электронной почты - <данные изъяты>.

Из представленных маршрутных квитанций следует, что стоимость билетов с учетом сбора для истца с датой вылета 17.08.2021 года составила 65 139 рубля, с датой вылета 27.08.2021 года 93339 рублей. Стоимость билетов оплачена через банковскую карту Visa Classic, принадлежащую истцу, что подтверждается справкой по операции от 23.09.2021 года.

Согласно свидетельству <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ установлено отцовство Третьякова А.П. в отношении малолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, после установления отцовства ФИО3 присвоены фамилия и отчество истца.

В соответствии со статьей 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

Частью 2 статьи 108 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что в случае вынужденногоотказапассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

В целях пункта 2 настоящей статьи под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками - дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры (ч. 3 ст. 108 Воздушного кодекса РФ).

Приказом Министерства транспорта РФ 28 июня 2007 года утверждены Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" № 82, зарегистрированные 27 сентября 2007 года в Министерстве юстиции РФ за N 10186, разработанные в соответствии с Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12.10.1929) и статьями 102 и 106 Воздушного кодекса РФ.

Пунктом 227 Общих правил предусмотрено, что вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае, в том числе, неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом. Перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях.

В силу п. 27 Общих правил, если пассажир не воспользовался забронированным пассажирским местом на каком-либо участке маршрута перевозки, то пассажир должен сообщить перевозчику о намерении продолжить перевозку на последующих участках маршрута перевозки. Если пассажир не сообщил перевозчику о намерении продолжить перевозку, перевозчик имеет право аннулировать бронирование на каждом последующем участке маршрута перевозки без уведомления пассажира. Отказ пассажира от перевозки на каком-либо участке маршрута перевозки признается изменением маршрута перевозки и осуществляется в порядке, предусмотренном для изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира.

Согласно пункту 44 Федеральных Авиационных Правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 года № 82, договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза удостоверяется соответственно билетом, багажной квитанцией, грузовой накладной.

Договор воздушной перевозки пассажира оформляется одним билетом или оформленным вместе с ним дополнительным(и) билетом(ами), в котором(ых) указывается номер билета, к которому он(и) оформлен(ы).

Перевозочные документы оформляются перевозчиком или уполномоченным агентом (п. 45 Общих правил).

На основании п. 46 Общих правил оформление перевозочных документов осуществляется путем внесения необходимых данных в электронную или бумажную форму перевозочного документа в ручном, автоматизированном или электронном режиме.

Согласно п. 51 Общих правил билет оформляется на основании удостоверяющего личность пассажира документа, необходимого в соответствии с законодательством РФ или международным договором РФ для перевозки пассажира по маршруту, предусмотренному договором воздушной перевозки пассажира.

В случае если пассажир намерен предъявить при регистрации на рейс иной документ, удостоверяющий его личность, чем тот, на основании которого был оформлен билет, пассажир заблаговременно до прохождения регистрации на рейс, должен обратиться к перевозчику или уполномоченному агенту для внесения в билет и в автоматизированную систему бронирования изменений, касающихся документа, удостоверяющего личность, а перевозчик или уполномоченный агент обязаны произвести действия по внесению указанных изменений (абз. 4 ст. 51 Общих правил).

Как следует из Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа ООО «Северный Ветер» (п. 7.6.6.), в случае если пассажир намерен предъявить при регистрации на рейс иной документ, удостоверяющий его личность, чем тот, на основании которого был оформлен билет, пассажир заблаговременно до прохождения регистрации на рейс, должен обратиться к перевозчику или уполномоченному агенту для внесения в билет и в автоматизированную систему бронирования изменений, касающихся документа, удостоверяющего личность, а перевозчик или уполномоченный агент обязаны произвести действия по внесению указанных изменений.

По просьбе пассажира допускаются изменения в пассажирском билете, касающиеся условий договора воздушной перевозки, с согласия ООО «Северный Ветер» и осуществляются ООО «Северный Ветер» или его уполномоченным агентом, в соответствии с правилами применения тарифов ООО «Северный Ветер» и в течение срока действия такого билета (п. 7.6.7. Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа ООО «Северный Ветер»).

Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа ООО «Северный Ветер» содержат исчерпывающий перечень случаев, когда ООО «Северный Ветер» может признать билет недействительным, а именно: билет, предъявленный пассажиром приобретен у лица, не являющегося уполномоченным агентом ООО «Северный Ветер»; установлено, что договор воздушной перевозки не был заключен; ООО «Северный Ветер» или уполномоченный агент уведомил пассажира в письменной форме о том, что не может его перевезти на своих рейсах после наступления определенной даты (п. 7.7.2.)

На основании п. 7.7.3. указанных Правил, если билет был объявлен пассажиром утраченным, либо неправильно оформлен, либо поврежден, то ООО «Северный Ветер» немедленно примет все зависящие от него меры для установления факта заключения договора воздушной перевозки.

Таким образом, при наличии технической возможности перевозчик или уполномоченный агент обязан внести изменения (касающиеся документа, удостоверяющего личность пассажира) в билет и в автоматизированную систему бронирования, пока не окончена регистрация пассажиров на рейс.

Как установлено судом, 01.07.2021 года истцом в адрес Центра поддержки пассажиров авиапредприятия ООО «Северный Ветер» было направлено обращение № 103439 о смене данных в билете № 2166173399078, который был приобретен на имя пассажира ФИО3, на которое был дан ответ с рекомендацией обратиться по месту приобретения билетов, в организацию, куда были представлены данные о пассажирах изначально.

После чего, истец обратился в службу клиентской поддержки ООО «Вайт Тревел» с просьбой изменить данные пассажира ФИО3 на ФИО8 в связи с удочерением. 03.08.2021 года специалистом службы поддержки были запрошены у истца по электронной почте документы, подтверждающие изменение данных ФИО3, на что истцом на электронную почту ООО «Вайт Тревел» была направлена копия свидетельства о рождении ФИО5<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается скриншотами электронной переписки.

17.08.2021 года в 07:22 часов истец повторно обратился посредством электронной формы для обращений в адрес ООО «Северный Ветер», обращение специалистом центра поддержки было обработано только в 14:33 часов 17.08.2021 года. В связи с чем, обязательства ООО «Северный Ветер» по перевозке истца и членов его семьи 17 августа 2021 года в 08 часов 15 минут не были исполнены по причине того, что в билет на имя ФИО3 не были внесены изменения в фамилию и отчество.

Пунктом 69 Федеральных Авиационных Правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 года № 82, предусмотрено, что если билет был неправильно оформлен, то перевозчик обязан немедленно принять все зависящие от него меры для установления факта заключения договора воздушной перевозки пассажира. Если будет установлено, что договор воздушной перевозки пассажира действительно был заключен, то перевозчик принимает пассажира к перевозке в соответствии с условиями заключенного договора воздушной перевозки пассажира с соответствующим оформлением билета.

Истцом по электронной почте в адрес ответчиков 01.07.2021 года и 17.08.2021 года направлены запросы о внесении изменений в данные билета на имя ФИО3 до завершения регистрации на рейс № 4-501 17.08.2021 года, в связи с чем, суд полагает, что истец заблаговременно обратился к перевозчику и уполномоченному агенту для внесения в билет и в автоматизированную систему бронирования изменений.

В нарушение названного пункта Правил, с учетом того, что пассажиры Третьяков А.П., ФИО5, ФИО5, ФИО6, ФИО4 в день отправления 17 августа 2021 года не прошли регистрацию на рейс и не получили посадочные талоны, суд приходит к выводу о том, что перевозчик ООО «Северный Ветер» не принял достаточные меры для установления факта заключения договоров воздушной перевозки пассажиров и принятия данных пассажиров к перевозке 17 августа 2021 года в соответствии с условиями заключенных договоров воздушной перевозки пассажиров.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно произвести для восстановления нарушенного права или повреждение его имущества (реальный ущерб).

В предмет доказывания по спорам о возмещении убытков при неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств входят следующие материально-правовые факты: факт противоправного поведения (факт нарушения обязательства); факт наличия убытков (их размер); факт наличия причинно-следственной связи между противоправным поведением и возникшими убытками; факт вины причинителя вреда (убытков). Виновность нарушителя в причинении вреда, нарушении договорных обязательств предполагается (презюмируется), поскольку не доказано иное, и на ответчике (контрагенте, деликвенте) лежит бремя доказывания отсутствия своей вины в нарушении договорного или внедоговорного обязательства.

Между тем, ответчиком ООО «Северный Ветер» не представлено доказательств надлежащего исполнения положений п. 69 ФАП, который в свою очередь обязывает перевозчика немедленно принять все зависящие от него меры для установления факта заключения договора воздушной перевозки пассажира.

В связи с невозможностью перелета 17.08.2021 года истцом 18.08.2021 года были приобретены авиабилеты ООО «Северный Ветер» на имя ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Третьякова А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, для выполнения перевозки на рейсе № 4-501 от 20.08.2021 года, время вылета 08:20 часов, по маршруту Красноярск-Симферополь, общей стоимостью 112833 рубля, что подтверждается копиями электронных билетов, справкой по операции.

Таким образом, суд взыскивает с ООО «Северный Ветер» в пользу истца денежные средства, уплаченные за авиабилеты на рейс № 4-501 на 17.08.2021 года, в размере 65139 рублей.

Учитывая, что обязательства ООО «Северный Ветер» по перевозке истца и членов его семьи 27 августа 2021 года в 21 часов 25 минут были исполнены, о чем свидетельствуют скриншоты информационной базы данных, перелет авиарейсом № 4-502 от 27.08.2021 года истцом и его семьей осуществлен, последние воспользовались авиабилетами, оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ООО «Северный Ветер» стоимости авиабилетов на указанный рейс по маршруту Симферополь Красноярск в размере 93339 рублей не имеется.

В соответствии с п. 231 Федеральных Авиационных Правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 года № 82, возврат провозной платы, производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика.

ООО «Вайт Тревел», являясь агентом ООО «Северный Ветер» по привлечению клиентов и продаже билетов на основании стандартного договора № 22МОА-АВС-7 о продаже перевозок и услуг от 24.10.2019 года, стороной договоров воздушной перевозки, заключенных с истцом, не выступает, услуги по авиаперевозке не оказывает, в связи с чем, является ненадлежащим ответчиком по делу, в удовлетворении исковых требований к нему надлежит отказать. Субъектом ответственности в данном случае является исполнитель по договорам воздушной перевозки – ООО «Северный Ветер».

В силу положения ч. 1 ст. 793 ГК РФ, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон.

В соответствии со ст. 116 Воздушного кодекса РФ перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

Согласно пункту 3 статьи 31 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", за нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.

Как следует из ч. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

26.08.2021 года истец обратился в ООО «Северный Ветер» с претензией с требованием принять авиабилеты, вернуть денежные средства и возникшие убытки, претензия ответчиком получена 02.09.2021 года, на что указано истцом в иске и ООО «Северный Ветер» не оспаривается.

На основании ст. 127.1 Воздушного Кодекса РФ перевозчик обязан в течение тридцати дней со дня поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме или в форме подписанного электронной подписью электронного документа уведомить лицо, предъявившее претензию, об удовлетворении или отклонении претензии.

Учитывая, что ответчик ООО «Северный Ветер» до настоящего времени не выплатил истцу денежную сумму, размер неустойки составит согласно следующему расчету: 65139 рублей х 3 % х 184 дня (с 03.10.2021 года по 04.04.2022 года) = 359567,28 рублей.

В соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.

Согласно пункту 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 28).

Применение статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации по делам о защите прав потребителей возможно в исключительных случаях и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым (пункт 34).

Из разъяснений, данных в п. 73 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 7 от 24 марта 2016 года "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", следует, что бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика.

Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательств, значительно ниже начисленной неустойки.

В пункте 75 указанного Постановления разъяснено, что при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (п. п. 3, 4 ст. 1 ГК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" деятельность пассажирского воздушного транспорта отнесена к числу отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

С учетом изложенного, принимая во внимание заявление ответчика ООО «Северный Ветер» о необходимости применения положений ст. 333 ГК РФ, суд полагает, что исходя из соразмерности размера подлежащей взысканию неустойки характеру допущенного ответчиком нарушения, длительности допущенного нарушения, размер подлежащей взысканию в пользу истца неустойки подлежит уменьшению до 10 000 рублей. Суд полагает не целесообразным уменьшение размера неустойки ниже размера процентов, установленных ст. 395 ГК РФ за заявленный период.

Обоснованы и подлежат удовлетворению также требования истца о взыскании с ответчика ООО «Северный Ветер» денежной компенсации морального вреда. В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (нравственные или физические страдания), действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Кроме того, в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем, исполнителем, продавцом и т.д. прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В соответствии с п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при разрешении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Поскольку при рассмотрении дела установлено, что ответчиком ООО «Северный Ветер» нарушены права истца как потребителя на воздушную перевозку, суд считает необходимым исходя из характера спорных отношений, принимая во внимание обстоятельства дела, индивидуальные особенности истца, определить ко взысканию в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 46 Постановления Пленума ВС РФ №17 от 28.06.2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.

Рассматривая вопрос о взыскании с ответчика ООО «Северный Ветер» штрафа в соответствии со ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», суд учитывает, что вина ответчика в нарушении прав потребителя в судебном заседании нашла свое подтверждение, на момент рассмотрения дела ответчиком добровольно обоснованные требования истца не удовлетворены. С учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного суда РФ № 17 от 28.06.2012 года (п. 46), суд считает необходимым взыскать с ответчика ООО «Северный Ветер» в пользу истца штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом истцу, что составит 40069,50 рублей ((65139 рублей + 10000 рублей + 5000 рублей) х 50%).

Принимая во внимание обстоятельства дела, заявленный период неисполнения обязательства Обществом, сумму просроченного обязательства, суд приходит к выводу, что размер штрафа явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства ответчиком и значительно превышает сумму возможных убытков, вызванных нарушением обязательств, что свидетельствует об исключительности рассматриваемого случая для применения статьи 333 ГК РФ в отношении штрафа по соответствующему ходатайству ООО «Северный Ветер».

При этом штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего является предусмотренным законом способом обеспечения исполнения обязательств, а потому, как и неустойка, может быть уменьшен на основании статьи 333 ГК РФ.

Истец не представил доводов, подтверждающих соразмерность штрафа последствиям нарушения обязательства, в частности о каких-либо негативных последствиях для него вследствие неисполнения обязательства, и доказательств, свидетельствующих о том, какие последствия имеют нарушения обязательства для истца.

Поэтому с учетом всех обстоятельств дела, характера спорных отношений и допущенного Обществом нарушения, поведения сторон, а также исходя из периода, в течение которого нарушенное право истца остается не восстановленным, штраф подлежит снижению до 10 000 рублей.

Взыскание неустойки и штрафа в меньшем размере будет противоречить правовым принципам обеспечения восстановления нарушенного права и соразмерности ответственности правонарушителя, и придаст правовой природе неустойки не компенсационный характер.

В силу п. 3 ст. 17 ФЗ «О защите прав потребителей» потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ООО «Северный Ветер» госпошлину в доход местного бюджета в размере 2 754 рублей в силу ст. 333.19 НК РФ из расчета: ((65 139 рублей + 10 000 рублей – 20000 рублей) х 3 % + 800 рублей) + 300 рублей (госпошлина за требование неимущественного характера (о компенсации морального вреда)).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Северный Ветер» в пользу Третьякова ФИО10 сумму убытков в размере 65 139 рублей, неустойку в размере 10 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, штраф в размере 10 000 рублей, а всего 90 139 рублей (девяносто тысяч сто тридцать девять рублей).

В удовлетворении остальной части исковых требований о взыскании суммы убытков в размере 93339 рублей, неустойки в размере 28 034 рублей 72 копеек, компенсации морального вреда в размере 95000 рублей, исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Вайт Тревел» отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Северный Ветер» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 754 рублей (две тысячи семьсот пятьдесят четыре рубля).

Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в суд, принявший заочное решение, в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда ответчиком может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий подпись О.В. Максимова

Решение в окончательной форме изготовлено 11 апреля 2022 года.

Копия верна

Судья Богучанского районного суда

Красноярского края О.В. Максимова