Дело № 2-1441/2020
77RS0016-01-2019-018702-50
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сургут 14 февраля 2020г.
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югра в составе: председательствующего судьи Паничева О.Е.,
при секретаре Ахмедове Р.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новоуренгойского транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» об обязании организовать охрану железнодорожного разъезда Панкит Свердловской железно дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности в течение определенного срока,
УСТАНОВИЛ :
Прокурор обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «Российские железные дороги» об обязании организовать охрану железнодорожного разъезда Панкит в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности в течение определенного срока, мотивируя свои требования тем, что Новоуренгойской транспортной прокуратурой проведена проверка в Свердловской дирекции управления движением - структурном подразделении Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» обеспечения транспортной безопасности при эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в ходе которой выявлены нарушения законодательства, требующие принятия мер прокурорского реагирования. Целью обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Установлено, что ОАО «РЖД» является собственником объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного разъезда Панкит, расположенного в Ямало-Ненецком автономном округе. Ведение данного объекта осуществляет Свердловская дирекция управления движением - структурное подразделение Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД». Железнодорожный разъезд Панкит внесен 03.10.2013 под 3 категорией в реестр категорированных объектов за № ЖРП303145. Оценка уязвимости в отношении указанной разъезда утверждена 24.12.2014, план транспортной безопасности утвержден 15.01.2016. Таким образом, срок для реализации плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожного разъезда Панкит, в том числе в части образования (формирования) и (или) привлечения подразделения транспортной безопасности, истек. Вместе с тем на данный момент ОАО «РЖД» в нарушение ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и п. 5 Требований в отношении железнодорожного разъезда Панкит не образовало (не сформировало) и (или) не привлекло для защиты в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности подразделение транспортной безопасности, в этой части план обеспечения транспортной безопасности данного объекта транспортной инфраструктуры не реализован. В связи с допущенными нарушениями Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта дважды - 10.08.2018 и 17.12.2018 в адрес ОАО «РЖД» вносились предписания, которые им не исполнены. За невыполнение последнего предписания ОАО «РЖД» 25.12.2018 привлечено к административной ответственности по ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ. Приведенные доводы свидетельствуют о длительном игнорировании должностными лицами ОАО «РЖД» общеобязательных норм и принципов законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, что является недопустимым и требует принятия мер принудительного характера. Несвоевременное принятие мер, направленных на исполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, создает условия для совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. Допущенные ОАО «РЖД» нарушения законодательства создают угрозу устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, нарушают права личности, общества и государства на защиту от актов незаконного вмешательства в сфере транспортного комплекса. Просит Обязать ОАО «РЖД» в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты железнодорожного разъезда Панкит в соответствии с его планом обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности.
Прокурор в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд в соответствии с ч. 3. ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, поскольку он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд в соответствии с ч. 4. ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, поскольку он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на исковое заявления указал, что исковые требования не признает, пояснив Министерство транспорта Российской Федерации в письмах № НЗ-26/11160 от 03.08.2017 и № Н-3-26/18467 от 13.12.2017 разъяснило ОАО «РЖД», что в связи со вступлением в законную силу Требований субъектам транспортной инфраструктуры в установленном порядке надлежит провести дополнительную оценку уязвимости ОТИ железнодорожного транспорта, на которых она уже проведена, в объеме работ, установленном законодательством Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности. Таким образом, как по смыслу законодательства, так и в соответствии с разъяснениями Минтранса России, для разработки и утверждения плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, необходимо проверить его на соответствие новым Требованиям, в том числе по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости ОТИ. Проверка этого соответствия входит в компетенцию Минтранса Российской Федерации в силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и Административного регламента, утвержденного приказом Минтранса России от 06.03.2013 № 74, требует специальных познаний в области транспортной безопасности. В 2019 г. проведена и утверждена установленным порядком дополнительные оценки уязвимости станций Панкит (рзд). В силу прямого указания подпункта 5 пункта 3 Требований образование (сформирование) и (или) привлечение для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделений транспортной безопасности должно производиться в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, которые подлежат корректировке, и в которых должны быть установлены сроки реализации мероприятий, предусмотренных планом. Учитывая данные обстоятельства, требования прокурора о возложении обязанности обеспечить охрану спорного ОТИ подразделениями транспортной безопасности в отсутствие соответствующего законодательству плана обеспечения транспортной безопасности заявлены преждевременно. Поскольку план обеспечения транспортной безопасности в связи с введением в действие новых Требований на день рассмотрения спора не разработан, оснований для удовлетворения заявленных требований нет. Просит в удовлетворении иска отказать.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Как установлено в судебном заседании, Новоуренгойской транспортной прокуратурой проведена проверка в Свердловской дирекции управления движением - структурном подразделении Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» обеспечения транспортной безопасности при эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в ходе которой выявлены нарушения законодательства, требующие принятия мер прокурорского реагирования.
Целью обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является реализация требований по обеспечению транспортной безопасности.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
Исходя из смысла п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры - это юридические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры или использующие их на ином законном основании.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» определено, что требования по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Требования по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495 (далее - Требования).
Требования применятся в отношении следующих объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта: железнодорожных вокзалов и станций; тоннелей, эстакад, мостов; объектов систем связи, навигации и управления движением транспортных средств; участков железнодорожных путей, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования железнодорожного транспорта, определяемых Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» (п. 5 Требований).
В соответствии с п. 5 Требований субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, помимо прочего, обязан:
образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности;
реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры поэтапно в предусмотренные этим планом сроки для объектов транспортной инфраструктуры 3 и 4 категорий - в течение 1 года со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры.
Установлено, что ОАО «РЖД» является собственником объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного разъезда Панкит, расположенного в Ямало-Ненецком автономном округе. Ведение данного объекта осуществляет Свердловская дирекция управления движением - структурное подразделение Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД».
Железнодорожный разъезд Панкит внесен 03.10.2013 под 3 категорией в реестр категорированных объектов за № ЖРП303145. Оценка уязвимости в отношении указанной разъезда утверждена 24.12.2014, план транспортной безопасности утвержден 15.01.2016.
Срок для реализации плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожного разъезда Панкит, в том числе в части образования (формирования) и (или) привлечения подразделения транспортной безопасности, истек.
В нарушение ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и п. 5 Требований в отношении железнодорожного разъезда Панкит не образовало (не сформировало) и (или) не привлекло для защиты в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности подразделение транспортной безопасности, в этой части план обеспечения транспортной безопасности данного объекта транспортной инфраструктуры не реализован.
В связи с допущенными нарушениями Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта дважды - 10.08.2018 и 17.12.2018 в адрес ОАО «РЖД» вносились предписания, которые им не исполнены.
За невыполнение последнего предписания ОАО «РЖД» 25.12.2018 привлечено к административной ответственности по ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ.
Несвоевременное принятие мер, направленных на исполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, создает условия для совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
Допущенные ОАО «РЖД» нарушения законодательства создают угрозу устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, нарушают права личности, общества и государства на защиту от актов незаконного вмешательства в сфере транспортного комплекса.
В соответствии с 4.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, а также в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Допущенные ОАО «РЖД» нарушения законодательства создают угрозу устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, нарушают права личности, общества и государства на защиту от актов незаконного вмешательства в сфере транспортного комплекса.
Таким образом, исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Как следует из положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Устанавливая указанный срок, суд должен исходить из того, что такой срок должен быть разумным, т.е. достаточным для того, чтобы ответчик имел реальную возможность исполнить решение суда.
ОАО «РЖД» может привлечь подрядчиков только на основании проведенного конкурса, что объективно приводит к невозможности исполнения требований прокурора в указанные им сроки.
Кроме того, привлечение подразделений транспортной безопасности планируется и осуществляется ОАО «РЖД» за счёт инвестиционных бюджетов, определённых на основании инвестиционной программы ОАО «РЖД», которая утверждается Советом директоров ОАО «РЖД» после согласования с Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Российская Федерация как единственный учредитель и акционер определяет приоритетные направления деятельности Компании, участвует в утверждении основных программ его деятельности, в том числе годовых бюджетов и инвестиционной программы, распределении прибыли и убытков.
Финансирование проектов капитального строительства осуществляется согласно Регламенту взаимодействия участников инвестиционного процесса при формировании и реализации инвестиционной программы ОАО «РЖД», утвержденному Распоряжение ОАО «РЖД» от 27.10.2016 №2156р «Об утверждении документов, регламентирующих формирование и реализацию инвестиционной программы и сводного инвестиционного бюджета ОАО «РЖД».
Согласно данному регламенту Инвестиционная Программа Компании рассматривается и утверждается ежегодно. При этом инвестиционные заявки на следующий год должны быть окончательно одобрены до 01 июня текущего года.
В случае одобрения заявки, Департамент инвестиционной деятельности Компании формирует его в Инвестиционный проект для включения в проект Инвестиционной программы и формирования инвестиционного бюджета года, следующего за текущим. Инвестиционная программа и инвестиционный бюджет после 15 сентября текущего года выносятся на утверждение Совета Директоров Компании. Финансирование выделяется на год, следующий за текущим.
Рассмотрение данного проекта Инвестиционным комитетом ОАО «РЖД» осуществляется до 1 октября, предшествующего планируемому.
Таким образом, достаточным может быть признан срок не менее 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы ответчика о том, что необходимые меры по осуществлению охраны разъезда Панкит Свердловской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» осуществляются суд считает несостоятельными, поскольку меры по охране указанного объекта не осуществляются на постоянной основе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199, суд,
РЕШИЛ :
Обязать ОАО «Российские железные дороги» организовать охрану железнодорожного разъезда Панкит Свердловской железно дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности в течение 18-ти месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после принятия решения суда в окончательной форме в суд Ханты-Мансийский автономного округа-Югры путем подачи жалобы в Сургутский городской суд.
Судья О.Е. Паничев