УИД 42 RS 0032-01-2022-002961-12
Дело № 2-1062/2023
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
«26» сентября 2023 год город Прокопьевск
Рудничный районный суд города Прокопьевска Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Емельяновой О.В.,
при секретаре судебного заседания Сосниной А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Козленковой Елены Ивановны е обществу с ограниченной ответственностью «Деловые линии» о взыскании убытков по договору транспортной экспедиции, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Козленкова Е.И. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Деловые линии» (далее ООО «Деловые линии») и с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ просит взыскать сумму ущерба за утраченные и поврежденные вещи в сумме 291 347 рублей, неустойку в сумме 1 804,23 рубля за каждый день просрочки начиная с 24.10.2022г. по день вынесения решения, моральный вред в сумме 10 000 рублей, штраф в размере 50 % от суммы присужденной судом в пользу истца за несоблюдение в добровольном порядке требований истца.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что 14.07.2022г. она заключила договор транспортное экспедиции с ООО «Деловые линии» по организации перевоза груза по маршруту: <...>
Согласно условиям договора, перевозчик принял на себя обязательство по перевозке груза в количестве <...> мест. В подтверждение заключения договора выдали накладную экспедитора <...>, где указано только количество мест, при этом, другую информацию, а именно: объявленная стоимость, состояние упаковки грузоотправителя, срок доставки, - в накладную внести отказались.
На следующий день, при обращении в офисе ответчика по адресу: <...> ей выдана накладная <...> с указанием всех существенных условий договора. Объявленная стоимость груза была определена ответчиком самостоятельно в размере 75 000 рублей. Груз был застрахован в ООО «Группа Ренессанс Страхование». Груз был принят к перевозке без замечаний со стороны ответчика 28.07.2022г. груз был доставлен и выдан ей.
При приемке груза была обнаружена недостача 12 мест, деформация упаковки в количестве 30 мест, нарушение целостности упаковки в количестве 30 мест, нарушение целостности груза в количестве 30 мест. Факт недостачи подтверждается коммерческим актом от 28.07.2022г.
Приблизительно через месяц ей доставили еще одно место: принтер стоимость 15 000 рублей, остальные вещи были утрачены:
1. Микроволновка «Самсунг» 23 л., стоимостью 13 500 рублей;
2. Шланг с щеткой от бытового пылесоса «Shiwaki» стоимостью пылесоса 10 000 рублей;
3. Провод и пульт к телевизору «Самсунг», диагональю 80;
4. Основание у кровати, стоимостью кровати 50 000 рублей;
5. Утюг «Бош» с отпаривателем стоимостью 14 000 рублей;
6. Столовый сервис на 12 персон, стекло (тарелки, глубоки тарелки, блюдца, селедочницы, салатники и т.д.) стоимостью 25 000 рублей;
7. Рубашки в количестве 12 шт., средней стоимостью 2 000 рублей за 1 шт., итого 24 000 рублей;
8. Ковровая дорожка 1х3 стоимостью 8 000 рублей;
9. Комплекты постельного белья (сатин) в количестве 3 шт., стоимость от 7 000 до 8 000 рублей. Средняя стоимость 7 500 рублей, итого 22 500 рублей;
10. Принтер «НР» стоимостью 10 500 рублей;
11. Книги по истории Китая 8 томов, стоимостью от 3 000 до 5 000 рублей;
12. Учебная литература общей стоимостью около 15 000 рублей;
13. Учебники с 6 по 11 классы, в двух частях авторов Арсентьева, Данилова, всего 12 шт. средняя стоимость 1 100 рублей, за один учебник, итого 13 200 рублей;
14. Всеобщая история линейка книг с 5 по 9 классы, авторов Юдовской и Вигасина, в общем количестве 10 книг, стоимостью 12 00 рублей, за каждую книгу, итого 12 000 рублей.
Часть вещей было повреждено:
1. Матрас на двухспальную кровать - без упаковки, деформированный, грязный, стоимость 30 000 рублей;
2. Письменный стол большой - имеет многочисленные сколы, потертости, пробитый ящик, сломаны ножки, многочисленные царапины, стоимость 56 000 рублей;
3. Офисное кресло - порвано, без упаковки, сломана ножка, стоимость 8 000 рублей;
4. Кресло из набора мягкой мебели, скол на деревянной поверхности.
Первоначально она направила претензию 30.07.2022г. на бланке, которые ей выслали по электронной почте; стоимость ущерба по данной претензии она предъявила в сумме 600900 рублей. Претензия направлялась в адрес ответчика, но он сразу же переадресовал ее без рассмотрения в ООО «Группа Ренессанс Страхование» и вся последующая переписка велась только со страховой компанией. Ответа на претензию она не получила.
Повторная претензия ответчику была направлена 23.09.2022г. на электронную почту, получила ответ в это же день, что претензия получена, но ответа на претензию не последовало. Сумма претензии составила 380 412 рублей.
Истец Козленкова Е.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании от 13.07.2023г. поясняла, что заключала договор следующим образом: к ней приехал экспедитор, отправляемый ею груз находился уже на улице у подъезда, она подписала экспедиционную расписку, груз загрузили в автомобиль экспедитора, после этого она сразу поехала в офис «Деловые линии. В офисе сообщила, что приехала заключить договор, на что ей сказали, что договор заключить невозможно, поскольку автомобиль и экспедитор не прибыли к офису, груз не замерен, не взвешен. Разъяснили, что по телефону ей сообщат и ей необходимо отслеживать информацию на сайте. После этого ей никто не позвонил. Из документов подтверждающих принятие ответчиком груза была только экспедиторская расписка. Считает, что коммерческим актом подтвержден факт того, что вся целостность упаковки нарушена, также имеются фотографии.
Представитель ответчика ООО «Деловые Линии»» в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании 13.07.2023г. (видеоконференц-связь с Домодедовским городским судом <...>) представитель ответчика Егоров К.А. суду пояснял, что ответственность юридического лица ограничена объявленной стоимостью. В данном случае объявленная стоимость груза по накладным указана в сумме 75 000 руб., соответственно ущерб свыше указанной суммы не подлежит взысканию, накладные подписаны истицей, при отправке и при получении. Страховая компания ПАО "Группа Ренесанс Страхования" компенсировала ущерб истцу, т.к. истец при отправке груза заказывала услугу страхования, соответственно был предоставлен договор страхования, это страхование имущества, а не страхование их ответственности, соответственно страхование происходит в пользу выгодоприобретателя, в данном случае выгодоприобретателем является истец, поэтому страховая компания выплатило денежные средства. Такой порядок страхования предусмотрен ст. 929, 930 ГК РФ и он предусматривает, что непосредственно с выгодоприобретателем этот договор не заключается, он идет в пользу третьего лица, поэтому истец сама договор не подписывала. Коммерческим актом предусмотрена деформация груза в количестве 30 мест, и утрата груза в количестве 11 мест, соответственно истцу был возмещен ущерб пропорционально и объявленная стоимость и транспортные расходы, фактически половину груза они перевезли в надлежащем состоянии. Также истцом не представлено конкретных доказательств, того какой груз перевозился. Истец провел свою оценку, на основании тех документов, которые она сама предоставила экспертам. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований истцу, поскольку ущерб ей компенсирован, перевозка груза осуществлена, предметы груза не были новыми, истец с каждым документом, с каждой претензией меняла перечень имущества, какие вещи были повреждены, а какие утрачены, что свидетельствует о её недобросовестности и позволяет усомниться в достоверности её утверждений.
Представитель ответчика ООО «Группа Ренессанс Страхование» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о времени и месте слушания дела. Возражений относительно исковых требований суду не представил.
Изучив основания заявленных требований, доводы сторон, изложенные в судебном заседании 13.07.2023г., исследовав письменные доказательства дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 803 Гражданского кодекса РФи ст. 6, 7 Федерального закона № 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу экспедитор несет перед клиентом ответственность по основаниям и в размере, устанавливаемых в соответствии с правилами главы 25 Гражданского кодекса РФ.
Действующее законодательство не освобождает потребителя от доказывания размера причиненного реального ущерба.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003г. № 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые Экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
Исходя из указанных норм права, предметом доказывания по настоящему делу являлся факт передачи грузоперевозчику груза определенного рода (вида) и его стоимости.
Судом установлено, а также подтверждается материалами дела то, что 14.07.2022г. Козленкова Е.И. отправила Сборный груз по маршруту <...>, что подтверждается накладной <...> (л.д. 10) и накладной <...> через ООО «Деловые линии». За перевозку груза истец заплатила 9 942,67 рублей. Объявленная стоимость груза указана 75 000 рублей (л.д. 11).
В разделе Условия перевозки накладной <...> указано, что подписание настоящего документа является безусловным акцептом на размещенную экспедитором в открытом доступе для неограниченного круга лиц на официальном интернетсайте www.dellin.ru оферту (договор транспортной экспедиции л.д. 158-168) на оказание услуг по организации доставки грузов и означает принятие и полное согласие со всеми условиями такой оферты присоединения к условиям договора транспортной экспедиции (договор присоединения).
28.07.2022г. в пункте выдачи в месте назначения Козленковой Е.И. получен поврежденный груз, в частности: деформация упаковки 30 мест, нарушение целостности упаковки 30 мест, частичное отсутствие груза 12 мест, что отражено в коммерческом акте передачи (л.д. 12).
Судом также установлено, что перевозимый груз был застрахован ООО "Деловые линии", что подтверждается индивидуальным полисом <...> с ООО «Группа Ренессанс Страхование» (л.д. 157), а также генеральным <...> страхования грузов от 01.10.2021г.
Согласно п.1.2 генерального договора страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в настоящем договоре события (страхового случая) возместить страхователю или иному лицу в пользу которого заключен настоящий договор (Выгодопреобретателю) причиненные в следствие этого события убытки в застрахованном имуществе (грузе) в пределах согласованной сторонами суммы (страховой суммы).
Ответчику по электронной почте Козленковой Е.И. направлена претензия экспедитору по приемной накладной <...> от 14.07.2022г. (л.д. 13-16), которая переадресована в ООО «Группу Ренессанс Страхование».
ООО «Группа Ренессанс Страхование» 11.08.2022г. направило Козленковой Е.И. письмо с просьбой предоставить необходимый перечень документов (л.д. 17,18).
22.09.2022г. Козленкова Е.И. отправила вновь претензию в ООО «Деловые Линии» о возмещении материального ущерба в сумме 380 412 рублей, компенсации морального вреда в сумме 50 000 рублей.
26.10.2022г. ООО «Деловые линии» направлен ответ Козленковой Е.И. о том, что документы по претензии переданы в страховую компанию, и по результату их рассмотрения ей будет подготовлен и направлен ответ.
27.10.2022 года представитель ООО «Деловые линии» Ш.Е.А. направила ответ Козленковой Е.И. на электронную почту, где также указала, что рассмотрением её заявлением займутся специалисты страховой компании и юристы группы компании Деловые линии, которые будут поддерживать с ней постоянный прямой контакт.
25.01.2023г. ООО «Деловые линии» по результатам рассмотрения претензии по накладной <...> от 14.07.2022г. адрес Козленковой Е.И. направлено письмо, что по претензии вынесено положительное решение; сумма возмещения 73 822,96 рублей будет перечислена на её расчетный счет. Реальный ущерб был рассчитан на основании страхового <...> (л.д. 120-121,169). В этот же день денежные средства Козленковой Е.И. поступили на счет, что подтверждается справкой по операции (л.д. 122), платежным поручением <...> от 25.01.2023г.
Груз от грузоотправителя по накладной <...> от 14.07.2022г. был принят ответчиком ООО "Деловые линии" в соответствии с условиями, содержащимися в накладных по количеству грузомест, объему и весу - 74 грузомест, вес 338 кг, объем 9,49 куб. м, наименование "Сборный груз", без досмотра и проверки содержимого упаковки. То есть о том, что на перевозку передаются конкретные вещи, в накладной не указано.
Согласно условиям индивидуального полиса страхования <...> в качестве выгодоприобретателя указано лицо имеющее основанное на законе ином правовом акте или договоре интерес в сохранении застрахованного по настоящему полису груза.
С учетом изложенных обстоятельств, суд пришел к выводу о недоказанности размера ущерба, причиненного имуществу истца, и о том, что груз был поврежден в процессе транспортировки, поскольку объективно установить это в настоящее время не представляется возможным ввиду отсутствия первичных документов, идентифицирующих качественные характеристики каждого из предметов, входящих в груз, переданный на транспортировку ответчику.
Согласно ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах: за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
В соответствии с условиями договора транспортной экспедиции, размещенного на официальном сайте ООО "Деловые линии", а также изложенным в приемной накладной, ответчиком для осуществления дальнейшего экспедирования грузы от отправителя принимаются по количеству грузовых мест без внутритарного досмотра и поштучной сверки с товарными накладными продавца.
При передаче спорного груза к доставке, досмотр груза не производился, товаросопроводительные документы к грузу отправителем не передавались, о чем свидетельствует отсутствие ссылки на какие-либо сопроводительные документы в накладной.
Установить какой именно "Сборный груз" и в каком состоянии был передан грузоотправителем в адрес истца, не представляется возможным. Доказательство вложения в тару именно конкретного (по артикулу, марке, стоимости) содержимого истцом не предоставлено, объективно установить это не представляется возможным.
Спорный груз был принят ответчиком с объявлением ценности в размере 75 000 рублей по количеству грузовых мест, объему и весу без внутреннего досмотра и поштучной проверки содержимого упаковки.
Сопроводительные документы предоставлены не были, что указано в самой накладной. Как видно из материалов дела, Козленкова Е.И. не доказала характер и состояние груза до его отправки, не имела сопроводительных документов на переданный к перевозке товар.
Объявленная стоимость груза при отправке была определена в размере 75 рублей 00 копеек.
Пунктом 3.1.1. договора транспортной экспедиции (размещен на официальном сайте Ответчика, публичная оферта) предусмотрено, что по соглашению сторон экспедитор и клиент могут предусмотреть иной порядок приема груза, в том числе с досмотром внутреннего содержимого принимаемого к перевозке груза. Однако данный груз был передан к доставке счетом мест, без внутритарного досмотра.
В рассматриваемом случае какого-либо дополнительного соглашения между сторонами заключено не было, таким образом, при приеме груза ООО "Деловые линии" обязано было определить лишь количество мест груза, их вес и объем, что и было им сделано.
Наименование и характеристика груза, переданного экспедитору, могут быть подтверждены документами, составленными в момент передачи груза для доставки получателю, между тем таких доказательств истец не представил.
Из представленных в материалы дела документов невозможно установить, какой именно груз был передан к отправке истцом, не доказан размер причиненных истцу убытков, не подтвержден факт передачи именно товара, заявленного истцом в иске.
Таким образом, истец не проявил должную степень заботливости и осмотрительности при сдаче к отправке спорного груза, которая от неё требовалась по условиях гражданского оборота в целом и договора оказания услуг доставки отправлений в частности, в связи с чем, приняла на себя риски, связанные с невозможностью установить в дальнейшем обстоятельства повреждения груза.
В накладной <...> от 14.07.2022г. указано что, отправляя груз, его объявленная стоимость составляет 75 000 рублей.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза в следующих размерах: за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности.
Согласно п. 2.2.2 договора транспортной экспедиции (оферта) если иное не предусмотрено соглашением, клиент вправе объявить стоимость (ценность) груза по накладной экспедитора. Объявленная стоимость (ценность) груза не должна превышать действительной стоимости груза.
Как установлено в судебном заседании, ответчик ООО «Группа Ренессанс Страхование» признал случай страховым и выплатил истцу страховое возмещение по договору страхования с ООО «Деловые линии» в пределах объявленной ценности, что соответствует условиям договора, поэтому заявленный истцом размер убытков в ходе рассмотрения дела своего подтверждения не нашел.
Таким образом, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
На сновании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Козленковой Елены Ивановны е обществу с ограниченной ответственностью «Деловые линии» о взыскании убытков по договору транспортной экспедиции, неустойки, штрафа и компенсации морального вреда, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Кемеровский областной суд через Рудничный районный суд <...>, принявший решение.
Мотивированное решение составлено 03 октября 2023 года.
Председательствующий: подпись О.В. Емельянова.
<...>