ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1062/2022 от 08.08.2022 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-1062/2022

55RS0005-01-2022-001004-05

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 августа 2022 года г. Омск

Первомайский районный суд города Омска

в составе председательствующего А.Н. Кустовой

при секретаре судебного заседания С.Н. Головановой,

при помощнике судьи Н.А. Евтушенко,

с участием помощника прокурора САО г. Омска Карачинцевой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску департамента строительства Администрации города Омска к ВАВ об изъятии земельного участка и расположенного на нем жилого дома, прекращении права собственности, осуществление регистрации перехода права собственности, возложении обязанности об освобождении земельного участка и жилого дома, снятии с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

департамент строительства Администрации города Омска обратился в суд с иском к ответчику, с учетом уточнений указав, что решением Омского городского Совета от 16.12.22020 № 275 «О бюджете города Омска на ДД.ММ.ГГГГ год и плановый период ДД.ММ.ГГГГ годов» был внесен объект «Реконструкция транспортной развязки на пересечении ». Постановлением от 28.07.2021 № 451-п Администрация г. Омска для муниципальных нужд в целях реконструкции транспортной развязки на пересечении изъят земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером , площадью 820 кв.м, местоположение установлено относительного ориентира – жилого дома, расположенного по адресу , с видом размешенного использования – для жилищных нужд под строение, для размещения домов индивидуальной жилой застройки, а также расположенный на нем жилой дом. Собственником указанных объектов недвижимости является ВАВ

Подготовлен проект соглашения об изъятии жилого дома и земельного участка под ним для муниципальных нужд, который был направлен в адрес ответчика с целью его подписания. Проект соглашения получен ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно отчету от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость недвижимого имущества, принадлежащего ответчику, составляет 5 838 000 руб.

На дату подачи искового заявления ответчиком подписано соглашение об изъятии объектов недвижимости.

С учетом уточнений, просит изъять для муниципальных нужд земельный участок, относящийся к категории земель – земли населенных пунктов, с кадастровым номером , площадью 820 кв.м., расположенного по адресу относительно ориентира жилой дом с почтовым адресом , с видом разрешенного использования – для жилищных нужд под строение, для размещения домов индивидуальной застройки, а также расположенный на нем объект недвижимого имущества зданием – жилой дом, расположенный по адресу , выплатить компенсацию 5 838 000 руб.

Прекратить право собственности ВАВ на земельный участок, с кадастровым номером , площадью 820 кв.м., расположенного по адресу относительно ориентира жилой дом с почтовым адресом , а также расположенный на нем объект недвижимого имущества зданием – жилой дом, расположенный по адресу .

Осуществить переход права собственности на указанный земельный участок от ВАВ к муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области в соответствии со ст. 56.11 ЗК РФ с момента получения денежных средств в счет возмещения;

Возложить на ВАВ, а также совместно проживающих с ним граждан обязанность освободить жилой дом и земельный участок, расположенный по адресу без предоставления другого жилого помещения в течение 45 дней с момента получения денежных средств в счет возмещения и снять указанных лиц с регистрационного учета в течение трех дней с момента получения денежных средств в счет возмещения /т. 2 л.д. 210-215/.

В судебном заседании БКВ, действующая по доверенности, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Уточнила период освобождения дома, земельного участка и снятия с регистрационного учета в течение 45 с момента получения денежных средств. Суду пояснила, что после принятия судом решения, сумма закладывается в адресно-инвестиционную программу, в середине октября состоится заседание Горсосвета, на котором будет рассматриваться вопрос о перечислении средств, еще в течение месяца казначейство будет собирать документы. Ответчики исковые требования не признавали, поэтому они просят снять их с регистрации учета.

ВАВ в судебном заседании исковые требования об изъятии земельного участка и жилого дома для муниципальных нужд, определении выкупной цены земельного участка и жилого дома в размере 5 838 000 руб., прекращении его права собственности на земельный участок и жилой дом, с момента получения денежных средств не оспаривал. Кроме того, согласился с пунктом об освобождении земельного участка и жилого дома в течение 45 дней с момента получения денежных средств, с условием, если это не будет в зимний период. Суду пояснил, что готов сняться с регистрационного учета, после получения денежных средств и приобретения жилья, для того, что там прописаться. Соглашение об изъятии земельного участка им, как собственником не подписано, поскольку изначально не был согласен с выкупной ценой, однако после проведения судебной экспертизы, выкупную стоимость, определенную истцом не оспаривает.

ВНД в судебном заседании суду пояснила, что не возражает против удовлетворения исковых требований. В спорном жилом доме зарегистрированы и проживают она, ВАВ, их сын, и ее отец КДС Спора о снятии с регистрационного учета не имеется. После получения денежных средств они снимутся с учета самостоятельно.

КДС, ВСАА, представитель департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению за исключение требования о снятии ответчика и членов его семьи с регистрационного учета, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 279 ГК РФ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

Согласно ст. 49 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с выполнением международных договоров Российской Федерации; строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.

В силу ст. 56.2 ЗК РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений: уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения); уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения; органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Статьей 56.6 ЗК РФ предусмотрено, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию (ч. 1). Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (ч. 2). Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие (ч. 3). В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 настоящего Кодекса, в решении об изъятии указывается это лицо. В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, публичные сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются (ч. 4). К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка (ч. 5).

Согласно ч. 10 ст. 56.6 ЗК РФ, в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение: осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется; направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав; направляют организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого осуществляется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (при наличии такого ходатайства), копию решения об изъятии, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав на недвижимость, и способах связи с ними, о лицах, являющихся правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, сведения о которых получены на основании предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 56.5 настоящего Кодекса запросов, а также копии документов, подтверждающих права указанных лиц на изымаемые земельные участки и (или) на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества.

После уведомления правообладателя изымаемой недвижимости он вправе направить в орган, принявший решение об изъятии, сведения о почтовом адресе для направления данному правообладателю проекта соглашения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (ч. 12 ст. 56.6 ЗК РФ).

В силу ч. 1 ст. 56.7 ЗК РФ, в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство: выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка; выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению; выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков; обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков; выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества; осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.

Согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не требуется (ч. 2 ст. 56.7 ЗК РФ).

Согласно ст. 56.8 ЗК РФ, размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч. 1). При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению (ч. 2). В целях определения размера возмещения за изымаемый земельный участок, который подлежит образованию, рыночная стоимость такого земельного участка, находящегося в частной собственности (рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на такой земельный участок), определяется как разница между рыночной стоимостью исходного земельного участка (рыночной стоимостью прекращаемых прав на исходный земельный участок) и рыночной стоимостью земельного участка, сохраняющегося у правообладателя (рыночной стоимостью сохраняющихся прав) (ч. 4). В целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка. В случае, если до указанного дня разрешенное использование земельного участка изменено для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется изъятие, рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость прекращаемых прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования, установленного до указанного изменения. Планируемое изъятие земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества не учитывается при определении размера возмещения (ч. 5). В случае, если в результате изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества у правообладателей изымаемой недвижимости возникают убытки в связи с невозможностью исполнения ими обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, правообладатели изымаемой недвижимости обязаны представить лицу, выполняющему работы по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, документы, подтверждающие возникновение у правообладателей изымаемой недвижимости убытков в связи с невозможностью исполнения указанных обязательств (ч. 6). Размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости (ч. 7).

Согласно ч. 8 ст. 56.8 ЗК РФ, при определении размера возмещения не подлежат учету: объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемом земельном участке, и неотделимые улучшения данных объектов (в том числе в результате реконструкции), произведенные вопреки его разрешенному использованию, а также вопреки условиям договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком; неотделимые улучшения земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества, произведенные после уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, за исключением неотделимых улучшений, произведенных в целях обеспечения безопасности такого недвижимого имущества в процессе его использования (эксплуатации), предотвращения пожаров, аварий, стихийных бедствий, иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, либо в целях устранения их последствий, а также в результате реконструкции на основании выданного до указанного уведомления разрешения на строительство; объекты недвижимого имущества, строительство которых осуществлено после уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если это строительство осуществлялось на основании ранее выданного разрешения на строительство; объекты недвижимого имущества, для строительства которых не требуется выдача разрешения на строительство и строительство которых начато после уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии; сделки, заключенные правообладателем изымаемой недвижимости после его уведомления о принятом решении об изъятии, если данные сделки влекут за собой увеличение размера убытков, подлежащих включению в размер возмещения за изымаемый земельный участок.

Статьей 281 ГК РФ предусмотрено, что за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.

В силу ст. 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

В п. 28 Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда (статья 55 ЗК РФ). Под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу пункта 2 статьи 281 ГК РФ и пункта 4 статьи 63 ЗК РФ включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора. Рыночная стоимость земельного участка согласно статье 66 ЗК РФ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (статья 9).

Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015, по смыслу статьи 282 ГК РФ, пункта 3 статьи 55, пункта 1 статьи 62 ЗК РФ, в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора (п. 7 Обзора).

В судебном заседании установлено, что Постановлением Администрации г. Омска от 28.07.2021 № 451-п «Об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и объектов недвижимого имущества в Центральном административном округе города Омска», для муниципальных нужд в целях реконструкции транспортной развязки на пересечении изъят, в том числе, земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером , площадью 820 кв.м, местоположение установлено относительного ориентира – жилого дома, расположенного по адресу , с видом размешенного использования – для жилищных нужд под строение, для размещения домов индивидуальной жилой застройки, а также расположенный на нем жилой дом. Согласно п. 4 названного постановления, департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска рекомендовано обеспечить подготовку проектов соглашений об изъятии земельных участков и жилых ломов, указанных в п. 1 названного постановления /т. 1 л.д. 6-7, 72-77/

Постановлением Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом внесенных изменений от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект планировки территории, расположенной в границах: улиц , в том числе проект межевого плана территории элементов планировочной структуры по и по / т. 1 л.д. 49-50, 51, 52-58, 59-60/.

Распределены бюджетные ассигнования бюджета города Омска по целевым статьям, группам видов расходов классификации расходов бюджетов на плановый период ДД.ММ.ГГГГ года, в том числе реконструкцию транспортной развязки на пересечении проспекта /т. 1 л.д. 61-62, 65-71/.

Собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 820 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для жилищных нужд под строение, для размещения домов индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу , а также находящегося на нем жилого дома с кадастровым номером , площадью 74,8 кв.м. является ВАВ /том 1 л.д. 18-19, 193-204/.

Согласно домовой книге прописки граждан, проживающих в в , по указанному адресу зарегистрированы и проживают ВАВ, ВНД, КДС, ВСАА /том 1 л.д. 209-215/.

Оценщиком КМЮ по заказу департамента строительства Администрации г. Омска подготовлен отчет от 2021 года об оценке рыночной стоимости размера возмещения в связи с изъятием для муниципальных нужд земельного участка и объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 820 кв.м., расположенного по адресу составляет 1 719 000 руб.; рыночная стоимость находящегося на нем жилого дома с кадастровым номером , общей площадью 88,6 кв.м. составляет 4 047 000 руб., сумма возмещения убытков граждан, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателем изымаемого земельного участка своих обязательств перед третьими лицами составляет 72 000 руб., всего 5 838 000 руб. /том 1 л.д. 96-130/.

Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска подготовлен проект Соглашения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, в соответствии с которым ВАВ передает в собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области жилой дом с кадастровым номером , площадью 74,8 кв.м, расположенный по адресу , и земельный участок под ним, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером , площадью 820 кв.м, расположенного по указанному адресу, с видом разрешенного использования – для жилищных нужд под строение, для размещения домов индивидуальной жилой застройки.

В силу п. 2 Соглашения, целью изъятия жилого дома и земельного участка под ним является «Реконструкция транспортной развязки на пересечении ». Согласно п. 4 Соглашения, размер денежного возмещения за жилой дом и земельный участок под домом составляет 5 838 000 руб. /л.д. 21-23/.

ДД.ММ.ГГГГ указанный проект Соглашения был направлен департаментом строительства Администрации г. Омска в адрес ВАВ с целью его подписания, и был получен ответчиком ДД.ММ.ГГГГ /т. 1 л.д. 20, 24, т. 2 л.д. 206-209/.

Таким образом, процедуры, предшествующие изъятию спорного земельного участка и жилого дома у собственника ВАВ, предусмотренные законом требования департаментом строительства Администрации г. Омска соблюдены.

Соглашение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд ВАВ не подписано.

Определением Первомайского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству ответчиков ВАВ по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО «ОМЭКС».

Согласно заключению эксперта ООО «ОМЭКС» от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость индивидуального жилого домовладения, расположенного по адресу (включая/в том числе/учитывая земельный участок и все объекты недвижимости на нем) на дату определения стоимости – не позже ДД.ММ.ГГГГ составляет округлённо 4 290 000 руб., включая/в том числе/учитывая рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 820 кв.м, в размере 2 500 000 руб. (вклад всех объектов недвижимости в рыночную стоимость домовладения, соответственно составляет 1 790 000 руб.). Размер убытков, причиненных собственнику ВАВ, в связи с изъятием жилого помещения и земельного участка, в том числе, расходы, связанные с переездом в арендуемое и в другое новое жилье, расходы, связанные с временным пользованием иным жильем до приобретения в собственного нового жилья, вынужденной арендой контейнера для хранения части движимого имущества на время поиска другого помещения, а также оплату услуг по подбору нового жилья и оформление права собственности на него и уплату государственной пошлины составляет округленно 109 000 руб. /том 2 л.д. 2-98/.

Определением Первомайского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству ответчиков ВАВ, ВНД по делу назначена дополнительная судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО «ОМЭКС» /том 2 л.д. 110-111/.

Согласно заключению эксперта ООО «ОМЭКС» от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость индивидуального жилого домовладения, расположенного по адресу (включая/в том числе/учитывая земельный участок и все объекты недвижимости на нем) оставляет округленно 5 020 000 руб., включая/в том числе/учитывая рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером общей площадью 820 кв.м, расположенного по адресу в размере 2 840 000 руб. (вклад всех объектов недвижимости в рыночную стоимость домовладения, соответственно составляет 2 180 000 руб.) /том 2 л.д. 115-205/.

В судебном заседании ответчик ВАВ исковые требования в части изъятия земельного участка и жилого дома для муниципальных нужд, определения выкупной цены земельного участка и жилого дома в размере 5 838 000 руб., прекращении его права собственности на земельный участок и жилой дом не оспаривал.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания. Суд разъясняет ответчику последствия признания иска.

При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Частью 4 ст. 198 ГПК РФ предусмотрено, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным удовлетворить заявленные департаментом строительства администрации г. Омска исковые требования в части изъятия для муниципальных нужд спорного земельного участка и жилого дома; определения выкупной стоимости указанного земельного участка и жилого дама в размере 5 838 000 руб.; прекращении права собственности ВАВ на спорный земельный участок, с кадастровым номером , и жилой дом; осуществлении перехода права собственности на указанный земельный участок от ВАВ к муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области; возложить на ВАВ.

Относительно требований истца об освобождении жилого дома и земельного участка, снятии ответчика ВАВ, а также совместно проживающих с ним граждан с регистрационного учета в течение 45 дней с момента получения денежных средств в счет возмещения, суд приходит к выводу, что департаментов по суди, заявлено требование о выселении ответчика и третьих лиц.

Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

С учетом изложенного изъятие земельного участка и жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом право собственности на жилое помещение в связи с изъятием будет прекращено при выплате возмещения, стоимость которого определяется в настоящем судебном разбирательстве.

Поскольку денежные средства в адрес ответчика не перечислены, ответчик не оспаривает, свою обязанность о снятии с регистрационного учета и освобождения земельного участка с расположенным на нем жилым домом, после получения денежных средств, при отсутствии между сторонами, подписанного соглашения об изъятии жилого дома и земельного участка под ним, суд полагает, что заявленные истцом требования о выселении проживающих лиц в спорном жилом помещении, и как следствие, снятие их с регистрационного учета, заявлены истцом преждевременно, поскольку на момент подачи иска в суд отсутствуют доказательства нарушения прав истца в названной части, в связи с чем, оснований для их удовлетворения не имеется.

При этом суд отмечает, что в случае нарушения прав истца после перечисления выкупной стоимости земельный участок и расположенного на нем жилого дома, истец не лишен права обратиться в суд к тому же ответчику с соответствующим исковым требованиями.

На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования департамента строительства Администрации города Омска удовлетворить частично.

Изъять для муниципальных нужд, принадлежащий ВАВ, путем выкупа земельный участок с кадастровым номером , площадью 820 кв.м., расположенного по адресу относительно ориентира жилой дом с почтовым адресом , и расположенным на нем объектом недвижимого имущества жилой дом, расположенный по адресу .

Определить выкупную стоимость земельный участок с кадастровым номером , площадью 820 кв.м., расположенного по адресу , и расположенным на нем объектом недвижимого имущества - жилой дом, по адресу , в размере 5 838 000 руб., в том числе убытки, связанные с изъятие жилого помещения и земельного участка.

Прекратить право собственности ВАВ на земельный участок с кадастровым номером , площадью 820 кв.м., расположенного по адресу , и расположенным на нем объектом недвижимого имущества - жилой дом, расположенный по адресу , после выплаты в его пользу выкупной стоимости земельного участка и жилого помещения в сумме 5 838 000 руб.

Настоящее решение является основанием для внесения регистратором соответствующих записей о переходе прав на вышеуказанное жилое помещение и земельный участок в Единый государственный реестр недвижимости.

Взыскать с ВАВ расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300,00 руб. в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья А.Н. Кустова

Мотивированное решение составлено 12.08.2022.

Решение не вступило в законную силу